Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция эстетического воспитания по Ф. Шиллером (с обзором соответствующих аспектов теории И. Канта)




Введение

художественный воспитательный литература культурный

Данное исследование посвящено проблеме эстетического воспитания школьников средствами литературы. Проблема эта представляется важной и актуальной особенно в наше время, когда новые поколения находятся в длительном процессе так называемой «переоценки ценностей» - так называемом, поскольку далеко не всегда данный процесс приводит к результатам, которые были бы желательны.

Во время телевидения и компьютерных технологий, достигшие неожиданно высокого уровня развития часто можно наблюдать ситуацию, при которой молодежь и особенно дети, уделяют меньше, а то и вообще мало внимания книге, забывая при этом, каким бесценным сокровищем они наделены, столь обычной и, возможно, «отсталой», несовременным кажется нам книга. Кажется, в качестве носителя информации она уже сыграла или вскоре перестанет играть свою роль.

Часто можно столкнуться с проблемой, когда ученик практически не ориентируется в достижениях мировой литературы. И, что хуже всего, не стремится к этому, так как ему это кажется слишком несовременным, лишним быть достаточно сложным и в определенной степени морализаторским. Он может не видеть необходимости в книге так, как ему кажется нечем заменить ее, чем заполнить пустоту своей души, которая, как правило, просто-напросто, становится еще глубже от употребления «суррогатов», хотя это не всегда заметно сразу…

Объектом исследования данной работы является эстетично воспитательное воздействие искусства вообще и художественной литературы в частности, на личность.

Целью исследования является продемонстрировать уникальный и незаменимый влияние искусства и художественной литературы на развитие личности и ее ценностных ориентаций, необходимость эстетического воспитания как такового, методы и средства, которые позволяют достичь вышеуказанной цели на практике.

Данную цель планируется осветить:

а) дав представление о концепции эстетического воспитания в ее развитии

б) анализируя культурно-воспитательное значение и возможности искусства и художественной литературы, их влияние на развитие нравственно-эстетических ценностей личности.

в) очерчивая методы и средства эстетического воспитания

г) размышляя о возможности и целесообразности применения методов эстетического воспитания средствами литературы на практике.

Структура данной курсовой работы включает в себя введение, две главы, первый из которых посвящен теоретическим основам эстетического воспитания, второй - методически практическим средствам, выводы (отдельно - по каждому разделу), список использованных источников.


Теоретические основы эстетического воспитания

Концепция эстетического воспитания

Концепция эстетического воспитания по Ф. Шиллером (с обзором соответствующих аспектов теории И. Канта)

Значительный вклад в разработку проблем эстетического воспитания было сделано выдающимся представителем немецкой культуры конца XVIII века поэтом, философом и историком Фридрихом Шиллером (1759-1805 гг.)

Собственно, Ф. Шиллер и ввел сам термин «эстетическое воспитание». Его творчество входит в золотой фонд просветительской культуры, немецкой классической философии. Она занимает видное место в истории мировой эстетики.

Ведущая роль, которая принадлежит в теоретическом наследии Ф. Шиллера вопросам эстетического воспитания, обусловлена общими особенностями его философско-эстетического мировоззрения, сформировавшегося в русле традиций просветительского морализма под влиянием английского моральной философии XVIII века, а также немецкой философии, философской системы Канта.

Кратко рассмотрим основные аспекты эстетической концепции Канта. Кант считал, что в основе эстетического наслаждения лежит чистая форма целесообразности как таковой - «целесообразность без цели».

Это утверждение Канта впоследствии возникло немало критических замечаний и нареканий. И все же как выражение позиции, исторически противостоит не менее односторонними попытками непосредственно «приспособить» эстетическое и художественное начало для обслуживания исключительно тех или иных конгюнктурных целей, указанная точка зрения должна быть учтена. Тем более, что концепция «целесообразности без цели» непосредственно вводит в эстетического рассмотрения такой феномен, как игра, положительный культуротворческим и воспитательный потенциал, которого вслед за Кантом был ярко освещен уже раз в эстетике Ф. Шиллера.

При этом возведение искусства и эстетического отношения в целом только к игре, как своеобразного воплощения принципа формальной целесообразности имеет и опасные, негативные стороны - именно с точки зрения морально-эстетического развития личности.

Кант, в отличие от многочисленных буржуазных эстетиков культурологов это прекрасно осознавал. Поэтому он не останавливается на чисто «игровом», формалистическому понимании эстетического отношения, а устанавливает более глубокий «прообраз вкуса» - правда, не для «чистой», а только для «интеллектуализированных» эстетического суждения. Таким прообразом, по мнению Канта, выступает идеал прекрасного, который в отличие от чисто формальной («чистой» или «свободной») красоты, имеет уже непосредственное отношение к целям и идей человеческого ума.

