Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14. 38. 4. Третья тетрада - универсальные ценности




14. 38. 4. ТРЕТЬЯ ТЕТРАДА - УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

 

Не подлежит сомнению, что существуют ценности, не зависящие от нас, равно как и от всех конечных Самостей во Вселенной. Это ценности, свидетельствующие о смысле и цели Вселенной, если даже они делают это на языке, который недоступен нашему нынешнему пониманию. В Триаде Ценности Универсальные, или суперперсональные, ценности мы поместили в качестве Утверждающего Импульса. Они являются источником динамизма ценностей, инспирирующим Универсальную Драму.

Универсальная ценность подразумевает не такую ценность, которую можно обнаружить повсюду во Вселенной, При таком осмыслении Универсальности мы должны были бы отнестись как к универсальности к естественным ценностям, поскольку вся Природа проникнута этими ценностями[47]. То же самое можно сказать и о Персональных ценностях, которые не ограничены Самостями, но продуцируют через них деятельность, касающуюся всего, что существует - одушевленного и неодушевленного. Мы должны, следовательно, понимать Универсальную Ценность как качество, присущее самой природе, и как условие самого Существования. Универсум таинственен в некотором смысле, в каком Природа не является таковой. Это не означает, что Природа полностью познаваема, поскольку это предполагало бы, что она представлена только фактом. Таинственность Универсума в первую очередь связана с тем, что невозможно объяснить, почему он есть и каков он в целом. [48]

Эта непостижимость универсальной Вселенной, а также убеждение, что она не может быть ни бесцельной, ни индифферентной, пробуждает в нас чувство ужаса и благоговения, являющиеся первой очевидностью Божества.

Универсальные ценности не только делают мир, в котором мы живем, значимыми и интересными, но также сообщают ему то самое качество, которое позволяет нам понимать этот мир как он есть: как некое Разумное Целое, выполняющее определенную задачу и неуклонно движущееся к Цели. Мы не можем полностью постичь цели Существования и его устремления. Тем, не менее, посредством восприятия Утверждающих Универсальных Ценностей, мы убеждаемся, что эти устремления и цели таковы, что нам, людям, отведено в них место, и что это место гарантирует нам реализацию наших собственных личностных ценностей. Именно так и должно быть, поскольку мы принадлежим к Сфере Гармонии, то есть к той области примирения, где встречаются утверждающие и воспринимающие ценности и где соотносящая их Ценность находится в процессе реализации.

Для установления Тетрады мы должны прежде всего определить основание Универсальной деятельности. Здесь мы сталкиваемся с трудностью, поскольку мы знаем эту Деятельность такой, какой она представляется нам, а не такой, какова она сама для себя. Мы воспользуемся неопределенным выражением Трансценденция именно для того, чтобы охарактеризовать присутствие во Вселенной некоей ценности, находящейся за пределами Природы и все же не обладающей собственной формой. С другой стороны, мы можем постигнуть существование ценностной Цели, во имя которой существует Вселенная. Это Завершение - конец всех целей и устремлений: Мир Бога, превосходящий всякое понимание.

Инструментальные ценности, или космические добродетели, должны обладать такими качествами, которые позволят Вселенной достичь цели. Здесь мы должны обратиться к собственному опыту " сверхприродных" чувств и деятельности, которые по необходимости ограничены способностями восприятия Семейства Самостей. Эти ограничения приводят к тому, что мы воспринимаем лишь тени трансцендентной Реальности. Мы будем описывать космические добродетели как Святость и Любовь.

 

14. 38. 4. 1. Трансценденция

 

Это слово использовалось разнообразными школами философии в совершенно различных значениях. Схоласты применяли его к тем атрибутам Божества, которые не могли быть выражены в терминах Аристотелевских категорий. Такое использование весьма соответствует нашей цели. Спиноза применял это слово к Универсалиям, несоизмеримым с нашим чувственным опытом, и в своем анализе трех типов познания он помещал познание Трансцендентальных Идей на высочайший уровень. Это может показаться как нарушение их связи с Ценностью, но цель Спинозы, конечно была иной. Трансценденция у Канта относится к тому, что не постижимо в рамках человеческого опыта, но не обязательно является Божественным. Это несовместимо с нашим толкованием этого слова как основы Универсальных Ценностей.

Есть еще одно важное значение, в котором используется Трансценденция: для обозначения антитезы Имманентному пантеизму, провозглашаемому, что Бог есть не что иное, как Верховная ценность в пределах Существование. Трансценденция - как ценность -является качеством, которому мы не можем придать какой-либо формы или интеллектуальное содержание, однако мы можем согласиться на него. Мы не требуем от него ясности или определенности - такие свойства не обнаруживаются у первого члена любой из тетрад. Тем не менее, мы можем постичь понятие Трансценденции как основания универсальной деятельности в Сфере Ценности. Все существующее стремится к Реальности Бытия, находящейся за пределами Существования. Принимая участие в этом тяготении, мы вступаем в пределы Универсального Утверждения.

 

Здесь - благо, которого наш дух желает,

Здесь - покой, к которому весь мир стремится,

Здесь любовь, и блаженство - здесь.

Здесь, о моя душа, самое высокое небо.

Здесь ты можешь познать Идею Красоты,

Которой я поклоняюсь в этом мире[49].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...