Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные основные неэкономические проблемы охраны культурного наследия.




Здесь в первую очередь имеются ввиду памятники материальной культуры, хотя многие духовные ценности культуры зачастую тоже нуждаются в охране (например, проблема чистоты русского языка). В чем же состоит проблема охраны памятников культуры?

· физическая охрана предполагает наличие сторожа или специальных охранных систем, закрепленных за тем или иным памятником

· реставрация - один из основных способов сохранения памятника, она происходит по международным нормам, которые нельзя нарушать

· консервация - сохранение памятника в том виде, в котором он дошел до нас

· возведение "новоделов", т.е. создание копий некогда разрушенных памятников или частичное воссоздание утраченных элементов экстерьера, интерьера и т.д.

· музеефикация, т.е. комплексный подход к реставрации памятника, превращение его в объект музейного показа

Процессы, происходящие с памятниками культуры, являются индикаторами здоровья общества в целом.

В последние годы в российском обществе вопросы сохранения объекгов культурного наследия стоят очень остро, несмотря на их регулярное обсуждение. Необходимо понять, что в эпоху глобализации формирование облика страны происходит во многом за счет исторического наследия, культурных и природных богатств. Для России гуманное отношение к культурным ценностям и их сохранение становятся важнейшими факторами дальнейшего развития территорий и возрождения малых городов и других населенных пунктов.

Необходимо понять, что культурно-историческое наследие - ресурс социально-экономического развития регионов нашей страны, способный создавать как культурную, гак и экономическую ценность. Реализация культурного потенциала региона может осуществляться с помощью использования ресурсов исторического наследия, что в свою очередь может стать фактором развития туризма.

Следует понять, что наше культурно-историческое наследие - главная основа для национального самоуважения и признания России мировым сообществом. Это социально-экономический и духовный капитал невозместимой ценности, формирующий менталитет и утверждающий преемственность гуманитарных ценностей и сохраняющий традиции.

По мнению Кругликовой Г.А., сохранение культурного наследия может рассматриваться как фактор социального здоровья нации[1]. В нашей стране, в наше время объекты культурного наследия уничтожаются с пугающей частотой и постоянством.

Если сравнить списки исторических населенных мест России 2002 г. и 2010 г., то можно увидеть, что количество таких поселений сокращено более чем в 10 раз. И связано эго с тем, что сохранять становится нечего, гак как культурные объекты сносятся, поджигаются, разрушаются в угоду экономическим интересам общества.

Академик РАН, филолог, искусствовед Д.С.Лихачев писал: «...Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила....Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране....Не здание даже нужно человеку, а здание в определенном месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы и то и другое хранить в душе. Человек существо нравственно оседлое,...Только безнравственный человек — не оседлый и способен убивать оседлость в других.

Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают...Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего».[2]

Существует ли гуманное отношение к культурному наследию в современной России?

В ст.44.3 Конституции Российской Федерации написано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». О том, как эта статья соблюдается в нашей стране, примеры приводятся далее по тексту.

Итак, сохранение культурного наследия — основа дальнейшего развития общества, являясь конституционной обязанностью каждого гражданина страны.

Согласно годовому отчету о деятельности Департамента культурного наследия г. Москвы за 2013 г., в городе насчитывается 5426 объектов культурного наследия, из которых 2772 имели охранный статус федерального значения и 2654 — регионального значения.

По мнению специалистов Департамента к 2011 -2012 гг. в Москве существовал ряд системных проблем, сложившихся в сфере

государственной охраны культурного наследия. Одна из них — отсутствие комплексных решений.

Например, в Москве, в 2013 г. насчитывалось 4969 объектов культурного наследия, для сравнения, в 2011 г. их было 3251 здание и сооружение, относящиеся к таким объектам.

Опросы показали, что тема сохранения старой Москвы но остроте обсуждения в обществе ранее занимала второе место после пробок на дорогах.

За предыдущие 20 лет, в городе было уничтожено более тысячи исторических зданий, многие из которых сносились под видом реконструкции и реставрации. В качестве примера можно привести Военторг — здание, возведенное в 1912-1913 годах, в 2003 году полностью разрушили, а на его месте возвели «похожее» торгово-офисное здание, но лишенное черт, которые делали эго здание памятником «венского» модерна XX века.

Другой пример — гостиница «Москва», воссозданная в точном соответствии с чертежами Щусева. Сюда же можно отнести сгоревшее здание Манежа, и Марфо-Мариинскую обитель в Замоскворечье, которую реставрировали с серьезными нарушениями. Были снесены Теплые торговые ряды — ансамбль зданий рядом с Красной площадью, между улицей Ильинкой, Богоявленским и Ветошным переулками. Волну критики вызвала реконструкция «Детского мира», которая предполагает полное уничтожение интерьеров.

