I. Задачи настоящей работы
Настоящий раздел мыслится как попытка представить эво Для того, чтобы это продемонстрировать и аргументировать мнение о том, что современную ситуацию в лингвистике отличает не только разнообразие взглядов и не только действительное множество представленных здесь концепций, гипотез и теорий, но и некое внутреннее единство, мы обращаемся к понятию научной парадигмы знания, введенному уже более трех десятилетий тому назад Т. Куном и получившему с тех пор самые разные интерпретации. Мы пытаемся осветить особенности настоящего периода, рассмотрев его истоки и предтечи, для чего, с одной стороны, анализируем основания понятия парадигмы научного знания и стремимся по мере сил и возможностей уточнить его, придавая ему более определенный и конкретный характер. С другой стороны, определяя наше время как эпоху постгенерати-визма, мы пытаемся осветить отправные особенности самого ге-неративизма, применяя по отношению к нему понятие парадигмы знания в том виде, в каком оно сложилось для нас в процессе его анализа и модификации.
Соответственно общему замыслу работы в ней, таким, образом, анализируется понятие парадигмы знания (2 часть), после чего следует опыт парадигмальной характеристики генеративной грамматики за 35 лет ее существования и особенно— в последние годы — и описывается суть и характер так называемой "хом-скианской революции" (3 часть) с тем, чтобы в последней, четвертой части работы попытаться дать, представление о постгенера-тивизме и выделить в нем некие общие черты, продемонстрировав в заключение возможности интерпретировать сложившиеся к настоящему моменту взгляды в терминах научных парадигм, мотивированных выше и позволяющих, по нашему мнению, установить как определенные точки соприкосновения ряда современных теорий, так и их несомненные отличительные черты и оригинальность. Характеризуя облик современной лингвистики — теоретической лингвистики в конце XX века, — предстоит ответить на вопросы исключительной сложности. В их число входят и вопросы о том, в каком направлении развивается лингвистика и какие она ставит перед собой задачи, и вопросы о том, как вписывается она сама в науку на исходе XX века, и наконец, о том, какие наиболее яркие тенденции присущи ей сегодня и какие научные школы ее представляют. Одной из самых сложных проблем, возникающих в связи с поставленной задачей, оказывается также проблема внутреннего единства или же, напротив раздробленности лингвистики, т. е. вопрос о том, можно или нельзя усматривать за явным разнообразием существующих ныне школ и течений, за множеством разных концепций о языке, нечто принципиально
единое, и в каких терминах может быть описано это положение дел. В работах историографического плана оценка современного состояния лингвистики выступает в достаточно противоречивом виде. Признавая существование разных теорий языка и разных направлений, развивающих эти теории, историографы делают из этого противоположные выводы. В то время как одни ученые пессимистически оценивают сложившееся состояние дел и, подчеркивая раздробленность современной лингвистики, полагают, что она вступила в фазу стагнации (ср. [Beaugrande 1991, 2 и сл.]), другие ученые расценивают наличие альтернативных взглядов на язык как явление положительное, а постоянную смену мнений— как ее постоянный признак [Bahner 1983]. Исходя из того факта, что сегодня "мы имеем не монолитную лингвистику, а разнообразие теорий более частного порядка, основанных на различных сферах данных, на различных философских позициях и обладающих разными конечными целями", а также утверждая, что лингвистику отличает "обреченность на плюрализм мнений", ученые приходят вместе с тем к выводу о том, что подобное положение дел не таит в себе особой опасности: разные концепции могут и должны поддерживать каркас общего языкознания [Демьянков 1989, 13 и 15]. Естественно, что если бы речь шла исключительно о разногласиях в оценочном плане, т. е. о том, хорошо или плохо существование различных подходов к описанию языка, можно было бы просто присоединиться к той или иной точке зрения и привести дополнительные аргументы в защиту одной из них. Но ведь главное заключается, по всей видимости, отнюдь не в этом. Гораздо важнее определить адекватность, эффективность и полезность самих представленных теорий, факт их конгруэнтности друг другу, взаимодополнительности или же, напротив, несовместимости, взаимоисключительности. Но для то, чтобы совершить это, надо обратиться к теоретическим основаниям выдвигаемых концепций, понять те принципы, которым они следуют. Вопросом первостепенной важности становится тогда вопрос о том, так ли уж велики на самом деле исходные допущения отдельных теорий и не наблюдается ли в действительности некое глубинное сходство в понимании языка и закономерностей его организации?
