Онтологизация модели как эпистемологическая проблема
1) "Полушарная" метафора На заре кибернетики и увлечения кибернетическим моделированием "отцы" кибернетики — Н. Винер и Ф. Розенблют — остроумно заметили, что не стоит пытаться объяснять...неизвестное через непонятное. В качестве примера они привели попытку использовать процессы, протекающие в медной проволоке, опущенной в азотную кислоту, в качестве модели, объясняющей функционирование нервного аксона. На деле же "поведение" проволоки в этой ситуации понятно не лучше, чем поведение аксона. Модель тем самым оказывается неэффективной— она не продвигает нас по пути познания. За много лет в лингвистике и психолингвистике неоднократно менялся набор объектов, используемых в качестве метафор, которые служат моделями. Примером может служить "полушарная" метафора — очередной и уже классический пример объяснения неизвестного через непонятное. Дело в том, что в норме и притом in vivo левое и правое полушария нашего мозга всегда функционируют совместно и нерасторжимо. Поэтому разговоры о том, что некоторые феноме- ны или структуры языка и речи сугубо "правополушарны", а иные, напротив того, "левополушарны", не столько упрощение, сколько дилетантизм. Физиологи, вообще говоря, умеют наблюдать функции каждого из полушарий по отдельности и в норме — т. е. у человека без очаговых поражений мозга или при нерассеченном мозге. Однако это возможно только in vitro, в условиях весьма сложного эксперимента (ср. интересную для лингвистов работу [Невская, Леушина, Павловская 1982], посвященную именно норме). In vivo условия, когда сигнал из внешнего мира поступает для обработки только в левое полушарие или только в правое, не встречаются. Поэтому объяснение каких-либо языковых/речевых феноменов в норме с помощью полушарной асимметрии вне специфических лабораторных условий совершенно бессодержательно: с одной стороны, давно известно, что в том, что касается языка и речи функции полушарий различны, а с другой— совершенно непонятно, как конкретно реализуется совмещение этих функций в режиме реального времени.
Конечно, можно сказать о человеке с очень развитым логическим интеллектом при существенно менее развитом образном мышлении или плохой памяти на лица, что он как бы "лево-полушарный". Соответственно, о ребенке с ярко развитым образным мышлением, чувством цвета и сравнительно менее продвинутым развитием собственно "логического", понятийного аппарата, что он как бы "правополушарный". Это не более, чем метафоры, которыми для удобства пользуются практики, и именно в этом качестве разговоры о "право-" или "левополушарности" в норме соотнесены с онтологией, с реальным поведением. Но когда "полушарная" метафора претендует на объяснительные функции, касающиеся процессов мышления и речи в норме, то придется признать, что она бесполезна. Чем поучителен этот пример? Тем, что он наглядно иллюстрирует общеизвестное обстоятельство: модель должна быть сама по себе совершенно прозрачна. Только при этом условии имеет смысл сопоставлять ее со структурой или с поведением объясняемого объекта. Ведь модель как таковая, вне своей объяснительной функции, не имеет ценности. Чем же все-таки привлекательна "полушарная" метафора и можно ли как-то объяснить ее популярность, особенно среди нефизиологов? С моей точки зрения, секрет здесь в том, что "полушарная" метафора создает иллюзию объяснения идеального через материальное. Иными словами, "полушарная" метафора— это проявление желания свести сложное к чему-то более простому. Но не любым путем, а через квази-редукционизм худшего толка, в соответствии с которым всегда хочется изыскать прямой психофизиологический коррелят для "идеального", объяснить функционирование mind через функционирование brain.
