Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурно-воспитательное значение искусства




Искусство - эстетическое освоение мира в процессе художественного творчества, которая представляет собой особый вид человеческой деятельности, отражающая действительность в конкретно-чувственных образах согласно определенных эстетических идеалов, одна из форм общественном сознании.

искусство зародилось в первобытном обществе эпохи позднего палеолита (рисунки в пещерах, резьба на костях и камни, ритуальные танцы и т.д.), однако только с возникновением общественного разделения труда оно выделилось в отдельную форму духовной жизни общества. Источником становления художественного творчества является производство и общения, вся общественная практика, в процессе которой человек развивает в себе способность творить по законам красоты.

Связь с жизнедеятельностью человека составляет определяющую черту искусства, отличая его как от теоретически познавательной, так и от практически-производственной деятельности на базе искусства развивается художественное сознание общества, включает в себя не только собственно художественную творчество и его произведения, но и всю совокупность эстетично художественных потребностей, вкусов, взглядов, норм, идеалов и т.д., которые обеспечивают активное ценностную ориентацию людей в реальных жизненных обстоятельствах. Искусство воспитывает в людях не только потребность художественного наслаждения, но и способность творческого отношения ко всем природным и общественным явлениям. Благодаря особенностям своего влияния на человека (чувственная непосредственность, эмоциональная насыщенность, идейная направленность, побудительная сила) искусство стало фактором воспитания и одной из важнейших составных частей духовные культуры общества.

Оно удовлетворяет бесчисленные человеческие запросы и выполняет многочисленные общественные функции - коммуникативную, познавательную, воспитательную, эстетическую и другие. Диапазон художественной деятельности широк и не имеет четкого определения: одними своими проявлениями оно граничит с материальным производством, ремеслом и техникой (прикладное искусство, дизайн), другим - достигает в высокие сферы духовных интересов и философских мировоззренческих проблем (сущность человека и смысл его бытия, идеалы красоты, нравственности и т.д.).

искусство является составной частью созданной человеком «второй природы» - мира цивилизации и культуры, оно производит определенные типы мировоззренческого отношения к действительности, способствует накоплению духовного опыта человечества, становлению человека как культурного существа.

Чтобы стать человеком с широким мировоззренческим кругозором (а только такой человек в современных условиях может стать творческой личностью), необходимо освоить не одну область знаний и даже не основы всех наук, а культуру во всех ее основных общественно значимых компонентах.

Именно благодаря последней человек имеет возможность правильно осознавать свое место и назначение в мире, достигать новых высот в развитии цивилизации, материальной и духовной жизни, утверждении идей гуманизма.

От того, какая культура формирует человека зависит его мировоззрение, его индивидуальные духовно-культурные ориентации.

Как неотъемлемая часть духовной культуры, искусство способно не только аккумулировать социально-теоретический опыт освоения действительности, но и накапливать собственный духовно-строитель потенциал. Специфичность искусства заключается в том, что оно является духовно-практическим способом освоения действительности.

Искусство способно к целостному, всеобщего охвата действительности, к синтезировании обобщенного человеческого опыта, постигая мир в противоречивом единстве реального и идеального, действительного и возможного, конечного и бесконечного. Искусство не ограничивается только освоением имеющегося, того, что уже произошло, а стремится распознать будущее, понять возможные пути развития человечества, отбить проекции человеческого бытия на грядущую.

Существенно, что искусство имеет уникальные возможности не только в раскрытии духовности человека, всего богатства его чувств и размышлений, радостей и страданий, но и в закреплении навыка всесторонней жизнедеятельности человека как субъекта общественно-исторической практики и культуры.

Сущность искусства наиболее действенно проявляется в «очеловечивании» мира, в создании целостного образа человеческого рода. Настоящая сфера действия искусства - выражение полноты и разносторонности человеческих связей с миром, выявление проявлений универсальности и гармонии.

Причем искусство не просто удерживает в памяти культуры человеческий образ жизни, но и проявляет завидную чувствительность к новому, еще не отраженного в других сферах общественного сознания.

Именно поэтому искусство способно раскрывать такие стороны взаимоотношений человека и мира, которые не обнаруживаются другими способами духовно-практического освоения действительности.

Искусству как специфическому роду «духовного производства» органически присущий интерес к проявлениям человеческой индивидуальности, к изменениям в сфере сознания. Оно отвечает глубинной потребности человека распознавания мотивов деятельности и поступков, выявления истинно человеческого в человеке. Искусство не только дает представление о мире, но и определяет способ видения мира, определенные мировоззренческие ориентации.

Искусству принадлежит важная роль в утверждении принципа общей культурной целостности - принцип единства истины, добра и красоты. Оно приобщает индивида к интеллектуальным вершинам человеческого духа, способствует нравственному и эстетическому совершенствованию человека.

Через постижение художественной культуры человек входит в мир других людей, живет их жизнью, включает в свой духовный мир опыт человечества. Это ярко видно на примере общения человека с литературными достоянием человечества.

Книга - это эхо мыслей ее автора, достигает нас через любую расстояние и сквозь время, сколько бы его прошло с момента воплощения мысли в слово, а слова - в текст.

Читая, мы будто погружаемся в водоворот мыслей автора, в его собственный мир, существующий где-то глубоко в его душе, мир, состоящий из его чувств, стремлений, представлений, мечтаний, мир личный, в который автор рискует уронить нас & ndash; рискует, поскольку не знает, захотим и будем способны мы до конца, до самой глубины воспринять его.

Текст - это как душа автора, вывернутая перед нами к самому сокровенному, чем он жил, или живет и его волнует, волновало, то, что он считал считает насколько важным, что хочет поделиться этим со всеми нами, не силах держать это в себе, молчать.

Автор будто зовет к нам: «Смотрите, это же очень важно, подумайте над этим!». Это, в свою очередь, побуждает нас к действию - мы можем найти в книге отражение наших собственных идей и стремлений, вопросы, над которыми задумывались и мы сами, а, возможно, и ответы на них, что ведет наск определенным выводам, а следовательно - к поступкам, отражают нашу мировоззренческую позицию и формируют нас как личность, влияя на наши взаимоотношения с окружающим нас миром.

Только в результате освоения и преобразования в свое достояние исторически созданного богатства художественной культуры индивид становится эмоционально богатым, способным глубоко, сильно и тонко чувствовать и переживать.

Историческое развитие искусства как формы сознания и элемента духовной культуры общества подчиняется общим закономерностям, которые определяют зависимость общественного сознания от общественного бытия. Однако эту зависимость нельзя рассматривать упрощенно, как прямую определенность художественного уровня искусства уровнем материального развития общества (часто как раз все происходит наоборот, сравним, например, приподнятое духовное достояние полунищих Индии и Тибета с практически полной кризисом духовности и культуры, продолжает углубляться в странах «развитого, процветающего «Запада, особенно в США - ярком примере утверждения цивилизации и ее упадка -»… мир кончается не взрывается, но визгом «(Т.С. Элиот)).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...