Воспитательные возможности художественной литературы
Художественная литература (от франц. literature, лат. littera - буква) - письменная форма искусства слова, художественного освоения мира в словесных образах. Предшественником и первоисточником литературы является фольклор, устное народное творчество, в котором словесный образ существует в единстве с музыкой, танцем, пантомимой и т.д. В древнейших памятниках письменности элементы искусства слова сочетании с элементами мифологии, религии, научных знаний, с моральными и практическими установками-то есть, в своем высшем выявлении, представляли в то время своеобразную энциклопедию знаний, которые человек, живущий в определенной среде должна была усвоить, чтобы понять свою роль и место в жизни и обществе (к примеру: «Книга мертвых» (Египет), «Калевала» (карелы и финны), «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», саги скальдов (Скандинавия), Библия (еврейско-христианская концепция), «Махабхарата» и весь отчет ведической литературы древней Индии - произведения, в которых ярко выражены указанные черты и преследующие вышеупомянутую цель) - то есть, по сути, достаточно полным отражением определенного мировоззрения, на котором лицо может обосновывать свои взгляды и обосновывать поступки, то есть, имеем пример воспитания через эстетические средства. Мифологические памятники литературы, как правило, вообще не связаны с дидактическими мотивам той или иной степени. Мифология (а значит и религия и литература религиозного направления, как отрасль, развившаяся из мифологии), как правило, не лишена нравственности, определенной оценки тех или иных действий с абсолютной, сверхсветовой точки зрения, а следовательно является авторитетной и действенной как средство для воспитания (а значит и литература, состоящая на ее основе - например глубоко нравственные по своей сути «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкина, «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса, «Путешествие Пилигрима» Дж. Бун & rsquo; яна, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Замок» Ф. Кафки, поэзия Т.С. Элиота на произведения Г. Гессе.
Возьмем, например, «Старшую Эдду» - истории о богах и героях скандинавов включают в себя множество дидактических моментов, иллюстрируют позорные или пагубные последствия аморальных поступков - измена, месть, неверность и т.д. «Слова Высокого» - обучение Одина, содержащиеся в «Старшей Эдде» есть по сути моральным кодексом древних викингов, поучения из которого актуальны до сих пор (например, «День хвалы вечером, девиц - после свадьбы, женщин & ndash, на костре (т.е. после смерти), меч - после битвы, лед - если выдержит, пиво - когда выпито «или» Калевала», которая возвеличивает не силу меча и грубой силы, в отличие от большинства эпосов, но мудрость и трудолюбие. Это же во многом справедливо и в отношении Библии - основы современной западной цивилизации… Особое место литературы в системе искусств обусловлено тем, что ее произведения не имеют непосредственной предметно-чувственного формы. Их предметно-чувственная сторона - звукосочетания, ритмическая организация - подчинена содержанию речи. В непосредственном общении поэта, рассказчика со слушателями с которого собственно начиналось искусство слова, использовались и такие выразительные средства как жест, мимика, оттенки голоса. В распоряжении же писателя - только письменный текст, в котором он воплощает свое видение и переживание реальности. Читатель должен сделать противоположно направленную работу - воссоздать в своем воображении увиденное, услышанное и пережитое писателем. Восприятие художественной литературы - это личностное воспроизведения читателем образов со слов писателя.