Интуитивно кажется во всяком случае, что за внешним разнообразием существующих теорий и разными формулировками конечных целей лингвистических исследований все же проступает определенная общность в "стилях мышления" о языке (Ю. С. Степанов) и одной из задач настоящей работы и становится выявление и описание отличительных особенностей этого стиля, а следовательно, выделение такой системы исходных допущений лингвистических исследований, которая признается значительным большинством работающих в этой области ученых. Соответственно, в завершающей части настоящей работы мы хотим продемонстрировать, что в своей научной деятельности специалисты следуют на современном этапе развития науки о языке определенным теоретическим и методологическим установкам, которые, вместе взятые, образуют для них некую исходную систему предпосылочных знаний (Г.-Г. Гадамер) — отправную базу их построений.
Перед тем, как перейти к характеристике указанной системы взглядов, которая, как кажется, свидетельствует о наступившем сближении позиций целого ряда различных школ, а также для того, чтобы вынести суждение о том, отражает или нет подобное сближение начало формирования новой парадигмы научного знания (постгенеративизма), представляется необходимым сосредоточить дальнейший анализ на решении двух разных проблем. Одной из них является методологическая проблема; касающаяся применимости понятия парадигмы знания в лингвистике, другой — истоков сложившейся ситуации и, прежде всего, роли в ней генеративной грамматики. Ведь если признавать, что некое содержательное единство внутри отдельной дисциплины существует, а также признавать, что такое единство познавательной перспективы как-то связано с существованием определенной дисциплинарной матрицы, или парадигмы научного знания, трактуемой в расширительном смысле [см. Степанов, Проскурин 1993, 16], возникает, безусловно, и вопрос о том, совместимо ли понятие единой парадигмы знания с существованием нетождественных теорий о сути языка и можно ли вообще считать, что наличие общей парадигмы знания не исключает более частных разночтений у разных направлений одной науки. Ясно, что ответ на этот вопрос зависит от того, ка-
кое конкретное содержание вкладывается при этом в концепт парадигмы знания и что считается главным стержнем такой парадигмы. Поскольку обращение к этому понятию в методологических и историографических исследованиях приобрело в настоящее время повсеместный характер, а в понимании термина существует немало противоречивого и спорного, нам кажется необходимым вернуться еще раз к самому понятию парадигмы научного знания и четко сформулировать, что имеется в виду при употреблении этого термина в лингвистике. Специальное рассмотрение этого понятия составит вследствие указанных причин вторую часть нашей работы. В оценке современного состояния лингвистики существует еще одна серьезная проблема — ее отношение к генеративной грамматике и тому вкладу в развитие теоретической лингвистической мысли, который связан именно с этой научной школой. Во многих работах обзорного и/или историографического жанра выявилась тенденция трактовать все успехи современной лингвистики и все ее достижения как связанные с порождающей грамматикой. Наиболее известной работой такого плана является четырехтомное издание Ф. Ньюмейера [Newmeyer 1988-1989], а также его предшествующие работы (ср. также [Grewendorf, Hamm, Sternfeld 1987] и рец. на эту книгу [Bierwisch 1988]). В издании Ньюмейера вся современная лингвистика и все ее достижения рисуются как связанные исключительно с генеративным направлением и развивающиеся в духе тенденций, заложенных трансформационными и порождающими грамматиками в США. Не случайно поэтому, что многие проблемы лингвистики, интересующие специалистов других направлений (например, весь круг проблем, связанных с типологической или исторической проблематикой), вообще не нашел в этом издании никакого упоминания (ср. [Watkins 1989]). Отождествлять современную лингвисту с генеративизмом склонны и другие авторы. Так, в мо-, нографии [Riemsdijk, Williams 1986] принципы генеративной грамматики выдаются за общие основы грамматической теории. Протестуя против такого видения современного языкознания, специалисты справедливо упрекают Ф.Ньюмейера и других авторов аналогичных обзоров за их нежелание подвергнуть анализу другие альтернативные подходы к описанию языка и выступают против неправомерного отождествления общих теорий языка с генеративизмом (см., например, [Beaugrande 1991, 369 и сл.; Bierwisch 1988, 427 и сл.]). Очевидно, таким образом, что без подлинного понимания роли и места генеративного направления по сравнению с другими представленными в настоящее время концепциями языка характеристика существующей сегодня ситуации попросту невозможна. Особая, третья часть настоящей работы и будет посвящена поэтому генеративной грамматике. Однако, уже здесь, предваряя последующее изложение, мы считаем целесообразным высказать по данному поводу следующие соображения.
