Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15,3.3. Имаготерапия. Глава 15. Приемы внешней индивидуальной регуляции (коррекции) стресса. 15.3.4. Арттерапия




15, 3. 3. Имаготерапия

Название метода «имаготерапия» происходит от imago (лат. ), что означает «образ». Обшей целью метода является устране­ние невротических, психопатологических и функциональных расстройств путем развития и обогащения личности [98]. Для этого используется (в различной степени на разных этапах имаготерапии) творческая активность пациента или группы пациентов.

В основу имаготерапии легли теоретические положения об образе, включающем в себя динамический облик человека (в том числе характерные черты его поведения и общения в со­циальной среде), формирующийся под влиянием социальных факторов и всей системы жизненных отношений человека, а также об единстве личности и образа, в связи с чем систе­матическое целенаправленное влияние на динамику образа человека означает и влияние в той или иной мере на его лич­ность. Целями и задачами имаготерапии являются: 1) воспи­тание у пациента способности адекватно реагировать на воз­никающие неблагоприятные ситуации, а также способности входить в роль, соответствующую ходу событий, — принимать адекватный образ и уходить таким путем от образа своего «Я», деформированного болезнью, стрессовой ситуацией; 2) укре­пление и обогащение эмоциональных ресурсов; 3) тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание у себя волевых качеств, способности к саморегуляции; 4) создание у пациентов в процессе имаготе­рапии определенного творческого интереса, обогащающего их жизнь новым содержанием.

В имаготерапевтическом процессе используются усложня­ющиеся технические приемы. Вначале это пересказ того или иного прозаического литературного произведения; переход рассказа в заранее фиксированный диалог, который по своему содержанию может отразить и развить изложенную ситуацию;


I


 

Глава 15. Приемы внешней индивидуальной регуляции (коррекции) стресса

импровизированный диалог; импровизация заданной ситуа­ции. На завершающем этапе применяются более сложные технические приемы — театрализация рассказа, воспроизве­дение фрагментов классической и современной драматургии, выступление в спектакле.

Пациенты при имаготерапии выступают в качестве рас­сказчиков, участников диалогов и импровизированных ситу­аций, слушателей.

Выбор технических приемов в имаготерапии определяется психологическими особенностями пациента и спецификой функциональных расстройств и заболеваний. В самом общем виде имаготерапия, как отмечает И. Е. Вольперт [55], строится на основе драматургической речевой тренировки регулирую­щей функции второй сигнальной системы, В качестве более конкретных лечебных факторов могут быть названы отвлече­ние, убеждение, разъяснение, внушение, имитационное по­ведение, эмоциональная поддержка, оценка, обучение новым способам поведения, соревнование, воодушевление, радость коллективного творчества, укрепление чувства уверенности в себе, саморегуляция, катарсис и др.

Этот метод психической коррекции рекомендуется приме­нять при лечении пациентов, у которых отмечаются жалобы на раздражительность, депрессию, невротические состояния.

15. 3. 4. Арттерапия

Значение искусства как фактора регуляции функционального состояния и терапевтического воздействия возрастает в связи с повышением его роли в жизни человека. В арттерапии со­четаются эффекты трудотерапии и психотерапии. Психотера­певтический эффект воздействия искусства на личность воз­никает при просмотре художественных произведений в театре и кино, по телевизору, прослушивании их по радио и особенно при личном активном участии в постановке, выступлениях в спектаклях, чтении, пении и в других видах художественного творчества. Включение в творческий процесс способствует формированию устойчивой позитивной деятельности и эсте­тической доминанты у индивида, пробуждению положитель­ных эмоций, созданию активной мотивационно-ценностной


416  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

установки личности на самовыражение, самоутверждение и самосовершенствование в новом, интересном и персонально значимом виде деятельности, помогает противодействию негативным переживаниям, чувству тревожности, неуверен­ности и т. д.

В связи с частым использованием в арттерапии приклад­ных методов художественного творчества, в ней отчетливо выступает трудотерапевтический эффект — подготовка ма­териала, обработка его и т. д.; с другой стороны, в ней как в творческой деятельности пациента, учитывающей его само­оценку, уровень притязаний и другие личностные особен­ности, прослеживается также психотерапевтический эффект, который может иметь в конкретных случаях преимущественно седативную, активирующую, катартическую и иную направ­ленность.

В качестве предмета арттерапии могут использоваться раз­нообразные варианты занятий художественно-прикладного характера — резьба по дереву, чеканка, мозаика, витражи, лепка, рисунки и т. п.

В современной психотерапии существует несколько направлений «терапии искусством»: 1) использование уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации субъектами; 2) побуждение субъектов к само­стоятельному творчеству; 3) повышение роли психотерапевта в развитии взаимоотношений с субъектом в процессе его обучения творчеству и в использовании требований индиви­дуального подхода к субъекту [98]. Главное — чтобы пациент в творчестве нашел себя, сумел с помощью психотерапевта поверить в свои возможности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...