В настоящем литературном произведении как и в каждом виде искусства, создается особая художественная реальность, не нуждается в признании ее за действительность, за историческое или юридическое свидетельство, хотя может, определенной, в большей или меньшей степени, приобретать и такой функции (например, Евангелие), но все же, даже при наличии такого подхода, не это является основной ее целью. Писатель не просто сообщает факты и выражает свои мысли и чувства по поводу них, он разворачивает картины жизни и делает читателя их участником. Определяющая роль искусства слова в отражении основных тенденций общественного развития, в формировании мировоззрения нашего современника обусловлена неисчерпаемыми возможностями естественного языка, является формой выражения мыслей и средством общения людей как в повседневной практической жизни, так и в науке. Слово способно открыть тончайшие оттенки чувства и мысли, потому что все, что существует, может быть названо. Огромное значение для развития искусства слова имело появление письменности, впоследствии книгопечатания. Сам термин «литература» показал, что основной формой бытия искусства слова стала его книжное воплощение, предназначенное для индивидуального чтения (для «сборки букв»). Художественная литература по сравнению с другими видами искусства имеет наибольшее количество средств для полного и всестороннего отражения действительности, это обусловлено богатством способов организации произведения и построения образа в литературе. Два основных типа организации художественной речи - поэзия и проза. Они отличаются строением ритма. В поэзии ритм образуется четким делением на соизмеримые отрезки, не совпадающие с синтаксическим делением. Искусство слова возникло именно как поэзия, стихотворная форма которой выводила сообщение с бытовой достоверности. Художественная проза в свободном смысле этого слова представляет собой довольно позднее явление, по сути неотделимо от книгопечатания. Именно в искусстве слова сформировались художественные ряды - эпос, лирика и драма. Эпос (от греч. Еpos - слово, рассказ) отличается воспроизведением характеров в развернутых сюжетных ситуациях.
повествовательность, развернутость действия подчеркивают объективное и целостное изображение мира. По происхождению эпическое связано с героическим эпосом (поздней по происхождению частью мифологии, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, исландская «Сага о Вельсонгив» (прообраз германской «Песни о Нибелунгах»), «Калевала») народного творчества. В искусстве нового времени эпическое проявляется в возвышенной индивидуальной авторской сознания к воспроизведению народного бытия. Лирическое (от греч. lyra - лира) характеризует такой тип построения художественного образа, в основе которого лежит раскрытие внутреннего мира личности через воссоздание эмоционально насыщенных размышлений и переживаний. Лирика передает отдельные моменты внутренней жизни человека, его конкретный эмоциональное состояние. Лирическое переживание как выявление отношения к действительности может быть вызвано любыми явлениями природы, общественной и личной жизни (отсюда - философская, пейзажная, интимная лирика). По характеру переживаний создается и представление об обстоятельствах, которые вызвали но основное содержание лирического - богатство чувств, самосознание личности. Поскольку именно поэзия наиболее способна воспроизвести личную интонацию автора, в литературе лирическое выступает преимущественно в поэзии, хотя известны и прозаические образцы лирики (лирические отступления в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя, «Интермеццо» М. Коцюбинского). < /p> Драма (от греч. drama - действие) воспроизводит внешний мир, но, в отличие от эпоса, не в повествовательной, а в диалогической форме. Это показ борьбы различных сил, тенденций, сторон в общественной жизни и сознания, формы эстетического переживания и художественного воплощения этой борьбы. Аристотель определил драму как подражание действию средствами действия. Любая драма воспроизводит эмоционально-волевые реакции человека, проявляющихся в речи и физических действиях. Важнейшие действия эпоса, лирики и драмы получают проявление и в других видах искусства, что позволяет рассматривать эпическое, лирическое и драматическое как системные категории.
