Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса




Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса________________________ ^§1

клинической практике, спорте, в профессиональной деятель­ности. Положительное влияние AT на процессы восстановле­ния психической и физической работоспособности, возмож­ность с ее помощью регулировать эмоциональное состояние и повышать эффективность использования функциональных резервов организма и психики дает основание рекомендовать ее к применению в целях психогигиены, психопрофилактики и психокоррекции.

Широкое использование метод AT получил для регуляции состояния специалистов, деятельность которых связана с по­вышенным нервно-эмоциональным (психическим) напряже­нием и стрессом в связи с воздействием экстремальных факто­ров среды, высокой сложностью и ответственностью трудовых задач у летчиков (В. Л. Марищук, Л. П. Гримак, М. М. Решет­ников, Д. И. Шпаченко, В. М. Звоников и др. ), космонавтов (Л. П. Гримак, Ю. Ф. Исаулов и др. ), водолазов (A. M. Свядощ, Ю. Б. Шумилов) и некоторых других специалистов.

Так, в исследованиях М. М. Решетникова [182, 183] по лонгитюдному применению аутогенной тренировки и спе­циальных методов психогигиены и психокоррекции у здо­ровых людей позволили выявить существенные изменения некоторых индивидуально-психологических характеристик у лиц, регулярно использующих этот метод. В частности, у них снижались раздражительность, тревожность, улучшались сон и самочувствие, наблюдалось снижение общей невротизации личности и повышение решительности и уверенности в себе, что способствовало улучшению социальной адаптации и спо­собности к психофизиологической мобилизации. Применение клинико-психологических методов исследования показало, что лица, проявляющие осознанную мотивацию к освоению аутогенной тренировки, имеют достоверно более высокие (но в 92% случаев не превышающие границу нормы) показатели по шкалам 2, 4, 7 и 8 СМИЛ (адаптированный вариант MMPI), по шкале нейротизма Айзенка, по шкалам реактивной (ситуа­ционной) и личностной тревожности Спилбергера-Ханина и более низкие показатели по шкалам С, Е и Н 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла.

Проведенные исследования показали, что AT способствует повышению эмоциональной устойчивости, стабилизации


452   Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

настроения и поведенческих реакций, нормализации сна, развитию уверенности в себе, снижению тревожности, вну­тренней напряженности, улучшению социальной адаптации и общительности, развитию способности и мобилизации психофизиологических резервов организма и психики. При использовании идеомоторных упражнений на базе AT было выявлено существенное улучшение функции моторной па­мяти, что повышало эффективность освоения сложных видов операторской деятельности.

Краткосрочный отдых в состоянии аутогенного расслабле­ния ведет к быстрому восстановлению сил и снижает развитие утомления при значительных физических нагрузках. Возника­ющие при аутогенной релаксации эффекты тяжести, сменя­ющиеся ощущением невесомости тела, «парения», позволяют активно применять метод при моделировании деятельности человека в условиях гипер- и гиповесомости [68].

Несмотря на обилие экспериментальных фактов о зако­номерностях формирования навыков аутогенной тренировки, эффектах ее применения в различных областях медицины и психологии, роли отдельных психолого-физиологических структур организма и личности в процессах саморегуляции, до настоящего времени остается много нерешенных вопросов о сущности механизма аутогенного воздействия. Как отмечают B. C. Лобзин и М. М. Решетников, в многочисленных исследо­ваниях было показано, что «внушение и самовнушение может быть реализовано на поведенческом уровне, на функциональ­ном уровне (выражаясь в изменениях частоты пульса, дыхания и т. д. ), на процессуальном психологическом уровне (опыты В. Л. Райкова и Л. П. Гримака по стимуляции способностей) и на уровне тканевых реакций» [133, с. 92]. Механизмы всех ука­занных реакций пока недостаточно изучены. Однако авторы обращают внимание на то, что «психика человека подвержена законам гомеостатического регулирования и стабилизация ее состояния обеспечивается как осознаваемым, целенаправ­ленным воздействием, так и неосознаваемыми механизмами» [там же].

Практическое применение аутотренинга основано на про­хождении учебного курса, основная задача которого состоит в развитии навыков самовоздействия преимущественно на


 

A5I

Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса

эмоционально-вегетативную и мышечную сферу. Этим целям служат прежде всего упражнения на мышечную релаксацию и на вызывание ощущения тепла в конечностях с последующей генерализацией ощущений. Один из вариантов такого курса предложен B. C. Лобзиным и М. М. Решетниковым и включает в себя комплекс упражнений на успокоение, достижение тре­нированной мышечной релаксации (варианты самовнушения ощущений тяжести и идеомоторные релаксирующие упражне­ния), вызывание ощущений тепла в конечностях, в солнечном сплетении, овладение регуляцией ритма и частоты дыхания, а также ритма и частоты сердечной деятельности, которые способствуют общему укреплению эмоционально-волевой сферы. Аналогичный вариант комплекса представлен также в работе С. Aldwin [233].

Описанию содержания и порядка проведения упражнений по аутогенной тренировке посвящен ряд научных и методи­ческих работ [127, 129, 132, 133, 143, 169]. Многочисленные варианты методики аутотренинга различаются между собой либо в модификации его классического варианта, либо в рас­ширении набора приемов самовнушения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...