Концепция эстетического воспитания с современной точки зрения: цель и сущность
Конечно, в настоящее время можно по-разному воспринимать и трактовать некоторые аспекты представленных концепций Канта и Ф. Шиллера, но, во всяком случае, нельзя забывать непреходящее значение, которое эти идеи оказали на дальнейшее развитие теории эстетического воспитания, как таковой (в выводах к первой главе мы кратко остановимся на перспективах, намеченных Шиллером в своем подходе к вопросам эстетического воспитания, а также на некоторых ощутимых недостатках его системы). Сейчас же попробуем рассмотреть некоторые аспекты современного подхода к вопросам эстетического воспитания. Несмотря на определенную утопичность теории Ф. Шиллера, к, возможно, некоторого преувеличения роли эстетического воспитания, в коей мере не отменяет ценность эстетического воспитания личности как необходимого компонента ее развития, а следовательно, и всего исторического развития в целом. Подходя к вопросу эстетического воспитания в самом широком смысле восприятия можем понимать его как качественное изменение уровня эстетической культуры объекта воспитания, которым может как отдельная личность, так и социальная группа, или общество в целом. Эстетическое воспитание - это система комплексного, планомерного целенаправленного и последовательного воздействия на человека со стороны определенных социальных институтов на основе единых научно-педагогических принципов, методов и принципов, в результате которого у него возникает мировоззренческая установка на непосредственно творческую оценку действительности и собственного жизни в обществе как проявлений прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического и других эстетических категорий.
Целью эстетического воспитания является формирование культуры человеческих чувств (aisthetikos (гр.) - чувственный), который реализуется в творческом отношении индивида к собственной жизнедеятельности в мире очеловеченной природы (культуры). Цель эстетического воспитания в конечном счете (и самоцель общественного развития) - человек, который раскрыл полноту своей сущности, универсальная гармоничная личность. Идеал универсальной личности как цель воспитания предполагает ее особое отношение с универсумом (т.е. с миром как всем существующим), внутреннюю органическую причастность к нему. Такой человек не чувствует себя закрытым «я», к которому внешний мир (природный и социальный) противостоит как «не я». Напротив, она осознает себя как природу, достигшая самопознания, и имеется живой род. На пути такого самосознания человек преодолевает отчуждение ко всему в жизни - а значит, и отчуждения своей истинной сущности - и может относиться к самому себе как к существу универсальной и поэтому свободной. Как отметил Гегель: «Свобода - только там, где нет для меня ничего другого, что не было бы мною самим» (Гегель Энциклопедия философских наук. Наука логики. М., 1975. - Т. 7. С. 124). Субъектом эстетического воспитания в нашей стране выступает общество в лице государства, общественных организаций, трудовых коллективов, семьи, а объектом - каждый индивид, вступающий в социальное бытие и живет в обществе. Деятельность субъекта эстетического воспитания должна заключаться в Таргетинг человека на самостоятельную деятельность по овладению эстетического наследия человечества, что уже само по себе является большой ответственностью - ведь довольно часто собственно общество через те или иные проявления своей деятельности приобщается к формированию так называемого «общественного вкуса», в определенной степени способно формировать эстетические и культурные ориентиры, прививать определенные идеалы, так сказать «задавать тон» культурной жизни социума, и, к сожалению, последствия такого воздействия не всегда проводят в действительно высокой ступени эстетического и культурного развития.
Хотя это никоим образом не снимает ответственности с субъекта воспитания - ведь собственно за лицом остается право выбирать - выбирать не то, что, возможно, ей навязывается обществом, если оно не играет надлежащей ему в этом отношении положительной роли, а то, что действительно заслуживает внимания со высокоэстетичного точки зрения. Однако… только когда сам человек будет заинтересована в собственном эстетическом развитии, внешний воспитательное воздействие будет успешным. Потребность в эстетическом самовоспитании может возникнуть только у лица с развитой индивидуальностью, богатыми духовными запросами, критической самосознанием, стремлением к творческой самореализации. Подобное отношение к миру и к самому себе присущее личности, в которой развита действительно человеческая чувственность, т.е. эстетически развитой личности, является, в свою очередь, также результатом эстетического воспитания и самовоспитания. Поэтому формирование этих характеристик личности является необходимым условием эстетического развития человека. Понятие эстетического воспитания следует отличать от понятия эстетического развития. Эстетическое развитие - объективный процесс приобретения человеком качеств и свойств - эстетического субъекта, он происходит не только под действием целенаправленных усилий общества по формированию в ней богатой духовной сферы, но и под влиянием всей совокупности объективных и субъективных условий жизни индивида, в том числе часто случайных и неблагоприятных факторов. В результате эстетического развития у человека вырабатывается определенный тип восприятия, видимо переживания действительности, основой которого является некий эстетический идеал, выступает внутренним критерием оценочного отношения к миру, а внешним выражением - выборочная активность эстетического вкуса. Эстетическое развитие не обязательно влечет высокую духовность человека, он неоднозначен в ценностном отношении. Об этом свидетельствует наличие как хороших эстетических вкусов, так и неприхотливых или искаженных вкусов, что получает выражение в таких явлениях современной художественной культуры как кич, «массовое искусство» (об опасности подобных действий отмечается выше) и т.д. Эстетическое развитие человека детерминируется всеми явлениями действительности, на которые она может реагировать как телесно-чувственная и духовное существо.
