Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16.3. Аутогенная тренировка. Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса




16. 3. Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка (AT) — активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий воз­можности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Этот метод основан на использовании приемов самовнушения для достижения глубоких степеней аутогенного погружения и реализации самоуправляющих воздействий.

Аутогенная тренировка как самостоятельный метод раз­работана немецким психотерапевтом И. Шульцем [226]. Главное достоинство этого метода — его доступность в каче­стве эффективного метода снятия напряжения. Однако для изучения глубинных сторон психики его использовать сложно, и продвинутые способы аутогенной тренировки требуют про­фессиональной подготовки.

И. Шульц описал AT как метод лечения пациентов-не­вротиков, а также пациентов с психосоматическими заболе­ваниями. Однако AT как метод психотерапии быстро получил


 

^447

Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса

широкое распространение и применение к здоровым людям, которые хотели «отрегулировать» свои психические и физио­логические процессы.

В нашей стране этот метод начал активно внедряться и развиваться с начала 60-х годов XX столетия благодаря рабо­там Г. С. Беляева, С. С. Либиха, А. М. Свядоща, А. Г. Панова, А. С. Ромена и многих других исследователей. Наиболее полно теоретические и методические вопросы AT освещены в монографиях Г. С. Беляева с соавторами [15], А. Г. Панова и его коллег [169], B. C. Лобзина и М. М. Решетникова [133], А. Б. Леоновой и А. С. Кузнецовой [127], В. Л. Марищука и В. И. Евдокимова [143], А. Т. Филатова [214].

Как отмечают А. Б. Леонова и А. С. Кузнецова, «механиз­мом аутогенной тренировки является формирование устой­чивых связей между словесными формулировками («само­приказами») и возникновением определенных состояний в различных психофизиологических системах» [127, с. 31—32]. Эффективность формирования этих связей зависит от успеш­ности применения приемов саморефлексии, навыков вос­создания образных представлений и идеомоторных актов, что определяет необходимость их предварительного освоения для последующего использования, для профилактики и коррекции измененного функционального состояния, и в частности, пси­хической напряженности и психологического стресса.

Известно, что многие физиологические и психофизиоло­гические функции подвержены в большей или меньшей степе­ни выраженному психогенному влиянию, однако механизмы этого воздействия пока еще мало изучены. В нейрофизиологии и нейропсихологии хорошо известна реальность психического (сознательного) контроля периферической сенсорной инфор­мации, но механизмы регуляции функций в системе обратной связи, в том числе при использовании метода аутогенной тре­нировки, исследованы еще недостаточно.

В методе AT привлекает прежде всего его простота, соче­тающаяся с выраженной эффективностью воздействия, кото­рое проявляется в нормализации психической деятельности, коррекции нарушений в психо-эмоциональной и вегето-со-матической сфере, а также вовлеченность субъекта (пациента) в процесс регуляции своего состояния и психических качеств


448  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

личности и тренирующий характер процедуры. По мнению B. C. Лобзинаи М. М. Решетникова [133], достигаемые с помо­щью AT саморегуляция эмоцоинально-вегетативных функций, оптимизация состояния покоя и активности, повышение воз­можностей реализации психофизиологических резервов ор­ганизма и личности позволяют использовать метод не только в клинической практике, но и в области авиационной и кос­мической медицины, при подготовке спортсменов, обучении и профессиональной адаптации специалистов операторского профиля, деятельность которых связана с воздействием экс­тремальных факторов. Особое место AT среди других методов психотерапии (например, гипнотерапии) обусловливается так­же тем, что применяющий ее субъект сам активно включается в процесс регуляции при полном сохранении инициативы и самоконтроля.

B. C. Лобзин и М. М. Решетников считают, что можно выделить пять основных источников, с которыми в той или иной степени связана AT и на основе которых она сформи­ровалась как современный метод психотерапии и психопро­филактики — это практика использования самовнушения (европейская школа); древнеиндийская система йогов; ис­следования ощущения людей при гипнотическом внушении; психофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций, а также разъясняющая (рациональная) психотерапия.

Следует признать, что по своему происхождению, струк­туре и механизмам действия AT является синтетическим методом, объединившим в себе положительные стороны ряда психотерапевтических приемов [133]. Помимо перечисленных методических направлений, можно упомянуть также методы коллективной психотерапии (эффекты гетеро- и взаимоин­дукции в группе) и условнорефлекторной терапии (принципы функциональной тренировки), разработанные В. М. Бехте­ревым, Г. Д. Нечаевым, С. С. Либихом, В. Н. Мясищевым, К. И. Платоновым, М. М. Кабановым, Б. Д. Карвасарским и многими другими.

Нейрофизиологические и нейропсихологические механиз­мы саморегуляции, и в частности, AT до настоящего времени недостаточно изучены в силу их сложности и зависимости


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...