За этим стоит вполне определенная, пусть и неосознаваемая эпистемологическая установка. Она заключается в том, что признается существование только одного уровня реальности. По существу, мы имеем здесь дело с непризнанием реальности идеального. Собственно, это и есть самый элементарный механистический монизм. Чтобы ни говорилось, в действительности многими учеными признается только реальность материи, каковая обладает свойствами непроницаемости, протяженности и весомости. Как известно физикам, под эти критерии не подходит уже представление о физическом поле. Гуманитариям, казалось бы, должно быть ясно, что мышление не менее реально, чем локомо-ции или пищеварение, с той разницей, что это реальность иного уровня. Разумеется, мысль нельзя зарегистрировать в том смысле, в каком можно зарегистрировать преобладающую активность того или иного полушария на энцефалограмме. Но ведь вполне реальное отношение "отцовство" тоже нельзя "зарегистрировать" в том смысле, в котором можно определить биологическое отношение "отцовства" путем хромосомного анализа. Проблема, следовательно, в том, что необходимость в псевдообъяснениях с помощью "полушарной" и других физиологических метафор отпала бы, если бы за языком, мышлением и сознанием была признана реальность особого уровня. Для этого надо отказаться от привычного для нашей культуры "голоса свыше", который как бы предписывает непременно искать материальный субстрат мыслительных процессов. Когда-то великий французский историк Марк Блок написал: "Одним словом, вопрос уже не в том, чтобы установить, был ли Иисус распят, а затем воскрес. Нам теперь важно понять, как
это получается, что столько людей вокруг нас верят в распятие и воскресение" (цит. по [Блок 1973, 21]). Следует задуматься над тем, как это получается, что "образованные" люди верят в то, что существует (в норме!) право- и левополушарное мышление, притом первое — это склонность к мышлению в образах, а второе — к мышлению в логических структурах. Дело даже не в том, что имеет место такая вера сама по себе, а в том, что с этой верой обращаются как со знанием.
2) Мысль, совершающаяся в слове В заглавие подраздела мы вынесли известное изречение Выготского о том, что "мысль совершается в слове". Примитивная трактовка идеального заставляет считать, что в диаде "мысль — слово" реально только слово, поскольку оно видимо или слышимо. Отсюда же становится понятным, почему акцент (по крайней мере, в отечественной науке) постоянно делался на изыскании вербальных и любых других материальных (физиологических) коррелятов мыслительных процессов. Сам факт наличия материального субстрата или материального коррелята полагался как бы развязывающим все узлы. Тогда понятно, отчего вербальное мышление — т. е. мыслительные операции со словами или над словами — изучалось более пристально, чем невербальное мышление. Суть дела не только в том, что это проще, но и в том, что идеальные, не воплощенные в материальную оболочку объекты не мыслились как объекты с особым модусом существования. Я далека от мысли заподозрить такое "плоское" понимание антитезы вербальное— невербальное у П. Тульвисте, автора книги о засвидетельствованных в истории психологии концепциях вербального мышления [Тульвисте 1988]. Однако же и этот автор, с одной стороны, не отрицает существования иных форм мышления, нежели вербальное, но, вместе с тем, нигде не упоми--нает о них. Как отметил в рецензии на книгу П. Тульвисте А. Л. Тоом [Тоом 1989], существительное "мышление" на протяжении книги появляется то с прилагательным "вербальное", то без него, но без систематической разницы в контекстах. Складывается впечатление, что автор не придает значения различию между мышлением и вербальным мышлением. Но ведь строго говоря, наше мышление в значительной своей части является именно невербальным!
