В генеративной грамматике (проблема хомскианской революции)
В истории гуманитарных наук можно привести немало примеров того, что комментарии к трудам великих ученых превышают по своему объему созданное самим ученым. Достаточно вспомнить в этой связи о литературе, связанной с именем Ф. де Соссюра и соссюрианством. Но генеративная грамматика и в этом отношении занимает особое место, так как посвященная ей литература стала уже сейчас практически необозримой. Отразить в этом небольшом разделе все, что относилось к Н. Хомскому и его последователям, представляется нереальным. Но подобный обзор не является нашей целью. Задачу раздела мы видим лишь в том, чтобы осветить концептуальные основания генеративной грамматики, показать некоторые пути ее эволюции за 35 лет ее существования, а, главное, вклад этой парадигмы знания в те преобразования, которые характеризовали теоретическую лингвистику во второй половине XX века. В теории Н. Хомского нас интересуют, следовательно, те установки и принципы, которые оказали наибольшее влияние на облик современной лингвистики и отложили свой заметный отпечаток на общее направление ее развития. Уже примерно с середины 60-х гг. главными объектами дебатов вокруг содержания и целей теоретической лингвистики становятся появившиеся к тому времени первые работы Н. Хомского — его "Синтаксические структуры" (1957 г.), "Аспекты теории синтаксиса" (1965 г.), рецензия на книгу Б. Скиннера о вербальном поведении (1959 г.), его выступление на IX международном лингвистическом конгрессе (1962 г.). И если даже не признавать того, что с обсуждением этих работ были далее связаны магистральные пути лингвистики, как это делают зарубежные исследователи (см., например, [Newmeyer 1986, 7 и сл.]), — то, что с этого времени начинается новый, постструктуральный период в истории языкознания, сомнения не вызывает. Какова же была природа всех изменений и почему она связывалась с именем Хомского? Почему этот переход от структурализма к новой парадигме знания стал именоваться "хомскианской революцией" и в чем именно она заключалась? Этот вопрос, до сих пор возникающий у зарубежных историографов и методологов науки и получающий разные ответы, предполагает не только разъяснение понятий научной парадигмы знания и научной революции, что уже было сделано в предыдущих разделах нашей работы,— он делает необходимым рассмотрение транс-формационно-генеративного направления на фоне господствовавших в то время убеждений и тех приемов анализа, которые характеризовали тогда лингвистическую деятельность. Используя с этой целью понятия парадигмы и научной революции, освещенные выше, мы и сможем продемонстрировать, в каких конкретных отношениях и моментах складывающаяся парадигма знания была резко противопоставлена тому, что ей предшествовало. Мы попытаемся также показать, что если с начала своего возникновения трансформационно-генеративная грамматика являла собой "парадигму разрыва" и была сознательно ориентирована на разрушение старых представлений о языке и о том, как надо "делать лингвистику", последующая эволюция этой парадигмы, хотя и связанная с отстаиваниями новых путей лингвистического анализа, привела тем не менее позднее — уже в 80-ые гг. — к известному сближению позиций разных школ, а, возможно, и к их интеграции в рамках новой формирующейся на наших глазах парадигмы. Экспликации этой точки зрения и посвящается дальнейшее изложение материала: в этой, третьей части мы останавливаемся подробно на главных проблемах генеративной грамматики, а в последней, четвертой части пытаемся охарактеризовать некоторые общие установки лингвистических исследований, сложившиеся к настоящему времени и определяющие, на наш взгляд, облик современной лингвистики.
