Характеристика кадрового обеспечения муниципальных образований Выборгского района Санкт-Петербурга
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
. Организационная структура администраций МО Выборгского района СПб. Анализ организационных структур администраций муниципальных образований Выборгского района г. Санкт-Петербурга позволяет сделать следующие выводы: . В современной муниципальной практике типичными звеньями организационной структуры местной администрации являются: • глава администрации; • его заместители по сферам муниципальной деятельности, среди которых могут быть один или два первых заместителя; • структурные подразделения различных типов, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении (например, отдел в составе управления); • коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы; • аппарат администрации. 2. Организационные структуры администраций муниципальных образований значительно различаются по набору структурных подразделений в зависимости от выполняемых администрацией функций. Пример общей схемы структуры местной администрации на основе проведенного анализа представлен на рис.2.1
Рис. 2.1 Пример общей схемы структуры местной администрации муниципальных образований Выборгского района г. СПб
. Ни одно из муниципальных образований, расположенных на территории Выборгского района г. Санкт-Петербурга не имеет в составе организационной структуры отдела кадров или управления по работе с персоналом. Функции данного структурного подразделения входят, как правило, в обязанности специалистов юридических либо общих отделов. Данная постановка вопроса, безусловно, отрицательно сказывается на кадровом обеспечении ОМСУ.
.Социально-профессиональный портрет служащих администраций местного самоуправления муниципальных образований Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Для привлечения специалистов на муниципальную службу существует потребность в презентации, популяризации в обществе муниципальных служб, их деятельности и значимости для населения. Для этого важно описание профессиональной группы муниципальных служащих. Их рассмотрение обращает исследователей к теоретическому наследию П. А. Сорокина и его пониманию профессии и рефлексологии профессиональных групп. Профессию П. А. Сорокин представляет в следующих выводах: «...члены одной и той же профессии будут неизбежно сходными между собой во многих отношениях… У них неизбежно будут во многом сходными: идеология, убеждения, вкусы, симпатии и антипатии, образ и уровень жизни, интересы и стремления, словом - все поведение. Лица одной профессии, будут “притягиваться” и солидаризироваться друг с другом…» Муниципальный служащий (чиновник) - это профессия, которая обладает вышеперечисленными особенностями. В настоящее время в России сложилось ядро кадрового корпуса муниципальной службы, для вхождения в которое требуется наличие специальной подготовки. Ниже предлагаются данные исследования, полученные в результате изучения документации администраций МО Выборгского района г. СПб. Характеризуя демографический портрет социально-профессиональной группы муниципальных служащих, можно отметить тенденцию превалирования женщин - 79,6% над мужчинами - 18,4% см. рис.2.2.
Рис. 2.2 Соотношение мужчин и женщин среди муниципальных служащих Выборгского района г. СПб, %
Одновременно отмечается гендерная специфика в профессиональном расслоении: высоко статусные позиции чаще занимают мужчины, нежели женщины. Из восьми муниципальных образований Выборгского района СПб, только в трех МО главами администраций являются женщины: Муниципальное образование Муниципальный округ «Сампсониевское», МО поселка «Парголово», МО «№15».
Тенденции возрастной градации отмечаются в сторону старших групп. Речь идет о смещении в группе специалистов на когорту 41-50 лет (46,8%), в то время как остальные возрастные группы представлены гораздо меньшими процентно-числовыми значениями (табл. 2.9).
Таблица 2.9 Распределение муниципальных служащих МО Выборгского района СПб по возрасту и стажу работы на муниципальной службе, %
Стаж работы на муниципальной службе, представлен следующим образом: в 42,6% случаев стаж работников муниципальной службы выше 6 лет, далее от 1 года до 3 лет одинаковые позиции занимают: стаж работы на муниципальной службе от 3 до 5 дет и менее года составили 14,9% Уровень образования у муниципальных служащих Выборгского района г. Санкт-Петербурга достаточно высок, большинство имеют высшее образование - 81,6%. (см. табл.2.10)
Таблица 2.10 Распределение муниципальных служащих МО Выборгского района СПб по уровню образованию и специальностям, %
Распределение муниципальных служащих по специальностями представлено на рис.2.3
Рис. 2.3 Распределение муниципальных служащих МО Выборгского района СПб по специальностями, %
Распределение по специальностям имеет следующий вид: государственное и муниципальное управление - 12,5%, экономика и управление - 18,4%, технические специальности - 12,5%, военные специальности - 10,3%, сфера сервиса - 8,1%, юриспруденция - 4,4%, психология и педагогика - 5,9%, другие специальности - 4,4%.
Это не случайно, одним из условий эффективности муниципального управления является наличие у человека определенного уровня образования, квалификации, стажа работы на муниципальной службе и общего стажа работы. Начиная со старшей должности, например, закон «О муниципальной службе Российской Федерации» включает обязательное наличие высшего образования. Реестр должностей муниципальной службы имеет следующую классификацию: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности муниципальной службы. В число квалификационных требований к должностям муниципальной службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Распределение занимаемых должностей муниципальной службы МО Выборгского района СПб представлено в табл.2.11
Таблица 2.11 Распределение занимаемых должностей муниципальной службы МО Выборгского района СПб, %
По данным исследования, перечень занимаемых должностей на муниципальной службе распределился следующим образом: старшие - 35,3%, ведущие должности - 33,1%, главные должности - 13,2% высшие - 9,6% младшие - 8,8%. (см. рис.2.4)
Рис. 2.4 Распределение занимаемых должностей муниципальной службы МО Выборгского района СПб, %
По приведенным выше показателям можно выделить следующие группы муниципальных служащих. Первые - молодые специалисты до 30 лет и стаж работы от 1 года до 3 лет - 8,5% опрошенных. Люди, работающие свыше 6 лет, сконцентрированы в группе 41-50 лет - 23,4%, от 50 лет и старше - 10,6%. Стаж от 3 до 5 лет - те же возрастные группы 41-50 - 10,6% и 51 и старше 12,8%. Наблюдается тенденция увеличения возраста с увеличением стажа работы. В группе респондентов, работающих менее года, представлены сотрудники всех возрастных категорий. Причем не наблюдается зависимости стажа работы и занимаемой должности. Это обусловлено спецификой занимаемых должностей и специалистов. Поскольку каждая должность требует специальных знаний, умений и навыков, в том числе приобретенных на предыдущем месте работы.
