Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины и условия совершения преступлений в сфере налогообложения. Личность налогового преступника




 

По некоторым оценкам, ежегодно в России совершается около 12-15 млн. преступных деяний /60/. По подсчетам ВНИИ МВД РФ - 22-25 млн. /30/. Официально же регистрируется около 3 млн., или 15-20% от фактически совершаемых преступлений, выявляется около 10% правонарушителей, а осуждается к различным видам наказания не более 5% преступников от реально совершивших преступления. Латентная (незаявленная, незарегистрированная и недоказанная) преступность приближается к 80-85%.

Положение с уголовно-правовым контролем преступлений, причинно связанных с теневой экономикой, характеризуемых высоким уровнем латентности, еще хуже. В связи с этим в настоящее время на первый план выходят вопросы анализа причин и условий совершения налоговых преступлений.

В юридической литературе, посвященной криминологическому анализу преступлений в сфере налогообложения, причины налоговой преступности как правило, разделяют на три группы: экономические, морально-психологические, правовые /51/.

Экономические причины кроются прежде всего в достаточно сложном состоянии отечественной экономики. Налоговая преступность является отражением рыночных отношений, сложившихся на сегодняшний день в России. Очевидно, что, находящиеся в полубанкротном положении, некоторые предприятия не в состоянии выплачивать налоги в полном объеме. Уклонение от уплаты налогов является для них одним из способов выживания. Не случайно специалисты, изучающие налоговую преступность, отмечают, что лишь 69% налоговых преступлений совершаются на основе корыстной заинтересованности /53/. Стремясь улучшить финансовое состояние своего предприятия, некоторые руководители используют сокрытые от налогообложения средства для развития производства, погашения кредитов, выплаты зарплаты.

Многие авторы называют в качестве причин налоговой преступности нестабильность экономической ситуации в стране, что вызывает «стремление многих граждан любым способом скорее получить прибыль, конвертировать ее и спрятать». Российское государство «выглядит экономически слабым, не способным защитить своих граждан от финансово-экономических кризисов» /73/.

О необходимости «стабилизировать гражданский оборот, создать дополнительные гарантии для долгосрочного развития бизнеса» отмечалось и в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию 2005 г.

Представляется, что экономические причины по мере развития российской экономики, цивилизованных рыночных отношений в будущем перестанут являться определяющими.

К качестве одной из наиболее важных причин налоговой преступности отмечается господство в обществе своеобразной идеологии, основанной на стремлении к быстрым, к том числе и не совсем законным материальным приобретениям /73/.

Это подтверждается данными социологических исследований, согласно которым наблюдается рост числа людей с гипертрофированной жизненной установкой на обогащение и обладание властью любой ценой, невзирая на способы. Указанные субъекты для достижения поставленных целей готовы идти на значительный риск. Основное желание 35% опрошенных - добиться достатка, хорошей зарплаты, сытости. Постоянный высокий уровень зарплаты желает иметь еще около 7% респондентов, а получить возможность совершить крупные покупки, благоустроить жилье, поехать на курорт во время отпуска, обеспечить достойный уровень образования своим детям - еще 3%. Стабильность, уверенность в завтрашнем дне являются приоритетными лишь для 6% опрошенных. Еще меньше, около 2%, желают жить в безопасном и защищенном от произвола мире, с низким уровнем преступности. Реализация конституционных прав граждан на бесплатное образование и медицинское обслуживание является первоочередной проблемой лишь для 2% респондентов /33/.

Другой причиной является отсутствие правовой и налоговой культуры у граждан страны. Людей, осознающих необходимость уплачивать налоги как свою конституционную обязанность - меньшинство. По данным авторитетных социологических опросов, около 30% россиян считают, что ради получения денег можно преступить закон, а 27% считают, что вовсе необязательно платить налоги государству в полном объеме при наличии возможности уклониться от их уплаты /33/.

Отчасти это можно объяснить еще и тем, что граждане не знают, на какие цели будут израсходованы перечисленные государству налоги, а многие не уверены, что эти деньги не будут впоследствии расхищены. В этой связи И. И. Кучеров отмечает, что «вне зависимости от экономической ситуации и тягот финансового кризиса при неисполнении своих обязанностей перед бюджетом хозяйствующие субъекты в значительной степени копируют стиль государства... исполняя (или не исполняя) свои обязательства, в том числе расходную часть бюджета, государство подает тем самым реальный пример налогоплательщикам» /50/.