* * * Термин "хомскианская революция" появился в начале 70-ых гг. в работах Дж. Серля [Searle 1972] и Ф. Ныомейера [New-meyer 1986, 1], а затем был подхвачен и другими видными учеными и историографами, начавшими с этого же времени свои публикации о трансформационно-генеративной парадигме и теории Н. Хомского (см., например, [Коегпег 1983, Кубрякова 1980 с библ.]). В то время все признавали, что если соглашаться с кунов-скими критериями научных революций, революция в лингвистике, несомненно, совершилась. Некоторое время спустя, однако, стало преобладать довольно скептическое отношение к генерати-визму, и учение Хомского стало рассматриваться как демонстрирующее нечто вроде "дворцового переворота" [Newmeyer 1986]. Трансформационно-генеративную грамматику стали расценивать как пост-блумфилдианский структурализм: ей находили предтечи и параллели в работах 3. Харриса, которому, действительно, принадлежал сам термин "трансформация", а также идея членения всех комплексных единиц на их непосредственные составляющие. Так, Дж. Катц, стремясь развенчать Хомского, отмечает, что трансформационная грамматика «была придумана (invented) 3. Харрисом задолго до "хомскианской революции"» и что можно указать на целый ряд общих для них теоретических положений: различение ядерных или исходных структур предложения и их деривационных вариантов, введение сходных формальных операций для их деривации (в частности, трансформаций) и определение сферы их действия созданием таких конструкций как пассив, вопрос, отрицание и т. п. [Katz 1984, 29-33]. В концепции Хомского усматривали продолжение идей формальной структурной грамматики, отказывающейся от изучения категории значения и семантики синтаксических структур. Несмотря на наличие доли истины в этих суждениях (см. также [Леонтьев 1976, 7-8], следует подчеркнуть, что подлинная новизна учения Хомского не была напрямую связана с указанными выше деталями: оно явно не было простым повторением структуральных идей, а если и возвращало к какому-либо наследию прошлого, то скорее к здравому смыслу традиционных грамматик и рационализму картезианского направления. Недаром Р. Робинз ставит в заслугу Н. Хомскому возрождение инте-
реса к историческому прошлому 17-го и 18-го веков, к европейским традициям и их пересмотру у Л.Блумфилда [Robins 1976, 104]. Не только по своему духу, но и по всей предлагавшейся исследовательской программе трансформационная грамматика уже в первых своих версиях не просто опровергала основы дескрип-тивизма, — здесь уже содержались в зародыше те взгляды, которым было суждено революционизировать существовавшие представления о языке и которые самым явным образом были направлены против американской версии структурализма. Рассуждая о сложившейся тогда ситуации Ф. Ньюмейер правильно указывал на то, что революционный характер концепции Хомского заключался не столько в выдвижении идей трансформационной грамматики, у которой, возможно, и были в прошлом некие аналоги, сколько в провозглашении новых установок, прямо противоположных дескриптивным установкам в лингвистике и бихейвористским принципам анализа в психологии. Если учесть, что именно установка и цели определенного направления образуют особый компонент парадигмы научного знания, сказанное означает, что эти принципы и положили, начало новой, генеративной парадигмы знания. Выделяя самые главные моменты в теории Хомского, мы считаем нужным рассмотреть, по крайней мере, следующие пять отличительных черт новой парадигмы знания (ср. также Newmeyer 1986; Katz 1984; Anderson 1989),Beaugrande 1991): 1 — провозглашение приоритета гипотетико-дедуктивного 2 — помещение в центр грамматики уже не фонологии и 3 — положение о творческом, креативном характере дея 4 — признание семантического компонента как неотъемле
5 — рассмотрение языка как феномена ментального, фено \
