Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Морфо-функциональное состояние и физическая подготовленность детей с нарушениями осанки в экспериментальной и контрольной группе после 2-летней коррекции




 

В экспериментальной и контрольной группе было проведено повторное тестирование показателей морфо-функционального развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки после периода 2-летней коррекции. Под воздействием занятий ЛФК по корригирующей методике в процессе эксперимента у детей с различными видами нарушений осанки экспериментальной группы улучшились все показатели морфо-функционального развития и уровня развития физических качеств (табл. 3). В контрольной группе также в процессе оздоровительных занятий по традиционной программе физического воспитания произошли изменения всех показателей морфо-функционального развития и физической подготовленности, но дети экспериментальной группы по всем параметрам превосходили своих сверстников из контрольной группы. Исключение составляли лишь показатели роста, веса и индекса Кетле. Эти показатели у детей экспериментальной группы незначительно выше, чем у детей контрольной группы.

 

Таблица 3.

Динамика показателей морфо-функционального развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки в экспериментальной группе (M±m).

Параметры Единицы измерения Исходное тестирование Заключительное
1. Рост см 123,1±0,5 133,9±0,4
2. Вес кг 24,4±0,3 28,9±0,3
3. Индекс Кетле г/см 199,3±0,002 222,3±0,002
4. Динамометрия кг 9,4±0,2 15,4±0,2
5. Теппинг-тест сек 19,2±0,1 16,1±0,1
6. Бег 30 м сек 7,7±0,1 5,6±0,1
7. Прыжок в длину с места см 131,2±1,5 162,5±0,7
8. Прыжок вверх см 24,8±0,3 29,4±0,3
9. Метание набивного мяча см 383,6±5,6 544,9±4,9
10. Тест на гибкость см 4,4±0,5 10,9±0,3

 

Применение на занятиях ЛФК и уроках физической культуры целенаправленных упражнений на формирование мышечного корсета и закрепление правильной осанки привело к тому, что у детей обеих групп произошли достоверные изменения по всем показателям физической подготовленности.

Наиболее выраженные изменения у детей 7-8 лет произошли в развитии частоты локальных движений. Так, в экспериментальной группе результат теппинг-теста был улучшен на 17%, а в контрольной группе - на 13% (табл. 4, 5). Средний показатель теппинг-теста в экспериментальной группе составлял 16 с, а в контрольной - 17 с.

Реализация методики коррекционных занятий по ЛФК позволила детям экспериментальной группы существенно увеличить показатели быстроты и скоростно-силовых способностей. Так, например, средний показатель теста бег на 30 м у детей экспериментальной группы составил 5,6 с, что выше предыдущего результата у детей 7-8 лет на 28%, в контрольной группе этот показатель составлял 6,0 с.

Средний показатель скоростно-силовых возможностей в тесте прыжок в длину с места у детей экспериментальной группы составлял 162 см, а в тесте прыжок вверх прирост составил 16%, что соответствует всем возрастным нормам. В контрольной группе показатели ниже - соответственно 154 см и прирост - 10%.

Прирост силовых возможностей в тесте метание набивного мяча в среднем составил 30% в экспериментальной группе и 28% в контрольной группе, но средний показатель в экспериментальной группе больше чем в контрольной группе 1 на 40 см.

Незначительное увеличение показателя гибкости у детей 7-8 лет с нарушениями осанки по сравнению с данными приводимыми другими исследователями отмечалось в обеих группах, это объясняется небольшим количеством времени, отводимым на ее развитие, что вполне закономерно для занятий с детьми, имеющими нарушения осанки [59]. У детей экспериментальной группы средний показатель гибкости составлял 11 см.

Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о том, что у детей 7-8 лет с нарушениями осанки, реализуемая программа коррекционных занятий по ЛФК, приводит к более выраженным положительным изменениям показателей морфо-функционального развития и физической подготовленности, чем традиционная программа по физической культуре.

 


Таблица 4.

