Постраничные примечания
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
1* Луначарский о Мейерхольде: Штукарство // Еженедельник академических театров. 1924. № 15. С. 8. 2* Ex impoviso (лат. ) — импровизационно (прим. ред. -сост. ). 3* Partire del terreno (итал. ) — «выходить из почвы», принцип координации движений актера с пространством той сценической площадки, где он действует (прим. ред. -сост. ). 4* Accumuler des tré sors (франц. ) — собирать богатства (прим. ред. -сост. ). 5* Jeux de thé â tre (франц. ) — театральные игры (прим. ред. -сост. ). 6* Данный фрагмент — программа совместного класса Вс. Мейерхольда и Вл. Соловьева (прим. ред. -сост. ). 7* Все темы собеседований берутся стянутыми к одной задаче: выяснить самодовлеющую ценность театральных элементов в искусстве театра. 8* Curriculum vitae (лат. ) — жизнеописание (прим. ред. -сост. ). 9* Par exemple (франц. ) — например (прим. ред. -сост. ). 10* Порядок номеров случаен (прим. М. Коренева). 11* Словоупотребление термина «чувствование» производится в научно-техническом его значении без привнесения в него обывательского и сентиментального понимания. То же надо сказать и о термине «волевых». Такой характер изложения принят в целях отмежевания, с одной стороны, от системы игры «нутром» (без системного наркотизма), а равно, с другой стороны, и от метода «переживаний» (гипнотической тренировки воображения). Оба указанных метода — первый, форсируя волю искусственным возбуждением предварительно расслабленного чувства, второй, форсируя чувство гипнотическим вытяжением предварительно расслабленной воли, — должны быть соответственно отвергнуты за негодностью и опасностью для физического здоровья людей, подвергаемых их воздействию. < …> 12* «Рефлексов миметических [мимических? ]» — этот термин обозначает все движения, возникающие в периферии тела актера, а также и движения самого актера в пространстве.
13* Ракурс — значит сокращение, зрительное изменение формы предмета, поставленного в непривычное для наблюдателя положение (преимущественно в горизонтальной плоскости зрения). 14* См.: Эфрос А. М. Введение // Камерный театр и его художники. М., 1934. С. XI. 15* Евгений Вахтангов. М., 1984. С. 333. 16* Симов В. А. Фрагменты из воспоминаний // Нехорошев Ю. И. Декоратор Художественного театра Виктор Андреевич Симов. М., 1984. С. 238. 17* Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. М., 1976. С. 18. 18* Там же. С. 79. 19* Там же. С. 80. Курсив мой. — Г. Т. 20* Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 128. 21* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 136. 22* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 108. 23* Волков Н. Мейерхольд: В 2 т. Т. 1. 1874 – 1908. М.; Л., 1929. С. 205. 24* Аврелий [Брюсов В. Я. ]. Искания новой сцены // Весы. 1906. № 1. С. 73 – 74. 25* Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 63. 26* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 111. 27* Аврелий [Брюсов В. Я. ]. Искания новой сцены. С. 72. 28* См.: Таиров А. Я. О театре. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970. С. 88. 29* Веригина В. П. Воспоминания. Л., 1974. С. 71. 30* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 109. 31* Там же. 32* См.: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 186. 33* Цит. по: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 41. 34* Ремизов А. Товарищество Новой драмы: Письмо из Херсона // Весы. 1904. № 4. С. 38. 35* Там же. С. 39. 36* Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 173. 37* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 131. 38* Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 241. 39* Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 241 – 242. 40* Цит. по: Там же. С. 243. 41* Цит. по: Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 135. 42* Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 244. 43* Оголевец В. Лето в Полтаве // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 128. 44* Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 245 – 246. 45* Там же. С. 246. 46* Цит. по: Там же. 47* Цит. по: Там же. С. 247. 48* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 244.
49* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 244. 50* Цит. по: Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 131 – 132. Курсив мой. — Г. Т. 51* Коленда В. К. Моя работа в театре В. Ф. Комиссаржевской. Цит. по: Рудницкий К. В театре на Офицерской // Там же. С. 158. 52* Малевич К. От Сезанна до супрематизма. [СПб., 1920] С. 4. 53* Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 90. 54* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 137. 55* Там же. С. 245. 56* Там же. 57* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 250. 58* Там же. С. 137. 59* Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 278. 60* Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 83. 61* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 251. 62* Цит. по: Рудницкий К. Л. В театре на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 192. 63* Цит. по: Там же. 64* Письмо не сохранилось. Приводится по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 305. 65* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 252. 66* Ч[улков] Г. Театр В. Ф. Комиссаржевской: «Победа смерти»: Трагедия Ф. Сологуба // Товарищ. 1907. 8 нояб. 67* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 229. 68* Кугель А. Р. Профили театра. М., 1929. С. 84 – 85. 69* Цит. по: Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 21. М. Ф. — исполнительница роли Гедды М. Ф. Андреева. 70* Там же. С. 21 – 22. 71* Беляев Ю. Д. О Комиссаржевской // Новое время. 1906. 29 нояб. 72* Цит. по: Рудницкий К. Л. В театре на Офицерской. С. 145. 73* Беляев Ю. Д. О Комиссаржевской. 74* Ярцев П. М. О старом и новом театре: Бытовая пьеса в «условном» театре: Поучительные трудности // Литературно-художественная неделя. 1907. № 2. С. 5. 75* Там же. 76* Кугель А. Театральные заметки // Театр и искусство. 1906. № 47. С. 732 – 733. 77* Кугель А. Р. Профили театра. С. 85. 78* Кугель А. Р. Профили театра. С. 96. 79* Цит. по: Рудницкий К. Л. В театре на Офицерской. С. 153. 80* Там же. 81* Там же. С. 157. 82* Веригина В. П. Воспоминания. С. 86. 83* Якобсон Р. Футуризм // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 417. 84* Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 287. 85* Цит. по: Там же. С. 315. 86* Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 316. 87* Гладков А. К. Мейерхольд: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 325, 326. 88* Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 321. 89* Цит. по: Там же. С. 320. Курсив мой. — Г. Т. 90* Там же. Т. 1. С. 322. 91* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 104. 92* Эткинд М. [Рецензия на кн.: Онуфриева С. А. Головин. Л., 1977] // Советские художники театра и кино’77/78. М., 1980. С. 272. 93* Там же. С. 271. 94* Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. 1908 – 1917. М.; Л., 1929. С. 158. 95* Эткинд М. Г. [Рецензия…]. С. 272.
96* Там же. С. 271. 97* Цит. по: Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983. С. 369. 98* Эткинд М. Г. [Рецензия…]. С. 271 – 272. 99* Бассехес А. И. Головин и театр // Бассехес А. И. За сорок лет. М., 1976. С. 51. Курсив мой. — Г. Т. 100* Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. С. 24. 101* Бассехес А. И. Головин и театр. С. 48. Курсив мой. — Г. Т. 102* Файко А. Записки старого театральщика. М., 1978. С. 175. 103* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 225. 104* Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М.; Л., 1963. С. 398. 105* Там же. С. 381. 106* Блок А. А. Собр. соч. Т. 8. С. 399. 107* См.: Гладков А. К. Мейерхольд. Т. 2. С. 311. 108* Театр имени Вс. Мейерхольда: Каталог выставки за 5 лет: 1920 – 1925. М., 1926. С. 5. 109* См.: Головашенко Ю. А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970. С. 192. 110* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 498. 111* Зноско-Боровский Е. А. Спектакли, посвященные Александру Блоку // Современник. 1914. Кн. 2. С. 121. 112* Цит. по: Гладков А. К. Мейерхольд. Т. 2. С. 299. 113* Ш. Художник или конструктор: Татлин оформляет Островского // Советское искусство. 1934. 17 сент. 114* См.: Эйзенштейн С. М. Избр. произв.: В 6 т. Т. 1. М., 1964. С. 544. 115* Смирнова-Искандер А. В. В 1917 году // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 243. 116* Цит. по: Ракитина Е. Любовь Попова: Искусство и манифесты // Художник. Сцена. Экран. М., 1975. С. 154. 117* Из протокола общего собрания «I рабочей группы конструктивистов» // Эрмитаж. 1922. № 8. С. 12. 118* Цит. по: Ракитина Е. Любовь Попова. С. 161. 119* См.: Аксенов И. Происхождение установки «Великодушный рогоносец» // 3 афиша ТИМ. М., 1926. 120* Мейерхольд В. Э. Письмо в редакцию // Известия. 1922. 9 мая. 121* Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. 1920 – 1926. Л., 1927. С. 28. 122* Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 261. 123* Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. С. 28. 124* Там же. 125* Алперс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 56. 126* Тарабукин Н. Зрительное оформление в ГОСТИМе. — РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 139, л. 5. 127* Алперс Б. В. Театральные очерки. Т. 1. С. 56. 128* Там же. 129* См.: Березкин В. Типология декорационного искусства // Советские художники театра и кино. М., 1983. С. 319. 130* Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. С. 28 – 30.