Очевидно, что каждое из этих положений нуждается в специальном разъяснении, ибо начинает новое виденье языка и новое понимание задач лингвистики, что имеет далеко идущие последствия для осознания ее роли в решении важнейших проблем современности, пересмотре ее собственного места в кругу других наук, изменения характера ее связей с этими другими науками. - До Хомского, — указывает Р. Карстон, — лингвистика была преимущественно таксономической наукой, ориентированной на получение и объективное описание данных, их классификацию; как подчеркивал Дж. Серль, она была чем-то вроде ботаники, занимающейся исключительно сбором, фактов и их таксоно-микой (Carston 1989, 38. Ср. также Шахнарович, Лендел 1985, 175 и ел.). Призыв Хомского к замене индуктивных выводов на гипо-тетико-дедуктивные построения знаменовал новую расстановку сил в противоборстве эмпиризма и рационализма, этих двух разных направлений в теории познания. Классический рационализму— в том его виде, в котором он развивался от Платона до Декарта — базировался на нескольких важных допущениях: во-первых, истинное знание может быть получено путем умозаключений; во-вторых, такие умозаключения строятся по правилам логики; в-третьих, "первичные" или "элементарные" истины, из которых выводятся по законам логики все остальные, постигаются рассудком, интуитивно, а не на основании чувственных данных, а потому они, раз они не выводятся эмпирически, должны быть, в-четвертых, врожденными (см. [Paivio 1986, 41-42]). Не трудно видеть, что по всем этим критериям Хомский оказывается истинным картезианцем и что постулируя преимущества рационализма перед эмпиризмом, он опирается на богатую философскую традицию, используя ее для уточнения своего подхода к языку. Достаточно предположить, что знания языка являются врожденными, как из этого вытекают многие следствия о том, как усваивается язык; достаточно предположить, что в основании организации всех языков мира действуют универсальные принципы, как задачей лингвистики становится обнаружение этих самых общих свойств языка (действия всего только нескольких организационных структурных принципов). Эмпирические данные важны, но в качестве "свидетельств" (evidence) о языко- вом устройстве надо принимать во внимание отнюдь не только корпус текстов на определенном языке и т. д. Лингвистика должна перестать являться чисто дескриптивной дисциплиной,— надо смело выдвигать новые гипотезы о бытии языка.
Важно отметить, что такой подход как нельзя лучше отвечал духу времени: рационализм легко связывался с созданием компьютеров, разработкой теории информации и методами математического моделирования, проведением аналогий между работой компьютера и деятельностью мозга. И хотя его недостатком являлось явно пренебрежение к тем познаниям, которые человек получает опытным путем и к тем структурам знания, которыми он овладевает в процессах обучения им (ср. [Paivio 1986, 84 и сл.]), достижение известного компромисса между крайним эмпиризмом и радикальным рационализмом в лингвистике было, действительно, необходимо, как необходимым был выход из того тупикового состояния, в котором находилась американская дескриптивная школа. Непримиримое противоречие между предтрансформацион-ной и трансформационной лингвистикой видели нередко в оппозиции "таксономия vs порождение" [Кибрик 1982, 11]. И хотя трактовка такой оппозиции могла принимать разные формы (ведь ее понимали и как противопоставление описания определенной деятельности, и как дихотомию статики и динамики, и как противопоставление наблюдаемого — ненаблюдаемому), осмысление ее требовало новых представлений в области теоретической лингвистики. Такими представлениями и оказались прежде всего представления о разграничении языковой компетенции и "производства" языка (см. ниже). Главным же было то, что Н. Хомский выступал против "поразительного спада в исследованиях лингвистического метода", которые он связывал с приверженностью к одному только "замкнутому набору технических приемов" и который "водил в уныние каждого, кто надеялся, что возможности человеческого ума гораздо глубже, чем можно обнаружить при помощи этих процедур и приемов" [Хомский 1972, 13]. этом именно смысле "система языковой компетенции качественно отличается от всего того, что может быть описано в терминах таксономических методов структурной лингвистики" [Хомский 1972, 15].
