Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Измерение стратегий преодоления




•. -; •-. V


Глава 10

Измерение стратегий преодоления

стресса

Наиболее спорным в проблеме преодоления стресса является вопрос — как оценивать процесс и результат преодоления. Почти все соглашаются, что преодоление является решающим фактором в понимании влияния стресса на человека, но все предлагают разные варианты, как надо его измерять. С. Aldwin [233] полагает, что это обусловлено развитием новой техноло­гии в психологии и социальных науках. Традиционно психо­логия базировалась на трех основных методах. Первый метод предусматривал, что в экспериментальном исследовании сти­мул и реакция ясно определены и изменяются в заданных или контролируемых пределах. При использовании второго метода исследование индивидуальности традиционно основывалось на «бумаге и карандаше» — личностных и ценностных тестах, в которых индивид сам описывает себя или выбирает различные положения, имеющие ценностное значение. В исследовании индивидуальности характеристики теста типа внутренней и временной надежности часто спорны, а внешняя валидность наиболее часто проверяется сравнением с другим тестом. Тре­тий метод — качественное исследование того, что люди думали и как поступали в реальных ситуациях. Этот метод применял­ся, например, в интервью и оценки их уровня IQ или способом кодирования воспринимаемой информации.

В исследовании стресса у испытуемых берутся стандарти­зированные самоотчеты о событиях, которые они пережили или видели, что создает проблемы в надежности и валидности методик. В исследовании преодоления люди, используя стан­дартизированный отчет, сообщают не только, что они делали или как они вели себя в специфических обстоятельствах, но



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 10. Измерение стратегий преодоления стресса


265


 


также и что они думали и какие эмоции испытывали. Другими словами, объединяются два различных метода: исследование индивидуальных особенностей и качественного своеобразия условий деятельности, а также особенности индивидуального поведения. Но способы оценки надежности и валидности не­известны. Противоречие неразрешимо, так как положения, на которых основаны обе техники и их цели, различны.

С. Aldwin придерживается мнения, что имеется несколь­ко предположений, как устранить это противоречие. Сначала необходимо оценить наиболее успешные стили или процес­сы преодоления, которые изменяют стратегии в зависимо­сти от требований личности или окружающей среды; затем определяется, должен ли быть общий способ преодоления в разных ситуациях или они должны быть определенными в специфических условиях. Далее следует установить, необхо­димо ли полное, сложное описание стратегий преодоления (которые являются часто психометрически недостоверными) или нужно использовать простые характеристики, которые лежат в основе более сложных характеристик, и определить, будет ли это психометрически более достоверный подход. Наконец, надо создать шкалу для оценки преодоления или просто указать, использовалась или нет специфическая стратегия.

Имеется еще одна проблема, с которой сталкиваются все исследователи и которую они избегают: если люди используют механизмы защиты в разрешении напряжения, означает ли это, что стратегия преодоления является частично неосознан­ной и как ее тогда оценивать?

10. 1. Методологические и практические проблемы измерений

Существует распространенное утверждение, что имеются ин­дивидуальные различия в том, как люди реагируют на стресс. Еще когда S. A. Stouffer [478] изучал психологию американских солдат и невроз военного времени, теперь названный пост­травматическим синдромом (PTSD), исследователи уже знали, что некоторые люди просто не имеют сил, чтобы справиться с


травмой и что из-за напряжения часто возникают психические нарушения. Например, почти треть несчастных случаев в бою во Второй Мировой войне были психологически обусловлены по своей природе [327]. С тех пор рассматривались индивиду­альные особенности и факторы окружающей среды, которые ведут к неблагоприятным реакциям при стрессе и которые могут быть разделены на три основные (и часто противоре­чивые) группы.

Клиницисты и психологи, изучающие личность, сосре­дотачиваются на личностных факторах, обусловливающих подверженность стрессу. Они полагают, что есть стабильные личностные черты и часто используемые стили преодоления. Напротив, социологи и социальные психологи исследуют условия среды, ведущие к стрессу, то есть структурные ба­рьеры при обращении к психологическим ресурсам. Пред­ставители трансактного и процессуального подходов стре­мятся объединить эти положения и говорят о динамическом взаимодействии между личностью и окружающей средой. Другими словами, стратегию преодоления человек изменяет в зависимости от ситуационного контекста и в зависимости от индивидуальных особенностей. Стратегии преодоления, веро­ятнее всего, — сложный и динамический процесс, по-разному реагирующий на воздействия окружающей среды.

Как известно, стили преодоления предполагают, что имеются устойчивые личностные характеристики, которые определяют различия в реакциях на стресс. Эти подходы традиционно используют стандартный набор черт личности для выявления стилей преодоления. В более современных подходах у испытуемого спрашивают, что он обычно делает, чтобы разрешить проблему, и не касаются специфических проблемных ситуаций [271, 309]. Таким образом, этот подход к стилям преодоления суммирует индивидуальные реакции на стресс без учета ситуативных средовых переменных.

Напротив, социологи полагают, что выбор стратегий — прежде всего, функция социального контекста, требований определенной социальной роли. Социальные подходы свя­зывают определенное ролевое поведение с требованиями ро­ли — например, при попытке установить лучшие отношения с супругом (супругой) или при ограничении дозволенного



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...