Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические основы обучения студентов технике




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

 

 

Байбикова Галина Валентиновна

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКЕ

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

(НА МАТЕРИАЛЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ)

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

 

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

Исаев Илья Фёдорович

 

Белгород - 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы обучения студентов технике

музыкально-педагогического общения

1.1. Обучение студентов технике музыкально-педагогического

общения как научная проблема 13

1.2. Техника музыкально-педагогического общения:

сущность, содержание, структура 35

1.3. Критерии, уровни эффективности обучения

студентов технике музыкально-педагогического общения 66

1.4. Моделирование процесса обучения студентов

технике музыкально-педагогического общения 76

Выводы по первой главе 84

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обучению

студентов технике музыкально-педагогического общения 87

2.1. Современное состояние практики обучения

студентов технике музыкально-педагогического общения 88

2.2. Психолого-педагогические условия обучения студентов

технике музыкально-педагогического общения 106

2.3. Технология обучения студентов технике

музыкально-педагогического общения 118

2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 147

Выводы по второй главе 161

Заключение 162

Библиография 166

Приложения 192

 

 

Введение

Проблема общения, неоднократно обсуждавшаяся со времен античности, и сегодня вызывает повышенный исследовательский интерес. Обладая многомерной направленностью, она во все времена попадает в поле перемен, вовлекающих в свою орбиту межнациональные, социальные, экономические, идеологические, образовательные и профессиональные проявления.

В условиях обновления образовательной системы педагогическое общение выступает важным инструментом создания полисубъектных отношений, атмосферы сотворчества и профессионализма. Сегодня уже не возникает сомнения в том, что необходимо и возможно обучать студентов личностно-ориентированным технологиям общения, профессиональной коммуникации. Решение этой проблемы, долгое время являющееся приоритетом лингвистов и преподавателей иностранных языков, признается актуальным во всех областях подготовки педагогических кадров. В связи с этим возрастает потребность поиска эффективных условий, содержания обучения общению, учитывающих специфику музыкально-педагогической подготовки и особенности профессиональной деятельности будущих педагогов-музыкантов.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблема коммуникативного обучения занимает важное место в отечественной теории педагогического общения. Педагогами и психологами проведены теоретические и опытно-экспериментальные исследования по вопросам профессиональной подготовки учителя, так или иначе касающиеся обучения студентов педагогическому общению (А. А. Бодалев, О. С. Булатова, А. А. Вербицкий, В. С. Грехнев, И. А. Зязюн, И. Б. Игнатова, Е. Н. Ильин, И. Ф. Исаев, М. С. Каган, В А Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, Л. М. Митина, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, З. С. Смелкова, М. И. Станкин, Н. Н. Тарасевич, Н. Д. Творогова, Ю. И. Турчанинова, Н. И. Шелихова и др.).

В настоящее время появился ряд современных диссертационных исследований, посвященных разработке технологий обучения общению, в которых актуализируются различные подходы к его организации в контексте личностно-ориентированного образования: культурологический (Н. А. Дмитриенко, Ю. А. Конев, Л. Н. Котикова, О. П. Кравчук, В. А. Мищенко), компетентностный (Л. К. Гейхман, Е. А Головко, Т. В. Татьянина), интерактивный (В. Н. Буянов, Л. К. Гейхман и др.). Необходимо отметить также исследования зарубежных и отечественных психологов, разрабатывающих и внедряющих во все сферы деятельности оригинальные техники общения, разные виды тренингов (Р. и К. Вердербер, О. Я. Гойхман, А. Г. Грецов, А. Г. Караяни, Д. Маккей, В. С. Садовская, Г. Н. Сартан, К. Торн, К. Фопель и др.).

Анализ литературы по различным аспектам изучаемой проблемы позволяет сделать вывод о том, что в психолого-педагогической науке имеется комплекс исследований, раскрывающий методологические и теоретические основы коммуникативной подготовки учителя. Вместе с тем, в данных работах не учитывается специфика содержания музыкально-педагогической деятельности. Ряд исследований, обладая непреходящей педагогической ценностью, относится к ушедшему в историю социально-экономическому этапу развития общества и требует существенного переосмысления и адаптации к новым реалиям жизни.

Изучение трудов по музыкальной педагогике показывает, что специфика музыкально-педагогической деятельности и общения рассматривается в работах Э. Б. Абдуллина, Л. Г. Арчажниковой, Л. А. Баренбойма, Б. Л. Кременштейн, А. Н. Малюкова, Т. Д. Сусловой, Г. М. Цыпина; осмысление музыкально-педагогического общения с позиций педагогики сотрудничества осуществляется В. И. Петрушиным и В Г. Ражниковым; преимущества диалоговых форм взаимодействия в развитии музыканта раскрывает Г. Г. Нейгауз; идея индивидуального подхода в исполнительском обучении и общении прослеживается в трудах М. Э. Фейгина. В диссертациях разрабатываются проблемы становления педагогического артистизма (И. В. Адоевцева, Л. С. Майковская), формирования музыкально-педагогической культуры (Т. В. Абрамова, Л. И. Глазунова, Н. Б. Букаева, Л. В. Бурая) профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки (С. В. Шишкина); в контексте музыкально-исполнительской педагогики поднимаются вопросы педагогического общения межличностной направленности в процессе индивидуальной формы обучения (А. В. Моздыков). Эти исследования представляют несомненную ценность для исследования музыкально-педагогического общения, однако в них недостаточно решаются задачи технологического обеспечения процесса подготовки к профессиональному общению, выявления психолого-педагогических условий, соответствующих современному диапазону требований к художественному образованию.