Поскольку разум, а не рассудок Кант рассматривает прежде всего как источник нравственности, не удивительно, что и идеалом красоты, по его мнению, может выступать только человек, причем только тогда, когда в ее образе доминирует нравственное начало. Это учение об эстетическом идеале, закономерно вытекает из глубоких философских основ кантовской эстетической концепции, ярко выражает ее общий этико-гуманистический пафос.

Добавим, что в наибольшей степени это учение повлияло на разработанную Кантом концепцию искусства как такового. Искусство, по твердому убеждению философа, принадлежит ценить не только за чисто эстетическое наслаждение, которое оно дает, но и согласно его нравственным содержанием, его способностью формировать своеобразную культуру человеческой души.

Еще одним заслуживающим внимания моментом эстетического суждения, по Канту, является его модальность. Она заключается в том, что в отношении прекрасного можно предположить, что его отношение к чувству удовольствия необходимо. Чем прекрасное отличается от просто приятного, в наслаждении от которого еще нет никакой необходимости.

Из других идей концепции эстетики, которые повлияли на дальнейшее развитие европейской и мировой эстетической мысли, следует еще отметить разработанную Кантом концепцию художественного «гения» - особого типа творческой одаренности, который заключается в умении давать искусству правило, своего рода образец, выдвигать и обосновывать определенную художественную теорию. Поскольку подобное правило порождается только творческой деятельностью самого «гения», существенной чертой последнего, по Канту, должно быть его оригинальность.

Важны и такие установлены Кантом признаки «гения»: во-первых, источником тех правил и образцов, которые он создает, выступает «природа», причем уже не в традиционном кантовском смысле «мира явлений», а как своеобразная сверхчувствительный основа человеческой деятельности вообще - «вещь в себе», по терминологии Канта.

Во-вторых, поскольку сам «гений» в конце - концов оказывается только орудием или проводником этой «природы», он в принципе не может познать, осознать и передать другим, каким образом он создает свои шедевры. Таким образом, отстаивается взгляд на искусство как на глубоко индивидуализированные деятельность, где существенная роль принадлежит фактору бессознательного.

Рассматриваемая концепция впоследствии глубоко повлияла на деятелей романтизма (в частности - на такого выдающегося его представителя, которым был Шиллер), которые выдвинули понятие «гения», художественно одаренной индивидуальности, в центр своего мировоззрения.

Важно, однако подчеркнуть некоторое отличие - внесенный романтиками оттенок «избранности», высшей духовной силы, которая якобы поднимает художественного гения над «толпой, толпой» и предоставляет всей его осанке определенного аристократизма, трезвый и этически ориентированный немецкий мыслитель никак отвечать не может.

Принципиальная ценность человеческой личности неизменно определялась для него нравственным законом, субъектом которого она является. Только в мире этого убеждения философа можно, наконец, адекватно понять и всю систему его эстетических взглядов.

Вернемся, однако, к идеям Ф. Шиллера.

Творчество Ф. Шиллера - представителя радикального крыла идеологов немецкой буржуазии - отразила в себе особенности тогдашней немецкой философии и поэзии, на которые оказали влияние великие всемирно-исторические события, прежде французская буржуазная революция 1789 г. и глубокая отсталость экономического, общественно-политической жизни страны. Германия конца XVIII века. представляла собой конгломерат нескольких сотен формально самостоятельных королевств, курфюршеств, княжеств, графств, «свободных» имперских городов.

Непрерывные междоусобицы и религиозные распри превратили ее в убогую и отсталую страну Европы. Слабая немецкая буржуазия, которая еще не созрела как класс, не способна была решительно порвать с господствующей феодальной верхушкой.

Это и обусловило социально-компромиссный характер всей немецкой культуры эпохи Просвещения с присущей ей попыткой свести все политические и социальные проблемы к моральным. Шиллер отразил в своем творчестве особенности эпохи, к которой он принадлежал.

Главное место в его философии занимает проблема человека. С позиций обоснованного им идеала всесторонне, гармонично развитой личности он подвергает острой критике современную ему действительность.

Ярким воплощением протеста против системы отношений, господствующей в тогдашней Германии, становится художественное творчество художника. Его лучшие произведения созвучны идеям французской революции, в силу которых Шиллер осуществляет суд над современной ему немецкой действительностью.

Пьесу Ф. Шиллера «Коварство и любовь» Ф. Энгельс расценивал как первую немецкую политически тенденциозную драму (Маркс К. «Энгельс Ф. // Сочинения Т. 36. С. 315).

По оценке И. Франко, лучшие пьесы Ф. Шиллера были «огненная проповедью мыслей Великой французской революции, произошли самые революцией в Германии» (Франко И. // Собр. Соч.: в 50 т. М., 1980. Т. 27. С. 120).

Судьба человека в окружающей его действительности, по мнению великого немецкого гуманиста, глубоко трагична (это можно увидеть уже на примере анализа той же «Коварства и любви»).

Человек остается наедине со своей судьбой, со своей виной перед миром, полным противоречий идеального и реального, духа и тела, формы и материи, отсюда формируется главная цель, к реализации которой направлена вся творчество Ф. Шиллера - обосновать пути преодоления разорванности мира противоречит сущности человека, его природы, и изобрести средства для формирования высшего типа человека, «прекрасная душа» которой достигнет гармонии и целостности.

