Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование осанки у детей в онтогенезе




 

Онтогенетическое формирование осанки в детском возрасте в определенной мере связано с целым рядом анатомических, функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата, генетическим фактором, социально-бытовыми условиями и т. д. [65, 12]. Формирование опорно-двигательного аппарата и его функциональное совершенствование занимают длительный период онтогенеза, заканчиваясь обычно к 20-22 годам [48]. в процессе роста организма человека происходят морфологические и функциональные изменения. Формирование осанки и ее изменения в постнатальном онтогенезе начинаются в период раннего детства в связи с освоением ребенком вертикального положения тела и заканчивается к периоду окончания роста скелета. Изменение осанки в процессе роста связано со смещением общего центра тяжести в борьбе с гравитацией. При этом происходит активное совершенствование двигательной деятельности ребенка через становление различных координационных механизмов, обеспечивающих высокий уровень регуляций в организме в плане взаимодействия мышц агонистов и антогонистов.

Важным фактором, влияющим на онтогенетическое формирование осанки, является сила гравитации. Все изменения, которые происходят в опорно-двигательном аппарате ребенка направлены на противодействие силе притяжения, в следствии этого и формируются все изгибы позвоночника. В дальнейшем у новорожденного постепенно выпрямляется кифоз. В положении лежа дугообразное искривление позвоночника выпрямляется под действием силы тяжести головы на шейный отдел позвоночника и нижних конечностей - на поясничный отдел. У новорожденного мышцы не могут обеспечить опорные функции. В первую очередь увеличивается сила мышц шеи, ребенок начинает поднимать голову, а в дальнейшем при укреплении мышц спины - садится, что и приводит к начальному формированию поясничного лордоза. Когда укрепляются разгибатели спины, мышцы ног и тазобедренного сустава, ребенок начинает вставать. Наибольшая активность при стоянии обнаруживается именно в этих мышцах и диафрагме, а наименьшая - в мышцах живота. Физиологическая контрактура тазобедренного сустава уменьшается, но таз еще находится в горизонтальном положении. Образуется небольшой шейный лордоз, по причине того, что голова под силой тяжести запрокидывается назад, остальные отделы позвоночника продолжают укрепляться. Брюшные мышцы у грудного ребенка очень слабые, поэтому в вертикальном положении живот под действием силы тяжести выпячивается и способствует образованию небольшого поясничного лордоза [8].

В первый период освоения ходьбы осанка у ребенка следующая: выступающий живот, поясничный лордоз становится более заметным, прямая верхняя часть туловища, небольшой грудной кифоз, небольшая контрактура тазобедренных суставов, колени слегка согнуты. Одновременно начинает увеличиваться активность мышц туловища и средних ягодичных мышц. Ребра благодаря тяге брюшных мышц наклоняются кпереди, поэтому грудная клетка несколько уплощается, а плечи округляются. Колени выпрямляются в вертикальном положении, но во время хождения остаются немного согнутыми, т.к. мышцы ног и связки еще недостаточно сильные и крепкие [21, 19]

Связочный аппарат позвоночника у детей этого возраста также имеет ряд существенных особенностей и активно участвует в статике и динамике. Передние и задние продольные связки межпозвоночного симфиза ограничивают наклоны туловища в переднезаднем направлении, а короткие связки между дугами и отростками - в боковом и горизонтальном, гася взаимосмещение позвонков. Стабилизирующие функции связочного аппарата осуществляются не пассивно, а активно. Об этом свидетельствуют возникновение при перемещении позвонков напряжение эластичных волокон, что позволяет связкам позвоночника адекватно реагировать на изменение положения тела в пространстве [28].

У детей дошкольного возраста уже полностью сформированы два кифоза (грудной и крестцово-копчиковый) и два лордоза (шейный и поясничный). И уже в этом периоде необходимо применять различные физические упражнения для укрепления всех отделов позвоночника, мышц туловища и конечностей. Отдельное внимание стоит уделить мышцам живота и поясничного отдела позвоночника [71, 33]. Укрепляя их в дошкольном возрасте, мы способствуем формированию правильной осанки и предупреждаем развитие деформаций позвоночника в школьном возрасте. А также стоит активно воздействовать на мышцы стопы, укрепляя ее продольный и поперечный своды. Благодаря этому в дальнейшем мы избежим развития плоскостопия и уплощения сводов стопы [50].

