Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профилактика преступлений в сфере налогообложения




 

Уголовно-правовые меры борьбы с налоговыми преступлениями могут быть эффективными только в случае, если они осуществляются в тесном единстве с экономическими, организационными и другими мерами, направленными на устранение причин и условий совершения преступлений.

В зависимости от иерархии причин и условий преступности в криминологии выделяют следующие основные элементы ее предупреждения: общесоциальная, специальная и индивидуальная профилактика /54/.

На наш взгляд, такая классификация требует уточнения, поскольку четкое разграничение специальной и индивидуальной профилактики правонарушений в литературе не проводится. Очевидно, что основным признаком индивидуальной профилактики является воздействие на конкретное лицо, со стороны которого можно ожидать совершения правонарушений; следовательно, противоположным по смыслу будет понятие «общая профилактика», которая направлена на устранение комплекса причин и условий противоправного поведения в какой-либо сфере жизни, на определенном объекте и т. д. безотносительно к конкретным лицам, которые могут совершать правонарушения. Представляется, что специальная профилактика правонарушений может быть классифицирована на общую и индивидуальную.

К общесоциальным мерам профилактики правонарушений в сфере налогообложения можно отнести практически все социально-экономические преобразования российского общества на современном этапе. радикальная реформа хозяйственного механизма, формирование рыночной экономики, обеспечение социальной и правовой защищенности населения создают условия для ликвидации, нейтрализации причин и условий многих преступлений и административных правонарушений /54/.

Специальная профилактика правонарушений, в отличие от общесоциальной, имеет целенаправленный на недопущение правонарушений характер. Она специально применяется для выявления и устранения (блокировании, нейтрализации) причин, условий, других детерминант преступности.

В этой связи представляется целесообразным разработать федеральную программу по борьбе с налоговой преступностью.

К специальным мерам профилактики налоговых преступлений следует отнести, прежде всего, административно-правовые средства борьбы с правонарушениями и преступления в сфере налогообложения.

В юридической литературе отмечается, что предупредительная функция административно-правового реагирования на правонарушения основывается на общности социальной природы преступлений и административных проступков /55/. Отмечается также, что между административной деликтностью и преступностью существует причинная связь, и она объективно отражает процессы постепенного формирования общественно опасной личности, поведение которой осознанно либо ситуативно направлено против основных социальных ценностей. Криминологи отмечают, что такая личность обычно достаточно легко переходит от наименее общественно опасных (вредных) проступков к преступлениям, в том числе к тяжким.

Административные проступки могут перерастать в преступления как в рамках однородных составов правонарушений, так и за их пределами. Составы определенной группы административных проступков хотя и не имеют общих квалифицирующих признаков с соответствующими составами преступлений, но являются детерминантами преступного поведения и способствуют развитию преступности.

Административно-правовыми мерами достигается непосредственный предупредительный эффект как в индивидуальном, так и в общепревентивной смысле.

Таким образом, административно-правовые средства, направленные на предупреждение административных правонарушений в сфере налогообложения, выполняют и функцию профилактики соответствующих преступлений (криминологическую функцию).

Административно-правовые меры профилактики налоговой преступности их роли и назначению можно условно разделить на три группы мер:

) меры, повышающие трудность совершения преступления;

) меры, повышающие риск при совершении преступления;

) меры, уменьшающие выгоду от совершения преступления.

К таким административно правовым средствам можно отнести, прежде всего, совершенствование налогового контроля; создание четкой системы обмена информацией между правоохранительными органами; совершенствование административно-юрисдикционной деятельности в сфере налогообложения и другие.

Представляется, что в профилактических целях органам внутренних дел, налоговым и другим правоохранительным органам необходимо систематически анализировать динамику преступности и вопросы организации деятельности по предупреждению и пресечению налоговых преступлений и наиболее опасных преступных проявлений с обсуждением результатов на координационных совещаниях правоохранительных органов; укреплять взаимодействие всех заинтересованных органов, служб и подразделений по профилактике правонарушений; вносить согласованные предложения в местные органы власти и управления по вопросам, выходящим за пределы компетенции правоохранительных органов.