Ни одно лингвистическое направление еще не вызывало в истории этой науки такого бурного и такого неоднозначного резонанса. Широко обсуждавшееся на международных встречах и конгрессах, неоднократно освещавшееся в специальной литературе, оно по-прежнему является как мишенью для острейшей критики, так и и предметом восторженного приятия. К тому же интерес к генеративной грамматике (далее — ГГ) уже давно вышел за пределы собственно лингвистики. Естественно, что уже по одной этой причине дать общую картину теоретической лингвистики вне анализа роли в ней ГГ нереально. Как указывают многие специалисты, примерно с конца 50-х гг. модель трансформационной грамматики Н. Хомского предопределяла за рубежом основное направление лингвистических работ, а с 1964 г. по 1975 она занимала в мире господствующее положение, благодаря чему этот период в истории языкознания именуется обычно генеративным, хотя и, действительно, не все методы этого времени связаны с порождающей грамматикой; с середины 70-х гг., однако, конкурирующие с генеративным направлением течения постепенно набирают большую силу и начинают играть свою роль, выступая либо наряду с ГГ, либо даже в прямой оппозиции к ней. Ср. [Droste, Joseph 1991; Демьянков 1989, II; Nuyts 1993]. Именно с середины — конца 70-х гг. методологи языкознания начинают говорить об эпохе постгенеративиз-ма. Само же существование определенного периода доминирующего положения генеративизма на арене лингвистических исследований никем не отрицается. Это означает, помимо всего прочего, что в содержательном определении и обозначении нуждается именно постгенеративный период. В центре нашего внимания оказываются тоже два последних десятилетия. Мнение о лидирующем положении в мире ГГ разделялось и в отечественном языкознании. Вопреки официозной точке зрения с ее полным неприятием трансформационно-порождающей грамматики здесь, по всей видимости, все же соглашались с мнением о том, что "... генеративная теория приобрела ныне статус отдельного — и по сути дела ведущего в современной лингвистике — направления" [Звегинцев 1972, 5]. Да и появление трансфор-мационно-генеративной грамматики рассматривалось как явный шаг вперед по сравнению с традиционной и структурной грамматикой [Бархударов 1976]. Отмечая, что появление новых моделей описания языка в 60-е гг. знаменовало радикальное переключение лингвистических интересов с одних областей знания на другие и соответствовало в целом необходимости преодолеть основные недостатки предыдущего, структурального периода, мы тоже подчеркивали, что ориентация в ГГ на новые сферы исследования "представляла собой положительный момент в развитии лингвистической мысли" [Кубрякова 1980, 23] Признание заслуг Н. Хомского и силы его влияния на лингвистику — и не только лингвистику — становится, вообще говоря, общим местом всех историографических публикаций, причем даже у авторов, в целом критически рассматривающих генеративное направление (ср., например, [Nuyts 1992,9]). Нельзя отрицать и того факта, что отношение к трансформационно-порождающей грамматике за 35 лет ее существования претерпевает постоянные изменения. Так, если к середине 60-х гг. Н. Хомский считался ведущей фигурой в американской лингвистике и в американской психологии, да и вообще воздействие его трудов на его современников достигает в это время своего пика, к середине 70-х престижность ГГ явно идет на спад, и многим специалистам, особенно в Европе, начинает казаться, что эра его влияния завершена. Тем не менее новые повороты в теории Н. Хомского, особенно его модуля рная концепция и концепция управления и свя-зи, снова привлекают к себе внимание научных сообществ. Думается, что у Ф. Ньюмейера появляются основания утверждать, что идеи генеративного толка в их последнем варианте встречаются в наше время с большим сочувствием, пониманием и признанием, нежели раньше, а ретроспективная оценка генеративизма оказывается в целом более высокой, чём во время его формирования [Newmeyer 1989, vol. II, 2]. Показательно также, что в специальных обзорах последнего десятилетия резко критикуются прежде всего ранние взгляды Н. Хомского и начальный период его творчества, что в известной мере подвергнуто пересмотру и уточнению в его собственных публикациях. Следует поэтому принимать во внимание эволюцию идей внутри этого направления, и мы постараемся осветить подробнее работы 80-х гг. и новые решения поставленных проблем. При