Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткий обзор истории и основных подходов к использованию арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами




В работе с душевнобольными арт-терапию начали использовать раньше, чем в ка­ких бы то ни было других областях. Обратив внимание на склонность некоторых пациентов к самостоятельным занятиям художественным творчеством, на яркость и самобытность их работ, а главное, на то, что эти занятия нередко благотворно от­ражаются на состоянии больных, передовые клиницисты стали поддерживать эту деятельность. Определенное значение для проникновения первых форм арт-терапевтической работы в психиатрические учреждения имела неудовлетворенность клиницистов «ограничивающими» и «подавляющими» подходами. В скромном ар­сенале методов лечения психических заболеваний XIX — начала XX в. различные виды творческих занятий пациентов занимали не последнее место, хотя использо­вались главным образом с целью их социализации, занятости, «нравственного вос­питания» или для получения дополнительной информации об особенностях их внутреннего мира и потребностях.

Постепенное изменение отношения представителей мира искусства и общества в целом к творчеству душевнобольных происходило в тесной связи с глубокими изменениями в изобразительном искусстве и культуре XX в. Начиная с выхода в свет известной работы Г. Принцхорна, художественное творчество пациентов пси­хиатрических учреждений стало привлекать к себе все больше внимания.

Примерно с середины XX в. занятия психиатрических пациентов художествен­ным творчеством начинают все более активно использоваться с целью их лечения и реабилитации. На базе крупных психиатрических больниц создаются художествен­ные студии или ателье, где больные получают возможность систематически зани­маться творчеством под руководством художников и арт-педагогов. Подобная прак­тика сложилась в Германии, Франции, Великобритании, США и других странах. 1960-е и 1970-е годы характеризовались попытками объединить художествен­ные занятия больных с принципами психотерапевтических сообществ и дина­мической психиатрии, что проявилось, в частности, в деятельности И. Чампернон, Г. Аммона, Л. Навратила и др. В этот же период были предприняты первые опыты по внедрению арт-терапии в деятельность амбулаторных психиатрических учреж­дений, социальных центров по работе с душевнобольными и в практику так назы­ваемой «общинной психиатрии». Немаловажное значение имела происходящая в те годы в развитых странах реорганизация психиатрической службы. Она вырази­лась в развитии сети внебольничной помощи душевнобольным и создании более эффективных средств медикаментозной терапии психических заболеваний. В то же время появилось и так называемое антипсихиатрическое движение. Все это да­ло толчок к развитию новых форм арт-терапевтической работы, проводимых пре­имущественно вне психиатрических клиник, что позволяло лучше учитывать ди­намичный клинический и социальный статус больных, уделять больше внимания их адаптации в обществе, развивать у пациентов социальные навыки и потребности. Дальнейшие изменения в организации психиатрической службы в 1980-1990-е гг. были связаны с совершенствованием внебольничной помощи душев­нобольным. На практике это означало введение бригадных форм совместной ра­боты психиатров, психотерпевтов, социальных работников, психологов, работаю­щих в клиниках педагогов и специалистов по терапии занятостью, более активное использование ресурсов местных сообществ и семей душевнобольных. Повыше­ние интереса к социальным вопросам психиатрии оказало влияние и на арт-терапевтическую практику. Формы арт-терапевтической работы в эти годы все более дифференцируются, ориентируясь на особенности биопсихосоциального статуса больных и ресурсы местных сообществ. В зависимости от этапов лечебно-реаби­литационного процесса можно говорить о следующих направлениях практическо­го применения арт-терапии в психиатрии:

• применение арт-терапии на начальных этапах лечения, то есть в остром и подостром психотическом состоянии или в состоянии декомпенсации, про­водимое в условиях психиатрической больницы или дневного стационара;

• применение арт-терапии на последующих этапах лечения и реабилитации, то есть в постпсихотическом состоянии, состоянии ремиссии или компен­сации, применяемое в основном в амбулаторной практике, на базе дневных стационаров, диспансеров, социальных общинных центров, в рамках него­сударственных программ помощи душевнобольным и инвалидам и т. д.

Применяемая на начальных этапах лечения арт-терапия имеет своей цел стабилизацию состояния больного и его адаптацию к условиям психиатрического учреждения. Занятия изобразительной деятельностью на этом этапе позволяет пациенту выразить свои переживания, помогают их структурированию и осознанию, а также способствуют установлению контакта больного с окружающими. Кроме того, использование арт-терапевтических приемов на этом этапе позволяет получить дополнительную информацию о содержании внутреннего мира больного и системе его отношений.

Арт-терапевтическая работа с психиатрическими пациентами в острой форме болезни организуется по-разному и может проводиться как в форме индивидуальных, так и групповых занятий. И в том и в другом случае преобладает недирективный подход, допускающий отсутствие жестких пространственно-временных рамок сессий. Ведущий эти занятия специалист должен обладать достаточной квалификацией, позволяющей гибко и своевременно реагировать на изменения в состоянии больных, учитывать сложность в установлении контакта с ними, понимать неспособность следовать жестким правилам работы.

Арт-терапия на последующих этапах лечения и реабилитации имеет в качестве основных задач дальнейшую стабилизацию психического состояния пациентов, предупреждение новых обострений, преодоление негативных последствий болезни, связанных, в частности, с «синдромом госпитализма», потерей трудоспособности, ограничением социальных контактов и т. д. Немаловажное значение имеет восстановление ценных практических навыков и интересов больных, повышен их самооценки и самостоятельности, а также преодоление социальной стигматизации.

Применяемые для этого формы работы могут включать индивидуальную и групповую арт-терапию в трех ее основных вариантах (студийная, тематическая динамическая). Выбор форм работы, продолжительности занятий и условий проведения определяются особенностями биопсихосоциального статуса больных, характером постпсихотических изменений личности, их индивидуальными потребностями, характером проблем и степенью ограничения коммуникативных, познавательных и эмоционально-волевых ресурсов. Многое зависит от институциональной культуры, системы взглядов и установок работающих с пациентами специалистов, а также наличия экономических, культурных и социальных (микросоциальных) ресурсов, которые могут быть привлечены на этих этапах лечебно-реабилитационного процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...