Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектурно-художественные общества в России. Основные направления деятельности.




В истории охраны культурного наследия России особое место занимают те периоды, когда велика была роль научных общественных организаций. В дореволюционной России таким был конец X IX — начало X X в. Именно с этого времени можно говорить о начале практической охраны памятников старины — попытках подготовки списка уникальных объектов, разработке понятийного аппарата в сфере охраны памятников, научных подходов к оценке наследия. В этот период широко обсуждались проблемы сохранения памятников, в том числе исторических центров городов, внимание научной общественности было сосредоточено на разработке проекта закона об охране российской старины.

Внутренней потребностью научной интеллигенции стало создание научных и научно-практических обществ. В середине столетия в стране действовало 20— 25 обществ, к началу 1880-х годов их число выросло почти до 200, к концу 1890-х годов достигло 3401.

Выявлением памятников и публикацией исторических документов занимались исторические общества, созданные при крупнейших университетах России: Общество истории и древностей российских при Московском университете, Историческое общество Нестора-летописца при университете св. Владимира в Киеве, Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете и пр. Со второй четверти X IX в., когда в стране стали активно проводиться археологические раскопки и сформировался круг специалистов, занимавшихся российскими древностями, возникли археологические общества, роль которых в изучении и сохранении памятников старины трудно переоценить. Наиболее крупные из них — Одесское общество истории и древностей, Русское и Московское археологические общества. Некоторые из них обладали правом наложения вето на перестройку архитектурных памятников.

Все археологические общества вели активную популяризаторскую работу, широко обсуждая злободневные проблемы охраны старины в периодической печати, на археологических съездах. Неоднократно они выступали в защиту того или иного памятника, которому грозило разрушение, и тем самым способствовали формированию общественного мнения, «возбуждая сочувствие к остаткам старины».

Членами археологических обществ были крупнейшие историки, археологи и архитекторы. Тем не менее общества не являлись замкнутыми профессиональными объединениями, в них могли войти все любители древностей, среди которых были писатели, художники, местные исследователи старины.

Главным направлением деятельности археологических обществ являлось изучение памятников, так как финансовых средств на экспедиции, раскопки, реставрацию в их распоряжении не было. Раскопки и экспедиции чаще всего проводились за счет самих ученых. Общества существовали благодаря членским взносам, каждое из них имело небольшую дотацию от Министерства народного просвещения. На заседаниях обществ слушали и обсуждали доклады, наиболее интересные из которых публиковали. Вообще, издательская деятельность всех археологических обществ была необычайно активной — каждое из них оставило большое научное наследие, ценность которого высока и в наши дни. Почти каждое общество комплектовало музей и библиотеку, уникальные по составу собраний (например, музей «Старая Москва» и библиотека Московского археологического общества).

Первое археологическое общество возникло в 1839 г. на Юге России, где проводились активные раскопки античных памятников. Это было Одесское общество истории и древностей (Общество классических древностей). Оно просуществовало до 1922 г. В 1844— 1919 гг. вышло 33 тома «Записок Одесского общества истории и древностей». В 1872 г. общество получило титул Императорского и находилось под покровительством Александра III. Оно имело право на производство раскопок в Южной России на казенных землях, а также на частных — с согласия владельца. Первым президентом общества был попечитель Одесского учебного округа Д. М. Княжевич, с 1856 по 1877 г. — граф А. Г. Строганов.

Одесское общество занималось не только археологическими раскопками, перед ним стояли широкие задачи — сбор, хранение, описание древних объектов; выявленйе и подготовка к изданию исторических документов; сбор географических и статистических сведений. «Записки» общества показывают, насколько многоплановой была работа с памятниками различных типов. Так, в рубрике «Памятники немые, или бессловесные» публиковались материалы о культовых памятниках, развалинах, кладбищах (в частности, о Пицундском храме, Херсонском монастыре). Члены общества работали над подготовкой топографического плана днепровских порогов, по поручению графа М. С. Воронцова разработали проекты гербов шести уездов Таврической губернии, гербы Ялты и Бердянска. Некоторые работы производились на целевые средства — с 1875 г. общество получало от Синода по 1000 руб. в год для археологических раскопок Херсонского монастыря, с начала 1880-х годов эти средства отпускались Министерством народного просвещения.

При Одесском обществе постепенно сформировался музей, основу которого составили частные коллекции членов общества — Д. М. Кня- жевича, М. М. Кирьякова, А. С. Стурдзы, Н. Н. Мурзакевича. В собрании музея были оружие, предметы домашнего быта, фрагменты античных статуй, архитектурных орнаментов, статуэтки, художественные полотна, монеты и медали1.