С поступлением в школу, свободно проявляемая и автоматически саморегулируемая двигательная активность ограничивается, преобладает гиподинамия. В связи с неполной зрелостью организма младших школьников их осанка имеет неустойчивый характер и может подвергаться изменениям под влиянием длительных и неадекватных нагрузок.Суточная норма двигательной активности должна составлять 15-20 тысяч шагов в день при общей продолжительности 4 -5 часов [68, 29].

Активный двигательный режим ребенка способствует гармоничному развитию, выработке условно-рефлекторных связей, обеспечивающих формирование правильной осанки в процессе роста. При этом необходимо учитывать специфические особенности функций опорно-двигательного аппарата младших школьников. Позвоночный столб в этом возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью грудного и поясничного изгибов. Грудной изгиб полностью формируется к 7, поясничный - к 12 годам. Толстые межпозвонковые диски, эластичный связочный аппарат и слаборазвитая мускулатура спины способствуют деформации позвоночника. Позный (статический) режим деятельности мышц значительно затруднен, в связи с недостаточной зрелостью ЦНС и ее низким пределом работоспособности. Через 10 мин. от принятия позы "сидя" у детей ослабляется сокращение мышц-сгибателей. Это влечет к изменению посадки и, как следствие, к формированию неправильной осанки [61].

Осанка ребенка в младшем школьном возрасте в основном сохраняет черты предшкольного возраста. Выраженный поясничный лордоз и умеренная выпуклость живота в детском возрасте - явление нормальное [45]. Плоский живот у детей бывает редко, является он характерной чертой юношей после периода полового созревания, активно занимающихся мышечной деятельностью и спортом. В вертикальном положении мышцам живота придается очень важная роль. Они поддерживают органы брюшной полости и препятствуют их опущению. Тонус брюшных мышц благоприятно влияет на кровообращение в брюшной полости. Мышцы живота принимают участие в дыхании, особенно в выдохе, и помогают в работе диафрагме, создавая ей своим напряжением опору [63]. Они помогают функции органов брюшной полости, в случае недостаточности их собственной мышечной силы. Если брюшные мышцы слабо поддерживают внутренние органы, легко возникает их опущение со всевозможными последствиями: механическими, функциональными нарушениями и патологическими нервными реакциями. Следовательно, необходимо их укреплять всевозможными упражнениями уже в более раннем возрасте. Но педагогам по физическому воспитанию необходимо очень осторожно подбирать двигательную нагрузку, т. к. укрепляя мышцы брюшного пресса можно вызвать образование различных видов грыж (белой линии живота, паховой, пупочной и др.)

Костная система перестраивается на протяжении всей жизни человека. В дошкольном и школьном возрасте происходит замена соединительных и хрящевых элементов позвонков на костную ткань. В этот период нефизиологичные позы, чрезмерные перегрузки при выполнении физических упражнений или бытовой деятельности могут вызвать резкие нарушения осанки вследствие неправильного перераспределения тонуса мышечно-связочного аппарата [74].

Межпозвонковые диски ребенка по своему составу отличаются от таковых у взрослых. В студенистом ядре диска содержится до 90% воды. Содержание жидкости по мере роста позвоночника снижается, достигая к зрелому состоянию 60%. Более высокое содержание воды в межпозвонковых дисках ребенка обусловливает их высокую эластичность и функциональную нестабильность [32].

В этом возрасте связки отличаются высокой эластичностью и растяжимостью. Эластичность межпозвонковых дисков - это фактор обеспечивающий высокую подвижность позвоночника у ребенка, а в патологических условиях - его функциональную нестабильность. Так, у детей 6-7 лет, по данным Арсланова В. А. (1987), объем движений позвоночника во всех плоскостях превышает таковой у взрослых на 8-110.[8]

Нарушение осанки наблюдается в период бурного роста ребенка, когда кости значительно увеличиваются в длине, а внутренние органы и мышечная система еще не успевают за развитием костной системы. В первую очередь это связано с половым созреванием. Изучая осанку, необходимо определять степень половой зрелости.

При правильнойосанке у ребенкаверхняячасть туловища почти вертикальная, грудная клетка куполообразная, плечи не выступают кпереди, намечается поясничный лордоз. Оси головы и туловища располагаются по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры, в положении разогнутых тазобедренных и коленных суставов. Имеется средняя выраженность шейного и грудного изгибов позвоночника, линия остистых отростков позвонков занимает среднее положение, треугольники талии симметричны. У ребенка 7 лет угол наклона таза равен 250. Положение таза имеет существенное влияние на формирование осанки. Усиленный наклон в сочетании с сильными мышцами спины создает поясничный гиперлордоз, уменьшение угла наклона сглаживает не только лордоз, но даже его противоположность - поясничный кифоз. Бертиниевы связки препятствуют перемещению переднего края таза вверх, а перемещение это благоприятствует хорошей осанке, смягчая поясничный лордоз и выстояние люмбосакрального угла. Длина нижних конечностей должна быть одинаковой [26].

