Морфо-функциональное состояние и физическая подготовленность детей с нарушениями осанки в экспериментальной и контрольной группе после 2-летней коррекции
В экспериментальной и контрольной группе было проведено повторное тестирование показателей морфо-функционального развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки после периода 2-летней коррекции. Под воздействием занятий ЛФК по корригирующей методике в процессе эксперимента у детей с различными видами нарушений осанки экспериментальной группы улучшились все показатели морфо-функционального развития и уровня развития физических качеств (табл. 3). В контрольной группе также в процессе оздоровительных занятий по традиционной программе физического воспитания произошли изменения всех показателей морфо-функционального развития и физической подготовленности, но дети экспериментальной группы по всем параметрам превосходили своих сверстников из контрольной группы. Исключение составляли лишь показатели роста, веса и индекса Кетле. Эти показатели у детей экспериментальной группы незначительно выше, чем у детей контрольной группы.
Таблица 3. Динамика показателей морфо-функционального развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки в экспериментальной группе (M±m).
Применение на занятиях ЛФК и уроках физической культуры целенаправленных упражнений на формирование мышечного корсета и закрепление правильной осанки привело к тому, что у детей обеих групп произошли достоверные изменения по всем показателям физической подготовленности.
Наиболее выраженные изменения у детей 7-8 лет произошли в развитии частоты локальных движений. Так, в экспериментальной группе результат теппинг-теста был улучшен на 17%, а в контрольной группе - на 13% (табл. 4, 5). Средний показатель теппинг-теста в экспериментальной группе составлял 16 с, а в контрольной - 17 с. Реализация методики коррекционных занятий по ЛФК позволила детям экспериментальной группы существенно увеличить показатели быстроты и скоростно-силовых способностей. Так, например, средний показатель теста бег на 30 м у детей экспериментальной группы составил 5,6 с, что выше предыдущего результата у детей 7-8 лет на 28%, в контрольной группе этот показатель составлял 6,0 с. Средний показатель скоростно-силовых возможностей в тесте прыжок в длину с места у детей экспериментальной группы составлял 162 см, а в тесте прыжок вверх прирост составил 16%, что соответствует всем возрастным нормам. В контрольной группе показатели ниже - соответственно 154 см и прирост - 10%. Прирост силовых возможностей в тесте метание набивного мяча в среднем составил 30% в экспериментальной группе и 28% в контрольной группе, но средний показатель в экспериментальной группе больше чем в контрольной группе 1 на 40 см. Незначительное увеличение показателя гибкости у детей 7-8 лет с нарушениями осанки по сравнению с данными приводимыми другими исследователями отмечалось в обеих группах, это объясняется небольшим количеством времени, отводимым на ее развитие, что вполне закономерно для занятий с детьми, имеющими нарушения осанки [59]. У детей экспериментальной группы средний показатель гибкости составлял 11 см. Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о том, что у детей 7-8 лет с нарушениями осанки, реализуемая программа коррекционных занятий по ЛФК, приводит к более выраженным положительным изменениям показателей морфо-функционального развития и физической подготовленности, чем традиционная программа по физической культуре.
Таблица 4. Динамика показателей морфо-функционального развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки в контрольной группе (M±m)
Таблица 5. Сравнительная характеристика показателей морфо-функционального развития и физической подготовленности детей 7-8 лет с нарушениями осанки экспериментальной и контрольной группы после эксперимента
Учитывая тот факт, что состав и реализация оздоровительных и лечебно-профилактических программ в эти годы оставались без изменений, можно говорить о том, что именно под воздействием разработанной программы физического воспитания у детей экспериментальной группы произошло достоверное улучшение показателей морфо-функционального состояния и уровня развития физических качеств. Под воздействием 2-летних систематических занятий корригирующими упражнениями с учетом физиологических закономерностей, этиологии, патогенеза, вида и степени развития нарушения осанки у большинства детей экспериментальной группы отмечена стабильная коррекция нарушений осанки.