Анализ научной литературы, изучение опыта работы студентов и преподавателей позволили выявить ряд существенных противоречий:

- между современными требованиями к профессиональной коммуникативной деятельности педагога-музыканта и реальной системой подготовки, направленной преимущественно на решение узкопрофессиональных, операциональных задач;

- между потребностью целенаправленного обучения технике музыкально-педагогического общения и недостаточной научно-методической разработанностью вопросов, связанных с выявлением эффективных психолого-педагогических условий, форм и методов обучения.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность, а также выявленные противоречия определили выбор темы диссертационного исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия эффективного обучения студентов технике музыкально-педагогического общения?

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования

Объект исследования – профессиональная подготовка студентов исполнительских специальностей в музыкальном колледже.

Предмет исследования – процессобучениястудентовтехнике музыкально-педагогического общения.

В качестве гипотезы выступило предположение о том, что обучение студентов музыкальных колледжей технике музыкально-педагогического общения будет наиболее эффективным, если:

- реализована совокупность следующих психолого-педагогических условий: актуализация развития техники музыкально-педагогического общения на диагностической основе; активизация развития профессионально-речевых умений; осуществление контекстной направленности обучения; преобразование дидактической среды:

- разработана технология обучения студентов музыкального колледжа технике музыкально-педагогического общения в системе профессиональной подготовки.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой решались следующие задачи:

1. Выявить сущностные характеристики, содержание и структуру техники музыкально-педагогического общения.

2. Определить критерии эффективности обучения студентов технике музыкально-педагогического общения.

3. Выявить совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность обучения студентов технике музыкально-педагогического общения.

4. Разработать и апробировать технологию обучения студентов технике музыкально-педагогического общения.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения философии и психологии о деятельности и общении (Г. М. Андреева, М. М. Бахтин, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, И. А. Ильяева, М. С. Каган, А. А. Леонтьев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн), аксиологические основы образования (Н. А. Асташова, И. Ф. Исаев, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов) теория педагогического общения (В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, Ю. И. Турчанинова), исследования проблемы техники педагогического общения (В. А. Кан-Калик, Н. Д. Творогова, Ю. И. Турчанинова, Н. И. Шелихова), теория развивающего обучения (Э. Ф. Зеер, И. С. Якиманская), концепция контекстного обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова), концепция педагогических технологий (В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, Б. Т. Лихачев, Г. К. Селевко, М. В. Кларин, Н. Е. Щуркова), современные подходы к разработке технологий обучения общению (Е. А. Головко, Л. К. Гейхман, Н. А. Дмитриенко, В. А. Мищенко, Т. В. Татьянина), теория музыкально-педагогической деятельности (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, А. Н. Малюков, В. И. Петрушин, В. Г. Ражников, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин), теория музыкально-эстетического воспитания (Л. И. Глазунова, Д. Б. Кабалевский, Л. С. Майковская, Л. А. Рапацкая), концепция музыкально-исполнительского обучения (Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер, Б. Л. Кременштейн, Г. Г. Нейгауз, В. Г. Ражников, М. Э. Фейгин, Г. М. Цыпин и др.).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных положений философии, психологии, педагогики, педагогического музыкознания; анализ и обобщение педагогического опыта выдающихся педагогов-музыкантов; ретроспективный анализ собственного педагогического опыта; педагогическое наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, метод экспертных оценок; методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Белгородский государственный музыкальный колледж им. С. А. Дегтярева и Губкинский государственный музыкальный колледж. В эксперименте участвовало 296 студентов и 124 преподавателя.

Этапы исследования:

Первый этап (1999 – 2002) состоял в анализе философской, психолого-педагогической литературы, изучении опыта работы музыкальных колледжей по исследуемой проблеме. На данном этапе были определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, выдвинута гипотеза исследования.

Второй этап (2002 – 2003) заключался в разработке программы констатирующего эксперимента и изучении состояния проблемы в практике музыкальных колледжей, а также в выявлении психолого-педагогических условий обучения студентов профессиональному общению.

