Систематика человеческого опыта
Стр 1 из 86Следующая ⇒ Дж. Г. Беннетт
Драматическая Вселенная Том 3
Предисловие
Третий том " Драматической Вселенной" следует считать в то же время четвертым и последним томом сочинения, представлявшего собой одно из основных моих занятий в течение более чем трети века. Привести работу к такому пункту, чтобы результаты ее могли быть напечатаны, оказалось весьма затруднительным. Отчасти это результат неспособности определенного типа темперамента (насколько это удобно заметить), но также - что более значительно - характерная черта того периода, в который мы живем. Эта характерная черта обсуждается в последней главе сочинения, где я касаюсь того взрыва прогресса, который произошел в каждой сфере и вышел из-под контроля человека. Когда эта работа была начата 35 лет тому назад, многие понятия, которые я подучил от Гурджиева и других традиционных источников относительно природы Человека и Вселенной, казались необоснованными спекуляциями. Прогресс науки и психологии за прошедший период сделал многие из этих понятий общими местами мысли сегодняшнего дня. Существует, однако, неисчислимое множество явлений, опережающих возможности современно человеческой мысли, ограниченной сферой понимания человека и его мира, и я надеюсь, что это сочинение может помочь в подготовке основы для путей мысли, представляющимися сейчас несвязанными и все же такими, что по своей природе они должны быть объединены в связную структуру. В прежние времена философ и, в значительной мере, теологи, могли писать о Боге, человеке и вселенной в более или менее стационарном климате мысли, что касается естественного порядка. Человек считался вершиной творения. Земля - центром вселенной. Человек имел отдельную неделимую душу; правильное и ложное были ясно определены как неизменяемое реальное. Для философов Бог или существовал, или не существовал, и не было среднего пути между верой и безверием.
Мы пережили период, когда все абсолютно понятия были разрушены, мир теперь движется к новому динамизму мысли и действия, что делает факта сегодняшнего дня мифами завтрашнего, а иногда мифы дня вчерашнего становятся приемлемой реальностью для настоящего. В мире науки эта взрывная ситуация создает почти неразрешимую проблему коммуникации. Одной из возможностей убедиться в этом может послужить публикация непрерывно растущего числа сообщений по различным научным дисциплинам. Все они имеют шанс оказаться совершенно эфемерными и подлежать ревизии на следующий же год. Если бы я мог сделать то же самое с " Драматической Вселенной", - то есть с изучением человека, мира и Бога, - моя задача могла бы стать значительно более легкой. Настоящее сочинение было написано и пере-написано достаточно много раз, чтобы образовать целую серию последовательно развивающихся сообщений по нашим исследованиям в пределах этих тем. Такие исследования в течение последних 20 лет проводились в Coombe Springs - Институте Сравнительного Изучения Истории, философии и Науки, который стал местом средоточия людей, интересующихся всеми тремя сторонами проблемы: проблемы человека и его природы; проблемы вселенной, естественного порядка и научного прогресса; и проблемы конечной цеди нашего существования, являющейся сердцевиной теологии. Благодаря многим благоприятным обстоятельствам мы получили доступ к традиционным источникам, которые показывают, что в прошлом люди больше понимали те вопросы, с которыми мы только начинаем сталкиваться, несмотря на то, что они формулировали свои вопросы и понимание в таких терминах, которым, как мы обнаруживает, следовать трудно.
Так же нам повезло в связях с миром науки, особенно физики, где ум человеческий обнаружил ограничения своей способности постигать реальность естественного мира. Новая дисциплина Систематика, кратка изложенная во Втором томе, расцвела теперь в благодатное поле исследований воздействия образования, интегрирования естественных наук, истории, искусства и политики. Современное состояние понимания этой дисциплины излагается в первой главе настоящего тома. Будь эта книга опубликована двенадцатью месяцами позднее, мы смогли бы найти новые применения и улучшения. В следующей главе развивается Систематика Ценностей. Сравнив ее с Систематикой Категорий Факта в томе Первом, можно увидеть, что основы присутствовали уже двенадцать лет назад, но что был достигнут значительный прогресс. Переходя к 15-й части сочинения, мы даем три главные о человеке. Первая является попыткой установить общую антропологию применительно ко всем фазам жизни человека. Это в высшей степени необходимая, хотя и почти недостижимая вследствие своей трудности задача. Частные антропологи, вроде тех, что используются в различных специализированных областях, могут привести к абсурдным недоразумениям. И глава 39 является, с шей точки зрения, одной из наиболее неудовлетворительных во всей книге, ибо она пытается сжать в 30-40 страниц, то, на что требуется целый том -по крайней мере для того, чтобы достичь адекватного изложения. Более того, новые исследования, которые постоянно проводятся, требуют скорее серии следующих друг за другом сообщений, чем статической формы трактата. Глава 40-я - о жизненном цикле человека - представляет меньше трудностей, поскольку она основана на актуальном опыте многих десятилетий изучения процесса трансформации от зачатия до смерти, и в этой области у нас огромное количество материала, который тщательно проанализирован и прошел проверку опытом. Последняя глава этого тома, несмотря на соблазнительность своей темы, скорее теоретическая, нежели практическая, поскольку связана с идеальной структурой человеческого общества, согласно принципам Систематики и всего того, что мы узнали их истории и опыта современного мира.