В целом можно согласиться с мнением И. Н. Соловьева: «...пока в массовом сознании добросовестное соблюдение налогового законодательства не начнет ассоциироваться с процветанием и укреплением государства и как следствие - с улучшением жизни каждого гражданина России, будет трудно добиться кардинального изменения криминогенной обстановки в сфере налогообложения /73/.

К числу правовых проблем можно отнести несовершенство налоговой системы, что в ряде случаев влечет нарушение принципов справедливости. В то же время следует отметить, что за последние годы предприняты значительные шаги по исправлению ситуации: снижено налоговое бремя, оно стало более справедливым; налоговое законодательство совершенствуется в плане законодательной техники, становится более понятным и выполнимым.

К наиболее важным правовым причинам налоговой преступности следует отнести и отсутствие неотвратимости ответственности за нарушения. Как отмечалось выше, до недавнего времени лица, «раскаявшиеся» и «добровольно возместившие причиненный ущерб» освобождались от уголовной ответственности. Количество осужденных к реальным срокам лишения свободы было небольшим.

Непременным элементом характеристики любого вида преступлений являются данные о свойствах личности преступника. Личность преступника, находясь во взаимосвязи с остальными элементами преступной деятельности (способом совершения и сокрытия преступления, местом, временем и т. п.), оказывает весьма значительное влияние на механизм преступной деятельности, в том числе и при совершении налоговых преступлений.

В результате исследования, проведенного И. Н. Соловьевым на основе анализа «Формы 2», заполняемой на лицо, совершившее налоговое преступление, при направлении уголовного дела в суд, за период 1999-2001 г.г. по всем регионам России было установлено следующее /72/.

За указанный период в Российской Федерации было всего привлечено к уголовной ответственности по налоговым составам преступления 25 205 человек, из которых: 19 200 мужчин, или 76 %; 6005 женщин, или 24 %. Это в значительной степени обусловлено тем, что среди руководителей предприятий мужчины составляют большинство. Вместе с тем удельный вес женщин-преступниц сравнительно велик и почти вдвое превышал среднестатистические показатели (в большинстве своем это бухгалтеры организаций).

Возрастные группы привлеченных к уголовной ответственности распределились следующим образом:

от 18 до 24 лет - 161 человек, или 0,64 % от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступлений.

Малочисленность этой группы вполне объяснима, так как в этом возрасте многие молодые люди еще не готовы к выполнению властно-распорядительных функций в организациях и ведению самостоятельной коммерческой деятельности. Большинство молодежи получает образование в высших учебных заведениях. Те же, кто не нашел себе места в вузах, как правило, в течение двух или трех лет исполняют воинскую обязанность, проходя военную службу, после чего не сразу получают работу, связанную с управленческими функциями;

от 25 до 29 лет - 1347 человек, или 5,4% от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления. Можно предположить, что на этот возраст приходится начало карьеры большинства потенциальных руководителей и бухгалтеров. Однако, учитывая политику государства на поощрение занятия предпринимательством, а также упрощения процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получения разрешений и лицензий, можно предположить, что данная возрастная группа в будущем может значительно увеличиться;

от 30 до 49 лет - 15 194 человек, или 60,7% от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления. Как правило, на данный возраст приходится наиболее активная часть жизни человека;

от 50 лет и старше - 8097 человек, или 32% от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления. К этому возрасту специалисты достигают наивысшей профессиональной квалификации и проявляют некоторую осторожность в силу накопленного опыта и приобретенных навыков.

Говоря об образовательном уровне налоговых преступников, необходимо отметить, что он весьма высок. Высшее образование имеют 16 016 человек, или 64% от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления. Среднее образование имеют 7335 человек, или 29,3%. Причем из них среднее профессиональное образование имеют 5237 человек, или 21%, а среднее общее - 2098 человек, или 8,3%. Среди налоговых преступников встречаются лица с начальным образованием - 56 человек, или 0,22%, а также лица без образования - 15 человек, или 0,06%.