Динамика показателей морфо-функционального развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки в контрольной группе (M±m)

Параметры Единицы измерения Исходное Заключи-тельное
1. рост см 122,3±1,5 132,8±1,1
2. вес кг 24,3±0,8 28,5±0,8
3. индекс Кетле г/см 202,08±0,003 215,0±0,003
4. динамометрия кг 8,2±0,3 12,6±0,2
5. теппинг-тест сек 19,8±0,5 17,4±0,3
6. бег 30 м сек 7,8±0,1 6,0±0,1
7. прыжок в длину с места см 119,7±1,9 154,0±1,9
8. прыжок вверх см 23,0±0,4 25,3±0,3
9. метание набивного мяча см 365,2±6,8 505,3±11,1
10 тест на гибкость см 4,3±0,9 9,5±0,5

 

Таблица 5.

Сравнительная характеристика показателей морфо-функционального развития и физической подготовленности детей 7-8 лет с нарушениями осанки экспериментальной и контрольной группы после эксперимента

Параметры Единицы измерения

Группы

      Экспериментальная Контрольная
1. Рост см 133,9±0,4 132,8±1,1
2. Вес кг 28,9±0,3 28,5±0,8
3. Индекс Кетле г/см 222,3±2,3 215,0±3,8
4. Динамометрия кг 15,4±0,2 14,2±0,1
5. Теппинг-тест сек 16,1±0,1 17,4±0,3
6. Бег 30 м сек 5,6±0,1 6,0±0,1
7. Прыжок в длину с места см 162,5±0,7 154,0±1,9
8. Прыжок вверх см 29,4±0,3 25,3±0,3
9. Метание набивного мяча см 544,9±4,9 505,3±11,1
10. Тест на гибкость см 10,9±0,3 9,5±0,5

 

Учитывая тот факт, что состав и реализация оздоровительных и лечебно-профилактических программ в эти годы оставались без изменений, можно говорить о том, что именно под воздействием разработанной программы физического воспитания у детей экспериментальной группы произошло достоверное улучшение показателей морфо-функционального состояния и уровня развития физических качеств.

Под воздействием 2-летних систематических занятий корригирующими упражнениями с учетом физиологических закономерностей, этиологии, патогенеза, вида и степени развития нарушения осанки у большинства детей экспериментальной группы отмечена стабильная коррекция нарушений осанки.

Из общего числа дефектов осанки 59% устранено, у остальных же произошло уменьшение степени развития дефектов позы стояния. В экспериментальной группе наблюдались достоверные уменьшения степеней всех видов нарушений осанки.

В контрольной же группе, в которой занятия проходили по традиционной программе физического воспитания, адаптированной к специфике состояния опорно-двигательного аппарата школьников, лишь по трем видам нарушений осанки отмечены достоверные изменения. Из общего числа нарушений осанки всего 19% дефектов устранено.

Результаты эксперимента указывают на более эффективное воздействие разработанного подхода к построению занятий лечебной физкультурой с детьми, имеющими нарушения осанки на уровень их морфо-функционального развития и физическую подготовленность.

У детей экспериментальной группы достоверно улучшились все показатели морфо-функционального состояния и уровня развития физических качеств и они превосходили своих сверстников из контрольной группы как по количеству положительных изменений, так и по отдельным параметрам. Исключение составляли лишь показатели роста, веса и индекса Кетле. Эти показатели у детей экспериментальной группы находились приблизительно на том же уровне что у детей контрольной группы.

Очевиден тот факт, что применение методики комплексных корригирующих занятий для детей с различными видами дефектов осанки в течение 2-летнего периода приводит не только к более выраженным улучшениям физиологических показателей осанки, но и к положительным изменениям уровня развития морфо-функционального состояния и физической подготовленности.


Заключение

Анализ научно-методической литературы по вопросам лечебной физической культуры для детей, имеющих различные виды нарушений осанки, показал, что нет единой классификации дефектов осанки в соответствии с физиологическими закономерностями, этиологией, патогенезом и степенью развития нарушений. Для существующих программ физического воспитания в специальных медицинских группах и лечебной физической культуры, применяемых в диспансерах, поликлиниках, общеобразовательных школах и сельских школах характерен унифицированный подход к реабилитации школьников без учета специфики физиологических отклонений и дефектов осанки. Очевиден факт отсутствия научно обоснованных программ лечебной физической культуры для детей 7-8 лет с различными видами нарушений осанки, в том числе и в условиях школы.

