Понятие психологического диагноза. Диагноз развития обучающихся.
Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.
Предмет Д. п. — установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элементом Д. п. является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. По мере обогащения психологического знания «этиологический» элемент в Д. п., вероятно, не будет иметь столь существенного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, практической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики тe или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности.
Такой уровень диагностики Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский отвечает, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.
Второй ступенью в развитии Д. п. является этиологический диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.
Высший уровень — типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития». Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории Д. п. в настоящее время является одной из наиболее важных задач психодиагностики. Интенсивные изменения, происходящие в современном обществе, диктуют новые требования к образованию. Не вызывает сомнения, что без достаточно ясного понимания того, какими должны стать результаты образовательного процесса невозможно управлять этим процессом так, чтобы он был качественным и эффективным. Отсюда принципиально важным является не только повышение качества образования в целом, но и разработка способов оценивания его результатов. В связи с этим возникает необходимость выработки особого управленческого механизма – системы мониторинга в системе образования. Одной из форм такого мониторинга может выступать диагностика психического развития детей и подростков, проводимая школьной психологической службой. Психологическая диагностика нашла свое место в образовательном пространстве только потому, что смогла ответить на конкретные запросы школы. В деятельности психологической службы диагностика имеет свои принципиальные особенности и научно-практическую направленность. Ее данные необходимы для того, чтобы: обеспечить контроль динамики психического развития детей; оценить степень эффективности, оказываемой психологом и педагогами целенаправленной деятельности; выявить общие тенденции развития каждого ребенка и классов в целом с последующими рекомендациями.
Работа в области психологической диагностики строится в основном по двум направлениям: исследование когнитивной (познавательной) и личностной сфер каждого учащегося; диагностика динамики когнитивной и социометрической характеристик классов.
Специалисты значительное внимание уделяют предупреждению возможных осложнений в связи с переходом учащихся с одной возрастной ступени на другую. Переходные возрастные периоды – очень ответственные этапы психического развития. Л.С. Выготский считал, что на этих этапах ребенок становится «относительно трудновоспитуем» вследствие того, что изменение воспитывающей среды и педагогических требований, применяемых к ребенку, не поспевают за быстрыми изменениями его личности. К началу нового периода у ребенка должны быть сформированы все основные психические новообразования предшествующего периода.
Второе направление диагностической работы – мониторинг динамики когнитивных и социальных характеристик классов. По показателям интеллектуальных методик мы можем говорить об общих тенденциях и значимых отличиях в умственном развитии учащихся классов в целом. Качественная обработка результатов тестирования позволяет: определять степень освоения учащимися класса определенными понятиями, логическими умениями; разрабатывать коррекционно-развивающие программы с соответствующими рекомендациями для педагогов; выявлять в классе группы успешности по итогам выполнения теста.
Социометрические исследования внутригрупповых взаимоотношений проводятся с целью понимания особенностей социальной структуры класса. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин: коллектив школьного класса выступает важным «условием» в развитии каждого учащегося. Именно отношения с другими людьми помогают человеку не только понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяя ее особенности; перед педагогом стоит задача обращения к классу как социально-психологической общности, что требует понимания психологических особенностей класса как малой группы;
предполагая, что школьный коллектив играет важную роль в формировании личности, хотелось бы отметить, что, с одной стороны, это воздействие не всегда бывает позитивным, а с другой – мало констатировать, что коллектив влияет, необходимо понять, от чего зависит это влияние, и как оно осуществляется.
Типы диагноза: - Диагноз, выявляющий наличие /отсутствие определённых свойств и качеств личности (наличие / отсутствие акцентуаций). - Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы по выраженности определённых качеств. Функции диагноза: 1. Осуществление диагноза деятельности, поведения, т. е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого. 2. Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность. 3. Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание — диагностика систем нервных связей. 4. Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.
Диагностику следует проводить два раза в год, чтобы было возможно отследить изменения, которые происходят с учениками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|