Художественная литература образы которой нуждаются прежде интеллектуального понимания, а не непосредственно - чувственного восприятия, находится на грани искусства и умственной деятельности, будучи сопоставимой с публицистикой, философией, историей. Искусство (в частности художественная литература) и ценностные ориентации человека Ценностные ориентации личности - это система социальных установок, обусловленных определенными ценностями, т.е. объектами предметного и духовного порядка, значимых для индивида и регулируют характер его деятельности. Ценностное ориентирование является важной стороной воздействия искусства на человека. Главным объектом его выступает духовная культура личности. Формирование ценностных установок личности, привлечение ее к высшим ценностям - общественных идеалов - является составной частью общественного назначения искусства. Определенной степени искусство выполняет это назначение, когда воплощены в нем общественные ценности становятся значимыми для человека, определяя характер ее жизнедеятельности. Процесс ценностного ориентирования личности искусством имеет свои особенности. Их приводит, в частности, отношения искусства к действительности, во многом определяет характер его функционирования. Кроме того, специфика ценностных ориентаций средствами искусства заключается в активном взаимодействии двух факторов - эстетического и позаестетичного. Эстетическая природа искусства выступает основополагающим моментом, определяющим средство функционирования позаестетичних факторов. Однако эти факторы, внешние по эстетической природы искусства, в содержательном отношении имеют достаточную степень самостоятельности и, в свою очередь, существенно влияют на характер функционирования самого произведения искусства, на средства его потребления. Именно позаестетични факторы в конце концов определяют содержание ценностных ориентаций. Его последствия сказываются на деятельности человека в различных сферах общественной жизни, на совершенствовании всей структуры духовной культуры человека. Взаимоотношения и способ сосуществования эстетического и позаестетичного в искусстве непростые и неоднозначные. Если учитывать, что эстетическое вообще невозможно без позаестетичного и первое рассматривается как проявление и воплощение эстетического идеала, через призму которого в пространстве художественного произведения осваивается действительность, то, во-первых, позаестетичне основывается на способности искусства отражать жизнь во всей полноте, во-вторых, на искусство влияет характер социальных условий, общественных отношений в их разнообразии.
Было бы неправильным утверждать, что назначение искусства состоит только в формировании ценностных ориентаций личности. Ценностное ориентирование такой же степени присуще процесса общения человека с произведением искусства, как и познания, переживания, наслаждение и т.п. И если другие формы общественного сознания задают человеку уже устоявшейся ценностные отношения (что не исключает определенной в рамках социальных условиях свободы выбора ценностных ориентаций), то в искусстве этот процесс для реципиента имеет более непринужденный характер. Втянутый в творческий процесс, он становится субъектом ценностных отношений, в которых принимают активное участие как эмоциональная, так и рациональная сферы его сознания. В процессе восприятия произведения искусства, который влияет на процессы ценностного ориентирования личности, эстетический фактор нередко остается неосознанным, хотя благодаря ему позаестетичные ценности приобретают для реципиента определенной значимости. Эмпирические наблюдения и выводы социальных исследований свидетельствуют, что среди факторов, побуждающих человека обращаться к искусству, осознанный эстетический фактор еще не является доминирующим. Характер общения с художественными ценностями определяется не только уровнем эстетического развития личности, но и ее отношением к художественным произведениям. Когда у человека отсутствует осознанная эстетическая установка по искусства, то она относится к нехудожественного, или «обычного» типа. Не секрет, что именно этот тип определяет отношение к искусству еще значительной части населения. Здесь возникает ряд проблемных ситуаций. Одна из них заключается в том, что часть аудитории ориентируется преимущественно на развлекательные виды и жанры искусства. Поэтому важно умело использовать огромные возможности, заложенные в развлекательных видах и жанрах. Задачи, которые ставят перед искусством досуга по ценностного ориентирования, находятся в русле задач, которые должно решать искусство в целом. Это повышение художественного уровня, обогащение идейно-нравственного содержания, понимание психологии аудитории. Таким образом, социально значимое ценностное ориентирование не является прерогативой определенного вида или жанра искусства. Формируя содержание ценностных ориентаций, искусство тем самым способно влиять на поведение человека в разных сферах жизни, на разных уровнях - от отдельного поступка к деятельности человека в целом. Художественная потребность - разновидность духовной потребности, в которой выражается объективная необходимость человека в художественной деятельности - создании и освоении искусства. Осознанные художественные потребности личности, социальной группы, класса, всего общества выступают как их художественные интересы, определяющие конкретно теоретическое содержание и социальную направленность художественного развития