Возрастно-психологический подход к организации коррекционной работы педагогом.
Психологическое консультирование и психологическая коррекция в деятельности психолога образования неразрывно взаимосвязаны. Коррекционная работа начинается всегда с проведения индивидуальной консультации – родителей ребенка или самого ребенка (в зависимости от его возраста). В психологической практике существует определенная модель консультации: 1) Установление контакта – структурирование, достижение взаимопонимания; 2) Сбор информации о клиенте – выявление сути его проблемы; 3) Определение темы – выход на желаемый результат, осознание результата; 4) Принятие решения – выработка решений, обсуждение разных вариантов; 5) Резюме психолога – обобщение результатов, переход от обучения к действию. Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели. Коррекционная работа осуществляется психологом с группой детей или индивидуально с ребенком при активном содействии родителей, воспитателей, учителей. В работе психолога образования коррекция представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление или профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются: 1) коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка; 2) профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития. В зависимости от характера коррекции различают две ее формы: симптоматическую – направленную на симптомы отклонений в развитии, и этиологическую коррекцию, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь совершенно различную природу, причины и психологическую структуру и требовать различных способов преодоления и профилактики негативной симптоматики. Наиболее эффективной является взаимосвязь двух форм коррекционной работы – симптоматической и этиологической.
Психолог осуществляет коррекцию развития в случае его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами. Психолог должен определить норму психического развития, учитывая три уровня анализа этой категории: нейропсихологический, общепсихологический и возрастно-психологический. 1) На нейропсихологическом уровне анализа психолог делает заключение о мозговой организации исследуемого явления (функциональная организация мозга, психические функции, локальные поражения мозга). 2) Общепсихологический анализ содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики. 3) Возрастно-психологический анализ позволяет конкретизировать полученные данные применительно к возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности. Коррекционная работа определяется следующими основными принципами: 1. принцип единства диагностики и коррекции развития: задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и ближайшего вероятностного прогноза развития; 2. принцип нормативности развития: существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона возраста требует учета основных закономерностей психического развития и значения последовательных стадий развития для формирования личности ребенка;
3. принцип коррекции «сверху вниз»: основным содержанием коррекционной работы является создание зоны ближайшего развития личности; коррекция должна носить опережающий, предвосхищающий характер; 4. принцип коррекции «снизу вверх»: тренировка уже имеющихся психологических способностей человека; 5. принцип системности развития психической деятельности: необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе; 6. деятельностный принцип коррекции: организация активной деятельности клиента, формирование обобщенных способов ориентирования в различных сферах предметной деятельности и межличностных взаимодействий. Пути психокоррекции: 1. Коррекция умственного развития – развитие сенсорных способностей, мышления, внимания, памяти, речи; развитие познавательной мотивации. 2. Коррекция готовности ребенка к обучению – коррекция внутренней позиции ребенка; формирование положительной мотивации, адекватной самооценки; развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, представлений о количестве, величине и др. 3. Коррекция поведения – 1) мотивационный блок: четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребенком; выделение поэтапных подцелей; обеспечение достижения цели и одобрение успеха; перенос успеха на самостоятельное поведение; перенос произвольной регуляции на фрустрирующую ситуацию; 2) операционно-регулятивный блок: совместное со взрослым планирование содержания и последовательности операций по достижению цели; предметное и знаковое моделирование пути действия; овладение различными способами планирования; распределение функций в деятельности; формирование мотивационной готовности к деятельности; формирование действий самооценки и контроля и др. 4. Коррекция личностного развития – изменение воспитательных установок родителей; родительский тренинг; тренинг педагогического общения; игры психолога с ребенком (развитие отношений равноправия и партнерства); игры ребенка с родителями (проба на совместную деятельность); коллективные игры (распределение ролей и регуляция отношений); игровая коррекция поведения, арттерапия, психогимнастика, сказкотерапия и др.
Психокоррекционная работа может носить как комплексный характер, так и симптоматический, направленный на определенные области развития, поведения и общения ребенка. Главным является реализация индивидуального подхода, создание условий для развития тех или иных психологических качеств ребенка или взрослого. «Непланируемость» личностного роста, признание бесконечности и неограниченности этого процесса является одной из главных особенностей психокоррекции. Задача психолога – создать условия для более полного личностного роста, но ни в коем случае не подталкивать человека к достижению определенных, заранее регламентированных результатов. Психокоррекционные приемы должны основываться на естественных движущих силах психического и личностного развития. Такими силами являются деятельность ребенка и система его отношений. Психолог должен использовать доступный, понятный язык, убедительный, внушающий, вызывающий эмоциональный отклик. Необходимо быть предельно искренним в своих эмоциональных переживаниях, чтобы вербальный и невербальный языки соответствовали друг другу. В психокоррекции все конкретные реальные действия, все ситуации должны быть не только понятными и доступными участникам, но и эмоционально значимыми. Создание высших форм гуманного отношения между людьми – главная специфика психокоррекционного процесса. Формы организации коррекционной работы с детьми и подростками могут быть самыми разнообразными: индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги, уроки общения, сеансы психологической разгрузки и др. По характеру и направленности воздействия методы коррекции делятся на развивающие, седативные, активизирующие, мобилизующие. По числу участников – на групповые и индивидуальные. По принципу воздействия – на гетерогенные (направленные на других) и аутогенные (на себя). По использованию средств искусства выделяются такие методы, как изотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.
Подходы к проблеме коррекции психического развития ребенка можно условно разделить на две большие группы: психодинамические и поведенческие. Критерием для такого деления является ориентация на ту или иную парадигму определения предмета психологии – на сознание или на поведение. В рамках психодинамического подхода выделяются игротерапия, арттерапия, детский психоанализ. Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции (скилл-терапия). В отечественной психологической школе сформировался деятельностный подход, в рамках которого коррекция рассматривается как организация специального обучения деятельности, когда ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активностью. Психологическим механизмом психокоррекции является интериоризация (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин). В рамках этого направления была разработана методика планомерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения и психогимнастика для детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|