Что касается разграничения данных лиц по социальному и должностному положениям, то частными предпринимателями (собственниками) являются 11 889 человек, или 47,2% от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления; служащими - 9129 человек, или 36,2%; безработными (лицами без постоянного источника доходов) - 677 человек, или 2,7%; пенсионерами - 199 человек, или 0,8%; государственными служащими - 82 человека, или 0,33%; служителями культа - 4 человека, или 0,015%; лицами иного социального положения - 3150 человек, или 12,75%.

Что касается должностного положения лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, то подавляющее большинство составляют руководители организаций - 20 904 человека, или 82,95%; бухгалтеры - 2119 человек, или 8,4%; служащие организаций - 1105 человек, или 4, %; материально-ответственные лица - 538 человек, или 2,1 %; работники транспорта - 88 человек, или 0,35 %; фермеры - 98 человек, или 0,4%; водители - 18 человек, или 0,07%; депутаты - 13 человек, или 0,05%; охранники - 10 человек, или 0,04 %; кассиры - 6 человек, или 0,025%, сотрудники правоохранительных (контролирующих) органов - 3 человека, или 0,012%; лица с иным должностным положением - 88 человек, или 0,35 %.

По преступным последствиям совершенные деяния разделились следующим образом: за уклонение от уплаты налогов в крупном размере к уголовной ответственности привлечено 19 493 человека, или 77, 34 %, а в особо крупном размере - 5712 человек, или 22,66 %.

Обращаясь к криминологическим особенностям налоговой преступности, необходимо отметить некоторые ее отраслевые особенности. За совершение преступлений в сфере торговли и общественного питания привлечено к ответственности 5022 человека, или 20% от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления. Из них в оптовой торговле работали 1552 человека, или 6,2%, в розничной торговле - 1764 человека, или 7%.

В сельском хозяйстве и сельскохозяйственном производстве привлечено к ответственности 2860 человек, или 11,3 %; в сфере строительства и ремонтно-отделочных работ - 2690 человек, или 10,7 %; в сфере транспорта и связи - 1081 человек, или 4,3%, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 510 человек, или 2%, в сфере ТЭК - 495 человек, или 1,96%, в сфере коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка - 398 человек, или 1,6%, в сфере пищевой промышленности - 329 человек, или 1,3%, в сфере материально-технического снабжения и сбыта - 280 человек, или 1,1 %, в легкой промышленности - 243 человека, или 0,96%, в финансово-кредитной сфере - 231 человек, или 0,92 %, в сфере государственного и негосударственного пенсионного обеспечения - 210 человек, или 0,83 %, в сфере электроэнергетики - 209 человек, или 0,83%, в сфере производства и реализации алкоголя - 190 человек, или 0,75%; в сфере государственного и негосударственного страхования - 184 человека, или 0,73%; в сфере бытового обслуживания - 100 человек, или 0,4%; при осуществлении операций с недвижимым имуществом - 89 человек, или 0,35%; представителей органов управления (таможни, нотариата, органов общественной безопасности) - 51 человек, или 0,2 %, в сфере осуществления аудиторской деятельности - 9 человек, или 0,04%; представителей редакций и издательств - 9 человек, или 0,04%.

На представителей иных сфер деятельности приходится 39,5% от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления.

На основе анализа вышеуказанных сведений можно сделать вывод о том, что наиболее криминогенными сферами с точки зрения налоговых преступлений являются торговля, сельское хозяйство и сельскохозяйственное производство, строительство и ремонтно-отделочные работы, транспорт и связь, а также жилищно-коммунальное хозяйство, ТЭК, коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, пищевая промышленность, сфера материально-технического снабжения и сбыта, легкая промышленность, финансово-кредитная сфера, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение, электроэнергетика, сфера производства и реализации алкоголя, государственное и негосударственное страхование, бытовое обслуживание, операции с недвижимым имуществом, аудиторская деятельность, редакционная и издательская деятельность.

Проанализировав уголовные дела, возбужденные по признакам уклонения от уплаты налогов с организаций, И. Н. Соловьев пришел к выводу, что в 76% случаев к ответственности привлекался руководитель организации, в 16% - бухгалтер и в 8% - руководитель и бухгалтер. Средний возраст руководителя составил 41 год, бухгалтера - 43 года /73/.