Этот факт приводит к необходимости сознательного овладения закономерностями эстетического развития, то есть именно воспитание эстетического сознания личности, планомерного преобразования естественно данной эмоциональной сферы человека в исторически выработанный культурой способ духовно-чувственного отношения к миру. В отличие от стихийного процесса эстетического развития воспитания, как необходимая черта общественной жизни, предполагает вполне сознательный, научно обоснованный, систематический подход к формированию личности. В процессе воспитания развитие человека становится объектом целенаправленного и планомерного воздействия, поддается социальному управлению и координации разнородных его элементов. Целью такого воздействия является привитие индивидам определенных норм, понятий, взглядов, способов и форм деятельности, поведения, социальной активности, вкусов, принятых в данном обществе. Задача государства в сфере культурного строительства и эстетического развития масс ставятся в зависимость от господствующего в обществе мировоззренческого идеала, его тенденций относительно роли искусства и эстетики в общественной жизни. Идеал равноправного развития каждого члена общества, к сожалению, не всегда достижимо поскольку эстетические и духовные потребности членов социума часто различаются в силу различных условий развития и запросов. Конечно, необходимо стремиться, к общенародного характера эстетического воспитания и создание единой научно-методологической основы последнего, учитывая при этом духовные потребности различных слоев общества и фактор отдельной личности как таковой, чтобы подобные мероприятия не превратились в некую «уравниловку», в создании некоего «шаблона» - единого для всех, и, по сути, непригодного ни для кого, поскольку воплощаемого без учета вышеуказанных факторов - из-за раз и возникает отсутствие у общества действительно достойных эстетических ориентиров, поскольку «шаблон», как правило, не может быть настроенным на высокие культурные ценности, поскольку последние могут не восприниматься общественностью, на которые и рассчитана подобная «уравниловки вкусов».
Зато может сложиться противоположная тенденция - которая может закончиться другой «крайностью», а именно ситуацией при которой, эстетическое развитие широких народных масс опять же происходит под давлением «массовой культуры», которая деформирует художественный вкус и формирует потребительские мировоззренческие ориентации, в силу того, что высокоэстетичного воспитания остается привилегией богатого элиты. Первый из указанных вариантов принципиально исключает достижения высоких эстетических ценностей и идеалов, поскольку они просто не могут возникнуть и сложиться в условиях «шаблонного подхода», второй - исключает доступность истинных культурно-духовных общечеловеческих художественных ценностей широким слоям общества - оба варианта делают нереальным достижением высокого эстетического развития членов общества, первый - благодаря отсутствию настоящих ценностей, второй - благодаря отсутствию доступа к ним. Говоря о чрезмерной «елитаризацию» искусства мы говорим о необходимости соблюдения одного из неотъемлемых прав человека - права на собственное культурное образ жизни. Государство должно заботиться об охране, приумножение и широкое использование духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания людей, повышения их культурного уровня. Идеи эстетического воспитания всегда были направлены на улучшение человеческой жизни. Именно гармоничное развитие личности, высвобождение его творческих сущностных сил, свободная от внешнего принуждения самодеятельность - вот что было идеалом тех теорий, где человек определялась как самоцель. Несмотря на несколько утопические теории о возможности эстетического способа решения эстетически развитым индивидом противоречий общественного бытия, идей постепенного эстетического воспитания народа суть заключается в необходимости приближения народа к искусству и искусства к народу (учитывая вышеуказанные предостережения относительно «шаблонизации» и» елитаризации»). Благодаря развитию производства растет количество свободного времени трудящихся - этой меры действительного богатства человека - пространства для ее эстетического развития. Эстетическое воспитание каждого гражданина & ndash; это одна из главных задач действительно народного государства, магистральная линия культурного строительства. Каждый человек должен стать субъектом эстетического творчества - научиться действовать также и по законам красоты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|