Диада -дает различие без степеней, отсюда - дополнительность.
Диада -дает различие без степеней, отсюда - дополнительность.
Триада дает соотнесенность без относительности, отсюда -динамизм как отличие от силы.
Тетрада дает структурированную активность и объединяет относительность и порядок, отсюда активность как отличие от потенциальности.
Пентада дает значение, одновременно внутреннее и внешнее, и отсюда также потенциальность в отличие от актуальных окказий[3]. Здесь впервые в схеме понимания появляются сущности /entities/.
Гексада дает структуру, способную к трансформации без потери тождественности, отсюда - повторение и характер события и, таким образом, историчность опыта. Системный атрибут называется сращение /coaleseence/.
Гепнтада дает законченность, завершенность, соединенную с различием в качестве: отсюда трансформация.
Октада дает свойство, благодаря которому структура может быть понята в себе и для себя, без отношения к другим структурам, отсюда - полнота, завершенность. Внешние системы обладают большей сложностью и атрибутами.
6. Внутреннее соответствие всех членов системы требует, чтобы они принадлежали к одному логическому типу, вносили свой вклад в системный атрибут того же самого рода. Это мы можем обозначить как общее назначение. Таким образом, члены диады будут называться ее полюсами; члены триады - ее импульсами; члены тетрады - ее источниками, и так далее.
7. Независимость членов системы требует, чтобы каждый термин имел отличительный характер. Важное место в изучении систем занимает идентификация характеристик членов системы данного порядка. Общие характеристика, свойственные всем системам, должны быть, в дальнейшем, конкретизированы в зависимости от того, какая частная система рассматривается.
8. Общее соответствие членов сложной системы может быть обнаружено, в первом приближении, если брать все члены парами, В таком случае они называются связями первого порядка.
В диаде будет один, а в триаде - три, в тетраде - шесть, а в n - членной системе - 1/2 n (n - 1) связей первого порядка. Связи высших порядков могут изучаться как подсистемы из тетрад. Эта процедура применяется в том случае, если обстоятельства требуют этого[4].
Это краткое описание будет далее расширено. Мы должны, однако, обратить здесь внимание на недостатки представления систематики в предшествующих томах. Нам не удалось показать связь между системами и структурой, как мы ныне видим ее -одновременно необходимой и возможной. Мы использовали понятие систем в качестве основного, а структур - в качестве производного. Это был упрощенный подход. Организованная сложность мира коренится в структурах, которые мы обнаруживаем в своих чувственных представлениях и ментальных процессах. В то же время в наше знание о мире мы должны вводить знаки и символы -для объединения ментальной картины с представлением; при понимании воспринимающий ум и объект объединены (имеют общую связь). Разделение на законы и элементы, или на " сущность" и их " поведение" не разрушает структуру, но нарушают ее, поэтому она вновь должна быть восстановлена ментальным процессом. Когда мы рассматриваем структуры о помощью форм систематики, мы сохраняем связность и поэтому " реконструкция" не требуется. Мы можем описать системы как формы структур, но ни одна система, взятая обособленно, не может служить примером организованной сложности реальных структур. Чтобы добиться необходимого понимания (внутреннего видения), необходимо обычно принять в расчет более чем одну систему, если мы обнаруживаем любую из существующих структур.
С точки зрения структуры, которая представляется соответствующей определенной цели, однопорядковая система может быть более полезной, чем иная. Было установлено, что в целях практического использования системы естественно разбиваются на группы по четыре. Первые четыре - от монады до тетрады - помогают нам усмотреть, как структуры работают. Системы от пентады до октады показывают, Почему они работают и как входят в паттерн Реальности. Третья группа - от эннеады до додекады - ответственна, главным образом, за Гармонию структур: условия, помогающие достичь предназначенной им цели. Есть много целей, для которых необходимо рассмотрение только первых четырех систем данной структуры. Когда нам надо понять, чем является структура, почему она существует и что нам следует принимать в расчет более высокие системы. Структуры, находящиеся в процессе трансформации, входят в общества и сообщества, являющиеся более конкретными, чем структуры, и обычно слишком сложными, чтобы их можно было описать в терминах только систем[5].
