Подходы аудитора к проблеме формирования страхового портфеля
Процесс аудита характеризуется как четко определенная организация аудиторской проверки на основе принятой методологии, при которой можно быть уверенным, что все задачи аудита определены и выполнены, собранная информация достоверна, компетентна и достаточна. Различают следующие основные этапы процесса аудита: 1) планирование аудита; изучение бизнеса аудируемой страховой организации; написание программы аудита; 2) проверка и оценка структуры внутреннего контроля; уточнение программы аудита; 3) проведение независимой проверки операций; 4) проведение аналитических процедур;
5) проверка статей бухгалтерского (финансового) учета; 6) завершение аудита. Руководствуясь требованиями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности «Планирование аудита», аудиторы должны оформлять программу аудита, которая представляет набор инструкции, проверяемые предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. При разработке программы аудитор должен проанализировать необходимость привлечения других аудитов или экспертов к проведению аудиторской проверки и учесть это при составлении программы. В программу должны быть включены вопросы по аудиту: • законности деятельности; • договоров страхования, перестрахования и их соответствие действующему законодательству; • применения учетной политики; • страховых взносов и страховых выплат; • отказа в страховых выплатах страхователям; • правильности формирования страховых резервов; • финансовых вложений при построении инвестиционной политики; • соблюдения правил размещения страховых резервов и собственных средств страховщика; • расходов; • денежных средств; • расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; • правильности формирования финансовых результатов; • правильности составления годовой бухгалтерской отчетности; • соблюдения нормативного соотношения активов и обязательств; • соблюдения требований о максимальной ответственности по Каждый из перечисленных вопросов (или несколько взаимосвязанных вопросов) должны раскрываться в отдельной программе. Программа аудита должна включать перечень аудиторских процедур, которые аудитор должен выполнить в процессе работы, и время их проведения. По каждой конкретной аудиторской процедуре аудитор принимает решение о количестве проверяемых данных — так называемый объем выборки («выборочная проверка»). Проводятся и сплошные проверки, но лишь в особо важных и необходимых случаях (так как сплошные проверки дорого стоят и требуют большого количества времени и трудозатрат).
Источниками информации могут быть: первичные документы, учетная система, система отчетности, материальные активы, администрация и персонал организации, независимые третьи лица. Различают следующие способы сбора информации: • изучение в натуре; • проверка первичных документов; • наблюдение; • опрос; • перепроверка арифметических расчетов, проводимых клиентом и проведение аудитором самостоятельных вычислений; • проведение аналитических процедур (использование сравнительного анализа по статьям отчета, например, за аудируемый и предыдущий периоды, исследование любых необычных отклонений, анализ соотношения различных данных, сопоставление и оценка результатов анализа). По результатам проведенной проверки составляется отчет, т.е. аудиторское заключение. Согласно Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, заключение должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой. Вводная часть включает: наименование страховой организации и описание работы экспертов, сведений о нем, дата поступления материала на исследование, обстоятельства аудита и исходящие данные, имеющие значения для дачи заключения. Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Аналитическая часть должна включать название и кому она адресована. Аналитическая часть должна быть озаглавлена «Отчет аудиторской фирмы» и адресована исполнительному органу, осуществляющему функции управления экономическим субъектом. Здесь приводятся проверенная финансовая информация, период, за который проводилась проверка, и в общем виде описывается ее ход. Излагаются результаты аудита, дается описание недостатков в ведении бухгалтерского учета, совершении финансовых и хозяйственных операций при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности и отличаются нарушения законодательства РФ, а также предлагаются рекомендации по устранению выявленных недостатков, по совершенствованию учета и системы внутреннего контроля аудируемой фирме.
Итоговая часть аудиторского заключения должна содержать мнение независимого аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, о соответствии ее общепринятым принципам бухгалтерского учета и отчетности, действующим в Российской Федерации, а также о соответствии совершенных клиентом операций требованиям действующего законодательства. При составлении аудиторского заключения аудиторская фирма должна принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Подготовке аудиторского заключения предшествует составление отчета по результатам проверки в соответствии со стандартом «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита». В отчете аудитора указываются ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. Отчет аудитора представляется вместе с аудиторским заключением. Подготовка аудиторского заключения осуществляется в соответствии с федеральным стандартом «Аудиторское заключение по финансовой отчетности». Положительное аудиторское заключение (подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности и соблюдение аудируемой страховой организацией при осуществлении финансово-хозяйственных операций действующего законодательства РФ. Условное положительное аудиторское заключение подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности с ограничениями. Конкретная форма ограничений зависит от степени важности (существенности) вопроса.
1. Неуверенность «в связи с» аудитор отказывается от мнения какому-то конкретному вопросу, который он не считает существенным. Неуверенность обычно выражается в связи с недостатками, которые не могли быть, обнаружены по причине ограничения аудита. 2. Несогласие «за исключением»: аудитор выражает мнение, противоположное заявлению администрации страховой организации по определенному вопросу, не являющемуся существенным. 3. Несоблюдение какого-либо требования, установленного ведомством страхового надзора, несмотря на то, что данные бухгалтерской отчетности достоверны (например, не соблюдено страховщиками требование о максимальной ответственности по отдельному риску, здесь же целесообразно указать, насколько это требование не соблюдено). Отрицательное аудиторские заключение (содержит запись о невозможности подтверждения достоверности и объективности бухгалтерской отчетности): аудитор выражает заявлениям администрации страховщика «обратное мнение» по существенным вопросам. «Отказ от мнения» - это особая форма аудиторского заключения. Если группа аудиторов, проводивших проверку, не способна обосновать свое заключение по причине ограничения объема Проверки, утраты независимости в ходе ее проведения или недостаточности собранной информации, то в этом случае возможен отказ от I выражения мнения о состоянии бухгалтерской отчетности и положении дел в аудируемой страховой организации. В таком случае в заключении необходимо четко указать причины, по которым вывод по результатам аудита невозможно сделать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|