Никакая дескрипция эмпирических данных не может сама по себе привести к пониманию сущности явлений, ибо эта сущность не дана в непосредственном наблюдении. Обращение к непосредственно не наблюдаемым явлениям и было серьезным шагом в теории Хомского к построению лингвистики как теоретической дисциплины. Дескриптивисты утверждали первостепенную важность констатации того, что дано в объективном опыте. Генеративисты начали долгий путь отказа от чистого эмпиризма, путь построения догадок о самых важных чертах и свойствах языка, путь выдвижения новых гипотез И его организации. "Существует довольно наивное мнение, — писал когда-то Б. А. Серебренников, — будто бы непосредственное наблюдение уже само по себе может обеспечить правильное, материалистическое понимание явлений языка. Но это, к сожалению, ложное понимание" [Серебренников 1983,7]. Слишком долго, — утверждает Н. Хомский в одном из своих программных выступлений середины 80-ых гг., — лингвистика была занята изучением внешних проявлений языка, языка экстериоризированного (Э-языка). Наступило время приступить к решению гораздо более трудной проблемы — изучению языка "внутри нас", языка интериоризированного (И-языка), т. е. того, как он репрезентирован в голове человека [Chomsky 1986]/Имен-но такое исследование и связывает лингвистику с психологией, начинает рождение новой междисциплинарной науки, сперва получающей название психолингвистики, а далее трансформируемой в новую теоретическую дисциплину — когнитивную науку. Подход к И-языку во всех основных своих характеристиках существенно отличается от подхода к Э-языку [Cook 1988, 56 и сл.; Tanenhaus 1989] и знаменует обязательность выхода лингвистики за пределы чисто эмпирических данных в другие науки и диктует необходимость обращения к ним в поисках новых объяснений сути языка. Защита дедуктивных построений оказалась сильной стороной всего творчества Н. Хомского. Начав с отрицания информативности поверхностных структур предложения и предлагая выявить для каждого реального предложения его глубинную структуру, его синтаксический остов или каркас, он видел центральную идею трансформационной грамматики в том, что "человек способен проникать глубже поверхностных структур предложения, трансформируя эти структуры в глубинные структуры, передающие скрытые значения" [Слобин 1976, 32, 49-50]. Тенденция ставить акценты на анализ непосредственно не наблюдаемых явлений отражается у Хомского и в обращении к языку "внутри нас", и в повороте к проблеме языковой способности, и в выдвижении на первое место по своей значимости синтаксиса — ненаблюдаемых напрямую синтаксических структур, синтаксических отношений, всего синтаксического процесса, понимаемого им прежде всего как комбинаторика небольшого количества исходных (ядерных) синтаксических структур по рекурсивным правилам. Постулируя в качестве главных объектов синтаксиса процессы и переходы между глубинными и поверхностными структурами, он усматривал в самих этих глубинных структурах с их абстрактной организацией языковых форм мысль, "данную уму", а в трансформационных операциях — действительные мыслительные операции, выполняемые умом, когда предложение произносится или понимается [Хомский 1972, 29-30]. Несмотря на то, что во многих более поздних версиях ГГ понятие глубинной структуры sui generis было отвергнуто, а понятию трансформационного правила отводилась все меньшая роль, рефлексы понятия глубинной структуры сохранились вплоть до последнего варианта ГГ Хомского — в теории управления и связывания, т. е. идея рассмотрения формирования предложения на нескольких уровнях (от ненаблюдаемого — к наблюдаемому) сохранилась, как сохранилась и любовь к предельно абстрактным единицам и процессам грамматики как самым важным объектам грамматической теории. Да и при всех переменах в интерпретации грамматики и отдельных ее составных частей в последующие десятилетия ставка на анализ синтаксиса и ненаблюдаемых здесь непосредственно связей тоже была сохранена. Именно это изменило и практику описания языка через его минимальные единицы — фонемы и морфемы. Как правильно отмечает Ньюмейер, лингвистические школы, в которых главное внимание уделялось фонологии и морфологии, оставляли мало места для рассмотрения самых значимых черт вербального поведения говорящих. Демонстрируя
