Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.3.2. Виды ресурсов и их роль в регуляции процесса




8. 3. 2. Виды ресурсов и их роль в регуляции процесса

преодоления стресса

Все ресурсы в соответствии с их ролью в регуляции процессов преодоления стресса можно разделить на несколько видов.

Личностные ресурсы включают черты и установки, которые полезны для регуляции поведения в различных стрессогенных ситуациях. К наиболее значимым из них относятся само­контроль, самооценка, чувство собственного достоинства (self-esteem), «самоэффективность» (оценка собственных воз­можностей успешно работать и представление о собственном уровне успешности преодоления стресса) и другие.

Психологические ресурсы определяются когнитивными, психомоторными, эмоциональными, волевыми и другими возможностями человека обеспечить решение проблемы или контролировать эмоции.

Профессиональные ресурсы — это необходимый уровень знаний, навыков, умений, опыта для решения задач в трудной ситуации.

Социальные ресурсы преодоления стресса отражают уровень социальной и моральной поддержки, жизненные ценности, чувство собственного достоинства, контроль доверия (вера в себя, уверенность), межличностные отношения и т. д.

Физические ресурсы отражают состояние физического и пси­хического здоровья, функциональных резервов организма.

Материальные ресурсы определяются уровнем финансово­го, жилищного и другого обеспечения.

Комплекс личностных, психологических, профессиональ­ных и физических ресурсов составляет единый личный ресурс человека [32, 233].

К. Matheny et al. [392] установили, что социальная под­держка в 54% случаев была определена как ведущий ресурс преодоления стресса. Она обеспечивает смягчающий эффект от угрозы или непосредственного воздействия стрессоров,



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 8. Процессы и ресурсы преодоления стресса


215


 


защищая человека от них, или оказывает прямое действие с точки зрения защиты от стресса или восстановления после его воздействия, и тем самым поддержка сама по себе становится ценной и благоприятной. В этой связи следует отметить, что наибольшее значение имеют не столько количественные ха­рактеристики поддержки (продолжительность, частота отдель­ных приемов), сколько ее качественная сторона (адекватность приемов, субъективная значимость и т. д. ). Социальная под­держка особенно важна при определенных видах стрессоров: межличностные конфликты в рабочем коллективе, неблаго­приятные взаимоотношения в семье, моральные и физические страдания инвалидов, лица с заболеванием СПИДом и т. д.

Личностные ресурсы преодоления — комплексный набор личностных, когнитивных и отношенческих факторов, которые обеспечивают часть психологического контекста преодоления. Личностные ресурсы — относительно стабильные характери­стики, влияющие на выбор процессов оценки и преодоления и в свою очередь могут подвергаться влиянию наиболее важных результатов действия этих процессов.

Собственная значимость (востребованность), оптимизм и ощущение связи с миром. Люди, высоко оценивающие свою собственную значимость, в критических ситуациях проявляют активность и спокойствие. Те, кто чувствует себя неуверенно, низко оценивает свои личные качества, стремятся избегать подобных ситуаций. A. Bandura [246] выдвинул теорию, со­гласно которой уровень собственной значимости проявляется и развивается (повышается или понижается) в таких специфи­ческих сферах, как физические, социальные и академические навыки и знания, умение общаться, забота о детях, семейная жизнь и т. д. Некоторые из показателей уровня собственной значимости представляют собой важный критерий. Напри­мер, высокие баллы по Опроснику Ситуационной Уверен­ности (SCQ), отражающие веру пациентов-алкоголиков в их возможность справиться с потенциально опасными для них ситуациями, влияют на результат лечения [466].

Оптимизм. М. Scheiern C. S. Carver [449] определили опти­мизм как общее ожидание положительного результата. Опти­мизм как черта личности измеряется по Шкале Жизненных Ценностей, состоящей из 12 вопросов (например, «Обычно я


 


ожидаю лучшего» или «Я с удовлетворением представляю, что все идет так, как мне хочется»).

Оптимизм связан с успешностью в физиологической и психологической адаптации к стрессовым ситуациям возмож­но потому, что для оптимистов характерно фокусироваться на проблеме, вникать в нее и тем самым искать реальные пути преодоления, а не избегать проблемных ситуаций, используя различные защитные механизмы, такие как отрицание или выражение эмоций. Оптимист надеется на лучший для себя исход ситуации.

Чувство связи (принадлежности). А. А. Antonovsky [240] разработал опросник из 27 вопросов для измерения чувства связи с миром, которое он понимает как относительно ста­бильную ориентацию, состоящую из трех компонентов:

1) сложноподчиненность (мира) или то, насколько струк­
турированным и предсказуемым человек считает окружающую
его действительность;

2) управляемость или то, насколько человек верит в на­
личие и достаточность своих и общественных ресурсов, не­
обходимых для взаимодействия с окружающей средой;

3) значимость или ощущение того, что затраченные на
преодоление стрессовой ситуации усилия окупятся.

Люди, обладающие высоким чувством связи с миром предпочитают структурировать ситуацию, принять вызов и определить личностные и общественные ресурсы, которые помогут облегчить процесс преодоления, а также учесть аль­тернативные варианты преодоления. Таким образом, чувство связи с миром может оказаться полезным для здоровья и благополучия.

Существенным личностным ресурсом является вера в жизненные ценности, которая придает уверенность в зна­чимости тех желанных целей в жизни и деятельности, воз­можности достижения которых возможно путем преодоле­ния закономерных и случайных трудных событий. Чувство оптимизма как черта личности, то есть вера в благоприятный исход стрессогенной ситуации, придает силы в преодолении стресса и выдержку, устойчивость к воздействию стрессоров. Вера в свои силы, чувство собственного достоинства повы­шают психологический и физический ресурс преодоления


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...