Отсюда на первом этапе исследования представлялось необходимым создать физиологическую оценку показателей отклонений осанки в виде единой классификации нарушений осанки, систему градации физиологических особенностей дефектов осанки по степеням развития и далее разработать методики коррекции каждого вида нарушения осанки у детей 7-8 лет с учетом физиологических закономерностей, этиологии, патогенеза, вида и степени дефекта. На последующих этапах исследования проанализировать эффективность разработанной программы лечебной физической культуры, применяемой в условиях школы, с позиции ее воздействия на показатели морфо-функционального развития и физической подготовленности детей 7-8 лет и сравнить разработанную программу корригирующих занятий с традиционно используемой программой ЛФК, адаптированной к детям с нарушениями осанки, в контрольной группе.

Нами были осмотрены 180 детей 7-8 летнего возраста, обучающихся в средней общеобразовательной школе № 33 п. Первомайского Красноармейского района. В обеих группах применяли визуальный осмотр и проводили антропометрические измерения для характеристики осанки. Было выявлено что только 50% всех детей имели осанку, которую можно признать отвечающей норме. У остальных детей были отмечены различные виды нарушений осанки. Из них только у одного ребенка из десяти наблюдали 1 дефект осанки, у остальных были зарегистрированы комплексные деформации позвоночника, включающие от 2 до 5 дефектов. В контрольной и экспериментальной группах отмечены незначительные различия в количественных характеристиках и степенях развития дефектов осанки.

Большинство показателей морфо-функционального развития и физической подготовленности детей 7-8 лет с нарушениями осанки хуже существующих возрастных норм и существенно отличались от результатов здоровых школьников других регионов Краснодарского края. У детей контрольной группы четыре показателя морфо-функционального развития и физической подготовленности находились ниже уровня результатов экспериментальной группы - это показатель ФР, кистевой силы, прыжка в длину с места и прыжка вверх. Программа была реализована в течение 2-летнего периода в процессе занятий ЛФК в средней общеобразовательной школе № 33 п. Первомайского Красноармейского района. Для оценки эффективности комплексной программы физического воспитания, адаптированной к специфике состояния опорно-двигательного аппарата школьников, была рассмотрена 2-годичная динамика изменения физиологических показателей осанки, морфо-функционального состояния и уровня развития физических качеств у детей 7-8 лет, имеющих нарушения осанки. В результате установлено, что использование экспериментальной программы ЛФК с учетом этиопатогенеза, вида и степени развития нарушения осанки, включающей комплексные занятия корригирующей гимнастикой разработанной на базе КубГУФК, у детей с нарушениями осанки привело к стабильной коррекции опорно-двигательного аппарата, у многих детей показатели осанки достигли нормы, у остальных произошло уменьшение степени развития дефектов. В контрольной группе отмечено исправление лишь отдельных видов нарушений осанки.

Сравнительный анализ конечных результатов осмотра осанки экспериментальной и контрольной группы позволил выявить у первых из общего числа нарушений осанки 59% устранено, в контрольной же группе, в которой применяли традиционную программу физического воспитания, лишь по трем видам нарушений осанки отмечены достоверные изменения, а из общего числа нарушений осанки всего 19% дефектов устранено. Педагогический эксперимент показал достоверное улучшение всех показателей морфо-функционального состояния и уровня развития физических качеств в экспериментальной группе. Дети этой группы по всем параметрам превосходили своих сверстников из контрольной группы. Исключение составляли лишь показатели роста, веса и индекса Кетле. Учитывая тот факт, что состав и реализация оздоровительных и лечебно-профилактических программ в эти годы оставались без изменений, можно говорить о том, что именно под воздействием разработанной системы физического воспитания у детей экспериментальной группы произошло достоверное улучшение показателей морфо-функционального состояния и уровня развития физических качеств. Таким образом, программа, используемая в условиях средней общеобразовательной школе № 33 п. Первомайского, Красноармейского района, включающая комплексные занятия корригирующей гимнастикой, для детей 7-8 лет, имеющих различные виды дефектов осанки, построенная с учетом физиологических особенностей, вида и степени развития нарушения осанки, позволяет существенно улучшить морфо-функциональное развитие, крепость телосложения и главное - качественно изменить осанку и в дальнейшем предотвратить стабильные нарушения опорно-двигательной системы у молодежи.

