Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Методы, организация исследования, характеристика обследованного контингента




 

Организация исследования

 

Для выявления особенности отклонения осанки у детей школьного возраста нами были осмотрены 85 детей 7-8 летнего возраста, обучающихся в средней общеобразовательной школе № 33 п. Первомайского Красноармейского района. Применяли визуальный осмотр и проводили антропометрические измерения для характеристики осанки. Для оценки плоскостопия использовали метод плантографии. Обследование проводилось при плановом профилактическом осмотре.

Были сформированы две однородные группы: экспериментальная и контрольная по 20 человек в каждой. Провели определение уровня развития физических качеств и уровня морфо-функционального развития. В контрольной и экспериментальной группах отмечены незначительные различия в количественных характеристиках и степенях развития дефектов осанки.

В экспериментальной группе, помимо традиционной системы физической подготовки дети два раза в неделю посещали занятия лечебной физкультуры (ЛФК). Комплексы корригирующей гимнастики подбирали строго индивидуально исходя из формы, структуры, степени развития и этиопатогенеза дефекта осанки. Дополнительно для повышения эффективности коррекционного процесса предусматривали индивидуальную работу дома с родителями по заданию учителя физкультуры. Индивидуальные занятия проводили не менее получаса в день по 6-8 упражнений на различные группы мышц 3 раз в неделю. Система корригирующей гимнастики представлена в приложениях№.1-13.

Эксперимент продолжался в течение двух лет. По окончании эксперимента также провели визуальный осмотр и антропометрические измерения и провели определение уровня развития физических качеств а также уровня морфо-функционального развития.

 

Методы исследования

Антропометрические методы. Уровень физического развития детей 7-8 лет с нарушениями осанки определяли по данным антропометрических показателей на основе стандартных методик [54, 28]

Длина тела определяли с помощью антропометра, с точностью измерения до 0,1 см, масса тела - на медицинских весах с точностью до 50 граммов. Расчет индекса Кетле производили путем деления показателя массы тела исследуемого в граммах на показатель роста в сантиметрах [47, 37].

Определения формы осанки. Для определения формы осанки использовали два метода:

. Визуальный. При наружном осмотре проверяли высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки, форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Асимметрию лопаток определяли, измерив сантиметровой лентой "треугольник" (расстояние от позвонка СVII, до нижнего угла левой лопатки и от позвонка СVII, до нижнего угла правой лопатки). При нормальной осанке эти расстояния равны.

При этом ширину плеч измеряли сантиметровой лентой спереди по прямой между плечевыми точками; плечевую дугу измеряли сзади по дуге между этими же точками; оценка плечевого индекса: до 89,9 %и ниже - сутулость, от 90 до 100 % - нормальная осанка [51].

2. Метод Ковальковой (1988). Производили три измерения в сагиттальной плоскости: 1) глубины шейной точки, 2) глубины поясничного лордоза, 3) длины позвоночного столба, применяя антропометр. Обследуемому, стоящему в привычной позе, приставляли антропометр так, чтобы он был в строго вертикальном положении и касался позвоночного столба в одной точке. Расстояние до наиболее отдаленной точки поясничного отдела и являлось показателем глубины поясничного лордоза [41, 25].

Определение плоскостопия по методу плантографии. Плантограмму получали следующим способом - отпечаток на чистом листе бумаги. Картонная или деревянная поверхность пропитывается краской, сверху располагают чистый лист бумаги, на который встают голой ступнёй, тем самым получают отпечаток стопы с внутренней стороны бумаги. Высушенный отпечаток обводится фломастером и строится рабочий рисунок [54].

 

Рис. 1. Рабочий рисунок при построении планограммы

 

При использовании плантографического метода о характере свода стопы судят по ширине её отпечатка. Обработку осуществляли по:

I. Методу Штритер с проведением следующих операций.

. На полученном отпечатке проводили касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы - АВ.

. Делили касательную пополам (АВ:2) и отмечали точкой - С.

. Из середины касательной в точке С восстанавливали перпендикуляр до наружного края стопы - СD

. Измеряли длину отрезка - СD.

. Вычисляли процентное отношение отрезка перпендикуляра ЕD ко всей длине СD.

На основании процентного соотношения делали вывод:

а) если отрезок перпендикуляра ЕD составляет до 50 % длины перпендикуляра СD - стопа нормальная;

б) если это соотношение составляет 50 - 60 % - стопа уплощённая, I степень плоскостопия;

в) соотношение свыше 60 % - стопа плоская, II и более III степень плоскостопия.

II. Полученные результаты сравнивали с образцовыми типами стоп по классификации Кларка, который для анализа подошвенных поверхностей стоп предложил использовать 10 характерных отпечатков: 1-3 изогнутая стопа, 4-6 идеальная стопа, 7-10 различные виды плоскостопия (рис.2).

 

Рис. 2. Типы плантограмм стоп по классификации Кларка.

Определения уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств данного контингента детей определяли путем следующих видов тестирования: кистевая динамометрия, теппинг - тест, бег на 30 м, прыжок в длину с места, прыжок вверх, метание набивного мяча, тест на гибкость.

Кистевую силу ведущей руки измеряли с помощью детского кистевого динамометра по стандартной методике [39].

Теппинг - тест использовали для измерения частоты локальных движений.

Для оценки теста "Бег на 30 м" испытуемый становился перед линией старта и на сигнал "Марш!" выполнял бег до отметки 30 м.

Тест "Прыжок в длину с места" использовали для определения взрывной силы, выполняли его из положения стоя, для этого ребенок становился перед линией, слегка приседал и прыгал вперед как можно дальше [51].

Тест "Прыжок вверх" применяли для измерения скоростно-силовых возможностей по методу Аболакова В. М., испытуемый выполнял прыжок вверх с места толчком двумя ногами со взмахом руками вверх [51].

Тест "Метание набивного мяча" производили с помощью мяча весом 1 кг, для этого испытуемый становился перед линией броска, держа мяч за головой и движением туловища и рук бросал мяч вперед двумя руками из-за головы.

Качество гибкость и подвижность в тазобедренном суставе, определяли во время глубокого наклона туловища испытуемого вперед-вниз, стоя на прямых ногах на возвышении. Наклонившись вниз, испытуемый кончиками пальцев оставлял метку и фиксировал это положение на 3 сек [54].

Данные измерений были математически обработаны.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...