Характерной особенностью является незначительное число ранее судимых среди лиц, совершающих преступления в сфере налогообложения. К уголовной ответственности ранее привлекались лишь 4% из них (причем все - за общеуголовные преступления) (по другим данным - 7%) /73, 33/.

Для совершения налоговых преступлений нетипично создание преступных групп. Групповые преступления составляют менее 10% от общего числа. По указанной категории уголовных дел практически не встречаются факты создания преступных групп, состоящих из четырех и более лиц, а число преступлений, совершенных с участием трех лиц, составляют лишь 4%. Обычно число участников совершения преступлений не превышает двух человек, ими, как правило, являются руководитель и бухгалтер. Договоренность между руководителем предприятия и бухгалтером позволяет им использовать самые различные способы сокрытия объектов налогообложения и вносить ложную информацию в любые документы бухгалтерского учета и отчетности. В роли соучастников в ряде случаев выступали заместители руководителя, кассиры, кладовщики, товароведы.

В 98% случаев привлечения руководителя и бухгалтера они являлись должностными лицами одной организации. Однако встречались случаи, когда в преступный сговор ступали руководители и бухгалтеры различных юридических лиц /73/.

Необходимо отметить, что обвиняемые (подозреваемые) по данной категории дел во избежание уголовной ответственности зачастую избирают активную позицию защиты. Налоговые преступники нередко пытаются ввести в заблуждение налоговые органы путем неверного толкования положений налогового законодательства, а в качестве оправданий представляют различные фиктивные договоры и другие документы /50/.

На предварительном следствии и в ходе судебного разбирательства полностью признали свою вину и раскаялись в содеянном 46% подсудимых, частично признали вину 27% и не признали вину 29% привлекаемых к уголовной ответственности лиц /73/.

Для оправдания своей деятельности лица, привлекаемые к ответственности по ст. 199 УК РФ и признавшие свою вину полностью или частично, приводили следующие аргументы:

совершаемые фирмой сделки были убыточны, нависла угроза банкротства;

уклонение от уплаты налогов производилось в целях стимулирования производства и изыскания наличных денежных средств;

руководитель не вникал в суть приносимых ему на подпись бухгалтерских документов;

преступление совершалось с целью погашения долга;

бухгалтерские и оправдательные документы были утрачены во время совершенного нападения на руководителя предприятия;

руководитель не осуществлял должного контроля за деятельностью сотрудников предприятия;

крайне нестабильное положение предприятия, вследствие которого руководитель стал занижать полученные от реализации товаров суммы, а иногда не отражал их в бухгалтерских документах вообще;

отсутствие надлежащего бухгалтерского учета и халатность руководителя /73/.

Как отмечалось выше, побудительным мотивом для совершения 69% налоговых преступлений является корысть /53/.

В практике имеют место факты, когда сокрытые от налогообложения средства используются руководителями предприятий для модернизации производственного оборудования, погашения кредитов и увеличения оборотных средств, карьеристских устремлений. В составе мотивов совершения налоговых преступлений встречаются иногда и забота о трудовом коллективе, когда сокрытые от налогообложения средства направляются на выплату заработной платы, поощрение сотрудников, приобретение для них жилой площади. Для отдельных лиц мотивом совершения преступления служит нежелание уплачивать налоги, основывающееся на неправильном понимании таких категорий, как добропорядочность, справедливость, честь. Многие преступники, являющиеся приверженцами особой идеологии, имея низкий уровень правовой культуры, считают «делом чести» не уплачивать налоги, полагая, что добросовестное исполнение налоговых обязательств нанесет урон их деловой репутации.

В качестве побуждающих факторов отмечается и необходимость возместить расходы, связанные с содержанием «крыш» или понесенные в результате рэкета /50/.

Таким образом, можно сделать вывод, что личность налогового преступника характеризуется существенными особенностями. В то же время следует признать, что система уголовной юстиции в основном нацелена на бедные, низшие, слабо адаптированные, алкоголизированные, деградированные и маргинальные слои населения, совершающие традиционные уголовные деяния. Это является одной из причин неэффективности борьбы с налоговыми правонарушениями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...