собой замкнутые или преимущественно закрытые системы, сводящиеся к исчислимому количеству единиц, они не давали возможности обнаружить истоки способности человека создавать неограниченное множество новых высказываний из ограниченного числа средств, а также понимать никогда не слышанные дотоле предложения. Как указывает Р. де Богранд, — опора на минимальные единицы, обнаруживаемые в корпусе данных индуктивным путем, сегментацией готовых высказываний на их конечные составляющие, сменилась интересом к абстрактным единицам, которые зачастую никак не соотносились непосредственно с реальными сегментами высказываний [Beaugrande 1991, 354]. Достаточно упомянуть в этой связи как такие семантические признаки, как Anim ±, Human ±, Common ±, выделяемые в составе механических единиц, или такие понятия, как следы (traces) передвижения определенных составляющих предложения в следовой теории и т. д. Но постулирование подобных единиц отражало не только стремление докопаться до глубинной сути языковых явлений, — оно было связано прежде всего с надеждой понять истоки творческого характера деятельности с языком как основной черты вербального поведения людей. Известная книга Джудит Грин, посвященная роли Хомского в психологии ([Greene 1972], русский перевод [Грин 1976]), завершается разделом, которому дан примечательный заголовок: "Подводя итоги: до и после революции, вызванной теорией Хомского." В нем она перечисляет основные достоинства этой теории и на первое место по их значимости ставит поднятую Хомским проблему "языковой продуктивности", креативности, доказательств того, что речь "гораздо более сложный вид поведения, чем это считалось прежде" [Грин 1976, 324]. Такой сложный вид человеческого поведения описывался как "порождение речи", а для описания этого сложного феномена и требовалось ввести новый аппарат понятий и приемов. Конечно, термины "генеративная", или, что то же самое, "порождающая грамматика" не следовало понимать буквально. Под порождением речи понималось образование предложений, описываемое "разверткой исходного символа S (англ. sentence) по правилам переписи, фиксируемым знаком ->, в другие символы, начиная с соединения NP (именной фразы) с глагольной, или VP, а далее по правилам переписи этих фразовых маркеров в их более реальные синтаксические и лексические единицы (ср. (Moore 1988; Freidin 1992; Cook 1989 и др.]). Поскольку число таких фразовых маркеров было конечно, вся грамматика с ее правилами приобретала формальный характер. И хотя со временем понятие порождения речи приобретало все более смысл, приближающий его к реальному процессу протекания речевой деятельности (см. [Кубрякова 1991, 4 и сл.]), в самой ГГ идея формального представления грамматики в виде порождающего устройства базировалась на том, что человек в течение своей жизни сталкивается с бесконечным числом новых предложений, множество которых никак нельзя задать заранее списком или же перечислить иначе, чем как ставя ему в соответствие его единообразное структурное описание. Отталкиваясь от него, легко перейти к фонологическому его представлению, с одной стороны, и семантической интерпретации, с другой, т. е. весь механизм действия грамматических, рекурсивных правил (ср. [Droste, Joseph 1991]). Достаточно распространено мнение, что на ранних этапах развития порождающей грамматики значение предложения не входило в компетенцию грамматики и что только с 1963 г. семантический компонент был объявлен ее составной частью. Однако это не совсем так: ведь использование формального аппарата трансформационной грамматики уже преследовало цель установить правила разрешения многозначности в случаях типа Flying planes can be dangerous или же I found the boy studying in the library (см. подробнее [Соболева 1976, 59 и сл.]). С другой стороны, действительно, по мере выдвижения разных версий ГГ проблемы соотношения синтаксиса и семантики, семантического представления предложений и их семантической интерпретации, постепенно получали все большее освещение, и для многих исследователей центральными проблемами их творчества становились как раз проблемы семантики синтаксиса (ср. [Васильев 1983]). Мы уже давно высказывали мысль о том, что подлинную революцию в современной лингвистике надо связать прежде всего с ее поворотом к семантическим проблемам и к исследованию феномена значения во всей его сложности. Наиболее радикальное отличие постструктурализма от структурализма коренится именно в отношении к проблеме значения. Стимулы такого но-
