Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса




Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса

ном, но еще недостаточно осознаваемом уровне в саморегу­ляции состояния доминирует активационно-эмоциональный компонент, а способы саморегуляции, которые использует субъект, можно соотнести с операциями в структуре деятель­ности. Неосознаваемыми эти произвольные способы саморе-|уляции становятся в том случае, если они доведены до уровня навыка. Необходимость их активации возникает в усложнен­ных условиях деятельности и при начальных явлениях моно-тонии, утомления, напряжения, когда субъект непроизвольно изменяет ритм дыхания, совершает мышечные движения, повышает речевую активность и т. п., что свидетельствует о стремлении мобилизации энергетических и поведенческих ресурсов.

Дальнейшее нарастание экстремальности условий дея­тельности и возникновение несоответствия между текущим и потребным состоянием начинает осознаваться субъектом, становится предметом его внимания, и он осознанно прини­мает решение о необходимости целенаправленного изменения своего состояния и использования для этого определенных приемов саморегуляции, действие которых направлено в основном на когнитивно-эмоциональный компонент саморе­гуляции. На этом уровне саморегуляции субъект осмысленно применяет способы невербального самовоздействия (раз­личные формы представлений, сенсорную и эмоциональную репродукцию, идеомоторику, волевые усилия, самоконтроль с биологической обратной связью и др. ).

Переход на следующий уровень саморегуляции функцио­нального состояния связан с его значительным изменением (нарушением) и, в частности, необходимостью выбора субъ­ектом деятельности по саморегуляции своего состояния или выполнения профессиональных задач. Происходит изменение целевых установок, мотивов, направленности сознания, что сопровождается осознанным использованием таких произ­вольных приемов самовоздействия, как самоанализ, само­внушение, самоубеждение, самопрограммирование и т. д. На этом уровне доминирует качественно-личностный компонент саморегуляции функционального состояния, и она представ­ляет собой целостную деятельность со всеми присущими ей компонентами психологической системы.


440  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

Предложенная Л. Г. Дикой модель классификации са­
морегуляции определяет психологические основания про­
извольного и непроизвольного (неосознанного) выбора или
включения тех или иных приемов регуляции функциональных
состояний.                         ...                         ■ ■. -, ' ■ ■ ■ •■ ■ ■ ■ •.:. -•.: " «; ■: '■ ■ ■ ■.

16. 2. Формирование начальных навыков

саморегуляции

Психическая саморегуляция состояния напряженности и стресса предусматривает освоение некоторых начальных навыков ре­лаксации и управления психическими и вегето-соматическими функциями. Процесс релаксации лежит в основе использования частных техник (методик), направленных на 1) успокоение — устранение эмоциональной доминанты; 2) восстановление, сни­жение выраженных функциональных расстройств, чрезмерных реакций; 3) стимуляцию функциональной активности — повы­шение тонуса, реактивности на вербальные воздействия [127]. Для психической регуляции состояния здорового человека ис­пользуются несколько вариантов приемов формирования ее на­чальных навыков [15, 127, 132, 133, 143, 464]. Наиболее широкое применение получили следующие из них.

Саморегуляция мышечного тонуса. Целью этой тренировки является прежде всего формирование состояния релаксации на основе расслабления скелетной (поперечно-полосатой) мускулатуры. Существует много различных методов релакса­ции — это и аутогенная тренировка, и стимульная релаксация, и прогрессирующая мышечная релаксация, и трансцендентная медитация, и гипноз. Нельзя утверждать, что какой-либо из этих способов является наиболее эффективным и наиболее предпочтительным, — многое зависит от опыта и характера показаний к их использованию, индивидуальных особен­ностей пациента и других факторов. Однако техника нерв­но-мышечной релаксации обладает одним существенным преимуществом, — она относительно проста и поэтому весьма популярна.

Научно обосновал приемы релаксации Е. Jacobson [345], установивший зависимость между характером мышечного


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...