Эффективность социально-правового контроля в удержании преступности на относительно низком уровне подтверждается всюду. Необходимость его укрепления стала особенно очевидной в последние годы /59/.

Мировые и отечественные исследования преступности показывают, что она относительно жестко и отрицательно коррелирует с различными формами социально-правового контроля: судебным, прокурорским, конституционным, административным, налоговым, финансовым, бюджетным, валютным, таможенным, пограничным, миграционным, санитарным, экологическим, гражданским, общественным и т. д. При этом необходимо сознавать, контроль - не панацея от всех криминальных дел. Он должен органично встраиваться в более широкую систему правовых, организационных, социальных и экономических мер. Более того, при серьезном доминировании и формализации он может превратиться в свою противоположность. Стать криминогенным и коррупциогенным, сковывать правомерную инициативу граждан, субъектов рынка и т. д. Таким примером могут служить формы контроля бизнеса в России, где нет необходимого и действенного контроля за противоправной и общественно опасной экономической деятельностью, но есть армады контролеров, озабоченных коррупционными интересами. Но там, где социально-правовой контроль построен на научно обоснованных и разумных законах, принятых демократическим путем, он оказывает заметное противодействие разгулу преступности /67/.

 


Заключение

 

В результате проведенного исследования автором сделаны следующие выводы.

Специфика преступлений в сфере налогообложения определяется, прежде всего, их объектом. Родовым объектом преступлений в сфере налогообложения являются экономические отношения; видовым - урегулированные нормами права общественные отношения по поводу выполнения физическими лицами и организациями своих обязанностей по уплате налогов и иных обязанностей в сфере налогообложения.

Существующие проблемы квалификации преступлений в сфере налогообложения связаны с определением момента окончания таких преступлений, установлением размера уголовно-наказуемого уклонения от уплаты налогов, сборов; сокрытия денежных средств и иного имущества. Не решен вопрос о возможности применения ответственности за уклонение от уплаты налогов в случае, если налог получен в результате противоправных действий (в частности, незаконного предпринимательства).

Внесенные в декабре 2003 г. изменения в уголовное законодательство РФ направлены на ужесточение наказаний в виде штрафов и одновременно на снижение максимальных срок лишения свободы за указанные преступления. Одновременно исключена возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших данные преступления и возместивших причиненный ущерб (при отсутствии других признаков деятельного раскаяния), что объективно будет способствовать реализации принципа справедливой ответственности.

Криминологические характеристики налоговой преступности и личности преступников отличаются существенным своеобразием.

Причины налоговой преступности как правило, разделяют на три группы: экономические, морально-психологические, правовые.

В качестве экономических причин налоговой преступности можно назвать нестабильность экономической ситуации, тяжелое финансово-экономическое положение многих хозяйствующих субъектов. Лишь около 70% налоговых преступлений совершаются на основе корыстной заинтересованности. О необходимости «стабилизировать гражданский оборот, создать дополнительные гарантии для долгосрочного развития бизнеса» отмечалось и в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию 2005 г.

К качестве морально-психологических причин налоговой преступности следует отметить господство в обществе своеобразной идеологии, основанной на стремлении к быстрым, к том числе и не совсем законным материальным приобретениям; отсутствие правовой и налоговой культуры у граждан страны, причем это можно объяснить и политикой государства, не всегда выполняющего свои обязательства перед гражданами.

К числу правовых причин можно отнести несовершенство налоговой системы, отсутствие неотвратимости ответственности за нарушения.

Эффективная борьба с налоговыми преступлениями возможна лишь при условии совершенствования административно-правовых средств контроля и предупреждения преступности, в частности, совершенствования налогового контроля; создании четкой системы обмена информацией между правоохранительными органами; совершенствование административно-юрисдикционной деятельности в сфере налогообложения и других.

Представляется, что выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы в дальнейших исследованиях по данной проблеме.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...