Важное место в изучении памятников старины занимало на рубеже веков Императорское Русское археологическое общество (ИРАО), созданное в 1846 г. в Петербурге. Оно просуществовало до 1924 г.; издавало «Записки» (1847— 1858; с 1886 г. — новая серия), «Известия» (1859— 1884). Учредителями были известные нумизматы Я. Я. Рей- хель, П. Ю. Сабатье, А. С. Строганов. Вначале это общество называлось «археолого-нумизматическим» и ставило своей целью изучение классической археологии, а также древностей и нумизматики западных и восточных стран. Но с начала 1850-х годов его деятельность постепенно переориентировалась на изучение российских древностей. В обществе были следующие отделения:

— русской и славянской археологии;

— восточной археологии;

— археологии древнеклассической, византийской и западноевропейской.

 Важным направлением деятельности ИРАО был сбор сведений о российских древностях. В 1851 г. членом общества И. П. Сахаровым была подготовлена «Записка для обозрения русских древностей», которая представляла собой методическую программу выявления сведений о славянских памятниках.

В 1864 г. в ИРАО была избрана комиссия (В. В. Вельяминов- Зернов, А. А. Куник, А. Н. Попов, Д. В. Поленов, И. И. Срезневский) по выявлению и описанию древних церквей Северо-Западного региона. Для этого была выработана программа, которая предусматривала выявление «русских православных достопримечательностей З ападного края», «снятие с них точных видов», составление описания «настоящего положения» памятников. Экспедиция была организована под руководством И. И. Срезневского.

С 1879 Г. И РАО в соответствии с циркуляром Синода получило право наряду с Московским археологическим обществом давать разрешение на перестройку памятников зодчества. Это было важнейшим направлением деятельности общества до 1889 г., когда все проекты реставрации стали рассматриваться в Императорской археологической комиссии (совместно с Академией художеств). Так, общество неоднократно ставило вопрос о сохранении кремлевских стен Коломны и Пскова. Просьба Киевского митрополита в 1886 г. перестроить крышу Софийского собора потребовала основательного исследования древнейшего памятника, которое и выполнили члены ИРАО — Ф. Г. Солнцев и Н. В. Султанов. Ими была предложена программа археологического изучения памятника, соответствовавшая методике того времени. Программа включала следующие этапы:

— раскопать всю площадку, прилегавшую к храму;

—- понизить горизонт земли до старого уровня;

 — освидетельствовать фундамент старых частей;

— отбить новую штукатурку, определить старую и новую кладку;

— определить по самому храму и аналогичным памятникам Константинополя архитектурные детали византийского зодчества;

— выполнить крупномасштабные чертежи храма.

Работа требовала больших затрат, общество оценило ее в 3 тысячи рублей. Таких средств у него не было и «переделка крыши и окон произошла без участия общества»1. Своеобразным руководством для создания проектов нового строительства стал атлас чертежей и рисунков, ставший результатом исследования византийской церковной архитектуры, который был подготовлен в 1872 г. архитектором К. М. Быковским.

Большинство членов ИРАО были богатыми людьми, многие из них проводили археологические раскопки, формировали экспедиции на свои средства. Одной из форм поощрения научных исследований стало присуждение премий наиболее оригинальным из них1.

 Центральное место в изучении памятников старины в X IX — начале X X в. занимало Московское археологическое общество (М АО, находилось под покровительством Александра III, в 1881 г. получило статус Императорского), основанное в 1864 г. графом А. С. Уваровым — известным археологом, коллекционером, библиофилом. А. С. Уваров был его пожизненным председателем. После смерти Уварова в 1884 г. общество возглавила его жена П. С. Уварова. После отъезда Уваровой из России МАО в 1918 г. возглавил Д. Н. Анучин.

Археологическое общество вело активную издательскую деятельность1. Формы работы с памятниками были теми же, что в других обществах — археологические раскопки, исследование отдельных объектов, контроль реставрационных работ. Общество сумело сплотить ведущих ученых, организуя всероссийские археологические съезды. Кроме того, бесспорной заслугой МАО является его законотворческая деятельность — напомним, что первый проект специального закона об охране памятников старины подготовлен его силами.