Таким образом, у детей младшего школьного возраста осанка имеет специфические особенности и носит неустойчивый характер, что может привести к развитию деформаций опорно-двигательной системы.

 

Признаки нарушений осанки

 

Правильная и красивая осанка является важным комплексным проявлением состояния здоровья. Частота нарушений осанки, по данным НИИ детской ортопедии им. Г. И. Турнера, неуклонно возрастает [69]. По России нарушение осанки выявлено у 40-80% детей и подростков, частота искривления позвоночника за последние годы увеличилась с 3% до 10% [38].

Среди отклонений опорно-двигательного аппарата нарушения осанки занимают одно из первых мест, как по частоте, так и по тяжести патологических изменений, а это, в свою очередь, оказывает значительное влияние на функционально-важные органы и системы [24].

Осанка имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться (например, количество нарушений возрастает в период полуростового и ростового скачка, полового созревания, особенно среди девочек). Осанка у 50 - 90% детей и подростков не соответствует норме (Т. С. Морозова, 2002). Это проблема современного школьного образования, так как 75% всех нарушений осанки приходится на возраст 7 - 14 лет [12].

По другим данным нарушения осанки и отклонения физического развития имеют место у 60% детей дошкольного возраста, у 75-80% младших школьников и практически у 98% детей выпускных классов общеобразовательных и специализированных школ [64].

В настоящее время, на фоне постоянно ухудшающегося детского здоровья, родители высказывают озабоченность осанкой своих детей. Увидев, что на рентгенограмме позвоночника нет нарушений костной структуры, врач-ортопед обычно рекомендует провести ребенку курс массажа спины, заняться плаванием, носить корсет, а вообще - не волноваться по этому поводу. В словах и рекомендациях подобного плана часто проскальзывает несколько пренебрежительное отношение к этой проблеме, как будто это не повод для беспокойства. Вот структурный сколиоз - это другое дело, для ортопеда - это болезнь, поскольку есть реально различимые изменения в структуре позвонков, выявляемые на рентгенограмме, а вот нарушение осанки попадает в категорию "непонятностей": похоже на признак нездоровья, но и болезни явной нет... Благодушное приравнивание нарушений осанки к косметическим дефектам - одно из многочисленных заблуждений современной ортодоксальной медицины.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки, не считающимися заболеваниями в полном смысле этого слова. При дефектах осанки навык правильной осанки утрачивается и образуются новые условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела в пространстве [59].

Под нарушением осанки подразумевается функциональное, то есть преходящее, изменение архитектуры позвоночного столба из-за уменьшения работоспособности мышц спины и туловища. В результате этого нормальная нагрузка в положении стоя оказывается чрезмерной, и ребенок не может удерживать туловище выпрямленным. У здорового ребенка при мышечном утомлении, пониженном внимании и ослабленном мышечном тонусе возникает такая осанка покоя, при которой физиологические изгибы позвоночника - грудной кифоз и поясничный лордоз - усиливаются. Грудная клетка кажется уплощенной, живот - выпяченным [34].

В 90-95 % случаев отклонения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения [18]. Нарушения осанки ухудшают внешний облик ребенка, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. При этом, как правило, не происходит грубых изменений в позвоночнике, какие развиваются при сколиотической болезни [53, 27]

Эстетически некрасивая осанка во многом предопределяет судьбу ребенка, провоцирует развитие болезней, очень часто формирует комплекс неполноценности, деформирует мышление личности. Формирование неправильной осанки может быть вследствие слабого физического развития ребенка, по причине дефектов физического воспитания, ослабленного организма ребенка из-за перенесенных заболеваний (рахит, детские инфекции, простудные заболевания, бронхиальная астма) в сочетании с неблагоприятными внешними условиями, а также длительного неправильного положения тела при различных позах. Дети, имеющие нарушения осанки, отличаются отставанием в физическом развитии, задержкой совершенствования двигательных способностей, навыков и умений. Прогрессирование деформаций позвоночника оказывает существенное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную и костную системы растущего организма [24, 55].