Еще один пример. От ансамбля Златоустинского монастыря к концу XX века остались только небольшой участок стены и двухэтажный корпус для настоятелей по Малому Златоусгинскому переулку, который был снесен в 1996 году.

В то же время, по мнению некоторых специалистов, сегодня ситуация изменилась не сильно. Так, в одну из июньских ночей 2011 года, названных «Ночью длинных ковшей» были снесены последний сохранившийся на тог момент флигель усадьбы Глебовых-Стрешневых- Шаховских на Большой Никитской, а также дом купцов Феоктистовых на Большой Ордынке.

А вот печальные примеры уничтожения объектов культурного наследия в российских городах в последнее время.

Говорить о негуманном отношении к объектам культурного наследия в нашей стране можно бесконечно.

Так, в списке архитектурных достопримечательностей, которым грозит уничтожение Всемирного фонда памятников оказался российский памятник — церковь образа Знамения Пресвятой Богородицы под Подольском. Здание церкви, построенной в 1704 году, не ремонтировалось уже 80 лет и находится на фани разрушения.

Россия за последний год утратила 40 объектов культурного наследия. Эго на пять больше, чем, например, в 2011 году. Утрачен 31 архитектурный и 9 археологических памятников. За год увеличилось на 19% количество объектов культурного наследия, имеющих хорошее или удовлетворительное состояние.

В Вологде снесли Кожевенные торговые ряды — часть памятника архитектуры XIX в.

Древнерусскому городищу Ростилавль в Озерском районе Московской области грозит уничтожение. Эго остатки уникального по своей сохранности, до самого последнего времени не за тронутого никакой хозяйственной деятельностью средневекового русского города XII-XVI вв. В 1995 г. городище было объявлено памятником культурного наследия федерального значения. В апреле 2011 г. агрофирма «Сосновка» провела земляные работы, уничтожившие более 400 кв.м, культурного слоя.

В Томской области уничтожается уникальный археологический памятник, возраст которого насчитывает более 4000 лет. На месте, где расположен этот памятник археологии «Тимирязевский археологический комплекс», незаконно начато строительство в 2009 г. коттеджного поселка.

Здесь сохранилось несколько десятков археологических объектов, возраст которых насчитывает более 4-х тысяч лет и относящихся к бронзовому веку и позднему Средневековью.

В мае 2014 г. был опубликован проект «Основы государственной культурной политики», потому что в последнее время культурная политика приобретает особое значение. Государство наконец-то поняло, что нее существовать не может. В «Основах» написано, что «Г осу дарственная культурная политика исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов и позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека.

Содержанием современной государственной культурной политики России является создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан на основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма посредством освоения исторического и культурного наследия России, мировой культуры, развития творческих способностей личности, способностей к эстетическому восприятию мира, приобщения к различным видам культурной деятельности.

В контексте государственной культурной политики понимание традиционных для нашей страны нравственных ценностей основано на выработанных человечеством и общих для всех мировых религий норм и требований, обеспечивающих полноценную жизнь общества.

Это, прежде всего, честность, правдивость, закононослушание, любовь к Родине, бескорыстие, неприятие насилия, воровства, клеветы и зависти, семейные ценности, целомудрие, добросердечие и милосердие, верность слову, почитание старших, уважение честного труда.

Состояние современного российского общества делает необходимым выделение в качестве приоритетных воспитательной и просветительской функций культуры. Эго позволит существенно усилить воздействие культуры на процессы формирования личности, гуманизации образования, успешной социализации молодежи, создания качественной, благоприятной для развития личности информационной среды.

Государственная культурная политика должна строиться на следующих принципах:

• влияние культуры на все аспекты политики государства и сферы жизни общества;

• приоритет права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия России перед имущественными интересами физических и юридических лиц;

• территориальное и социальное равенство граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности...[3]

Целью культурной политики является стремление сделать жизнь людей духовно богатой и многогранной, открыть широкий простор для выявления их способностей, обеспечить возможности приобщения к культуре и разнообразным формам творческой деятельности. В центре такой политики — человек.

Понятие «культурное наследие» включает не только движимые и недвижимые материальные объекты, но и все то, что входит и в духовную культуру, и в сплав материального и духовного; нравственные и эстетические нормы разных народов, живших в разные исторические эпохи и в разных географических условиях; нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные обычаи и традиции; традиции и обычаи, обусловленные географическими условиями проживания людей; исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла и г.д.1

Сегодня не только перед нашей страной, но и перед мировым сообществом в целом стоит серьезная проблема — уничтожение объектов культурного наследия и пути его сохранения и возможности использования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...