131* Мейерхольд В. Э. Биомеханика: Курс 1921 – 22 гг.: Материалы, собранные М. Кореневым. — РГАЛИ. ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1338, л. 2. 132* Лекции и беседы В. Э. Мейерхольда со студентами ГВЫТМа: Запись Х. Н. Херсонского, 3 – 8 окт. 1921 г. — РГАЛИ, ф. 2740, оп. 1, ед. хр. 202, с. 9. 133* Там же. 134* Там же. 135* Там же. 136* Кроммелинк Ф. Великолепный рогоносец: Пер. Р. Линцер // Восемь бельгийских пьес. М., 1975. С. 19. В переводе, сделанном исследовательницей бельгийской драмы И. Д. Шкунаевой, данная ремарка звучит еще определеннее: «Жест словно служит у него трамплином к слову. Если случается так, что он не может высказаться, жест как бы застывает» (см.: Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней: Очерки. М., 1973. С. 248). 137* Запись неустановленного лица лекций Мейерхольда В. Э. по сценоведению и театроведению в ГЭКТЕМАСе, 1923 – 1924. — РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 774, л. 7. 138* Там же, л. 6 об. 139* Цит. по: Гиляровская Н. Театрально-декорационное искусство за 5 лет. Казань, 1923. С. 25. 140* В. Э. Мейерхольд: Сб. ст. Тверь, 1923. С. 14. 141* Бескин Э. Театральный ЛЕФ // Советское искусство. 1925. № 6. С. 53. 142* Марков П. А. О театре: В 4 т. Т. 1. М., 1974. С. 302. 143* Марков П. А. О театре… 144* Мокульский С. Гастроли театра Мейерхольда // Жизнь искусства. 1924. № 23. С. 13. 145* Тарабукин Н. М. Зрительное оформление в ГОСТИМе. С. 8. 146* Цит. по: Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 278. 147* Там же. 148* Лекции Мейерхольда в записи С. М. Эйзенштейна в ГВЫРМе и в ГВЫТМе, 1921 – 22 гг. — РГАЛИ. ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 895, л. 49. 149* Там же. 150* Тарабукин Н. М. Зрительное оформление в ГОСТИМе. С. 10. 151* Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. С. 41. 152* Там же. С. 41, 42. 153* Гвоздев А. А. Театральная критика. Л., 1987. С. 40. 154* Там же. С. 43. 155* Там же. 156* Алперс Б. В. Театральные очерки. Т. 1. С. 53. 157* Тарабукин Н. М. Проблема времени и пространства в театре // Театр. 1974. № 2. С. 53. 158* Там же. 159* Там же. С. 28 – 29. Курсив мой. — Г. Т. 160* Там же. С. 29. 161* Тарабукин Н. М. Проблема времени. 162* Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 279. 163* Цит. по: Там же. 164* Беседа с заслуженным режиссером Республики В. Э. Мейерхольдом // Еженедельник петроградских государственных академических театров. 1923. № 35. С. 8. 165* Максимов Г. Свет и тени петербургской драматической труппы за прошедшие 30 лет (1846 – 1876). СПб., 1878. С. 176. 166* Рудницкий К. Режиссерское искусство // История русского драматического театра: В 7 т. Т. 7. М., 1987. С. 164. 167* Волков Н. Театр в эпоху крушения монархии // Сто лет: Александринский театр. Театр Госдрамы. Л., 1932. С. 342. 168* А. П. «Дон Жуан» и «Гамлет»: [Беседа с Ю. Юрьевым] // Биржевые ведомости. 1910. 20 окт. Веч. вып. 169* См.: Беляев Ю. О чем рассказывал гобелен… («Дон Жуан») // Новое время. 1910. 11 нояб.
170* См.: Л. Вас-ий [Василевский Л. ]. Александринский театр: «Дон Жуан» Мольера // Речь. 1910. 11 нояб. 171* Тиме Е. А. Я. Головин: Из воспоминаний // А. Я. Головин: Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Л.; М., 1960. С. 329. 172* Головин А. Я. Встречи и впечатления… С. 112. 173* Варламов о Мейерхольде // Петербургская газета. 1910. 16 окт. 174* РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 811, л. 3. (Речь идет о романе К. Гамсуна «Дети времени». В тех же выражениях Мейерхольд писал о нем В. Н. Соловьеву. См.: Мейерхольд В. Переписка. 1896 – 1939. М., 1976. С. 163. ) 175* Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 86. 176* Беседа с заслуженным режиссером Республики В. Э. Мейерхольдом. С. 8. 177* РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 67, л. 2 об. 178* А. Я. Головин Встречи и впечатления… С. 159. 179* Фрейденберг О. Семантика архитектуры вертепного театра // Декоративное искусство СССР. 1978. № 2. С. 42. 180* Мейерхольд В. Переписка. С. 101. 181* Альмединген Б. А. Из воспоминаний о работе Головина в театре // А. Я. Головин: Встречи и впечатления… С. 265 – 266. 182* Беседа с заслуженным режиссером Республики В. Э. Мейерхольдом. С. 9. 183* Баженов А. Сочинения и переводы: В 3 т. Т. I. М., 1869. С. 109. 184* См.: Богатырев П. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 148 – 149. 185* Марков П. О театре: В 4 т. Т. 1. М., 1974. С. 58 – 59, 75. 186* Мейерхольд В. Статьи… Ч. 1. С. 197. 