На заседания общества, которое было очень популярно среди любителей старины, мог прийти человек любого сословия, интересующийся той или иной проблемой (общество имело собственный дом, который был ему подарен императором. Этот дом сохранился и поныне — палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной). На рубеже веков в МАО насчитывалось 500 человек. Это были историки, археологи, архитекторы, писатели и художники. Среди них — Ф. И. Буслаев, И. Е. Забелин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, К. М. Быковский, Л. В. Даль, А. М. Васнецов, И. С. Остроухое, А. А. Титов, Н. Г. Добрынкин, С. Е. Зверев2.

Общество курировало памятники Центральной России, южных районов и, конечно, Москвы. Столица была условно поделена на участки, за сохранность памятников которых отвечал один из членов МАО. Так, в Московский Кремль был назначен архитектор 3. И. Иванов, в Китай-город — С. У. Соловьев и И. В. Рыльский, улица Покровка была под опекой Ф. Ф. Горностаева.

 Одним из основных направлений деятельности МАО была выдача разрешений на перестройку и «поновление» культовых памятников. Эта работа проводилась согласно циркуляру, опубликованному Синодом в декабре 1878 г. Деятельность археологов в этом направлении была настолько весомой, что без преувеличения можно говорить о налаживании ими систематического контроля над памятниками старины. Центром охраны стала Комиссия по сохранению древних памятников. Она состояла из 12 человек и избиралась каждые три года. Ее председателем была П. С. Уварова, товарищами председателя — К. М. Быковский, затем Н. В. Никитин, после 1913 г. — И. П. Машков. В комиссии состояли в основном архитекторы, сочетавшие проектную и реставрационную деятельность, — К. М. Быковский, С. У. Соловьев, Н. В. Никитин, А. Л. Обер, и живописцы — А. В. Васнецов, С. Д. Милора- дович.

В правилах Комиссии по сохранению древних памятников подчеркивалось, что прежде всего надлежит определять степень ущерба, нанесенного произведениям, «имеющим археологическое значение». В комиссии рассматривались памятники, построенные до X IX в.

При подготовке ответов на запросы епархиального начальства члены комиссии пользовались собственным архивом и библиотекой. Если необходимые материалы отсутствовали, памятники обследовались на местах — членами комиссии или любителями старины. Связь МАО с провинцией была очень тесной, поступало много материалов из различных российских уголков о состоянии памятников старины. Особое внимание уделялось памятникам, которым грозило разрушение. Еще в 1871 г. граф А. С. Уваров предложил в изданиях общества выделить особый раздел под названием «Археологический синодик», в котором предполагалось помещать материалы об утраченных памятниках.

Комиссия по сохранению древних памятников тщательно взвешивала все «за» и «против» в решении вопроса о предполагаемом разрушении памятника. Нередко к рассмотрению наиболее острых вопросов члены общества возвращались не один раз. И если спасти памятник все-таки не удавалось, старались собрать полные исторические сведения и иконографические материалы о нем.

Проблемы, связанные с перестройками памятников старины, решались весьма оперативно. Заседания комиссии были еженедельными, нередко отчеты членов комиссии, контролировавших реставрацию наиболее ценного объекта, публиковались в качестве приложений к протоколам.

  В 1889 г. было опубликовано постановление, согласно которому исключительное право надзора за памятниками древности переходило к Императорской археологической комиссии (напомним, что она была создана в 1859 г. при Министерстве Императорского двора — см. раздел первый). С этого момента наблюдается некоторая разобщенность в хорошо налаженной системе контроля памятников древности. Часть запросов поступала в Императорскую археологическую комиссию, большинство же по традиции — в Московское археологическое общество, что вызывало определенную конфронтацию этих организаций. Нередко заказчики, получив отказ от МАО, апеллировали к петербургской комиссии. В начале X X в. ситуация стабилизировалась — МАО продолжало рассматривать проекты реставрации памятников древности, но территория, на которую распространялось его влияние, значительно уменьшилась — до Москвы и Московской губернии. Тем не менее комиссией было рассмотрено 4186 дел.

В конце X IX — начале X X в. активную роль в изучении памятников архитектуры играли профессиональные организации архитекторов и художников: Московское архитектурное общество, Петербургское общество архитекторов, Общество архитекторов-художников, Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Эти организации, выступая как профессиональные корпоративные объединения, играли важную роль организационных и консультационных центров. Они проводили проектные и исследовательские работы, устраивали конкурсы проектов, осуществляли технический надзор за строительными работами. Деятельность этих обществ свидетельствовала о высоком уровне научной и художественной экспертизы. Общества живо откликались на все события художественной жизни (установка монументальных памятников, устройство выставок, конкурсов, проектов и пр.). Одно из направлений их деятельности — теория и практика охраны памятников. Причем в сфере их внимания находились памятники зодчества послепетровской Руси — XVIII, X IX и начала X X в. Эти общества, в отличие от археологических, не имели права наложения вето на перестройку памятников.

