Вопрос: Формы контроля.
Различают следующие организационные формы контроля. 1. Государственный контроль. Его осуществляют государственные и административные органы. Государственный контроль обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение обязательств физических и юридических лиц перед государством, соблюдение законности. Такой контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и субъектов России, а также на уровне местного самоуправления (муниципальный финансовый контроль). Государственный финансовый контроль в России осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-ревизионным аппаратом Минфина России, состоящего из Департамента государственного финансового контроля и аудита МФ РФ и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах РФ, Министерством РФ по налогам и сборам. Центральным банком РФ, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю. Федеральным казначейством. Государственным таможенным комитетом, контрольными органами законодательных (исполнительных) органов субъектов РФ (счетные палаты и аналогичные органы субъектов РФ). Основные задачи государственного финансового контроля: · контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; · контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; · проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; · проверка эффективности и экономности расходования государственных средств; · проверка правильности расчета и уплаты налогов.
Объектами государственного финансового контроля являются: · государственные органы и структуры; · промышленные и коммерческие предприятия, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии; · общественные неправительственные организации и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством. 2. Внутриведомственный контроль. Его осуществляют министерства, ведомства, департаменты, комитеты в отношении подведомственных организаций. Преимущество этого контроля заключается в непосредственной связи с функцией управления отрасли и его специализации применительно к отраслевым особенностям, технологии и т. д. Он осуществляется контрольно-ревизионными управлениями (КРУ) министерств и ведомств, функциями которых являются: · всесторонняя проверка состояния подведомственных организаций; · контроль за сохранностью ресурсов; · выявление хозяйственных и финансовых нарушений и злоупотреблений; · контроль за правильностью постановки учета и отчетности; · выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производств. 3. Вневедомственный контроль. Осуществляется, например, Департаментом государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ в отношении различных организаций в виде ревизии производственно-хозяйственной деятельности. 4. Внутрихозяйственный контроль. Он защищает интересы предприятия и его коллектива от злоупотреблений и обеспечивает повышение эффективности его хозяйственной деятельности. Он осуществляется внутри организации отделами, службами в связи с общественными организациями. Его задача - это систематическое и повседневное наблюдение за использованием всех видов ресурсов. 5. Независимый контроль (аудит). Осуществляется независимыми экспертами (аудиторами), имеющими специальную подготовку и независимыми от проверяемой организации как в финансовом, так и организационном плане.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и частных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги: ведение и восстановление учета, консультирование по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др. В России создана соответствующая правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирования, проводится работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным государством правилам. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ. 6. Специализированный контроль. Органы специализированного контроля осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию. Такие органы представлены различными инспекциями: ГИБДД, пожарной инспекцией и др. 7. Общественный контроль. Реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, средствами массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение). 4. Вопрос: Ревизия. Основные виды ревизий. Слово «ревизия» происходит от латинского revision, что означает «пересмотр». Ревизия - составная часть системы управленческого контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций. Ревизия позволяет изучить все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых организаций. Она имеет четкий правовой статус, определяющий границы ее распространения, сроки проведения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию, и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии.
Задачи ревизии: · проверка соблюдения субъектом хозяйствования законодательства в сфере экономических отношений; · проверка законности совершаемых субъектом хозяйствования хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности имущества; · своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам общества, установление причин и условий, способствующих их совершению; · принятие мер по возмещению причиненного ущерба; · выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта хозяйствования. Ревизия - форма последующего контроля, представляющая собой систему взаимосвязанных документальных и фактических приемов контроля. Выделяют следующие виды ревизий. 1. По ведомственным признакам: · ведомственные ревизии - проводятся работниками определенного ведомства на подведомственных предприятиях; · внутрихозяйственные ревизии - работники объединения ревизуют деятельность внутренних подразделений; · вневедомственные ревизии - осуществляются органами государственного и общественного контроля, которые наделены контрольными правами по отношению к организациям всех отраслей экономики независимо от ведомственной подчиненности; · смешанные ревизии - осуществляются органами ведомственного, государственного и общественного контроля. 2. По организационным признакам: · плановые ревизии - осуществляются по заранее разработанному и утвержденному плану; · внеплановые ревизии - проводятся в сроки, не предусмотренные планом (например, в случае стихийного бедствия); · перманентные ревизии - проводятся непрерывно контрольным аппаратом объединения в структурных подразделениях. 3. По степени охвата проверяемых объектов: · сплошные ревизии - предусматривают проверку всех хозяйственных операций и объектов за весь проверяемый период (проверяются все документы, регистры, отчетные данные о наличии товарно-материальных ценностей и денежных и других средств за ревизуемый период);
· выборочные ревизии - предполагают проверку хозяйственных операций и документов за отдельные периоды времени или же какую-то часть документов. Однако и при выборочной ревизии отдельные операции подвергаются сплошной проверке (например, кассовые операции); · комбинированные ревизии - сочетают сплошные и выборочные проверки отдельных хозяйственных операций. Сплошным способом проверяются кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами и др. Если при выборочной проверке выявляются злоупотребления, данные хозяйственные операции проверяются сплошным способом. 4. По масштабам проверок: · комплексные ревизии - представляют собой всестороннюю и взаимосвязанную проверку всех участков деятельности организации, проводятся бригадой специалистов разных профессий с целью наиболее полной оценки деятельности предприятия и поиска резервов; · некомплексные ревизии - то, как правило, документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности организаций. Ее проводят один или несколько специалистов определенного профиля; · тематические ревизии - то проверка отдельных участков работы организации по определенной тематике (кругу вопросов). 5. В зависимости от звенности ревизуемых объектов: · отраслевые ревизии включают проверку деятельности организаций отрасли; сквозные ревизии проводятся тогда, когда ревизуется деятельность всех организаций одного звена управления, начиная с производственных организаций и заканчивая первичными вышестоящими органами хозяйственного управления; · однозвенные ревизии проводятся тогда, когда проверяется деятельность одного хозяйственного звена (склада, цеха и т. п.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|