187* См.: Там же. С. 196 – 197. 188* Напр.: Л. Вас-ий [Василевский Л. ]. Александринский театр: «Дон Жуан» Мольера. 189* «Свадьба Кречинского» // Новое время. 1917. 27 янв. 190* Юрьев Ю. Записки: В 2 т. Т. 1. Л.; М., 1963. С. 432, 444. 191* Ласкин А. «Дон Жуан» Ж. -Б. Мольера — В. Э. Мейерхольда — А. Я. Головина: (К проблеме: Мейерхольд и «Мир искусства») // Русский театр и драматургия, 1907 – 1917 годы. Л., 1988. С. 57. 192* Левинсон А. Русский балет в Париже: «Весна Священная». «Игры» // Речь. 1913. 3 июня. 193* См.: Альтшуллер А. Ю. М. Юрьев и В. Э. Мейерхольд // Актерское мастерство Акад. театра драмы им. А. С. Пушкина. Л., 1983. С. 20. 194* Смирина А. Мольер — Мейерхольд — модерн // Театр. 1993. № 5. С. 47. 195* Беляев Ю. О чем рассказывал гобелен… («Дон Жуан»). 196* Л. Вас-ий [Василевский Л. ]. Александринский театр: «Дон Жуан» Мольера. 197* Василевский Л. Народный дом: Гастроль Варламова и Стрельской // Речь. 1913. 31 июля. 198* Юрьев Ю. Записки. Т. 1. С. 432, 444. 199* Рощина-Инсарова Е. Русские сны в Париже // Московский наблюдатель. 1992. № 3. С. 58. 200* В-р. К. А. Варламов о новом искусстве // Раннее утро. 1908. 11 янв. 201* Юрьев Ю. Записки. Т. 1. С. 450. 202* Омега [Трозинер Ф. ]. «Гроза» в Александринском театре 9 января // Петроградская газета. 1916. 10 янв. 203* Беляев Ю. «Гроза» (Александринский театр) // Новое время. 1916. 12 янв. 204* Беляев Ю. Театр и музыка // Новое время. 1901. 4 нояб. 205* Homo novus [Кугель А. Р. ]. Театральное эхо: Александринский театр // Петербургская газета. 1901. 3 нояб. 206* Ярцев П. Театральные очерки: Михайло Семенович Щепкин // Речь. 1913. 11 авг. 207* Ребров К. Искусство маски // Театральная газета. 1914. 23 нояб. Курсив мой. — А. В. 208* Театральные негативы // Биржевые ведомости. 1915. 7 мая. Веч. вып.; Письма К. А. Варламова А. И. Шуберт // Театр и драматургия. Л., 1967. 209* Театр и музыка // Новое время. 1910. 13 нояб. 210* Дризен Н. Памяти К. А. Варламова // Речь. 1915. 6 авг. 211* Л. В. [Василевский Л. ]. Народный дом // Речь. 1913. 23 авг. 212* Мейерхольд В. Переписка. С. 64. 213* РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 811, л. 5. 214* Белинский В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 8. М., 1955. С. 528. Курсив мой — А. В. 215* Марков П. О театре. Т. 1. С. 66. Курсив мой. — А. В. 216* Фукс Г. Революция театра. СПб., 1911. С. 198, 177. 217* Василевский Л. Малый театр: Спектакль К. Варламова и В. Мироновой // Речь. 1913. 3 мая. 218* Беляев Ю. Как чествовали Гоголя… // Новое время. 1902. 23 февр.; П. А. [Аристархов П. ]. Александринский театр // Петербургская газета. 1910. 10 нояб. 219* Василевский Л. Народный дом: Гастроль Варламова и Стрельской. 220* Л. В. [Василевский Л. ] Александринский театр. «Дон Жуан» Мольера. 221* Старк Э. (Зигфрид). Царь русского смеха. Пг., 1916. С. 32. 222* Алперс Б. Театральные очерки: В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 140. 223* Аничков Е. Традиция и стилизация // Театр: Книга о новом театре. СПб., 1908. С. 65. 224* Старк Э. (Зигфрид). Царь русского смеха. С. 56. 225* Аничков Е. Традиция и стилизация. С. 66. 226* Ласкин А. «Дон Жуан» Ж. -Б. Мольера на сцене Александринского театра (1910) и некоторые теоретические вопросы творческой эволюции В. Э. Мейерхольда: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1989. С. 10. 227* Л. К. Лаборатория искусства: (Беседа [с А. Я. Головиным]) // Биржевые ведомости. 1910. 7 дек. Веч. вып. 228* РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 458, л. 7. 229* Молодцова М. Комедия дель арте: История и современная судьба. Л., 1990. С. 89. 230* Чернова А. Пластический облик персонажей Мольера: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1975. С. 9. 231* Семеновский В. Мастер и мы // Экран и сцена. 1990. 8 февр. 232* Аничков Е. Традиция и стилизация. С. 66. 233* Мейерхольд В. Статьи… Ч. 1. С. 172. 234* Соловьев В. «Маскарад» в Александринском театре // Аполлон. 1917. № 2 – 3. С. 74 – 75. 235* П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная» // Речь. 1913. 4 мая. 236* Беляев Ю. «Гроза»: (Александринский театр) // Новое время. 1916. 12 янв. 237* См.: Кириллов А. Живопись и сцена: Первые опыты стилизации в Александринском театре начала XX века // Взаимосвязи: Театр в контексте культуры. Л., 1991. С. 80. 238* Юрьев Ю. Записки. Т. 2. Л.; М., 1963. С. 203. 239* Долгов Н. Александринский театр: «Маскарад», драма Лермонтова // Биржевые ведомости. 1917. 