14. 37. 3. СВОЙСТВА СИСТЕМ
Последовательность многочисленных систем является прогрессией, так как каждая система подразумевает все предыдущие и требует последующих. Мы не сможем понять триады, пока не постигнем понятий универсальности и дополнительности; динамизм же триады непостижим без активности тетрады. Последующие системы не только более сложные и высокоорганизованные, чем предыдущие; они заключают в себе понимание реальности, более всеобъемлющее, и практическое.
Эта прогрессия есть движение от абстрактного к конкретному. Монада, которая очерчивает структуру, но ничего не говорит о ней, более абстрактна, чем диада, которая позволяет увидеть, как формируется полярность структуры. Полярность - менее конкретный атрибут, чем динамизм. Лишь в пентаде мы достигаем степени конкретности, позволяющей определить сущность. Это косвенно иллюстрирует различие между знанием и пониманием. Для знания все сущности представляются простыми понятиями. Неодушевленные вещи, живые существа, общества - это сущности, которые мы знаем по их именам; но это не означает, что мы понимаем, каковы они, почему или как существуют. Как мы увидим в последнем разделе, чтобы понятие сущности обрело необходимую субстанцию, необходимо пять членов пентады. При этом в каждой конкретной ситуации мы сталкиваемся с неопределенностью, риском, преодоление которых успешно лишь в определенной степени. Такие ситуации не могут быть исследованы адекватно, то есть конкретно, без связи с девятичленными системами.
Мы имеем, таким образом, движение от абстрактного к конкретному, которое выражается в системных атрибутах. Не все структуры дают пример всех стадий движения в одинаковой степени. Данная структура может служить примером какого-либо одного атрибута в большей степени, а других - в меньшей. Так, мы можем иметь структуру, которая вполне может быть понята как активность (тетрада) и не столь удовлетворительно - как сращенность (гексада). Мы можем назвать такую структуру слабой в гексаде и сильной в тетраде. Использование выражений " сильный" и " слабый" подразумевает связь между пониманием и волей. Структура, которая не способна служить примером системы, может рассматриваться как не обладающая достаточной волей для этого. Акт решения необходим для сведения воедино членов тетрады для того, чтобы производить и поддерживать конкретную активность какого-либо типа. При этом значение не является качеством опыта того, кто изучает данную активность, не является оно и присущим активности как таковой. Для того, чтобы имела место значительность, должна быть центральная точка решительной концентрации на цели. Посредством такого решения активность приобретает значение и ощущение своего собственного права и, таким образом, становится " сущностью". Другим актом воли сущность удостоверяется в собственной независимой реальности и, следовательно, становится сильной в гексаде. Остается рассмотреть еще одно важное свойство систем. Мы будем называть его адекватность. Если термины системы не могут ясно различаться в данной структуре, то системе будет недоставать требуемых характеристик и, следовательно, в данной структуре она будет представлена неадекватно.
Чтобы проиллюстрировать это положение, возьмем три члена: отец - мать - дитя. Можно увидеть, что отец, адекватно представляет утверждающий импульс, мать - воспринимающий, а дитя - согласующий. Сравните это с тремя членами: человек -рыба - дерево. Здесь термины весьма неадекватно представляют характер триады. Лишь в незначительной группе ситуация эти три члена могут служить примером атрибута динамизма. Если же однако, добавите в четвертый член: человек - рыба - дерево, то можно обрисовать деятельность человека, удящего рыбу в тени дерева, что образует вполне адекватную тетраду. Мотивационные члены представлены человеком и рыбой, инструментальные - течением и деревом. В данном случае тетрада представляется достаточно сильной, чтобы служить примером своего атрибута. Для этого человек должен иметь волю поймать рыбу, а рыба -должна иметь волю оставаться в реке. Необходимо выполнение трех условий, чтобы вполне оформленная система связывалась со структурой:
1. Структура должна являть собой пример системного атрибута.
2. Характеристики членов должны быть адекватны.
3. Система должна быть проникнута сильной волей.
Мы не будем больше продолжать обсуждение свойств систем в общем, но перейдем к рассмотрению каждой системы в их последовательности. Следует при этом помнить, что нашей целью является понимание структур и что системы - суть средства для выполнения этой цели. Изучение систем полезно лишь в той мере, в какой оно способствует расширению нашего понимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|