Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегии и стили преодоления стресса




Стратегии и стили преодоления стресса

9. 1. Стратегии преодоления стресса

Понятие «стратегия» по отношению к процессу преодоления стресса подразумевает определенные способы анализа усло­вий, предвестников или признаков стрессогенной ситуации и поведение человека в этих условиях. Некоторыми авторами под этим понятием подразумевается также использование средств, приемов, методов оказания ему помощи (самопо­мощи) путем профилактики развития стресса и коррекции измененного состояния в случае его проявления.

Действия (стратегии) по преодолению стресса могут быть положительными и отрицательными, активными и пассивно-выжидательными, прямыми или косвенными. Они направле­ны на поиск помощи и информации, отвлечение внимания от события и другие формы поведения. Но каков бы ни был характер этих действий, усилия по преодолению стресса вы­полняют функцию либо предотвращения, либо устранения, либо снижения стресса. Механизм реализации этих усилий основан на процессах когнитивного оценивания как ситуации, так и личных ресурсов, главным результатом которого являет­ся заключение о степени подконтрольности субъекту той или иной ситуации, о возможности использования той или иной стратегии в трудной ситуации.

Исследователи установили наличие разнообразных видов конкретных стратегий преодоления стресса, особенности которых определяются спецификой стрессогенных ситуаций, а также характером когнитивного реагирования на них и по­ведения человека в стрессогенной ситуации. Рядом авторов


была предпринята попытка классифицировать эти стратегии по типовым признакам.

Ряд исследователей предложили дихотомическую класси­фикацию действий по преодолению стресса. Так, A. Billing и R. Moos [255] выделили активные и пассивные формы преодо­ления с фокусом реакций на эмоцию или на проблему. Эта ди­хотомия соответствует предложенной S. Folkman и R. Lazarus [323] инструментальной и паллиативной модели преодоления, проблемно-ориентированным и личностно-ориентированным способами преодоления.

К. Matheny et al. [392] высказали предположение, что пре­одоление стресса можно рассматривать с позиций оператив­ных и превентивных воздействий на стрессовую ситуацию и реакции человека на нее. Оперативное преодоление стресса предусматривает попытку ликвидации или снижение реакции на воздействующий стрессор. Превентивное преодоление заключается в предотвращении влияния стрессора путем из­менения когнитивной оценки при восприятии требований ситуации либо повышения сопротивляемости, устойчивости к воздействию стресса.

Авторы считают, что превентивное преодоление включает четыре группы способов: 1) избегание стрессоров путем регу­лирования условий жизни и деятельности; 2) регулирование уровня требований ситуации к человеку; 3) изменение видов поведения, вызывающего стресс; 4) развитие личных ресурсов для преодоления стресса. Избегание стрессоров, например, может быть связано с уходом от неприятного события, ухода с работы, изменением сроков и продолжительности выполне­ния трудного задания и т. д. Регулирование уровня требований означает необходимость соответствия физической и психиче­ской нагрузки возможностям функциональных ресурсов. Из­менения характера поведения, вызывающего стресс, включают коррекцию поведения типа А, уменьшение импульсивных, гиперактивных проявлений и повышенной возбудимости. Развитие ресурсов преодоления стресса определяет форми­рование, например, самоэффективности, чувства контроля и способности управления временем, а также правильное рас­пределение ресурсов при выполнении тех или иных обязан­ностей на работе, дома и улучшение социальных связей.


224.


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


_225


 


В оперативном преодолении стресса К. Matheny et al. вы­делили пять классов поведения: 1) «Контроль за воздействую­щими стрессорами и признаками стресса» — определяет выбор необходимой ситуации, адекватной характеру реакции страте­гии поведения; 2) «Организация ресурсов» — мобилизация и сосредоточение эффективных усилий по преодолению стресса с учетом конкретных условий его возникновения и особенностей проявления; 3) «Наступление на стрессоры» — определение воз­можности прямого устранения стрессоров, то есть использова­ние умения решить проблему, поиск недостающей информации для оценки событий, проявление способности в установлении нормальных межличностных отношений, настойчивость в изменении признаков повышенной реактивности, предот­вращение навязчивых, самоограничивающих предположений путем изменения когнитивных оценок; 4) «Переносимость воздействия стрессоров» или повышение устойчивости к ним путем изменения когнитивной структуры, направленного на снижение воспринимаемой значимости раздражителей и тем самым подавление невротизации, что является важным при невозможности устранения стрессора; 5) «Понижение возбуж­дения» предусматривает уменьшение психической напряжен­ности за счет применения методов коррекции состояния.

Е. Koplik et al. [364] выделяют прямое преодоление и психологическое подавление. A. Billings и R. Moos [255] опи­сывают такие формы преодоления, как оценка ситуации (ак­тивные когнитивные стратегии преодоления), вмешательство в ситуацию (активные преобразовательные стратегии преодо­ления) и избегание. P. Vitaliano et al. [494] дифференцируют типы поведения преодоления на проблемно-ориентированные стратегии преодоления и эмоционально-ориентированные (самообвинение, избегание, предпочитаемое истолкование).

Однако простые дихотомические классификации все же значительно упрощают и ограничивают анализ сущности раз­вития стресса и его преодоления. Е. Menaghan [451] предло­жила рассматривать процессы преодоления стресса с позиций таких его категорий, как личностные ресурсы и усилия, стра­тегии и стили поведения. Каждая из перечисленных категорий имеет свои характеристики и черты, которые определяют осо­бенности регуляции и проявление эффектов преодоления.


Помимо изложенной выше дихотомической типологии стратегий преодоления известны и более развернутые ва­рианты их классификации. Так, Н. Weber [496] считает, что основной репертуар стратегий психологического преодоле­ния включает следующие формы: 1) реальное (когнитивное или поведенческое) решение проблемы; 2) поиск социальной поддержки; 3) перетолкование ситуации в свою пользу; 4) защита и отвержение проблемы; 5) уклонение и избегание; 6) сострадание к самому себе; 7) понижение самооценки; 8) эмоциональная экспрессия.

С. Carver et al. [271] выделили 14 способов (видов) психо­логического преодоления, среди которых они называют «вы­прямление ситуации», обращение к религии, «освобождение» при помощи потребления алкоголя и наркотиков и другие традиционно известные способы. Н. Thomae [483], анализи­руя жизненный путь нескольких возрастных групп, выделил 20 типичных реакций психологического преодоления, среди которых такие, например, как адаптация к особенностям и потребностям других людей, идентификация с их целями и судьбами, склонность не упустить шанс и другие.

И. Г. Сизова и СИ. Филиппченкова [198] на основании экспериментальных исследований определили базовые и функционально-ситуативные стратегии преодоления, к кото­рым относятся: 1) конструктивные преобразующие стратегии («когнитивная репетиция», «коррекция ожиданий и надежд», «идущие вниз сравнения», «идущие вверх сравнения», «анти­ципирующее преодоление», «предвосхищающая печаль»); 2) конструктивные приспособительные стратегии преодоления («позитивное истолкование ситуации», «придание нетриви­ального смысла ситуации», «изменение личностных свойств», «идентификация со счастливчиками»); 3) неконструктивные стратегии преодоления («фиксированная на эмоциях стра­тегия», «уход или бегство из трудной ситуации», «стратегия отрицания»).

Р. Т. Wong [508] представил эволюцию стратегий преодо­ления стресса в виде концептуального развития их движения к большой дифференциации (рисунок 5).

Открытие У. Кэнноном инстинктивных видов преодо­ления стресса, то есть реакций противодействия и отказа,

о В. Бодров


226_


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...