15 марта. 240* Бескин Э. Вчера и сегодня: (Юбилей М. Г. Савиной) // Театральная газета. 1914. 6 апр. 241* Василевский Л. Малый театр: Бенефис Рощиной-Инсаровой // Речь. 1913. 20 мая. 242* П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: Анфиса и Псиша // Там же. 6 мая. 243* П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная». 244* РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1259, л. 161 об. Курсив мой. — А. В. 245* Василевский Л. Малый театр: Бенефис Рощиной-Инсаровой. 246* Вивьен Л. Друг актера // А. Я. Головин: Встречи и впечатления… С. 325. 247* П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «На полпути» А. Пинеро // Речь. 1913. 5 мая. 248* Бескин Э. Вчера и сегодня: (Юбилей М. Г. Савиной) // Театральная газета, 1914. 6 апр. 249* Беляев Ю. «Гроза»: (Александринский театр). 250* П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная». Курсив мой. — А. В. 251* П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: Анфиса и Псиша. 252* П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная». 253* См.: Рощина-Инсарова Е. Русские сны в Париже. С. 59. 254* См.: Юрьев Ю. Записки. Т. 2. С. 199 – 205, 188. 255* П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «На полпути» А. Пинеро. 256* Рудницкий К. Мейерхольд. М., 1981. С. 173. 257* Альмединген Б. А. Из воспоминаний о работе Головина в театре. С. 253. 258* Беляев М. «Маскарад» и работа над его постановкой А. Я. Головина // «Маскарад» Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина. М.; Л., 1941 – 1946. С. 46. 259* Громов П. П. Ранняя режиссура Вс. Э. Мейерхольда // У истоков режиссуры. Л., 1976. С. 153. 260* РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 721, л. 57. 261* См., напр.: Там же, ед. хр. 458, л. 1 – 17; ед. хр. 811, л. 1 – 37. 262* См.: Белый Андрей. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934. С. 189, 316. 263* Марков П. А. О театре: В 4 т. Т. 3. М., 1976. С. 383, 381. 264* Розанов В. В. Два этюда о Гоголе // Розанов В. В. Сочинения. Л., 1990. С. 13 – 14. 265* Белый Андрей. Луг зеленый. М., 1910. С. 104 – 105. 266* Мережковский Д. Гоголь и черт. М., 1906. С. 70. 267* Там же. С. 77. 268* Ф. Кафка, к примеру, тоже видел себя в заклятой паре: «Творчество — сладкая, чудесная награда, но за что? … мне стало ясно… что это награда за служение дьяволу» (Кафка Ф. Процесс. Замок. Новеллы и притчи. Из дневников. М., 1989. С. 18). 269* Манн Т. Письма. М., 1975. С. 176. 270* Гоголь Н. В. Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» // Гоголь Н. В. Собр. соч. и писем: В 14 т. Т. 8. М., 1952. С. 292, 294. 271* Мережковский Д. Гоголь и черт. С. 4. 272* Марков П. А. О театре. Т. 3. С. 447, 383. 273* В. В. Кандинский определял новый тип сценической композиции: «Внутреннее действие (абстрактное) и внутренняя связь отдельных его частей и всех его средств выражения составит форму сценической композиции». Единство новой сценической композиции «заключается не во внешней стройности хода действия, а в определенно выраженном общем звучании композиции» (см.: Кандинский В. В. О сценической композиции // Из истории советской науки о театре, 1920-е годы. М., 1988. С. 100 – 101). 274* См.: Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» // Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1919. С. 157. 275* См.: Там же. С. 160. 276* Тальников Д. Л. Новая ревизия «Ревизора». М.; Л., 1927. С. 80. 277* См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. М., 1927. С. 39 – 40. 278* Белый Андрей. Гоголь и Мейерхольд // Там же. С. 36. 279* Письмо В. Э. Мейерхольда к Ф. Ф. Комиссаржевскому от 29 – 30 апреля 1907 года // Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. М., 1976. С. 89. 280* Цит. по: Волков Н. Мейерхольд: В 2 т. Т. 1. 1874 – 1908. М.; Л., 1929. С. 338. 281* Мейерхольд В. Э. Статьи. Речи. Письма. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 125. 282* См.: Сологуб Ф. Театр одной воли // Театр: Книга о новом театре. СПб., 1908. С. 179 – 192. 283* Мейерхольд В. Э. Статьи… С. 76. 284* Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. Т. 2. М., 1902. С. 446. 285* Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 77. 286* Азов Вл. [Ашкинази В. А. ]. «Победа смерти»: Трагедия Ф. Сологуба // Речь. 1907. 8 нояб. 287* Сологуб Ф. Победа смерти. СПб., 1908. С. 60. 288* Иванов Вяч. Морис Метерлинк: «Чудо святого Антония» // Весы. 1904. № 5. С. 49 – 50. 289* С. П. [Потресов С. В. (Яблоновский)]. Гастроли В. Ф. Комиссаржевской // Русское слово. 