Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Размышления об актуальности применения средств литературы и интерес к ней школьников




Проанализировав теоретические основы эстетического воспитания, как такового, его цели и сущность, роль искусства и, в частности художественной литературы в этом процессе, его влияние на развитие и систему ценностей личности, рассмотрев специфические моменты и некоторые, наверное, основные пути достижения поставленной цели (семья, школа) эстетического воспитания хочется сказать несколько слов об актуальности данного процесса и некоторых сложностей, возникающих на этом пути.

Современный школьник оказывается в ситуации, когда вокруг себя он видит практически полное нивелирование как моральных и духовных ценностей, как традиционно присущих нашему обществу, так и вообще как таковых.

Эта ситуация часто приводит к циничного отношения к миру, обществу, семье, чувств - человек оказывается один на один с жестокостью, холодностью мира, видит крушение тех идеалов, которые якобы должны окружать ее жизни, о которых ему говорят (если говорят) в семье и в школе.

Общая эмоциональная и общественная ситуация только усугубляют эту проблему. Идеи, воспетые в различных формах на страницах классических произведений - ценности общечеловеческого масштаба, ценности на все времена - теряют свою актуальность, поскольку зачастую не находят аналога в реальности. Но, и в этом остается парадоксальность ситуации, именно эти произведения, именно начертаны в них идеалы, и нужны школьнику, хотя он может этого даже не осознавать.

Именно из себя и именно в этом возрасте надо начинать менять мир. Носителем определенных идей, качество всегда выступает человек, их проводник через свои действия в мир, иначе данные идеи останутся только продекларировано. Надо найти отклик этих стремлений и ценностей в своей душе, понять их стоимость и воплотить в жизнь - и затем создать их аналог, изменить реальность к лучшему!

Бывает трудно приобщить к чтению ребенка, что перегружена «прогрессивными достижениями цивилизации» - компьютерами, телевидением, низкопробной кинопродукции.

Здесь представляется необходимым использовать то, что доступно его пониманию интересное - для чего следует понять мир идей и ценностей современного школьника.

К примеру, определенные шедевры киноискусства, хотя конечно, не могут раскрыть всю глубину и красоту литературного произведения, но, по крайней мере, могут заинтересовать сюжетом, а следовательно, привести и к знакомству с первоисточником. Например, оттолкнувшись от известной в последние годы киноверсии «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкина можно заинтересовать ребенка данным произведением.

Сказочный сюжет, интригующая завязка, истинно христианская парадигма Добра и Зла, история о важности верного жизненного выбора, отстаивание своих убеждений даже перед лицом всепобеждающей Тьмы, даже если ты видаешься всем и, наконец себе самом, слабым и беззащитным, способны сформировать у читателя прекрасные ценностные нравственно ориентированные взгляды.

Не стоит сразу начинать с сложного, к тому, что возможно в настоящее время ребенка не заинтересует ли, в силу тех или иных обстоятельств, ребенок не может правильно воспринять и оценить (в свете этого представляется признается нецелесообразным рассмотрение в школьных условиях некоторых произведений (Шекспир, Кафка, Элиот, Бодлер и др.), а отсюда - примитивное, упрощенное восприятие и преподавания).

Не стоит априори отвергать то, что ребенка интересует, хотя возможно представляется нецелесообразным. Скажем, не следует критиковать Дж.К. Роулинг и ее «Гарри Поттера» (поблагодарим ей уже за то, что дети проявляют желание читать книги достаточно большого объема и не так просты, как они могут показаться на первый взгляд) - книгу, которая содержит множество воспитательных моментов - семейные ценности и их отсутствие, детская чистота и распущенность, благородство чувств, когда ради того, кого любишь рискуешь жизнью, даже душой, уважение к преподавателям (и, кстати, различные положительные и отрицательные поступки последних отношении учащихся) и т.д. Надо с пониманием подходить к детского сознания и души, не ломать то, что есть, если не можем дать что-то лучше, привести к чему-то более высокому, чистого, светлого и не забывая, что для того, чтобы дать это - надо это иметь самому.

 


Заключение

 

Рассмотрев концепцию эстетического воспитания от Канта и Ф. Шиллера в его современного восприятия мы можем увидеть ее динамичность, ее постоянное пребывание в процессе развития и совершенствования, согласно философских концепций, взглядов на общественные отношения и потребностей настоящего.

Несмотря на определенные недостатки концепции Ф. Шиллера (преодоление всех общественных противоречий и проблем через эстетическое восприятие реальности на соответствующее воспитание концепция, в некоторой степени свойственна и А. Шопенгауэру) его теория заложила основы утверждению идеала всесторонне, гармонично развитого человека и акцентированием ответственной роли искусства, эстетического воспитания, как одна из ключевых в процессе формирования человека согласно этим идеалом.

Особое место литературы в системе искусств обусловлено тем, что ее произведения не имеют непосредственной предметно-чувственной формы. Их предметно-чувственная сторона - звукосочетания, ритмическая организация - подчинена содержанию речи.

В распоряжении писателя - только письменный текст, в котором он воплощает свое видение и переживание реальности. Читатель должен сделать противоположно направленную работу - воссоздать в своем воображении увиденное, услышанное и пережитое писателем.

Восприятие художественной литературы - это личное воспроизведения читателем образов со слов писателя. Писатель не просто сообщает факты и выражает свои мысли и чувства по поводу них, он разворачивает перед читателем картины жизни и делает его их участником. Именно от идеального и эстетического уровня литературы в значительной степени зависит современный театр и кинематограф, телевидение и музыкальная культура. Это касается не только и не сколько «обеспечение» сюжетом и текстами, сколько установление эталона глубины художественного освоения современности всеми видами и жанрами искусства.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что бесспорно искусство (в частности литература) свою воспитательную миссию осуществляет не автоматически. Оно не может, скажем, превратить негодяя на порядочного человека, наполнить любовью сердце холодного циника (в отличие от точки зрения Ф. Шиллера). Однако, это ни в коей мере не дает оснований недооценивать возможности его влияния. Отметим, что моральное воздействие искусства во многом обусловлено наличием определенного самостоятельного интереса лица к моральным, мировоззренческих проблем, удовлетворить который и помогает искусство. Вступая в диалог с человеком, оно не столько формирует ее, сколько именно воспитывает, способствует совершенствованию присущих ей способностей к саморазвитию.


Список литературы

1. Идеи эстетического воспитания. Антология в двух томах. М., 1973.

2. История эстетики: памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти томах, М., 1964-1969.

.   История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. В 6-ти томах. М., 1985.

.   Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя. М., 1983.

.   Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. М., 1980.

.   Человек в мире художественной культуры. М., 1982.

.   Михалев В.П. Видовая специфика и синтез искусств. К., 1984.

.   Категории мировоззрения и категории культур. К., 1980.

.   Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. К., 1984.

.   Эстетическое воспитание. Справочник. К., 1988.

.   Эстетика. К., 2003.

.   Борев Ю. Эстетика. М., 1988.

.   Колесникова Е.В. Художественная культура и эстетичское развитие личности. Харьков., 1989.

.   Ларин Е.А. эстетическое воспитание. Минск. 1992.

.   Шиллер Ф. Эстетика. К., 1974.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...