Уровень личного дохода муниципального служащего МО Выборгского района г. Санкт-Петербурга несколько превышает среднюю заработную плату по Российской Федерации и варьируется от 20 000 руб. до 37 000 руб. (см. Приложение 1). (см. табл.2.12)
Таблица 2.12 Уровень личного дохода, оценка материального положения и дальнейшие планы муниципальных служащих МО Выборгского района СПб, %
Распределение доходов имеет следующий вид: от 21 000 руб. до 25 000 руб. имеют 20,6%, от 26 000 до 30 000 руб. - 25%, от 31 000 до 35 000 руб. - 14,7%, свыше 35 000 руб. - 16,2%, от 15 000 до 20 000 руб. - 13,2%, отказались указать уровень своего личного дохода - 10,3%. Оценка материального положения муниципальных служащих МО Выборгского района СПб представлена на рис.2.5
Рис. 2.5 Оценка материального положения муниципальных служащих МО Выборгского района СПб
Несмотря на высокие доходы, свое материальное положение как среднее оценивают 59,2% и как плохое 12,2% и только 6,1% описывают свое социальное положение как хорошее. Можно отметить так же, что в данной сфере занятости мы имеем дело с равным доходом между мужчинами и женщинами и отсутствием гендерного неравенства по этому признаку. В целом можно отметить, что корпус местных органов самоуправления довольно устойчив. См. рис.2.6
Рис. 2.6 Оценка кадровой устойчивости ОМСУ Выборгского района г. СПб, %
Как следует из рис. 2.6 - 72,8% опрошенных работников не планируют менять работу, 8,1% хотели бы сменить место работы, и 19,1% служащих не задумывались над этим вопросом. Также по вышеназванным характеристикам отчетливо формируются две группы. Первая - муниципальный служащий низшего и среднего звена, женщина старшего возраста (41-50 лет), имеющая высшее образование (иногда не одно), средняя заработная плата 21-30 тыс. руб. в месяц, воспринимающая свое материальное положение как среднее, а социальное самочувствие как хорошее.
Вторая группа - муниципальные служащие высшего ранга - мужчина старшего возраста (41-50 лет), имеющие высшее образование и заработную плату от 36 тыс. руб. в месяц, оценивающие свой доход как средний или хороший. Значительную роль играет самооценка профессиональных качеств, которые способствуют карьерному росту. См. табл.2.13
Таблица 2.13 Распределение мнения респондентов о профессиональных качествах и факторах, способствующих карьерному росту и профессиональной компетентности
По данным исследования, на первое место выходит профессиональная компетентность, а именно способность осваивать новые виды работы 24,3%, достаточный уровень компетенции на новой должности - 22,1%, далее с небольшим отрывом: умение учитывать интересы населения - 19,1%, и личные качества, такие как самостоятельность в работе - 15,4%, инициативность - 10,3%. В то время как факторы, не имеющие непосредственного отношения в профессиональной деятельности и связанные с личными симпатиями/антипатиями, в ходе опроса ушли на второй план, встречаясь в единичных высказываниях (например, лояльное отношение к руководству - 2,9%, знание аппаратной работы - 5,9%). Важным элементом, способствующим карьерному росту и профессиональной компетентности, опрошенные считают: общий стаж работы на муниципальной службе. Значимость этого показателя с точки зрения муниципальных служащих варьируется от 41,2%. За ним следует общий стаж работы - 35,3%. Третье место занимает получение еще одного высшего образования по профилю работы - 23,5% (т. е. государственное и муниципальное управление). Такие критерии, как возраст, пол, политическая принадлежность, по мнению муниципальных служащих не являются значимыми для карьерного продвижения. В выполнении своих профессиональных обязанностей особое значение муниципальные служащие придают: «улучшение условий жизни муниципального округа» - 34,6%, а также почти в равной доли представлены ответы «социальная защита населения» и «защита прав граждан» - 17,6% и 19,8% соответственно (табл. 2.14).
Таблица 2.14 Распределение мнения респондентов о задачах муниципальной службы, %
Во вторую по значимости группу попали задачи, связанные непосредственно с работой, такие как: организация и исполнение нормативных актов, информационно-аналитическая работа, подготовка нормативных документов и др. Очевидно, что специфика профессиональной деятельности муниципального служащего направлена, прежде всего, на эффективную организацию работы в своем муниципальном округе с целью решения конкретно поставленной задачи. На второй план уходят потребности к социальному взаимодействию (ведение переговоров и взаимодействие с государственными органами, организациями и гражданами). Более того, по вышеназванным показателям их можно назвать профессионально подготовленными к данной профессии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|