А. Л. Тоом, математик с большим педагогическим опытом, заметил, что для многих детей, не справляющихся с решением сравнительно простых математических задач, трудность лежит именно в том, что они не умеют переводить текст стандартной школьной задачи в модус невербальный — в частности, на язык зрительных образов. Так, типичная школьная задача о поездах не порождает у детей необходимых зрительных представлений. Например, за текстом они не в силах увидеть прямую с неподвижными точками, отбражающими пресловутые города А и Б, из которых навстречу друг другу мчатся поезда. Но оставаясь на уровне чисто вербальном, ребенок не понимает, какие действия и с какими числами ему надо совершать. Аналогичную трудность у детей, "замкнутых" на вербальное мышление, порождает операция абстракции, связанная с переходом от количества, "привязанного" к предмету, к количеству как абстрактному понятию. От формулировки "У бабушки было шесть гусей, один улетел, сколько осталось?" и ей подобных ребенок с трудом переходит к записи 6 - 1 =?. Дело вовсе не в вычитании. Просто цифра, в отличие от слова, не имеет для такого ребенка никакого означающего. Иначе: цифра — это далеко не число, хотя учитель не всегда вникает в эту разницу. Для ребенка, который умеет "считать" до 20 и даже до 100, цифра сплошь и рядом всего лишь крючочек, т. е. не знак. Соответственно, за "крючочком" для такого ребенка ничего не стоит, в то время как за цифрой должна стоять определенная абстракция — число. (Я не настаиваю на том, что формированию такой абстракции должен предшествовать именно наглядный зрительный образ; это лишь один из возможных путей.) Еще сложнее ситуация, когда ребенку предлагается решить уравнение вида 5-1 = X. В самом деле, что значит "вычитание"? Чтобы наполнить эту операцию доступным для ребенка смыс-
лом, надо уйти с вербального уровня. А. Л. Тоом описывает в упомянутой выше работе, как он показал своей маленькой дочери смысл операции "вычитание", как бы отрезая ломти от большого куска хлеба. Интересно отметить, что математически одаренные дети, как правило, легко переходят с вербального уровня на уровень зрительных представлений и обратно; их мышление более гибко и многопланово. Они не всегда могут найти подходящее дискурсивное объяснение того пути, который они прошли при решении задачи, что, впрочем, характерно и для взрослых математиков, но зато переход от текстовой записи к стоящим за ней знаковым операциям не вызывает у них сложностей. 3) "Компьютерная метафора" и ее место в изучении языка
и связанных с ним когнитивных процессов Укажем на следующий важный мотив, общий как для обсуждения проблем языка и развития речи, так и для обсуждения проблем развития мышления. В обоих случаях явно ощущается отсутствие метаязыка, пригодного не только для обсуждения семантических проблем, но прежде всего для общих теоретических построений. За неимением лучшего, а также под влиянием иллюзий о всемогуществе computer sciences, в качестве такого языка был выбран и продолжает использоваться язык компьютерных аналогий (см. приведенную выше цитату из Брунера). Это приводит к далеко идущим последствиям, из которых для данного обсуждения важны следующие: 1. Онтологизация компьютерной метафоры; 2. Механистические представления о психических процес "Компьютерная метафора" может быть полезным инструментом только в той мере, в которой ее сугубая метафоричность остается предметом научной рефлексии. Мы должны помнить, с какой целью эта метафора создана и в каких границах применима. Собственно, как уже отмечалось выше, это справедливо для любой модели. Модель эффективна как инструмент познания именно в меру понимания ее отличия от оригинала. Однако влияние именно компьютерных аналогий в своих минусах представляется значительно более сильным, нежели влияние физиологического редукционизма, поскольку компьютерные модели овеществлены в виде реально работающих и весьма эффективных объектов: вычислительных машин и сетей. Более того, все больше рутинных интеллектуальных операций в современных компьютерах реализованы аппаратно, т. е. все эти операции "запаяны в железо". Это скрывает от нас механизмы функционирования компьютера и способствует ощущению чуда и всемогущества машины. Хотя исследователи с некоторого момента стали отрицать то, что человек может быть уподоблен компьютеру, локальная исследовательская практика неявно базируется именно на неоправданных аналогиях. Мы не будем здесь рассматривать эту проблему детально и ограничимся некоторыми наиболее важными ее аспектами. В той мере, в которой в основе любого компьютера лежит формально-логическая схема в виде, например," машины Тьюринга", т. е. системы формально-логических операций, искушение компьютерными аналогиями подкрепляет