16.3. Аутогенная тренировка. Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса
16. 3. Аутогенная тренировка Аутогенная тренировка (AT) — активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Этот метод основан на использовании приемов самовнушения для достижения глубоких степеней аутогенного погружения и реализации самоуправляющих воздействий. Аутогенная тренировка как самостоятельный метод разработана немецким психотерапевтом И. Шульцем [226]. Главное достоинство этого метода — его доступность в качестве эффективного метода снятия напряжения. Однако для изучения глубинных сторон психики его использовать сложно, и продвинутые способы аутогенной тренировки требуют профессиональной подготовки. И. Шульц описал AT как метод лечения пациентов-невротиков, а также пациентов с психосоматическими заболеваниями. Однако AT как метод психотерапии быстро получил
Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса широкое распространение и применение к здоровым людям, которые хотели «отрегулировать» свои психические и физиологические процессы. В нашей стране этот метод начал активно внедряться и развиваться с начала 60-х годов XX столетия благодаря работам Г. С. Беляева, С. С. Либиха, А. М. Свядоща, А. Г. Панова, А. С. Ромена и многих других исследователей. Наиболее полно теоретические и методические вопросы AT освещены в монографиях Г. С. Беляева с соавторами [15], А. Г. Панова и его коллег [169], B. C. Лобзина и М. М. Решетникова [133], А. Б. Леоновой и А. С. Кузнецовой [127], В. Л. Марищука и В. И. Евдокимова [143], А. Т. Филатова [214]. Как отмечают А. Б. Леонова и А. С. Кузнецова, «механизмом аутогенной тренировки является формирование устойчивых связей между словесными формулировками («самоприказами») и возникновением определенных состояний в различных психофизиологических системах» [127, с. 31—32]. Эффективность формирования этих связей зависит от успешности применения приемов саморефлексии, навыков воссоздания образных представлений и идеомоторных актов, что определяет необходимость их предварительного освоения для последующего использования, для профилактики и коррекции измененного функционального состояния, и в частности, психической напряженности и психологического стресса.
Известно, что многие физиологические и психофизиологические функции подвержены в большей или меньшей степени выраженному психогенному влиянию, однако механизмы этого воздействия пока еще мало изучены. В нейрофизиологии и нейропсихологии хорошо известна реальность психического (сознательного) контроля периферической сенсорной информации, но механизмы регуляции функций в системе обратной связи, в том числе при использовании метода аутогенной тренировки, исследованы еще недостаточно. В методе AT привлекает прежде всего его простота, сочетающаяся с выраженной эффективностью воздействия, которое проявляется в нормализации психической деятельности, коррекции нарушений в психо-эмоциональной и вегето-со-матической сфере, а также вовлеченность субъекта (пациента) в процесс регуляции своего состояния и психических качеств 448 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса личности и тренирующий характер процедуры. По мнению B. C. Лобзинаи М. М. Решетникова [133], достигаемые с помощью AT саморегуляция эмоцоинально-вегетативных функций, оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей реализации психофизиологических резервов организма и личности позволяют использовать метод не только в клинической практике, но и в области авиационной и космической медицины, при подготовке спортсменов, обучении и профессиональной адаптации специалистов операторского профиля, деятельность которых связана с воздействием экстремальных факторов. Особое место AT среди других методов психотерапии (например, гипнотерапии) обусловливается также тем, что применяющий ее субъект сам активно включается в процесс регуляции при полном сохранении инициативы и самоконтроля.
B. C. Лобзин и М. М. Решетников считают, что можно выделить пять основных источников, с которыми в той или иной степени связана AT и на основе которых она сформировалась как современный метод психотерапии и психопрофилактики — это практика использования самовнушения (европейская школа); древнеиндийская система йогов; исследования ощущения людей при гипнотическом внушении; психофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций, а также разъясняющая (рациональная) психотерапия. Следует признать, что по своему происхождению, структуре и механизмам действия AT является синтетическим методом, объединившим в себе положительные стороны ряда психотерапевтических приемов [133]. Помимо перечисленных методических направлений, можно упомянуть также методы коллективной психотерапии (эффекты гетеро- и взаимоиндукции в группе) и условнорефлекторной терапии (принципы функциональной тренировки), разработанные В. М. Бехтеревым, Г. Д. Нечаевым, С. С. Либихом, В. Н. Мясищевым, К. И. Платоновым, М. М. Кабановым, Б. Д. Карвасарским и многими другими. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции, и в частности, AT до настоящего времени недостаточно изучены в силу их сложности и зависимости
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|