Остановимся подробнее на деятельности Исторической комиссии при Московском архитектурном обществе. Его первым председателем был известный архитектор М. Д. Быковский, в последующие годы этот пост занимали К. М. Быковский, Ф. О. Шехтель.

Члены общества выступали как консультанты по вопросам реставрации памятников зодчества, боролись за сохранение отдельных уникальных построек. В записках и ежегодниках общества опубликованы наиболее интересные доклады и рефераты, свидетельствующие о том, что архитекторы обсуждали материалы об отдельных памятниках (Ростовском кремле, Успенском соборе Московского Кремля, Херсонесе), о реставрационных работах (Коломенского кремля, Варварской башни Китай-города, Сухаревой башни). Обсуждались также и теоретические проблемы (например, в докладах Н. В. Никитина «Что такое реставрация исторического памятника и в чем заключается ее отличие от починки» и И. Е. Бондаренко «Архитектура Москвы конца XVIII и начала X IX в.» и т. д.).

В 1872 г. члены Московского архитектурного общества приняли участие в подготовке Архитектурной выставки, павильоны которой располагались в Александровском саду. Была создана Комиссия Архитектурной выставки, членами которой стали известные ученые и архитекторы: И. Е. Забелин, К. М. Быковский, Н. В. Никитин, Г. Д. Ф илимонов. Для сбора экспозиционных материалов они обследовали памятники зодчества Москвы и составили списки древних церквей и скульптуры из камня и дерева. Комиссия обратилась к коллекционерам России с просьбой выслать чертежи, макеты, фрагменты декора, образцы орнамента, утварь, предметы интерьера жилых построек. За короткий срок было получено более 250 предметов. В экспозиции использовались модели Коломенского дворца и Смольного монастыря из Оружейной палаты.

После закрытия выставки при Московском архитектурном обществе осталась уникальная коллекция, представлявшая собой своеобразный историко-архитектурный музей. Его пополнением стали заниматься члены Исторической комиссии: Л. В. Даль, Н. В. Никитин, Г. Д. Филимонов. К. М. Быковским была открыта так называемая «чертежная», в которой делали рисунки древних зданий, фиксировали информацию о постройках, подлежавших сносу. Комиссия разработала программу пополнения коллекции, включавшую составление списков неисследованных зданий, сбор иконографии о памятниках, размещение и популяризацию собрания. Впоследствии эта уникальная коллекция влилась в фонды Политехнического музея.

В Петербурге в 1903 г. было открыто Общество архитекторов-художников, объединившее выпускников Академии художеств и Училища живописи, ваяния и зодчества. Первоначально общество преследовало сугубо корпоративные цели — взаимопомощь выпускникам художественных учебных заведений. Председателем общества был П. Ю. Сю- зор — академик архитектуры, председатель Петербургского общества архитекторов, организатор музея «Старый Петербург». Среди учредителей общества — А. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев.

Одно из направлений деятельности Общества архитекторов- художников — охрана и реставрация памятников старины. Предметом живейшего обсуждения специалистов (в большинстве своем сторонников художественного подхода к оценке наследия) было сохранение Петербурга как уникального целостного памятника. Для этих целей была создана Комиссия по изучению и описанию старого Петербурга (А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Н. Е. Лансере, С. К. Маковский). Особенностью коллекции музея «Старый Петербург» было наличие архивного и иконографического материала о памятниках города. Председателем дирекции музея был А. Н. Бенуа, секретарем — И. А. Фомин, членами дирекции — В. Я. Курбатов, В. А. Щуко, Н. Н. Врангель. Собрание музея хранилось на квартире председателя общества П. Ю. Сюзо- ра. Комиссия также развернула кампанию среди художественной интеллигенции города по восстановлению первоначального цвета фасадов зданий Петербурга (Сената и Синода, Зимнего дворца).

В 1907 г. обществом была создана Комиссия борьбы против разрушения архитектурных памятников XVIII—XIX вв., задачей которой было фотографирование старых деревянных зданий города, предназначенных к сносу.