представления о том, что человек мыслит по законам формальной логики (ср., напр. [Macnamara 1986]). По мере расширения возможностей компьютеров и их внедрения в практику на уровне повседневности, эти иллюзии все менее осознаются и все более углубляются. Это приводит к усилению механистичности в представлениях о структуре когнитивных процессов. Компьютер кажется могущественнее человека. Тем больше уверенность, что он может успешно моделировать человеческую деятельность — прежде всего, познавательную. При этом странным образом не рефлектируются ни источники этого могущества, ни источники ограничений. Необходимым печальным следствием из этой мифологемы является онтологизация той "схемы мира", с которой работает компьютер. После того, как неявно и без рефлексии укореняется мифологема о том, что машина может создать нечто, адекватное мо- дели наших знаний, в том числе — нашего знания языка и/или о языке, укореняются представления о том, что человек в некотором роде устроен наподобие компьютера. Например, употребляя выражение "словарь символов" применительно к человеку, мы забываем, что нам неизвестно ничего о том, что в действительности представляют собой сами эти символы. Говоря об операциях с символами, мы опускаем то обстоятельство, что мы не знаем, что это за операции — но скорее всего, они отнюдь не сводимы к тем, которые известны нам из формальных логик. Одновременно неявно формируются и уже воспринимаются как само собой разумеющиеся представления о том, что наше "интрапсихическое" содержит в себе эти символы, а также "сети", "узлы", фреймы, скрипты и т. п. объекты совершенно так же, как подобные объекты содержатся в компьютерных моделях или даже в памяти компьютера. Таким образом, компьютерная модель проецируется на реальный мир и, в пределе, начинает претендовать на его подмену. Заметим, что еще у Пиаже, т. е. до и вне связи с компьютерными технологиями, мы находим описания познавательных процессов человека, сформулированные в терминах, заимствованных из формальной логики. В частности, не вполне ясно, понимал ли Пиаже, что слово операция должно было бы быть интерпретировано метафорически. Даже удивительно, что многие влиятельные авторы как бы забывают, что формальная логика имеет прескриптивный, а не дескриптивный характер, а поэтому поведение человека едва ли может быть описано в ее терминах [Frumkina, Mikhejev 1994]. Существенно также, что, в отличие от жестко запрограми-рованного компьютера, человек склонен решать сходные задачи разными способами, в силу чего неоправданными оказываются концепции, построенные по схеме "или-или" [Фрумкина 1994]. Это принципиальный момент, который заслуживает специального анализа. И еще один не менее важный момент: человеческий интеллект тем мощнее, чем больше его возможность оперировать крупными блоками, которые могут укрупняться и разукрупняться "по ходу дела", т. е. применительно к контексту задачи. Каждая аппаратно реализованная функция также может, вообще говоря, соответствовать большому набору операций, но она жестко задана раз и навсегда. Уже поэтому никакая аппаратно реализованная функция не может быть моделью сложных психических операций. Напротив того, принципиальным свойством человеческой психики является ее пластичность: человек формирует нужные ему блоки в зависимости от контекста, т. е. не одним определенным способом, как это задано программой, а любыми способами, полезными в каждом отдельном случае. [Фрумкина 1980; 1994; Фрумкина и др. 1990; Звонкин 1990; Семантика и категоризация 1991]. 9. Вместо заключения Выше мы очертили круг проблем, связанных с современным состоянием эпистемологии лингвистики. Предпочитая оставить финал данного очерка открытым, я напомню читателю слова М. К. Мамардашвили, для которого процесс познания всегда имел характер личного и трагического опыта: "Действительно, что открывает нам объективное знание и чем оно само является? Оно открывает гармонии и порядок в мире, в котором человек живет, но большем, чем он сам, открывает сцепление и образ явлений целого, стоящие вне человеческих надежд, упований, желаний, использований, интересов, ценностей. А человек тем не менее стремится их знать и удерживать в своем видении независимо от того, каким бы страшным и ужасным в смысле своих последствий для человека ни оказался открывшийся образ сцепления событий... Единственное, с чем может быть соразмерен мировой порядок, как, впрочем, и всякая, самая малая частная гармония, открывшаяся нашим представлениям и затем участвующая в бесконечном процессе их обогащения и упорядочивания — это с нашими интеллектуальными силами, способностью к объективному видению и пониманию, не имеющими предела в каком-либо конечном, окончательном знании... " [Мамардашвили 1973].