Из общего числа дефектов осанки 59% устранено, у остальных же произошло уменьшение степени развития дефектов позы стояния. В экспериментальной группе наблюдались достоверные уменьшения степеней всех видов нарушений осанки. В контрольной же группе, в которой занятия проходили по традиционной программе физического воспитания, адаптированной к специфике состояния опорно-двигательного аппарата школьников, лишь по трем видам нарушений осанки отмечены достоверные изменения. Из общего числа нарушений осанки всего 19% дефектов устранено. Результаты эксперимента указывают на более эффективное воздействие разработанного подхода к построению занятий лечебной физкультурой с детьми, имеющими нарушения осанки на уровень их морфо-функционального развития и физическую подготовленность. У детей экспериментальной группы достоверно улучшились все показатели морфо-функционального состояния и уровня развития физических качеств и они превосходили своих сверстников из контрольной группы как по количеству положительных изменений, так и по отдельным параметрам. Исключение составляли лишь показатели роста, веса и индекса Кетле. Эти показатели у детей экспериментальной группы находились приблизительно на том же уровне что у детей контрольной группы. Очевиден тот факт, что применение методики комплексных корригирующих занятий для детей с различными видами дефектов осанки в течение 2-летнего периода приводит не только к более выраженным улучшениям физиологических показателей осанки, но и к положительным изменениям уровня развития морфо-функционального состояния и физической подготовленности. Заключение Анализ научно-методической литературы по вопросам лечебной физической культуры для детей, имеющих различные виды нарушений осанки, показал, что нет единой классификации дефектов осанки в соответствии с физиологическими закономерностями, этиологией, патогенезом и степенью развития нарушений. Для существующих программ физического воспитания в специальных медицинских группах и лечебной физической культуры, применяемых в диспансерах, поликлиниках, общеобразовательных школах и сельских школах характерен унифицированный подход к реабилитации школьников без учета специфики физиологических отклонений и дефектов осанки. Очевиден факт отсутствия научно обоснованных программ лечебной физической культуры для детей 7-8 лет с различными видами нарушений осанки, в том числе и в условиях школы.
Отсюда на первом этапе исследования представлялось необходимым создать физиологическую оценку показателей отклонений осанки в виде единой классификации нарушений осанки, систему градации физиологических особенностей дефектов осанки по степеням развития и далее разработать методики коррекции каждого вида нарушения осанки у детей 7-8 лет с учетом физиологических закономерностей, этиологии, патогенеза, вида и степени дефекта. На последующих этапах исследования проанализировать эффективность разработанной программы лечебной физической культуры, применяемой в условиях школы, с позиции ее воздействия на показатели морфо-функционального развития и физической подготовленности детей 7-8 лет и сравнить разработанную программу корригирующих занятий с традиционно используемой программой ЛФК, адаптированной к детям с нарушениями осанки, в контрольной группе. Нами были осмотрены 180 детей 7-8 летнего возраста, обучающихся в средней общеобразовательной школе № 33 п. Первомайского Красноармейского района. В обеих группах применяли визуальный осмотр и проводили антропометрические измерения для характеристики осанки. Было выявлено что только 50% всех детей имели осанку, которую можно признать отвечающей норме. У остальных детей были отмечены различные виды нарушений осанки. Из них только у одного ребенка из десяти наблюдали 1 дефект осанки, у остальных были зарегистрированы комплексные деформации позвоночника, включающие от 2 до 5 дефектов. В контрольной и экспериментальной группах отмечены незначительные различия в количественных характеристиках и степенях развития дефектов осанки. Большинство показателей морфо-функционального развития и физической подготовленности детей 7-8 лет с нарушениями осанки хуже существующих возрастных норм и существенно отличались от результатов здоровых школьников других регионов Краснодарского края. У детей контрольной группы четыре показателя морфо-функционального развития и физической подготовленности находились ниже уровня результатов экспериментальной группы - это показатель ФР, кистевой силы, прыжка в длину с места и прыжка вверх. Программа была реализована в течение 2-летнего периода в процессе занятий ЛФК в средней общеобразовательной школе № 33 п. Первомайского Красноармейского района. Для оценки эффективности комплексной программы физического воспитания, адаптированной к специфике состояния опорно-двигательного аппарата школьников, была рассмотрена 2-годичная динамика изменения физиологических показателей осанки, морфо-функционального состояния и уровня развития физических качеств у детей 7-8 лет, имеющих нарушения осанки. В результате установлено, что использование экспериментальной программы ЛФК с учетом этиопатогенеза, вида и степени развития нарушения осанки, включающей комплексные занятия корригирующей гимнастикой разработанной на базе КубГУФК, у детей с нарушениями осанки привело к стабильной коррекции опорно-двигательного аппарата, у многих детей показатели осанки достигли нормы, у остальных произошло уменьшение степени развития дефектов. В контрольной группе отмечено исправление лишь отдельных видов нарушений осанки.