всем обилии работ о ГГ, принадлежащих как ее сторонникам, так и ее противникам, нельзя не отметить также их общего свойства — рассматривать ГГ в изоляции от других течений или же противопоставляя ее лишь одному из них (в зависимости от позиций автора). В связи с этим представляется крайне необходимым проанализировать ГГ на более широком научно-методологическом фоне, притом подвергая рассмотрению не столько отдельные стороны и отдельные проблемы ГГ, сколько постулаты, на которых она строится как общая теория языка. Нельзя, наконец, не сказать и о том, что доброжелательному восприятию ГГ за пределами США явно мешал агрессивный тон ее представителей: игнорируя альтернативные концепции, ученые этого лагеря стремились занять an eclipsing state, причем в своей полемике с представителями иных взглядов явно выходили за пределы допустимого. Как справедливо указывает К. Кернер, генеративисты часто предпочитали курс прямых столкновений и конфронтации со сторонниками иных концепций (collision course), что, в свою очередь, вызывало у окружающих вполне понятную ответную реакцию (см. [Коегпег 1983, 879]. Психологически было существенным и то, что никакая критика в адрес ГГ извне в расчет не принималась: так, хотя в ряде своих работ и особенно в публичных лекциях Н. Хомский стремился дать ответ своим оппонентам, разъяснение его собственных идей принимало форму полного неприятия альтернативных взглядов. Все же полемические возражения в его адрес квалифицируются им либо как тривиальные, либо как нерелевантные, либо, наконец, как неверно трактующие его теоретические убеждения. Особенно показательна в этом отношении его монография 1980 г., где Н. Хомский по- г лемизирует едва ли не со всеми виднейшими современными философами и лингвистами [Chomsky 1980]. Вопреки истине генеративисты нередко утверждали, что альтернативных убедительных теорий языка вообще не существуют, защищаемые же за пределами ГГ мнения не логичны, легко опровергаемы и т. д. Не удивительно в такой ситуации, — пишет Я. Ньютс, — что многие ученые стали так же реагировать и на генеративные идеи и что короткий период сотрудничества лингвистов и психологов даже в пределах США быстро сменился их размежеванием [Nuyts 1992, 91 - 92 и 137- 138]. О несомненном противостоянии лингвистов и психологов в развитии когнитивного подхода можно судить и по выступлению Ст. Андерсона, с одной стороны, и Дж. Миллера, с другой, при обсуждении ими книги Ф. Джонсон-Лэрда [Johnson-Laird 1988] и проблемы соотношения лингвистики, психологии и когитологии (см. [Anderson 1989; Miller 1990]). Но ни апологетика ГГ, ни отношение приверженцев этого направления к ее главе, ни, напротив, полное неприятие учения Хомского со стороны многих видных ученых не способствовало объективной оценке ГГ и затрудняло анализ ее концептуальных основ. Взвешенная критика ГГ до сих пор остается, редкостью. В этой ситуации непредвзятое рассмотрение развития генеративного направления стало насущной потребностью, и настоящая работа мыслится отчасти как первый шаг на этом трудном пути. В то же время мы бы хотели подчеркнуть с самого начала, что анализ ГГ, осуществляемый в третьей части работы, строится, безусловно, как взгляд со стороны, поскольку он дается не-генерати-вистом, т. е. ученым, который не причисляет себя ни к сторонникам ГГ, ни к ее противникам. Вместе с тем мы полагаем, что ни один серьезный лингвист нашего времени не может считать себя полностью свободным в своих исследованиях от прямого или косвенного воздействия учения генеративистов, вне зависимости от того, выражалось ли их влияние в размышлениях над теми же проблемами или в отказе от решений, диктуемых приверженцами ГГ, и их критике. Отдавая дань в первую очередь проблематике ГГ, мы стремимся показать в работе, какие ее цели и задачи соответствовали поступательному движению нашей науки, какие подходы могли способствовать преодолению недостатков структурализма, ставших явными к моменту формирования трансформационной грамматики, и что именно положило начало возникновению действительно новой парадигмы научного знания. В этом смысле нам важно отметить, что рассмотрение основ ГГ приходится на третью часть работы, следующую непосредственно за частью, излагающей наши взгляды на понятие парадигмы знания, и, следовательно,. ретья часть может считаться опытом парадигмально-го анализа генеративизма. Думается, что хотя взгляд на ГГ "со стороны" имеет свои явные