Литература Англо-русский синонимический словарь. М, 1979. Апресян 1973 — Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. М., 1973. Арутюнова 1982 — Арутюнова Н. Д. Лингвистические проблемы референции // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1982. Вып. 13. Арутюнова 1988 — Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: оценка, событие, факт. М., 1988. Блок 1973 — Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1973. Вендлер 1987 — Вендлер 3. Факты в языке//Философия. Логика. Язык. М, 1987. Витгенштейн 1985 — Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 16. Гипотеза 1980 — Гипотеза в современной лингвистике. М., 1980. Гуревич 1988 — Гуревич А. Я. Историческая наука и исто Гуревич 1990 — Гуревич А. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М-., 1990. Гуревич 1993 — Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". М, 1993. Гумбольдт 1984 — Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. Жолковский 1964 — Жолковский А. К. Предисловие,//- Машинный пер^досии-прикладная лингвистика. М., Г964. Вып. 8. Звонкин 1970 — Звонкин А. К. Абстракции с языковой поддержкой //Язык и структура знания. М., 1990. Де'Гофф 1992 — Ле Гофф Ш. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М., 1992. Лекторский 1970 — Лекторский В. А. Теория познания // Философская энциклопедия, М., 1970. Т. 5. Мамардашвили 1973 — Мамардашвили М. К. Наука и ценности — бесконечное и конечное. Вопросы философии, 1973. № 8. Мельчук 1974 — Мельчук И. А. Опыт теории лингвистических моделей "Смысл-Текст". М., 1974. Мельчук 1974 а — Мельчук И. А. Об одной модели понимания речи (семантическая теория Р. Шенка)//НТИ, 1974 а, сер. 2, № 6. Мельчук, Жолковский 1984 — Мельчук И. А., Жолковский А. К. Толково-комбинаторный словарь современного русского языка. Вена, 1984. Невская, Леушина, Павловская 1982 — Невская А. А., Леу-шина Л. И., Павловская М.Б. О межполушарных различиях в способах обработки информации // Экспериментальные исследования в психолингвистике. М., 1982. Никитина 1978 — Никитина С. Е. Тезаурус по теоретической и прикладной лингвистике. М., 1978. Новое в зарубежной лингвистике. Логика и лингвистика. М., 1982. Вып. 13. Новое в зарубежной лингвистике. Прикладная лингвистика. М., 1983. Вып.12. Новое в зарубежной лингвистике. Логический анализ естественного языка. М., 1986. Вып. 18. Падучева 1961 — Падучева Е. В. Возможности изучения языка методами теории информации // Ахманова и др. О точных методах исследования языка. М., 1961. Петров 1987 — Петров В. В. От философии языка к философии сознания // Философия. Логика. Язык. М., 1987. Прогноз в речевой деятельности 1976 — Прогноз в речевой деятельности. Авт. коллектив: Р. М. Фрумкина, П. Ф. Андруко-вич, А. П. Василевич, Е. Н. Герганов. М., 1976. Семантика и категоризация 1991 — Семантика и категоризация. Авт. коллектив: Фрумкина Р. М., Михеев А. В., Мостовая А. Д., Рюмина Н. А. М., 1991. Сокулер 1988 — Сокулер 3. А. Проблема обоснования знания. М., 1988. Старостин 1994 — Старостин С. А. Рабочая среда для лингвиста // Гуманитарные науки и новые информационные технологии. М., 1994. Вып. 2. Степанов 1975 — Степанов Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975.