вого отношения исходили во многом и от ГГ, притом сдвиг в сторону семантики "наметился именно тогда, когда трансформационная грамматика, провозгласив важность установления синтаксической многозначности одних предложений и семантической близости других,, не могла предложить аппарата для объективной оценки этих данных и их объяснения" [Кубрякова 1984, 15; Стрельцова 1988, 109-110]. Для возникающей тогда новой парадигмы знания обращение к семантике сыграло, несомненно, решающую роль и, возможно, эта тема требовала бы и более полного освещения, не будь она достаточно обстоятельно разработана в целой серии специальных работ (ср. помимо указанных выше также [Демьянков 1989; Кубрякова 1984; Бархударов 1976, 28 и сл.; Fodor 1980]). Во всяком случае синтаксис все более становится теорией соотнесения звуков и значений (см. [Pasch, Zim-mermann 1983, 246 и сл.]). Формализация грамматики*, являющаяся важнейшей чертой генеративных грамматик, распространяется и на ее семантический компонент, в связи с чем надо подчеркнуть специально, что и семантические теории, рождающиеся в лоне генеративного направления (будь то генеративная семантика или же семантика интерпретативная) строятся как формальные (см. Кубрякова 1984, 31 и сл.). Эта черта порождающих грамматик, понимаемых в широком смысле, т. е. в совокупности фонологического, семантического и синтаксического компонентов, обеспечивает ей признание среди ученых, связанных с моделированием искусственного интеллекта, с разработкой компьютерной техники и организа-цией баз данных в вычислительных машинах, с развитием теории "Революционный шаг, сделанный Н.Хомским в области теоретической лингвистики, — указывает К. К. Жоль, — заключается в попытке применить к анализу естественных языков теорию конечных автоматов и теорию рекурсивных функций. По словам Дж. Лайонза, революционность этого шага особенно хорошо видна при сравнении с искусственными языками, создаваемыми логиками и теоретиками кибернетики. Вне всяких сомнений, Хомский сделал значительный вклад в исследование формальных систем с чисто математической точки зрения [Lyons 1970, 64-65]" [Жоль 1990, 84]. информации и методов математического моделирования и т. п. (ср. [Halvorsen 1988; Newmeyer 1988, 7]. Об этой черте говорят также как об "алгоритмизации" грамматики, т. е. о новом способе представления языковых данных как в виде формальных записей, так и виде сетки правил, которые могли бы пошагово, последовательно (так, как нужно машине), операциями с определенным набором исходных символов, отразить порождение и восприятие предложений [Droste, Joseph 1991, 2]. Хомскианская революция, — отмечает Дж. Катц, — была сопряжена с возникновением трех новых областей знания: семантики, синтаксиса, формальных свойств грамматики и когнитивно ориентированной психологии" [Katz 1984, 43]. Рассмотрев особенности установочно-предпосылочного звена в генеративной парадигме знания, связанные с пониманием роли дедукции в лингвистической теории и с выдвижением на первый план таких областей лингвистики, как синтаксис и семантика, а также формальных аспектов этих уровней, мы можем перейти теперь к анализу ключевого концепта всей этой новой парадигмы — концепту языкового знания, и продолжить тем самым исследование ее главных целей. Нельзя не подчеркнуть также, что обсуждаемая черта ГГ — ее формальный характер — имеет прямое отношение к такому важному компоненту парадигмы знания, как ее "техническая часть". Таким образом, по всем трем критериям парадигмы (установочным, предметным и техническим, что равносильно выделению целей направления, областей его исследования и применяемых методик анализа) генеративизм представляет собой новую научную парадигму знания, отчетливо противопоставленную по всем перечисленным параметрам тому, что было до этого. В следующем параграфе, рассматривая влияние этой парадигмы на психологию и очерчивая более подробно круг ее собственных исследовательских интересов, мы одновременно продолжим анализ генеративной парадигмы знания как парадигмы, во многом определившей новые перспективы в изучении языка.