Сравнительный анализ конечных результатов осмотра осанки экспериментальной и контрольной группы позволил выявить у первых из общего числа нарушений осанки 59% устранено, в контрольной же группе, в которой применяли традиционную программу физического воспитания, лишь по трем видам нарушений осанки отмечены достоверные изменения, а из общего числа нарушений осанки всего 19% дефектов устранено. Педагогический эксперимент показал достоверное улучшение всех показателей морфо-функционального состояния и уровня развития физических качеств в экспериментальной группе. Дети этой группы по всем параметрам превосходили своих сверстников из контрольной группы. Исключение составляли лишь показатели роста, веса и индекса Кетле. Учитывая тот факт, что состав и реализация оздоровительных и лечебно-профилактических программ в эти годы оставались без изменений, можно говорить о том, что именно под воздействием разработанной системы физического воспитания у детей экспериментальной группы произошло достоверное улучшение показателей морфо-функционального состояния и уровня развития физических качеств. Таким образом, программа, используемая в условиях средней общеобразовательной школе № 33 п. Первомайского, Красноармейского района, включающая комплексные занятия корригирующей гимнастикой, для детей 7-8 лет, имеющих различные виды дефектов осанки, построенная с учетом физиологических особенностей, вида и степени развития нарушения осанки, позволяет существенно улучшить морфо-функциональное развитие, крепость телосложения и главное - качественно изменить осанку и в дальнейшем предотвратить стабильные нарушения опорно-двигательной системы у молодежи. Выводы 1. В ходе проведенной работы нарушения осанки у детей были классифицированы в десять групп. 2. Выявлены особенности морфо-функционального состояния и физической подготовленности детей с нарушениями осанки 7-8 летнего возраста. Занятия по предложенной коррекционной программе в течение двух лет позволили устранить восемь признаков нарушений осанки, таких как: крыловидные лопатки, сутулость, поясничный гиперлордоз, продольное плоскостопие, асимметричную установку плечевого пояса, плоскую спину и сколиотическую осанку у 59% детей экспериментальной группы. В контрольной группе, в которой применяли традиционный подход при коррекции осанки устранили лишь три признака нарушения осанки - крыловидные лопатки, сутулость, продольное плоскостопие у 19% детей, что подтверждает эффективность экспериментальной комплексной программы. . Программа коррекции нарушений осанки, является более эффективной по сравнению с традиционным подходом по вопросу коррекции осанки. Проведенное исследование показало, что коррекционная программа улучшает не только состояние опорно-двигательного аппарата, но и более эффективно повышает уровень морфо-функционального состояния и физической подготовленности детей, чем занятия проводимые по традиционной программе физического воспитания с детьми, имеющими нарушения осанки. Практические рекомендации Для обеспечения высокой эффективности занятий коррегирующей гимнастикой необходимо учитывать два основных аспекта: . Организационный аспект, включающий: три раза в год этапный контроль состояния опорно-двигательного аппарата, физиологических показателей осанки и показателей морфо-функционального состояния и развития физических качеств; формирование групп по возрасту и диагнозу; проведение занятий 3 раза в неделю по 45 минут; индивидуальная работа по заданию учителя физкультуры дома под контролем родителей. . Методический аспект. Решение задач по коррекции нарушений осанки средствами физической культуры в сельской школе рекомендуется осуществлять путем реализации комплексных занятий корригирующей гимнастикой с различной структурой и составом упражнений, исходя из формы, структуры, степени развития, физиологических особенностей детского организма. Рекомендуется использовать упражнения для развития силы и силовой выносливости мышц в объеме 12% без учета корригирующих упражнений силового характера, т. к. они необходимы для формирования и закрепления правильной осанки. На занятиях можно использовать незначительный объем упражнений, развивающих гибкость - 3%, т. к. у таких детей относительно большая подвижность позвоночного столба. Объему физических упражнений, направленных на развитие быстроты, достаточно 5%. Развитию общей выносливости рекомендуется отводить 11% от общего времени занятий с интенсивностью заданий до 60-80% от максимальной ЧСС. На долю упражнений, направленных на развитие координационных способностей в среднем на учебный год рекомендуется 12% от общего времени занятий, что очень важно для формирования и совершенствования навыка рациональной осанки. Для обеспечения эффективности коррекционных воздействий необходимо учитывать следующие принципы проведения коррекционных занятий для детей, имеющих нарушения осанки: 1. Комплексы корригирующих упражнений подбирать исходя из физиологических особенностей, этиологии и патогенеза дефекта осанки. 2. Учитывать вид и степень развития нарушения осанки при подборе корригирующих мероприятий. 3. При составлении комплекса корригирующей гимнастики и подборе нагрузки учитывать возраст и подготовленность занимающихся. 4. Дозировку специальных упражнений варьировать исходя из степени прогрессирования порока осанки, самочувствия, возраста и подготовленности занимающегося. осанка плоскостопие дошкольник коррекция
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|