1907. 31 авг. 290* Розанов В. В. Два этюда о Гоголе. С. 11. 291* РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 505, л. 28 – 29. 292* Дикс Б. [Леман Б. А. ]. Несколько слов о «Балаганчике» Ал. Блока // Золотое руно. 1907. № 7 – 9. С. 141. 293* Андрей В. «Балаганчик» // Сегодня. 1907. 2 янв. С. 2 – 3. 294* Глаголь С. [Голоушев]. Да здравствует театр! // В спорах о театре. М., 1913. С. 63. 295* Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1. СПб., 1891. С. 261. 296* Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. С. 60. 297* Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. С. 61. 298* Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. 1908 – 1917. М.; Л., 1929. С. 20. 299* См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 173. 300* Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М.; Л., 1963. С. 399. 301* Ауслендер С. Впечатления сезона: Санкт-Петербург. Александринский театр. «Дон Жуан» // Ежегодник императорских театров. 1910. Вып. 7. С. 142 – 147. 302* Громов П. П. Из бесед 1972 – 1979 гг. // Театр. 1990. № 1. С. 157. 303* Solus [Арабажин К. ]. Драматический театр: «Жизнь человека» // Сегодня. 1907. 23 февр. С. 3. 304* См.: Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. С. 473. 305* Мейерхольд специально оговаривал с актерами проблему «Развязки Ревизора» и прочих приложений Гоголя к комедии: автор, подчеркивал режиссер, не стремился ни к аллегории, ни к символической схеме. Напротив, «всякое “предуведомление”, которое Гоголь делает актерам, совершенствует пьесу. Она делается все серьезнее и серьезнее, ибо Гоголь все больше и налегает на сторону обличительную…» (см.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. М., 1968. С. 140). 306* См.: Мережковский Д. Гоголь и черт. С. 12 – 17. 307* См.: Мережковский Д. С. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества. Гоголь: творчество, жизнь и религия. СПб., 1911. С. 64. 308* Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 92. Курсив мой. — Е. К. 309* См.: Бродский Н. Л. Гоголь и «Ревизор» // Бродский Н. Л. Избр. труды. М., 1964. С. 40 – 48; Гиппиус В. В. Проблематика и композиция «Ревизора» // Н. В. Гоголь: Материалы и исследования: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1936. С. 151 – 199. 310* См. об этом: Гиппиус В. В. Проблематика и композиция «Ревизора». 311* См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 131. 312* Анализ действенной инициативы Хлестакова см.: Костелянец Б. Два лика империи: устрашение и безответственность // Костелянец Б. Мир поэзии драматической… Л., 1992. С. 78 – 117. 313* См.: Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1978. С. 229. 314* См.: Костелянец Б. Мир поэзии драматической… С. 99, 101. 315* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 145. 316* РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 35, л. 10 – 11. 317* Мысль Андрея Белого о фигуре фикции как центральной у Гоголя, думается, во многом подсказана спектаклем Мейерхольда (см.: Белый Андрей. Мастерство Гоголя. С. 80 – 104). 318* См.: Рейх Б. «Ревизор» у Мейерхольда // На литературном посту. 1927. № 1. С. 66. 319* См.: Программы академических театров. 1926. № 64. С. 8. 320* См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 47. 321* См.: Левидов Мих. Пропала веревочка! // Веч. Москва. 1926. 13 дек. С. 3. 322* См.: Шкловский В. Пятнадцать порций городничихи // Красная газета. 1926. 22 дек. 323* См.: Мейерхольд репетирует: В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 44. 324* См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 44. 325* См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 118 – 119. 326* См.: Там же. С. 118. 327* Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 45. 328* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 118. 329* Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 45. 330* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 112 – 113. 331* РГАЛИ. ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 19, л. 56. 332* Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 362. 333* См.: Лозовский Л. Гоголь в театре Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. С. 72. 334* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 112. 335* Кугель А. Р. В защиту // Жизнь искусства. 1927. № 3. С. 5. 336* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 112. 337* Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 368 – 369. 