2. Язык как когнитивная составляющая человеческого мозга и роль ГГ в становлении когнитивной науки Выше мы уже говорили о том, что в ГГ язык был определен как ментальное, или психическое образование и что в качестве одной из главных задач теоретической лингвистики Хомским была сформулирована задача определения И-языка (от англ. in-teriorized — "интериоризованный"), языка "внутри" нас. Сама трансформационная грамматика мыслилась при этом как служащая отражению того, как язык "дан уму", т. е. представлению о механизмах, ответственных за вербальное поведение говорящих и олицетворяющих языковую компетенцию, или языковую способность говорящего. Ключевым понятием ГГ и становится понятие языковой способности, приравниваемое понятию языкового знания и противопоставляемое понятию употреблению языка, или языковой активности (performance). Введение такой оппозиции, явно коррелирующее с известной дихотомией языка и речи, но вносящее определенные новые нюансы в эту дихотомию, позволяло, по мнению генеративистов, разрешить проблему разграничения лингвистики и психологии. На долю лингвистики оставляли изучение того, "что составляет способность говорить на данном языке", а на долю психологии— того, как производятся и понимаются реальные высказывания [Слобин 1976, 222]. Фактически, однако, невозможность жесткого противопоставления того и другого способствовала скорее созданию, с одной стороны, особой области анализа речевой деятельности (психолингвистики), но, с другой, выделению и такой области теоретического знания, которая выявила бы основы этой деятельности как составляющей мозга. В работах Н. Хомского и были сформулированы положения как о необходимости вычленения этой области исследования, так и о возможных его путях и методах,— через построение генеративной грамматики как грамматики нового типа. Разъясняя смысл и задачи подобной грамматики, еще в конце 60-х гг. Хомский писал: "Генеративная грамматика не является моделью для говорящего или слушающего. Она пытается охарактеризовать в возможно более нейтральных терминах то знание языка, которое обеспечивает базу реального его использования говорящим и слушающим. Когда мы говорим о грамматике как генерирующей предложения с определенным структурным описанием, мы имеем в виду просто то, что грамматика приписывает это структурное описание такому предложению. Когда мы говорим, что предложение обладает определенным деривационным устройством с точки зрения очерченной нами генеративной грамматики, мы абсолютно ничего не утверждаем о том, как говорящий или слушающий должен поступать — с практической, или результативной точки зрения, — чтобы осуществить эту деривацию. Эти вопросы принадлежат теории языкового употребления — теории реализации" [Chomsky 1965, 9]. Хотя, наверно, ничто не служило в теории Хомского предметом такой ожесточенной критики, как проводимое им разграничение (см. подробно [Nuyts 1991, 102 и сл.] с обширной литературой по вопросу), на определенном этапе анализа оно представляется достаточно рациональным, и не случайно, после длительной полемики и по истечению времени, видные когитологи отмечали, что без этого противопоставления прогресс в понимании человеческого поведения вообще был бы невозможен (см., например [Pylyshyn 1984, 85]). Можно было бы также, несомненно, связать само появление коммуникативно-прагматически ориентированной лингвистики со стремлением продемонстрировать, как важен на деле учет всех факторов в процессах порождения и понимания речи, что было косвенно протестом против.нарочитой сосредоточенности на изучении лишь одного из них в теории Хомского. Возможно, однако, что именно такая идеализация положения дел позволила Хомскому сконцентрировать его внимание на определении языковой способности как таковой и отвлечься от "возмущающего действия" тех факторов, которое проявляется в живой речи, но которое не затрагивает ее оснований. Важно к тому же отметить, что некая идеализация всегда характеризовала написание грамматик: так, традиционная грамматика испокон веков описывала закономерности функционирования языка в абсолютно гомогенной среде, т. е. в сущности прибегая к тем же абстракциям (ср. [Droste, Joseph 1991, 2]). Надо подчеркнуть также, что первоначальные взгляды Хомского по указанному вопросу подверглись эволюции, и хорошо известны его разъ- яснения и оговорки в более поздних работах (ср., например, [Chomsky 1980, 201 -205; 