того или иного субъекта художественной деятельности. Роль художественной потребности в эстетическом развитии очень важна, так как благодаря ей формируется установка на эстетическое восприятие действительности. Искусство «переключает» художественные потребности в эстетические, наполняя их социально значимыми - идейно мировоззренческим, нравственным, познавательным содержанием, создавая предпосылки для превращения художественной активности в социальную. Взаимодействие социальных потребностей является основой классификации художественных потребностей (художественно-познавательная, художественно-воспитательная, художественно-коммуникативная, художественно-развлекательная и др.). Фундаментальная структура художественной потребности определяется всей системой направленных на искусство объективных потребностей общества. От других духовных потребностей художественная потребность отличается значительной ролью чувственности, интуиции в поисках своего предмета. Вместе с тем следует подчеркнуть социальную природу художественной потребности, которая в каждую историческую эпоху имеет свои особенности и структуру. В связи с разделением труда и отделением особых специализированных видов художественного творчества и художественного восприятия сама общественная художественная потребность делится на две разновидности, которые дополняют друг друга - потребность в художественном творчестве и потребность в художественном потреблении (художественном освоении искусства), которым соответствуют два субъекта художественной необходимости - художник и публика. Вместе с тем эти разновидности должны органично сочетаться с целью гармонизации отношений личности и общества. Выступая как фактор, побуждающий к активности в художественной сфере, художественные потребности пронизывают процесс эстетического воспитания. Новый, более высокий уровень развития художественной необходимости - залог новой художественной активности, инициативной самостоятельной художественной самореализации. Таким образом подъем и развитие художественных потребностей выступает как цель эстетического воспитания. Социологические исследования показывают, что уровень художественных потребностей тесно связан со степенью удовлетворения других социальных потребностей. Лица, которые имеют высокую художественную потребность, характеризуются высоким уровнем освоения искусства (прежде всего художественной литературы, театра, кино, музыки), выделяются по важнейшему показателю - чтению литературы и периодики, посвященной вопросам искусства, кристаллизирует рациональный элемент художественной необходимости - эстетические взгляды и убеждения. Показателем же недостаточного уровня художественных потребностей значительной части художественной аудитории является потребительское отношение к художественным произведениям как прежде к средству исключительно отдыха и развлечения. Художественное восприятие - это процесс, в котором сочетается понимание и переживание содержания произведения искусства с эстетическим наслаждением, его совершенством, совершенством художественной формы. Имеет некоторое сходство с творчества художника, хотя направлено в противоположном направлении: художник воплощает в художественном произведении последствия своего осмысления и переживания мира, а тот, кто воспринимает произведение искусства, обогащает свои представления о действительности. Общей чертой всех произведений искусства, несмотря на все разнообразие, является их ориентированность на восприятие, на передачу зрителям, слушателям, читателям мыслей и переживаний автора. Поскольку каждое произведение искусства сочетает в себе отражение реальности и выражения эмоционального отношения к ней, художественное восприятие представляет собой единство рационального и эмоционального. Без постижения логики авторского замысла не произойдет и полного эмоционального переживания произведения. Чем богаче жизненный смысл, освоен и воплощен художником, тем большей сосредоточенности, умственной и эмоциональной энергии требует восприятия произведения. Художник, писатель, музыкант помогают нам видеть или слышать прекрасное и величественное, трагическое и комическое но видеть и слышать должны мы сами. Для немузыкального уши, например, даже прекрасная музыка лишена смысла. В отличие от научных текстов, подлежащих однозначному толкованию, художественное произведение воспринимается по-разному, в зависимости от личного опыта воспринимающего, от запаса его художественных впечатлений, от развития творческих способностей. Известно, например, что большинство тех, кто впервые читает роман «Анна Каренина», воспринимает его прежде всего как трагедию любви и только при повторных обращениях к тексту становится понятной вся важность сюжетной линии Левина (то же можно сказать и о «Идиот» Ф. Достоевского со многими «боковыми» ходами сюжета, или о произведениях Дж.Р.Р. Толкина, скрытые и намечены второстепенные сюжетные линии в которых дали множество возможностей для разнообразных трактовок, интерпретаций, развития этих сюжетных линий в полноценные сюжеты). Эстетическое переживание вызывается не самим художественным произведением, а его конкретизацией в воображении и «достройкой», зависит от личности того, кто воспринимает. Поэтому, идейно-художественное содержание каждого крупного произведения во всем множестве прочтений оказывается более значительным и глубоким, чем осознанные авторские намерения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|