Выводы

1. В ходе проведенной работы нарушения осанки у детей были классифицированы в десять групп.

2. Выявлены особенности морфо-функционального состояния и физической подготовленности детей с нарушениями осанки 7-8 летнего возраста. Занятия по предложенной коррекционной программе в течение двух лет позволили устранить восемь признаков нарушений осанки, таких как: крыловидные лопатки, сутулость, поясничный гиперлордоз, продольное плоскостопие, асимметричную установку плечевого пояса, плоскую спину и сколиотическую осанку у 59% детей экспериментальной группы. В контрольной группе, в которой применяли традиционный подход при коррекции осанки устранили лишь три признака нарушения осанки - крыловидные лопатки, сутулость, продольное плоскостопие у 19% детей, что подтверждает эффективность экспериментальной комплексной программы.

.   Программа коррекции нарушений осанки, является более эффективной по сравнению с традиционным подходом по вопросу коррекции осанки. Проведенное исследование показало, что коррекционная программа улучшает не только состояние опорно-двигательного аппарата, но и более эффективно повышает уровень морфо-функционального состояния и физической подготовленности детей, чем занятия проводимые по традиционной программе физического воспитания с детьми, имеющими нарушения осанки.

Практические рекомендации

Для обеспечения высокой эффективности занятий коррегирующей гимнастикой необходимо учитывать два основных аспекта:

. Организационный аспект, включающий:

три раза в год этапный контроль состояния опорно-двигательного аппарата, физиологических показателей осанки и показателей морфо-функционального состояния и развития физических качеств;

формирование групп по возрасту и диагнозу;

проведение занятий 3 раза в неделю по 45 минут;

индивидуальная работа по заданию учителя физкультуры дома под контролем родителей.

. Методический аспект. Решение задач по коррекции нарушений осанки средствами физической культуры в сельской школе рекомендуется осуществлять путем реализации комплексных занятий корригирующей гимнастикой с различной структурой и составом упражнений, исходя из формы, структуры, степени развития, физиологических особенностей детского организма.

Рекомендуется использовать упражнения для развития силы и силовой выносливости мышц в объеме 12% без учета корригирующих упражнений силового характера, т. к. они необходимы для формирования и закрепления правильной осанки. На занятиях можно использовать незначительный объем упражнений, развивающих гибкость - 3%, т. к. у таких детей относительно большая подвижность позвоночного столба. Объему физических упражнений, направленных на развитие быстроты, достаточно 5%.

Развитию общей выносливости рекомендуется отводить 11% от общего времени занятий с интенсивностью заданий до 60-80% от максимальной ЧСС. На долю упражнений, направленных на развитие координационных способностей в среднем на учебный год рекомендуется 12% от общего времени занятий, что очень важно для формирования и совершенствования навыка рациональной осанки.

Для обеспечения эффективности коррекционных воздействий необходимо учитывать следующие принципы проведения коррекционных занятий для детей, имеющих нарушения осанки:

1. Комплексы корригирующих упражнений подбирать исходя из физиологических особенностей, этиологии и патогенеза дефекта осанки.

2. Учитывать вид и степень развития нарушения осанки при подборе корригирующих мероприятий.

3. При составлении комплекса корригирующей гимнастики и подборе нагрузки учитывать возраст и подготовленность занимающихся.

4. Дозировку специальных упражнений варьировать исходя из степени прогрессирования порока осанки, самочувствия, возраста и подготовленности занимающегося.

осанка плоскостопие дошкольник коррекция


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...