Решение разделить конец этого сочинения на два тома было принято из-за обширности исторического раздела. Однако, следует ясно понимать, что главы по истории являются ключом к постижению всего сочинения, так что в этом смысле Третий том является подготовкой для последнего, который стремится ответить на вопрос, поставленный в начале книги: для какого назначения мы, люди, существуем на Земле и как мы должны исполнить свое назначение? Вновь перечитывая написанное, я понимаю то нелегкое требование, которое это сочинение предъявляет к готовности читателя предпринять большие усилия для выработки идей, представленных здесь сжато и часто без иллюстраций и примеров, необходимых для того, чтобы показать, как эти идеи проявляются на практике. Многие разделы представляют собой не более, чем конспекты первоначальных версий, слишком обширных, чтобы быть включенными. Я был вынужден опустить сотни ссылок на авторитеты и цитаты, которые могли бы помочь читателю убедиться в том, что мы находимся на правильном пути. Единственным - но я надеюсь, весомым, извинением, которое я могу принести, является то, что затеянное выходит далеко за пределы отдельной работы и отдельного автора. Я твердо верю, что предпринятое необходимо и что оно обязательно будет продолжено более компетентными в этой работе людьми, чем я. Обширные трансформации человеческого опыта в XX столетии приводят нас к необходимости пересмотра всех наших взглядов, убеждений и даже самой формы мышления о человеке, вселенной и Боге. Ни одно понятие, теория или выражение, пришедшие к нам из предшествующих столетий, не останутся без ревизии. И ревизия эта должна быть тотальной и тотально увязанной. Она не может быть частичной, поскольку каждая часть нашего опыта соотносится с любой другой частью. Мы живем в век изменений, беспрецедентных в человеческой истории по своей быстроте. Впервые с того времени, как человек появился на Земле, все окружение человеческого существования изменилось для понимания в пределах времени одной жизни. Статическая и абсолютная картина мира предшествующих столетий бесполезна в этой ситуации, и она должна быть заменена динамическими и относительными понятиями, которые смогут адаптироваться к изменяющемуся миру. Вое, без исключения, идеи, все способы нашего мышления и даже методы исследований, и коммуникации должны быть брошены в огонь и лишь те из них, что пройдут сквозь него, будут служить нуждам человечества. Но даже им предстоит быть переплавленными в новое единство.
В настоящем сочинении я был намерен показать, что может быть сконструирована объединенная картина мира, охватывающая весь опыт человека и все его знание, каким оно представляется нам во второй половине XX века. Картина эта, конечно, отмечена неполнотой и дефектами; однако она должна быть важна как демонстрация того, что тотальная картина определенного типа является возможной. Эта возможность приводит к изменению прежних взглядов на пространство, время и материю, а также на жизнь, эволюцию и сознание, причинность и цель, на " Познаваемый Мир" и " Абсолютную Реальность", которых придерживались и все еще придерживаются, хотя и менее интенсивно, большинство философов, ученых и теологов. Взамен этих взглядов я предлагаю понятия шестимерной физической Вселенной, триадической природы всего опыта, систематики вообще, а также понятие самой Вселенной как подверженной неопределенности и риску самим фактом своего существования. Я убежден, что эти понятия совместимы со всем тем, что мы открываем в нашем человеческом опыте, как в личном, так и в коллективном, и что если даже весьма многое все еще остается спекулятивным и недоказанным, то прогресс человеческого понимания покажет, что такая точка зрения на мир должна быть в основном принята, если мы хотим достичь Гармонии науки (включая антропологию), истории (включая происхождение человека), философии (включая онтологию) и религии (с объединением всех верований и практик). В своих робких попытках выполнить столь обширную задачу я получал помощь, и не только от моих студентов и сотрудников Института Сравнительного изучения Истории, Философии и Науки. Я не был оставлен г-ном Энтони Блейком, который сам стал намного ближе к предпринятой работе, чем я осмелился бы требовать от самого себя. Г-жа ди Челмерс и г-н Джон Бристоу усердно трудились над тем, чтобы привести в порядок запутанные данные палеонтологии, археологии и истории. Научные сотрудники Института, возглавляемые г-ном Энтони Ходжсоном, принимали участие в бесчисленных обсуждениях и провели множество семинаров с тем, чтобы помочь прояснить ту или иную тему, это особенно касается Систематики. Множество диаграмм было начерчено г-ном Мак Койджем, почетным секретарем Института. Я в большом долгу перед ним за почти восьмимесячную работу, выполненное в его весьма немногое свободное время. Г-жа Эдвардс печатала, корректировала и перепечатывала все сочинение не менее десяти раз за 15 лет; ее постоянство и мастерство делают меня очень многим ей обязанным. Наконец, я должен еще раз выразить мое восхищение терпением и снисходительностью издателей, которые возились со мной на протяжении 20 лет с тех пор, как мы впервые составили контракт на публикацию этого сочинения. За эти 20 лет их ангельское терпение не раз могло бы истощиться, и однако, я не слышал от них ни слова, лишающего надежды и поддержки. И они и я были осведомлены, что предприятие такого рода, как это, не принесет денег и что не стоит признания и в течение своей жизни. Если некоторые из развитых в книге понятий окажутся плодотворными и сделают вклад в великую реконструкцию человеческого мышления, которая обязательно наступит на протяжении следующего столетия, то я вполне выполнил все то, на что мог надеяться.
Мы старались уменьшить затруднения для читателей разделением материала на части, главы, разделы и подразделы, а также снабдили сочинение пространным содержанием. Мы также пользовались жирным шрифтом для того, чтобы привлечь внимание к неологизмам или словам, используемым в специфическом значении. Курсив использовался для подчеркивания, а также для слов и фраз на других языках, чем английский. Кавычки использовались при цитировании выдержек из других сочинений, для прямой речи, а также для того, чтобы указать, что какое-либо слово употребляется скорее как символ, чем как лингвистический элемент.
Дж. Г. Беннет Июнь 1966 г. КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ: СИСТЕМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА
Часть четырнадцатая
СИСТЕМЫ Глава 37
СТРУКТУРА МИРА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|