Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности диагностики психического развития обучающихся.




Психодиагностика — это область психической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика направлена на измерение определенного качества.

Главной целью психодиагностики является обеспечение полноценного психического и личностного развития, создание условий для проведения коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, проведение психотерапевтических мероприятий и т.д.

Применяя различные методические средства, психолог получает более точную картину индивидуальных особенностей человека.

Известно, что в психологии существуют два основных похода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида, как уникального, неповторимого человека и основанный на многозначности каждого получаемого психологического факта.

Особенности диагностики детей раннего и дошкольного возрастов. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Говоря о сознании в контексте психодиагностики, имеем в виду произвольность, волевой внутренний контроль и опосредованность речью познавательных основных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у большей части дошкольников находятся на сравнительно низком уровне развития, т. к. Когнитивное развитие в данном возрасте еще далеко не завершено. Приобретение познавательными процессами произвольности начинается с 3-4 летнего возраста и завершается к концу подросткового. Поэтому, осуществляя диагностику детей дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка произвольного высокоразвитого управления своими познавательными процессами. Лучше, если тестовые задания одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволит адекватно оценить степень произвольности познавательных процессов и реальный уровень их развития. У детей старшего дошкольного возраста уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Психодиагностика детей этого возраста, должна быть направленной как на детальное изучение развитие природных, или непроизвольных, познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до 4 лет не должны включать в себя задания и вопросы, ориентированные на самосознание ребенка и предполагающие с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Лучше всего обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. В старшем дошкольном возрасте к экспертным оценкам можно добавлять самооценку ребенка. Дошкольники лишь тогда будут показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес. Следует так же учитывать непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста (время выполнения тестовых заданий 1-5 минут).

4) Роль педагога в овладении и реализации стандартными процедурами психолого-педагогической диагностики.
Работа педагога обязательно должна включать в себя диагностику детей.

Сюда относятся умения прогнозировать оптимальные пути развития и воспитания школьников; диагностировать личность школьника и осуществлять индивидуальную программу его воспитания; диагностировать его учебные навыки, диагностировать общий уровень воспитанности личности и коллектива.

Следовательно, педагог обязан владеть основами диагностики школьников и школьного коллектива, это необходимо для научно- обоснованной организации образовательного процесса. Педагог должен знать о ребенке как можно больше, и эти знания должны быть системными и полными.

Для успешного проведения педагогической диагностики необходимо знать, что именно мы будем изучать, то есть предмет диагностики и по каким показателям можно оценить уровень состояния изучаемого предмета.

Исследуются следующие аспекты педагогической деятельности:

1. управленческий аспект (как планирует, анализирует, контролирует и регулирует процесс взаимодействия с учащимися);

2. психологический аспект (как влияет личность педагога на воспитанников, как учитывает индивидуальные особенности воспитанников, определяет и создаёт мотивацию);

3. педагогический аспект (какие применяет технологии, методы, приёмы и способы).

При таком подходе деятельность педагога рассматривается как исполнение исследовательских операций, которые приводят к успешному решению целей обучения, воспитания и развития учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...