недостатки (вполне возможно, например, что нам не удается оценить по достоинству многие технические особенности ГГ, особенно касающиеся принимаемых там способов формализации материала, а также изложить результаты решения специальных проблем синтаксического анализа), он все же не лишен и известных преимуществ, поскольку позволяет, придерживаясь нейтралитета, сосредоточиться на ключевых понятиях ГГ и ее установках. К тому же этот подход является попыткой осуществить анализ ГГ на более широком историческом фоне, т. е. принимая во внимание на только конкурирующие в настоящее время взгляды, но и учитывая его отличия от того, что предшествовало появлению генеративизма, — от дескриптивного направления. Хорошо известно, что острой и не вполне заслуженной критике подвергалось не только трансформационно-генератив-ное направление в целом, но и его основатель и лидер — Н. Хомский. Ф. Ньюмейер не без оснований замечает, что в истории лингвистики Хомский оказался самым "атакуемым" лингвистом, и, действительно, он всегда был в гуще ожесточенных нападок [Newmeyer 1986, 80]. Вместе с тем многие видные ученые подчеркивали, что написанием своих работ они обязаны Н. Хомскому и его стимулирующим идеям. Но ни пересказ выпадов в его адрес, ни обзор критической литературы, связанной с Хомским или же его сторонниками, никак не входит, однако, в наши задачи. У работы иная цель: показать, по мере сил и возможностей, к чему подошла лингвистика на рубеже двух тысячелетий и каким был вклад учения Хомского и его последователей в достижение ею современного статуса. Стремясь уяснить природу тех радикальных перемен, которые преобразовали облик лингвистики традицион- 154 ной, мы хотим прежде всего очертить те изменения в понимании самого языка и закономерностей его функционирования, которые произошли при переходе от структурализма к генеративиз-му, а затем к постгенеративизму. Естественно поэтому, что специальному анализу здесь подвергается именно генеративное направление. Есть у настоящей работы еще один внутренний замысел. В литературе, посвященной истории нашей науки во второй половине XX века, нет объективной оценки не только ГГ. Многие европейские и тем более отечественные начинания еще не были' оценены по достоинству. Между тем немало конструктивных и новаторских идей было выдвинуто за пределами ГГ и в противовес генеративизму. В силу целого ряда причин — и прежде всего причин политического характера, — концепции, развивавшиеся параллельно порождающей грамматике, но иные по своим устремлениям и установкам, либо вообще не стали достоянием научной общественности за рамками собственных школ, либо нарочито замалчивались. Но даже в сфере объективной критики и непредвзятого анализа трансформационно-порождающей грамматики отечественные лингвисты сказали свое веское слово, уж не говоря о том, что для целого ряда конструктивных направлений современной лингвистики генеративизм оказался не более чем своеобразным пусковым механизмом: поставленные в его недрах проблемы — хотя, возможно, сформулированные в менее ясном виде или в других терминах — уже давно волновали умы в отечественном языкознании, а их решения имели прецеденты и аналоги. Достаточно вспомнить в этой связи о том, какие глубокие традиции имеют в отечественном языкознании и отечественной психологии проблемы соотношения языка и речи, языка и мышления, статики и динамики, проблемы языка и общества, проблемы значения и т. п. Утверждая, что генеративное направление и его роль для современной лингвистики следует изучать на более широком историческом фоне, мы имели в виду именно эти обстоятельства. Установки данного раздела связаны поэтому напрямую с традициями отечественного языкознания как в его недалеком прошлом, так и в его современном состоянии. В "предпосы-лочную область" анализа входят многие конструктивные идеи, определяющие своеобразие и оригинальность лингвистической деятельности у нас в стране. Приверженность этим идеям сочетается у автора данного раздела с его надеждой на то, что в их развитие и он внес свой посильный вклад. Высказав настоящие соображения в качестве предварительных замечаний, мы переходим теперь к изложению материала в том прядке, который был нами выше аргументирован, т. е. начиная исследование облика современной лингвистики с рассмотрения того, можно ли применять к ее характеристике понятие парадигмы знания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|