Третий этап (2003 – 2006) посвящен организации формирующего эксперимента, в ходе которого были реализованы психолого-педагогические условия и апробирована технология обучения студентов технике музыкально-педагогического общения. На этом этапе осуществлялась обработка полученной информации, формулировались основные выводы, оформлялись результаты исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- определены сущностные характеристики, содержание и структура техники музыкально-педагогического общения,

- теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность обучения студентов технике музыкально-педагогического общения;

- разработана и экспериментально апробирована технология обучения студентов технике музыкально-педагогического общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- обосновано понятие «техника музыкально-педагогического общения»;

- определены критерии и показатели эффективности обучения студентов технике музыкально-педагогического общения;

- разработана модель процесса обучения студентов технике музыкально-педагогического общения.

Практическая значимость результатов исследования: создан инструментарий диагностики уровня сформированности техники музыкально-педагогического общения; разработана и внедрена технология обучения студентов профессиональному общению; разработан учебно-практический комплекс, включающий программу спецкурса «Развитие техники музыкально-педагогического общения», методические рекомендации по проведению занятий со студентами исполнительских специальностей средних и высших учебных заведений, а также в детских музыкальных школах и системе повышения квалификации педагогов-музыкантов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью основных теоретических выводов; учетом разработок в области методики обучения игре на музыкальном инструменте; комплексом примененных в исследования методов, адекватных его объекту, цели, задачам и гипотезе; статистической обработкой результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Техника музыкально-педагогического общения представляет собой совокупность профессионально значимых коммуникативных умений, интегративно отражающих внешние поведенческие и внутренние личностные параметры, обусловленные ценностным отношением к музыкально-педагогической деятельности и общению. Техника музыкально-педагогического общения образована операциональными (вербальным, невербальным, перцептивным, интерактивным) и личностными (ценностно-мотивационным, интеллектуально-художественным, эмоционально-эстетическим) компонентами, ядром которых выступают профессионально значимые коммуникативные умения. Содержание техники музыкально-педагогического общения составляют: художественно-педагогические средства, механизмы и способы общения; комплекс коммуникативных, эмоционально-эстетических свойств и качеств личности, характеризующий ее музыкально-педагогическую направленность и творческое художественно-педагогическое мышление.

2. Критериями эффективности обучения студентов являются: ценностное отношение к музыкально-педагогическому общению и деятельности, степень развития речемыслительной деятельности, проявление невербальной музыкально-педагогической коммуникации, уровень сформированности эмпатийно-рефлексивных умений, степень владения технологией диалогового обучения,

3. Совокупность психолого-педагогических условий обучения, способствующих развитию техники музыкально-педагогического общения, включает: актуализацию развития техники музыкально-педагогического общения на диагностической основе; активизацию развития профессионально-речевых умений; осуществление контекстной направленности обучения; преобразование дидактической среды.

4. Технология обучения студентов технике музыкально-педагогического общения содержит следующие этапы: пропедевтически-диагностический, художественно-творческий, контекстно-интерактивный,оценочно-обобщающий.

Апробация результатов исследования и их внедрение происходили: посредством публикации статей по проблеме исследования; в ходе выступлений на международной научно-практической конференции «Личность преподавателя и его роль в морально-нравственном становлении специалиста» (Белгород, 2003), Всероссийском научном семинаре «Профессионально-педагогическая культура: концептуальные основания и технологический контекст» (Белгород, 2004), международной научно-практической конференции «Духовность и искусство в системе образования» (Белгород, 2004), IV межрегиональной научно-практической конференции «Социокультурная динамика региона» (Белгород, 2004), межрегиональной научно-практической конференции «Развитие творческих способностей студентов как основополагающий фактор в подготовке современного специалиста» (Курск, 2005), III международной научно-практической конференции «Иоасафовские чтения» (Белгород, 2005), межвузовской научно-практической конференции «Современные технологии в сфере культуры и досуга: опыт, проблемы, инновации» (Белгород, 2006); в процессе чтения лекций по «Методике обучения игре на инструменте», на занятиях спецкурса «Развитие техники музыкально-педагогического общения»; в ходе проведения опытно-экспериментальной работы на базе Белгородского и Губкинского музыкальных колледжей; на индивидуальных занятиях с учащимися предметно-цикловой комиссии «Специальное фортепиано», на занятиях аспирантского семинара кафедры педагогики БелГУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Во введенииобоснована актуальность избранной темы, сформулированы проблема, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определены теоретические и методологические основы исследования, раскрыты научная новизна и практическая значимость полученных результатов, изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе«Теоретические основы обучения студентов технике музыкально-педагогического общения» представлен анализ состояния проблемы в философской, психологической, педагогической и специальной литературе с целью выявления сущности, содержания и структуры понятия «техника музыкально-педагогического общения», определяются критерии эффективности обучения, разработана модель процесса обучения.

Во второй главе«Опытно-экспериментальная работа по обучению студентов технике музыкально-педагогического общения» анализируется состояние практики обучения технике общения, выявляется и обосновывается совокупность психолого-педагогических условий, разрабатывается технология их реализации, проводится анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

В заключенииобобщены результаты исследования, изложены основные выводы.

Библиографический список содержит 272 наименования.

В приложении приведены материалы, характеризующие процесс и результаты опытно-экспериментальной работы.

Глава 1. Теоретические основы обучения студентов технике

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...