225-226]). Думается, у Хомского были надежные основания утверждать: "Если мы надеемся понять человеческий язык и психологические (ментальные) способности, на которых он зиждется, мы должны сначала задаться вопросом, что он такое, а не как или для каких целей он используется". Лингвистика, — указывает он несколько позднее, — "фокусирует свое внимание на одной специфической когнитивной области и одной способности мозга, языковой способности [Chomsky 1980, 4]. Хотелось бы отметить, что объективно все декларации Хомского о необходимости изучать феномен знания языка приводили на практике к реальным вопросам не только о том, в чем же заключается сама система сведений о языке, но и о том, что она позволяет делать. Иными словами, вопрос о языковой компетенции оборачивался вопросом о том, что же умеет делать говорящий благодаря этим знаниям и что можно считать в принципе характеризующим языковое поведение. В 1974 г., например, Ю. Д. Апресян, отражая точку зрения представителей порождающей грамматики, писал: "Чтобы составить себе представление о модели языка в целом и о ее семантическом компоненте в особенности, необходимо уяснить, из каких умений складывается тот феномен, который называется "языковое поведение", "владение языком" и т. п." [Апресян 1974, 11 и сл.]. Таким образом, мостик между понятиями языкового знания и языкового поведения был наведен и дальнейшее развитие лингвистики включило проблему языкового поведения говорящего в более широкий контекст анализа. В итоге можно подчеркнуть, что установочная часть генеративной парадигмы знания была обусловлена прежде всего резким смещением интереса от дескрипции системных свойств языка к освещению того, что составляет знание языка в голове говорящего, его компетенцию и что существует в виде особой способности человека говорить — языковой способности. Подобная установка меняла предметную область лингвистики, связывая ее с новым виденьем языка как ментальной организации и преображая облик грамматики как обязанной отразить внутреннее устройство подобной организации. Генеративная революция, — отмечал в конце 80-ых гг. Ст. Андерсен, — важна, по крайней мере, в двух отношениях: она открыла широкие горизонты в изучении синтаксических структур, и благодаря ГГ были обнаружены новые факты о языке, ранее лингвистике не известные и не попавшие в поле зрения несмотря на длившееся тысячелетия изучение языка (например, роль местоимений в распределении информации, содержащейся в тексте); она революционизировала представления о том, как надо изучать знание [Anderson 1988, 808]. Если, таким образом, одно связано с существенным расширением предметной области науки о языке, другое соединяет развитие лингвистики с когнитивно ориентированной психологией и кладет начало их плодотворному союзу, а затем и становлению объединяющей их новой науки. Интересно, что если, с одной стороны, в результате формирования когнитивной науки лингвистика как бы поглощается ею и становится подчиненной уже не семантике или психологии, то, с другой стороны, в ней открываются новые перспективы и, следовательно, ее собственные границы раздвигаются: когнитивная наука диктует ей обязательность выхода за ее прежние пределы в познании языка. Научная устремленность генеративной лингвистики и те конкретные теоретические задачи, на решение которых она была нацелена, ярко сказались уже в одной из первых книг Хомского о языке и мышлении (ср. [Звегинцев 1972, 5 в Хомский 1972]). Подчеркивая, что он работает на пересечении лингвистики, философии к психологии, Хомский видел назначение своей книги в том, "чтобы показать, как в общем довольно специальное изучение структуры языка может способствовать пониманию человеческого разума" и что оно в состоянии "раскрыть присущие уму качества, лежащие в основе человеческой мыслительной деятельности в таких ее естественных областях, как употребление языка обычным свободным и творческим образом" [Хомский 1972, 6-7]. Уже в этой работе он несколько раз возвращается к вопросу о том, как "дана уму" языковая способность, и видит его решение в определении универсальных абстрактных репрезентаций языка. "Знать язык...— утверждает он позднее,— значит находиться в определенном ментальном состоянии", что равносильно обладанию "определенной ментальной структурой, состоящей из системы правил и принципов, которые порождают и соотносят
ментальные р
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|