338* См.: Тальников Д. Л. Новая ревизия «Ревизора». С. 50 – 51. 339* Бердяев Н. А. Духи русской революции. Рига, 1990. С. 10 – 11. 340* Белый А. Гоголь и Мейерхольд. С. 11. 341* Мережковский Д. С. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества… С. 64. 342* См.: Розанов В. В. Гоголь и его значение для театра // Розанов В. В. Среди художников. СПб., 1914. С. 264 – 271. 343* Гвоздев А. Театральная критика. Л., 1987. С. 80. 344* Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. Л., 1986. С. 552. 345* Ср. у А. А. Гвоздева: «Индивидуализированные персонажи пятиактной комедии Гоголя Мейерхольд обращает в синтетический, коллективный хор, жуткий хор трагикомедии» (Гвоздев А. Театральная критика. С. 75). 346* РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 29, л. 79. 347* См.: Белый А. Мастерство Гоголя. С. 80 – 87. 348* См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 45. 349* РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 29, л. 79. 350* РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 33, л. 146 – 147. 351* См.: Слонимский А. Л. Новое истолкование «Ревизора» // «Ревизор» в театре им. Вс. Мейерхольда. Л., 1927. С. 16. 352* См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 42. 353* См.: РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 34, л. 43 – 49. 354* См.: Бескин Э. «Ревизор» у Мейерхольда // Веч. Москва. 1926. 11 дек. С. 3. 355* См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 45 – 46. 356* См.: Левидов Мих. Пропала веревочка! 357* См.: Мейерхольд репетирует. Т. 1. С. 136. 358* Там же. С. 121. 359* См.: РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 505, л. 29 – 30. 360* Слонимский А. Л. Новое истолкование «Ревизора». С. 12 (сноска). 361* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 536. 362* См.: Гвоздев А. А. Театральная критика. С. 76. 363* См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Т. 2. С. 122. 364* Там же. 365* См.: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 372. 366* РГАЛИ. ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 38, л. 29. 367* Слонимский А. Л. Новое истолкование «Ревизора». С. 16. 368* См.: Романовский М. «Ревизор» в постановке Мейерхольда // Харьковский пролетарий. 1927. 14 июля. 369* См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 43. 370* См.: Соловьев В. Н. Замечания по поводу «Ревизора» в постановке Мейерхольда // «Ревизор» в театре им. Вс. Мейерхольда. С. 59. 371* См.: Гаузнер Г., Габрилович Е. Портреты актеров нового театра // Театральный Октябрь. Сб. 1. Л.; М., 1926. С. 52 – 54. 372* Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. С. 159. 373* См.: Соловьев В. Н. Замечания по поводу «Ревизора» в постановке Мейерхольда. С. 62. 374* Станкевич Ал. «Ревизор» у Мейерхольда // Вечернее радио. 1927. 15 июля. 375* Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 122. 376* Гвоздев А. Театральная критика. С. 85. 377* РГАЛИ. ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 38, л. 24. 378* Кугель А. Р. «Ревизор» в студии Акдрамы // Рабочий и театр. 1927. № 12. С. 9. 379* Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда. С. 67. 380* «На фоне общего хора слышится ее беспечный голос, поющий романс “Мне минуло шестнадцать лет, но сердце было в воле”», — зафиксировано у А. А. Гвоздева (см.: Гвоздев А. Театральная критика. С. 82). 381* Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда. С. 67. 382* РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 38, л. 81. 383* См.: Мережковский Д. С. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества… С. 65. 384* Там же. С. 83 – 84. 385* Андрей Белый — Вс. Мейерхольду, 25 дек. 1927 г. // Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 257. 386* Белый А. Гоголь и Мейерхольд. С. 16. 387* Белый А. Гоголь и Мейерхольд. С. 25, 35. 388* Иванов Вяч. «Ревизор» Гоголя и комедия Аристофана // Театральный Октябрь. Сб. 1. С. 89, 92. 389* Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. В 2 т. Т. 1. 1874 – 1908. М.; Л., 1929. С. 27. 390* Там же. 391* Рапорты и докладные записки В. Э. Мейерхольда в Контору Императорских театров о ходе репетиций и спектаклей «Дон Жуан», «Каменный гость», «Маскарад». — РГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 2751, л. 8. 392* Подробнее об этом спектакле см.: Ласкин А. С. «Дон Жуан» Ж. -Б. Мольера на сцене Александринского театра (1910) и некоторые теоретические вопросы творческой эволюции В. Э. Мейерхольда: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1989. 