Закономерности и принципы воспитания
Стр 1 из 6Следующая ⇒ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ Предмет и задачи курса «Методика воспитательной работы во вспомогательной школе-интернате»
Дисциплина «Основы специальной методики обучения и воспитания» знакомит студентов со спецификой воспитательной работы во вспомогательной школе. Она непосредственно связана со «Специальной психологией», «Коррекционной педагогикой», а сама является базой для предметных методик обучения. Цель преподавания дисциплины - формирование у студентов знаний и умений, позволяющих эффективно осуществлять воспитательную работу с детьми с интеллектуальной недостаточностью, приобретение опыта проведения воспитательных мероприятий в I и II отделении вспомогательной школы; определение коррекционных возможностей частных методик воспитания. Задачи дисциплины – ознакомить студентов со следующими понятиями: · основы специальной методики воспитания; · предмет и задачи учебного курса; · технологии в воспитательном процессе; · психолого-педагогическая диагностика; · задачи, планирование и организация воспитательной работы в школе-интернате; · методическая работа воспитателя; · методика воспитательной работы в специальной школе; · планирование работы воспитателя; · охранительный режим во вспомогательной школе; · методика организации подготовки домашних заданий; самообслуживающего, бытового и общественно-полезного труда; · методика организации бесед, диспутов; · методика трудового, физического, нравственного, эстетического и социально-эмоционального воспитания; · специфика работы воспитателя 2-ого отделения вспомогательной школы.
Основные понятия курса «Методика воспитательной работы во вспомогательной школе-интернате». Понятия «развитие», «формирование», «становление», «педагогическое действие», «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация», «интеграция» и их взаимосвязь
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Формирование – это процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности. Становление – это понятие, указывающее на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей и явлений, к обособлению органических и человеческих индивидов, к самоопределению природных и общественных систем Педагогическое воздействие – это особый вид деятельности педагога, цель которой - достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения). Коррекция- это процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов. Компенсация- это восстановление нарушенного равновесия психических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса. Реабилитация – это восстановление какого-либо состояния, способностей и возможностей, которые человек имел в прошлом. Адаптация – это процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. Интеграция - это процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.
Воспитание как педагогическое явление. Цели, задачи и основные функции воспитания Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания. Важной категорией педагогической теории воспитания должна стать - "воспитанность". Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Таким образом, процесс воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, в ходе которой происходит изменение личности воспитанника. Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и на всегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В структуре воспитательного процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач: 1) формирование нравственности (обретение знаний, моральных норм, правил поведения, моральных убеждений, формирование моральных чувств, эмоций, овладение навыками нравственного поведения); 2) формирование всесторонни и гармонично развитой нравственной личности, основным качеством которой стала бы традиционная российская интеллигентность; 3) формирование художественного ценностного мира личности; 4) формирование жизненной позиции личности, соответствующий традиционно просоциальной российской идеологии, осознание прав и обязанностей в контексте этой идеологии; 5) развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности вопреки укореняющемуся индивидуализму;
6) формирование психологических качеств (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в контексте гармонично и всесторонне развитой личности; 7) формирование устойчивой нравственной позиции в отношении социальных функций личности: общения, прав и обязанностей ее, экономической и политической системы, труда и вознаграждения за него, будущего общества и т. п.
Закономерности и принципы воспитания Закономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи педагогических явлений и процессов. Можно выделить следующие закономерности. 1. Воспитание зависит от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. 2. Воспитание и обучение органично взаимосвязаны и определяют процесс развития личности. 3. В воспитательном процессе органично связаны взаимодействие семьи, школы и общества. 4. Эффективность воспитательного процесса обусловлена единством целей, содержания и методов воспитания. 5. В воспитательном процессе закономерно связаны воспитательное воздействие, взаимодействие и активная деятельность самих воспитуемых и др. Субъектами воспитательного процесса являются педагоги и воспитанники, но ведущая роль принадлежит педагогу. К принципам воспитания относят: 1) целенаправленность; 2) связь воспитания с жизнью; 3) гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к ней; 4) опора на положительные качества воспитанника; восприятие и принятие его таковым, каков он есть; 5) учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся; 6) необходимость открытия перед учащимися перспективы их роста, помощь в достижении радости успеха; 7) воспитание в коллективе; 8) единство, целостность и преемственность в воспитании. В настоящее время эта система принципов дополнена принципами гуманизации, природосообразности, персонификации, дифференциации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|