Решающим педагогическим средством в реализации задач формирования гармоничного человека является, по мнению Ф. Шиллера, искусство, а потому вопросы эстетического воспитания набирают в его воображении исключительное значение.

Уже в раннем стихотворении «Художники» он отстаивает мысль, что искусство и красота представляют собой единственно возможный путь, которым человечество идет к истине. Стремясь в это время соединить искусство с жизнью, политикой, он придает ему значение «школы практической мудрости, путеводителя по общественной жизни, надежного ключа к сокровенных уголков человеческой души» (Шиллер Фридрих. Эстетика. К., 1974. С. 8). < /p>

Именно так он понимает, в частности, функцию театра в только цитированной статье «Взгляд на театр как на воспитательное учреждение» (1785 г.). Сравнивая театр, искусство в целом с религией, моралью, правом, Ф. Шиллер подчеркивает более значительное влияние на человека искусства относительно других форм общественного сознания.

Сцена, по Шиллеру, начинает свой суд над проблемами человеческого бытия там, где кончается сфера ценности светских законов, и продолжает его там, где оказывается беспомощным закон и религия.

Более значительная воспитательная роль искусства обусловливается согласно Шиллером, также глубиной и продолжительностью воздействия, оказывает оно на человека. Ведь зримое изображение, разъясняет он, всегда поражает больше, чем мертвая буква или холодная рассказ.

Сцена является средством эстетического воспитания и интеллектуального совершенствования человека. Искусство формирует дух нации, передавая достижения ее лучшей, мыслящей части всему народу.

Пробуждая в душе человека стремление к познанию истины и жизни согласно человеческой сущности, искусство поощряет к участию в общественной жизни. Искусство, делает выводы Ф. Шиллер, приводит человека к определенному среднего состояния, в котором сочетаются крайности умственной и физической деятельности, способствуя созданию гармонии мысли и чувства, души и тела.

Со временем в творчестве Шиллера растет тенденция к абстракции роли искусства, эстетического воспитания как практически единственного фактора формирования целостной, гармонично развитого человека, считая его достаточное условие для коренных социальных переживаний, когда благодаря эстетическому воздействию на психику человека могут быть решения ' связанные все, даже самые тяжелые, социальные проблемы.

Начиная с 90-х годов он постепенно отходит от стремления непосредственно служить идее политической борьбы, революционной перестройки общества. Это было обусловлено, с одной стороны, осознанием бесперспективности политической борьбы в современной ему Германии. С другой стороны, Шиллер разочаровывается в последствиях французской буржуазной революции, на которую он возлагал большие надежды.

Прозорливо разоблачая разрушительный для человеческой личности характер буржуазного разделения труда, Ф. Шиллер видит в нем главную преграду на пути к гармоничному развитию человека. Резко критикуя современные ему государственный строй и культуру, он противопоставляет им античность как эпоху, где царила неразрушенная целостность, гармоническое равновесие духовного и физического.

Античную культуру Ф. Шиллер рассматривает как норму, образец для преодоления односторонности, неполноценности, современной ему человеку, испорченной искусственной специализации, антагонизмом между высшим, образованными классами и низами народа.

Единственным средством в современной действительности, благодаря которому, по мнению мыслителя, можно сформировать всесторонне гармонически развитого человека с «прекрасной душой», есть искусство. И пока с помощью искусства в душах людей не воцарится гармония, не будет достигнуто согласия между моралью и склонностью, до тех пор нельзя говорить о наличии объективных предпосылок для революционного преобразования господствующего государственного устройства.

Государственная перестройка, отмечает Ф. Шиллер в «Письмах об эстетическом воспитании» (1795 г.) невозможна до тех пор, «пока снова не устраняется расстройство внутри человека и его природа не разовьется настолько, чтобы стать самостоятельным художником и гарантировать реальность политической созданию разума «(Ф. Шиллер» Эстетика».

Итак, эстетическая утопия Ф. Шиллера исторически обусловленным результатом осознания мыслителем ограниченного характера буржуазной революции. Это и приводит его к выводу, что для решения «политической проблемы на практике необходимо стать на путь эстетики, ибо постичь свободу можно только через красоту».

Красота, по Шиллеру, является эффективным посредником между интеллектом и страстями, разумом и чувством. Будучи в теории Ф. Шиллера тесно связанной с проблемой формирования «нового» человека, который живет гармоничной жизнью в полном согласии с окружающим миром, красота выступает синонимом человечности.

«Таким образом, - заключает Ф. Шиллер, - эстетическая культура вовсе не определяет личную ценность человека или его достоинство, поскольку они могут зависеть исключительно от эстетической культуры, человек постигает лишь одно: отныне дана естественная возможность делать с себя все, что она захочет, ей полностью возвращен свободу быть такой, какой она должна быть «(там же, с. 185).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...