15,3.3. Имаготерапия. Глава 15. Приемы внешней индивидуальной регуляции (коррекции) стресса. 15.3.4. Арттерапия
15, 3. 3. Имаготерапия Название метода «имаготерапия» происходит от imago (лат. ), что означает «образ». Обшей целью метода является устранение невротических, психопатологических и функциональных расстройств путем развития и обогащения личности [98]. Для этого используется (в различной степени на разных этапах имаготерапии) творческая активность пациента или группы пациентов. В основу имаготерапии легли теоретические положения об образе, включающем в себя динамический облик человека (в том числе характерные черты его поведения и общения в социальной среде), формирующийся под влиянием социальных факторов и всей системы жизненных отношений человека, а также об единстве личности и образа, в связи с чем систематическое целенаправленное влияние на динамику образа человека означает и влияние в той или иной мере на его личность. Целями и задачами имаготерапии являются: 1) воспитание у пациента способности адекватно реагировать на возникающие неблагоприятные ситуации, а также способности входить в роль, соответствующую ходу событий, — принимать адекватный образ и уходить таким путем от образа своего «Я», деформированного болезнью, стрессовой ситуацией; 2) укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов; 3) тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание у себя волевых качеств, способности к саморегуляции; 4) создание у пациентов в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего их жизнь новым содержанием. В имаготерапевтическом процессе используются усложняющиеся технические приемы. Вначале это пересказ того или иного прозаического литературного произведения; переход рассказа в заранее фиксированный диалог, который по своему содержанию может отразить и развить изложенную ситуацию;
I
Глава 15. Приемы внешней индивидуальной регуляции (коррекции) стресса импровизированный диалог; импровизация заданной ситуации. На завершающем этапе применяются более сложные технические приемы — театрализация рассказа, воспроизведение фрагментов классической и современной драматургии, выступление в спектакле. Пациенты при имаготерапии выступают в качестве рассказчиков, участников диалогов и импровизированных ситуаций, слушателей. Выбор технических приемов в имаготерапии определяется психологическими особенностями пациента и спецификой функциональных расстройств и заболеваний. В самом общем виде имаготерапия, как отмечает И. Е. Вольперт [55], строится на основе драматургической речевой тренировки регулирующей функции второй сигнальной системы, В качестве более конкретных лечебных факторов могут быть названы отвлечение, убеждение, разъяснение, внушение, имитационное поведение, эмоциональная поддержка, оценка, обучение новым способам поведения, соревнование, воодушевление, радость коллективного творчества, укрепление чувства уверенности в себе, саморегуляция, катарсис и др. Этот метод психической коррекции рекомендуется применять при лечении пациентов, у которых отмечаются жалобы на раздражительность, депрессию, невротические состояния. 15. 3. 4. Арттерапия Значение искусства как фактора регуляции функционального состояния и терапевтического воздействия возрастает в связи с повышением его роли в жизни человека. В арттерапии сочетаются эффекты трудотерапии и психотерапии. Психотерапевтический эффект воздействия искусства на личность возникает при просмотре художественных произведений в театре и кино, по телевизору, прослушивании их по радио и особенно при личном активном участии в постановке, выступлениях в спектаклях, чтении, пении и в других видах художественного творчества. Включение в творческий процесс способствует формированию устойчивой позитивной деятельности и эстетической доминанты у индивида, пробуждению положительных эмоций, созданию активной мотивационно-ценностной
416 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса установки личности на самовыражение, самоутверждение и самосовершенствование в новом, интересном и персонально значимом виде деятельности, помогает противодействию негативным переживаниям, чувству тревожности, неуверенности и т. д. В связи с частым использованием в арттерапии прикладных методов художественного творчества, в ней отчетливо выступает трудотерапевтический эффект — подготовка материала, обработка его и т. д.; с другой стороны, в ней как в творческой деятельности пациента, учитывающей его самооценку, уровень притязаний и другие личностные особенности, прослеживается также психотерапевтический эффект, который может иметь в конкретных случаях преимущественно седативную, активирующую, катартическую и иную направленность. В качестве предмета арттерапии могут использоваться разнообразные варианты занятий художественно-прикладного характера — резьба по дереву, чеканка, мозаика, витражи, лепка, рисунки и т. п. В современной психотерапии существует несколько направлений «терапии искусством»: 1) использование уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации субъектами; 2) побуждение субъектов к самостоятельному творчеству; 3) повышение роли психотерапевта в развитии взаимоотношений с субъектом в процессе его обучения творчеству и в использовании требований индивидуального подхода к субъекту [98]. Главное — чтобы пациент в творчестве нашел себя, сумел с помощью психотерапевта поверить в свои возможности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|