При нарушенной осанке всегда существует некий стереотип архитектуры позвоночного столба. Выполнение наклонов, поворотов, сгибаний и разгибаний при этом мало меняет положение позвоночника, а это, в свою очередь, не оказывает существенного влияния на характеристики внутренних органов - они все время однообразны. В этом случае организм становится немобильным, плохо приспосабливается к различным нагрузкам, устает и истощается от излишнего напряжения мышц. Исходя из этого, стабильное нарушение осанки является одним из механизмов зарождения и развития различных болезней [35, 20].

Отклонения осанки связаны в основном с нарушением работы мышц туловища. Свободная осанка принимается человеком автоматически, без особого мышечного утомления. Один из наиболее частых механизмов нарушения осанки - статический: длительное систематическое пребывание в неудобной рабочей позе, неправильная поза за партой или столом и т.п. Начальное и ведущее звено в развитии статических нарушений осанки - неравномерное распределение нагрузки на мышцы, которые должны обеспечивать правильное, естественное положение позвоночника и всего тела. При неправильном положении тела, когда позвоночный столб изогнут, нагрузка на отдельные участки тела позвонков увеличивается. В результате развитие мышц-антагонистов, отвечающих за противоположные движения и удерживающие позвоночник в статическом положении, происходит неравномерно [1]. Мышцы, расположенные с "внутренней" (вогнутой) стороны деформации, испытывают возросшее сопротивление позвоночника. Они начинают более активно сокращаться, их масса и сила увеличиваются. С течением времени повышается тонус мышц, а порог их возбудимости снижается, то есть мышцы начинают сокращаться в ответ на более слабое, чем в норме, раздражение. Появляется гипертонус: уменьшение нагрузки на мышцу приводит не к расслаблению, а к еще большему сокращению этой мышцы. Деформация нарастает [17]. Мышцы же, расположенные с "внешней" (выпуклой) стороны дефекта испытывают ненормально сниженную нагрузку. Не выполняя возложенную на них функцию, такие мышцы слабеют, развивается их гипотрофия. Они "перерастягиваются" и не могут противостоять гипертрофированным антагонистам. Повышается порог возбудимости: мышцы теряют способность реагировать сокращением на раздражение, и чем больше их растягивают, тем слабее они становятся. Искривление нарастает. Во время статического положения позвоночника мышцы испытывают постоянную нагрузку и находятся в постоянном несимметричном тонусе. При этом межпозвонковые суставы и диски длительное время находятся без движений. При статической нагрузке без движения начинает страдать кровоснабжение и питание мышц и суставов [18]. Мышцы теряют эластичность и замещаются грубой соединительной тканью. Межпозвонковые суставы дегенерируют, развивается артроз. Снижается упругость дисков и пульпозного ядра, страдает их амортизирующая функция. Теряют эластичность связки позвоночника [38].

С физиологической позиции возникновению дефектов осанки у детей способствует не только опережающий рост скелета и отставание в развитии мышечной системы, но и недостаточно совершенная координация взаимоотношений между регулирующими центрами и периферией. А также несовершенные двигательные навыки, выработку которых тормозят длительные школьные занятия, большие задания на дом, страх перед строгой оценкой знаний и различные дисциплинированные наказания для определенной категории учащихся, а в целом - общая гиподинамия на фоне высоких для большинства детей стрессовых перегрузок [72].

В основе развития нарушенной осанки лежат также неблагоприятные факторы онтогенеза ребенка (так называемые факторы риска):

анатомо-конституционный тип строения позвоночника (астенический тип телосложения);

слабое развитие мышечной системы, особенно мышц спины и живота;

частые инфекционные заболевания и отсутствие систематических физических тренировок в режиме дня, малое количество времени отводится для игр и спорта;

дефекты зрения и нарушения со стороны слуха и носоглотки;

парты, не соответствующие возрасту ребенка, мягкая кровать, неправильные позы во время сна и чтения;

неправильное питание и рахит у детей дошкольного возраста;

плохие примеры неудовлетворительной осанки окружающих (школьные товарищи, родители, учителя и др.);

аномалии развития опорно-двигательного аппарата;

период быстрого роста ребенка (6-8 лет и 12-15) [46].

Следовательно, все причины нарушения осанки объединяются в две большие группы: внутренние и внешние. Внутренние причины - это дефекты формы и длины конечностей, хронические заболевания внутренних органов, травмы опорно-двигательного аппарата. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Далеко не все дети излечиваются полностью [26, 30].

Предупреждение дефектов осанки является проблемой давно назревающей и сложной, так как она во многом связана со средой обитания, условиями жизни человека, радикальное решение которых в наши дни все более затягивается и усложняется [52, 14].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...