393* Бенуа А. «Гроза» в Александринке: Художественные письма // Речь. 1916. 30 сент. 394* См.: Луначарский А. В. Заметки по поводу «Рогоносца» // Известия. 1922. 14 мая. 395* Луначарский А. В. Заметки по поводу «Рогоносца». 396* См.: Беседа В. Э. Мейерхольда с участниками «Ревизора», 15 марта 1926 года. РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 76, л. 25. 397* Цит. по: Гладкое А. К. См.: Мейерхольд. В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 228. 398* См.: Там же. С. 175 – 176. 399* См.: Там же. С. 178. 400* См.: Волкогонов Д. Триумф и трагедия: Политический портрет И. В. Сталина // Октябрь. 1988. № 11. С. 112, 119. 401* Гладков А. К. Мейерхольд. Т. 2. С. 170. 402* Мысль о «восточном деспоте», о природе «восточного деспотизма», безусловно, волновала и Пушкина. Не случайно в те самые месяцы, когда он задумал «Бориса Годунова» (ноябрь — декабрь 1824 года), им было создано «Подражание Корану». 403* См.: Наказ В. Э. Мейерхольда участникам спектакля «Ревизор». — РГАЛИ, ф. 963, ед. хр. 512, л. 3. 404* Мацкин А. Время ухода: Хроника трагических лет // Театр. 1990. № 1. С. 30. 405* См.: Мейерхольд В. Трактовка пьесы // Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 т. Т. 2. М., 1968. С. 286. 406* Азов Вл. [Ашкинази З. Г. ]. Театр Комиссаржевской. «Победа Смерти» // Речь. 1907. 8 нояб. 407* Осипов И. [Абельсон И. О. ]. «Заложники жизни». Премьера в Александринском театре // Обозрение театров. 1912. 8 нояб. 408* Homo novus [Кугель А. Р. ]. Заметки // Театр и искусство. 1916. № 3. С. 62. 409* Гуревич Л. «Гроза» Островского // Речь. 1916. 11 янв. 410* См.: Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 279. 411* См.: Бенуа А. «Гроза» в Александринке // Речь. 1916. 30 сент. 412* См.: Волконский С. Человек на сцене. СПб., 1912. С. 71 – 85. 413* См.: Весы. 1906. № 1. С. 72 – 74. 414* См.: Волошин М. Лики творчества. Л., 1989. С. 349 – 355. 415* Левинсон А. «Пизанелла, или Душистая Смерть» // Речь. 1913. 8 июля. Курсив мой. — Н. П. 416* См.: Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т. Т. 3. М., 1964. С. 31, 36. 417* Левинсон А. «Мистерия-буфф» Маяковского // Жизнь искусства. 1918. 11 нояб. 418* См.: Ауслендер С. Впечатления сезона. С. -Петербург. 1. Александринский театр. «Дон Жуан» // Ежегодник императорских театров. 1910. № 7. С. 142 – 147. 419* Кузмин М. Скороходы истории // Жизнь искусства. 1920. 27 июня. 420* Вл. С. [Соловьев В. Н. ]. Петроградские театры // Аполлон. 1917. № 8 – 10. С. 96 – 97. 421* См.: Мейерхольд В. Э. Переписка. М., 1976. С. 158, 179, 181, 183, 200, 224. 422* Там же. С. 152. См. также письма в этом издании: с. 147, 150, 157, 159, 177 и др. 423* См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 160 – 161. 424* Бескин Эм. Пути и формы нового театра // Вестник Рабис. 1920. № 2 – 3. С. 14 – 15. 425* См.: Фамарин К. Драма в Москве // Вестник Рабис. 1920. № 2 – 3. С. 62. 426* Цит. по: Рабочий зритель. 1924. № 6. С. 8, 9. 427* Садко [Блюм В. И. ]. Мейерхольд — академик // Известия. 1922. 6 мая. 428* Бескин Э. Под знаком «Рогоносца» // Театральная Москва. 1922. № 41. С. 5. 429* Садко [Блюм В. И. ]. К критике критической критики Луначарского // Театральная Москва. 1922. № 41. С. 8. 430* Там же. 431* Загорский М. «Великодушный рогоносец» // Театральная Москва. 1922. № 38. С. 9. 432* Там же. 433* См.: Новый зритель. 1924. № 4. С. 3 – 6; № 5. С. 4 – 5. 434* Авлов Гр. Гениальный агитатор // Рабочий и театр. 1925. № 36. С. 6. 435* См.: Там же. № 34. С. 7 – 8. 436* Садко [Блюм В. И. ]. Следующий этап Мейерхольда // Пролетарская правда (Киев). 1924. 5 авг. 437* Херсонский Хрис. «Мандат» // Известия. 1925. 25 апр. 438* Херсонский Х. О левом фронте театра // Известия. 1925. 27 марта. 439* Там же. 440* Загорский М. Против «Ревизора» Мейерхольда // Кино (М. ). 1926. 21 дек. 441* Загорский М. Письмо из Москвы // Жизнь искусства. 1924. № 10. С. 6, 7. 442* Момус. К итогам сезона // Новый зритель. 1926. № 24. С. 8 – 9. 443* Загорский М. Против «Ревизора» Мейерхольда. 444* См.: Блюм В. «Театральный Октябрь». Сборник I // Печать и революция. 1926. № 5. С. 228 – 230. 445* Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 244. 446* Алперс Б. Блестящая шутка? // Еженедельник академических театров. 1924. № 15. С. 11. 447* Там же. Эти слова купированы в сборнике Б. Алперса 1977 года «Театральные очерки». 448* Алперс Б. Бле
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|