В 1909 г. возникло Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, председателем которого был избран Великий князь Николай Михайлович, товарищем председателя — А. Н. Бенуа. Секретарем общества был Н. Н. Врангель.

Целью деятельности общества являлась защита от разрушения и искажения памятников, имеющих художественное, бытовое и историческое значение. Под словом «искажение» подразумевалось всякое изменение внешнего или внутреннего облика памятника, не вызванное крайней необходимостью. В связи с этим общество считало реставрацию как восстановление первоначального вида памятника нежелательной и допустимой лишь в особо исключительных случаях1.

Противопоставляя себя Императорской археологической комиссии, которая занималась в основном памятниками, построенными до 1725 г., общество подчеркивало, что будет поддерживать «все памятники, имеющие художественное или историческое значение»2.

Общество имело провинциальные филиалы в Смоленске, Туле, Казани, Вильно. Направлениями его работы были выявление и фиксация памятников зодчества, их реставрация. Усилиями общества созданы комиссии по реставрации Ферапонтова монастыря и Ба- туринского дворца в Черниговской губернии, Комиссия по регистрации памятников искусства и старины Санкт- Петербургской губернии.

Деятельность многочисленных обществ в конце X IX — начале X X в., казалось бы, создавала «мозаичную» картину охраны памятников искусства и старины. Но это было не совсем так. Во-первых, все общества были объединены общими задачами, во-вторых, их консолидация была связана с активной работой научных съездов — археологических и съездов зодчих.

На всероссийских археологических съездах, которые проводились по инициативе Московского археологического общества, обсуждались не только научные проблемы, но решались и практические задачи охраны наследия. Съезды проводились по всей России и главное их значение заключалось в пробуждении местной инициативы, активизации региональных обществ, музеев, в изучении и сохранении памятников старины1. Чтобы представить широту проблем, обсуждаемых на съездах, приведем названия «отделений» X V съезда в Новгороде, которые были характерны для всех пятнадцати съездов:

— первобытные древности;

— историко-географические и этнографические древности;

 — памятники искусств, нумизматики и сфрагистики;

— юридические древности, хозяйственный, домашний и военный быт;

 — церковные древности;

— классические, византийские, восточные и западноевропейские древности;

— памятники языка и письма;

— археография и архивоведение.

Каждый съезд представлял программу изучения памятников старины того региона, где он проходил. На территории этого региона проводились археологические раскопки, осуществлялись экспедиции, устраивались выставки. Последние были источником пополнения фондов местных музеев, так как присланные со всей России археологические карты, рисунки и гравюры, деревянные кресты и утварь — все, что исследователи хотели представить своим коллегам на обсуждение, — как правило, оставались в дар местному музею.

Каждый съезд публиковал труды своих участников, отдельными изданиями выходили наиболее интересные доклады или рефераты (например, работа Н. В. Покровского «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской»).

На общих собраниях многих съездов ставился один и тот же вопрос: какие должны быть приняты меры для сохранения и «приведения в известность» памятников старины? А. С. Уваров подчеркивал, что главное в сохранении отечественного достояния — «хорошее понимание и разумная оценка старины». Ведущую роль в этом, по его мнению, должна играть археология как наука о древностях. Во многих выступлениях звучала мысль о том, что археология не должна превратиться в кабинетную науку. Некоторые ученые предлагали ввести курс археологии в гимназиях и семинариях, археологических обществах.

«Приведение в известность» памятников старины, по мнению участников съездов, возможно было только при составлении списков уникальных объектов с их историко-топографическими описаниями. Эти списки после Высочайшего утверждения должны стать официальным документом.

Большую тревогу участников съездов вызывало состояние церковной старины. Невежество священнослужителей нередко приводило к невосполнимым утратам уникальных документов, утвари, икон и пр. На X V съезде в Новгороде выступил известный искусствовед А. И. Анисимов, который заявил, что только три новгородские церкви из десяти не продают старые иконы и утварь.

Позиция ученых была достаточно четкой — они стремились к максимальному контролю и жесткой регламентации действий церковных властей. На I съезде прозвучала даже мысль о создании специального документа-инструкции, на основании которого члены археологических обществ могли бы запретить уничтожение церковных памятников.

С 1892 г. стали проводиться съезды зодчих, на которых архитекторы, реставраторы обсуждали проблемы сугубо технологические (новые стройматериалы, их технические характеристики) и художественные (развитие древнерусской архитектуры, создание национального стиля в архитектуре и пр.)1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...