Тоом 1989 — Тоом А. Л. Личный опыт и научное мышление // Язык и когнитивная деятельность. М., 1989. Три мнения об одной книге 1989 — Три мнения об одной книге //Язык и когнитивная деятельность. М., 1989. Тульвисте 1988 — Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Таллинн, 1988. Философия. Логика. Язык 1987 — Философия. Логика. Язык. М., 1987. Фрумкина 1971 — Фрумкина Р. М. Вероятность элементов текста и речевое поведение. М., 1971. Фрумкина 1975 — Фрумкина Р. М. Статистические методы и стратегия лингвистического исследования //Изв.ОЛЯ АН СССР, 1975. Т. 34, №2. Фрумкина 1978 — Фрумкина P.M. Соотношение точных методов и гуманитарного подхода: лингвистика, психология, психолингвистика / Изв. ОЛЯ АН СССР, 1978. Т. 37, № 4. Фрумкина 1980 — Фрумкина Р. М. О специфике гипотез в психолингвистике // Гипотеза в современной лингвистике. М., 1980. Фрумкина 1981 — Фрумкина Р. М. Язык и мышление как проблема лингвистического эксперимента // Изв.ОЛЯ АН СССР, 1981. Т. 40, №3. Фрумкина 1984 — Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984. Фрумкина 1989 — Фрумкина Р. М. Проблема "язык и мышление" в свете ценностных ориентации // Язык и когнитивная деятельность. М., 1989. Фрумкина 1990 — Фрумкина Р. М. Заметки на полях книги Т. Винограда и Ф. Флореса "Understanding computers and cognition" // Язык и структура знания. М.,1990. Фрумкина 1990 а — Фрумкина Р. М. Идеи и идеологемы в лингвистике //Язык и структура знания. М., 1990. Фрумкина 1992 — Фрумкина Р. М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога // НТИ, 1992. Сер. 2, № 3. Фрумкина 1993 — Фрумкина Р. М. Языковые гештальты и проблема представления знаний // Сборник научных трудов, посвященных 70-летию М. Янакиева. София, 1993.
Фрумкина 1994 — Фрумкина P.M. Современные концепции развития речи ребенка: компьютерные технологии в процессе обучения //Гуманитарные науки и новые информационные технологии. М., 1994. Вып. 2. Фрумкина 1994 а — Фрумкина Р. М. Размышления на полях новой книги Анны Вежбицкой // НТИ, 1994. Сер. 2, № 4. Фрумкина, Звонкий, Ларичев, Касевич 1990 — Фрумкина Р. М., Звонкий А. К., Ларичев О. И., Касевич В. Б. Представление знаний как проблема // Вопросы языкознания, 1990. № 6. Чейф 1975 — Чейф У. Л. Значение и структура языка. М., 1975. Шенк 1980 —Шенк Р. Обработка концептуальной информации. М., 1980. Шрейдер 1988 — Шрейдер Ю. А. Концепции интеллектуальных систем. Научно-аналитический обзор. М., 1988. Вгипег 1990 — Bruner J. Acts of meaning. L.; Cambridge (Mass.), 1990. Chomsky 1968 — Chomsky N. Language and mind. N. Y., 1968. Frumkina 1994 — Frumkina R., Mikhejev A. Meaning and categorization. N. Y., 1994 (forthcoming). Macnamara 1986 — Macnamara J. A border dispute. The place of logic in psychology. Cambridge; L., 1986. Wierzbicka 1972 — Wierzbicka A. Semantic primitives. Frankfurt, 1972. Wierzbicka 1985 — Wierzbicka A. Lexicography and conceptual analysis. Ann Arbor, 1985. Wierzbicka 1987 — Wierzbicka A. English speech act verbs. Sydney; N. Y., 1987. Wierzbicka 1988 — Wierzbicka A. The semantics of grammar. Amsterdam, 1988. Wierzbicka 1992 — Wierzbicka A. Semantics, culture» and cogni Winograd, Flores 1987 — Winograd Т., Flores F. Understanding computers and cognition. Reading e. a., 1987. Д. И. Руденко, В. В. Прокопенко Харьковский университет
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|