Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение




 

Состояние осанки детей 7-8 лет

 

Нами были осмотрены 180 детей 7-8 летнего возраста, обучающихся в средней общеобразовательной школе № 33 п. Первомайского Красноармейского района. Применяли визуальный осмотр и проводили антропометрические измерения для характеристики осанки. Для оценки плоскостопия использовали метод плантографии. Обследование проводилось при плановом профилактическом осмотре.

Как показали результаты нашего обследования, только 50% всех детей имели осанку, которую можно признать отвечающей норме. У половины детей были отмечены различные виды нарушений осанки, из них только у 1 ребенка из 10 наблюдали один дефект осанки, у остальных были зарегистрированы комплексные деформации позвоночника от 2 до 5 дефектов (например, сочетание сутулости с крыловидными лопатками, правосторонней асимметрией и плоскостопием). Процентное соотношение дефектов осанки представлено в приложении №14. Наиболее часто встречали такие нарушения как крыловидные лопатки, сутулость, поясничный гиперлордоз, плоская спина, асимметричная установка верхнего плечевого пояса и продольное плоскостопие.

Были сформированы две однородные группы: экспериментальная и контрольная по 20 человек в каждой. В контрольной и экспериментальной группах отмечены незначительные различия в количественных характеристиках и степенях развития дефектов осанки (табл. 1).

Одно из самых распространенных проявлений нарушений осанки - отставание лопаток от туловища или крыловидные лопатки, наблюдали у каждого четвертого ребенка (23%). У мальчиков этот дефект наблюдали в 1,5 раза чаще, чем у девочек.

Крыловидные лопатки, как изолированный дефект осанки встречали у 4% обследованных детей, в остальных случаях он сочетался с другими отклонениями. В экспериментальной группе 1 степень крыловидных лопаток составляла 8%, 2 степень - 12%, 3 - 2% данного вида нарушения. В контрольной группе степень данного дефекта осанки составляла 3%, 2 - 13% и 3 - 6%.

 

Таблица 1.

Количественная характеристика нарушений осанки в экспериментальной и контрольной группе

№ п/п Показатель нарушения осанки

Соотношение в % (всего) эксперимент. группа

Соотношение в % (всего) контрольная группа

    Мальчики Девочки Мальчики Девочки
1. крыловидные лопатки

23

22

    13 10 13 9
2. сутулость

25

25

    11 14 10 15
3. поясничный гиперлордоз

8

9

    3 5 5 4
4. плоская спина

5

4

    2,5 2,5 1,5 2,5
5. х-образная форма ног

1

3

    0,3 0,7 1 2
6. о-образная форма ног

0,5

2

    - 1 1 1
7. асимметричная установка верхнего плечевого пояса

8

8

    3 5 3 5
8. сколиотическая осанка

3

4

    1 2 2 2
9. продольное плоскостопие

26

22

    14 12 12 10
10. внутренняя косолапость

0,5

1

    - 0,5 - 1

 

Сутулость наблюдали у 25% обследованных и встречали чаще у девочек, чем мальчиков. При этом, чем больше рост ребенка отличался от нормы, тем более был выражен этот дефект.

Изолированно, как отдельный и самостоятельный дефект сутулость встречали у 5% обследованных, в остальных случаях сутулость наблюдали в сочетании с комплексом других видов нарушений осанки. В 6% случаях сутулость сочеталась с крыловидными лопатками. Причем 1 степень сутулости составляла 8% случаев с кифозом, 2 степень - 12% и 3 степень - круглая спина или тотальный кифоз - 5%. Таковы данные в экспериментальной группе. В контрольной группе отмечены незначительные различия в структуре и степенях развития данного дефекта осанки - 1 степень сутулости составляла 4% случаев, 2 степень - 14%, круглая спина - 7%.

Характерно, что практически у каждого ребенка, у которого наблюдали крыловидные лопатки или сутулость, одновременно присутствовал такой дефект как продольное плоскостопие, в основном 1-2 степени.

Частым нарушением осанки являлся поясничный гиперлордоз, связанный, главным образом, с недостаточной силой мышц брюшного пресса. У детей 7-8 лет его встречали у 8% обследованных детей. Как самостоятельный дефект осанки наблюдали всего у одного ребенка, чаще всего поясничный гиперлордоз проявлялся в сочетании с сутулостью и крыловидными лопатками.

В экспериментальной группе 1 степень гиперлордоза составляла 2%, 2 степень - 5% и 3 - 2% случаев данного дефекта. Плоскую спину наблюдали у 5% детей. В экспериментальной группе отметили 2 степени развития данного дефекта: 1 степень плоской спины составляла 1%, 2 степень - 3%. В контрольной группе обнаружены все 3 степени развития плоской спины - 1 степень составляла 3%, 2 - 0,5%, 3 - 0,5%. данный дефект наблюдали в равном количестве как у девочек, так и у мальчиков.

Дефект асимметричная установка верхнего плечевого пояса встречали у 8% детей. Как изолированный дефект опорно-двигательного аппарата, такая осанка у обследованной выборки не зафиксирована. Чаще всего данный вид нарушения осанки встречали в комплексе с сутулостью или крыловидными лопатками. Также асимметричную установку верхнего плечевого пояса наблюдали в сочетании с продольным плоскостопием и сутулостью. В экспериментальной группе: 1 степень составляла 75%, 2 - 25% случаев с данным дефектом. В контрольной группе: 1 - 50% и 2 степень -50%.

% обследованных детей в возрасте 7-8 лет имели продольное плоскостопие (из них 26% - анатомическое (структурное) плоскостопие и 24% - функциональное). Половина из выделенных детей имели нарушение конфигурации стопы без нагрузки массы тела, а у половины - этот дефект возникал при стоянии. У мальчиков продольное плоскостопие встречали чаще, чем у девочек.

Поперечное плоскостопие ни в контрольной группе, ни в экспериментальной - зафиксировано не было. В экспериментальной группе 1 степень продольного плоскостопия составляла 7% случаев, 2 степень - 12%, 3 - 3%.В контрольной группе степень плоскостопия составляла 4% случаев, 2 степень - 10%, 3 - 8%. У каждого второго ребенка, имеющего продольное плоскостопие, этот дефект сопровождался различными видами деформаций позвоночника.

Такие дефекты как деформация ног (Х- и О-образные ноги), косолапость, сколиотическая осанка встречали у детей 7-8 лет в диапазоне от 1 до 3%.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...