Обоснование выборки исследования.
Опрос проводится с целью выявления конфликтологической подготовки сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ». В опросе участвуют те сотрудники, которые проходили обучение по программам, использованным для контент-анализа. Всего в барнаульском филиале банка ОАО «УРАЛСИБ» работает 62 сотрудника. Из них 37 сотрудников проходили обучение по программам, использованным для контент-анализа. N=37. Выборка неслучайная, квотная (отбор осуществлялся не по принципам случайности, а по определенному критерию).
Операционализация основных понятий и категорий исследования
Признак
| Показатель
| Индикатор
|
Социально-демографические характеристики
| Пол
| 1. Мужской 2. Женский
|
| Возраст
| Количество полных лет (открытый вопрос)
|
Образование
| Профиль полученного образования
| Открытый вопрос
|
| Должность
| Открытый вопрос
|
Понимание природы конфликтов
| Понятие конфликта
| 1. 1. Способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон. 2. 2. Проявление противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. 3. 3. Столкновение противоположных, несовместимых друг с другом интересов в сознании отдельного человека, в межличностных отношениях или группах людей, связанное с острыми переживаниями. 4. 4. Противоречие, возникающее в следствии несовпадения целей и интересов сторон.
|
| Типы конфликта
| 1. 1. Личность - личность 2. 2. Личность - группа 3. 3. Группа - группа 4. 4. Внутри группы
|
| Причины конфликта
| 1. 1. Распределения ресурсов (з\п, премии, отпуска и т.п.) 2. 2. Взаимозависимость задач 3. 3. Различие в целях 4. 4. Различие в представлениях и ценностях 5. 5. Различие в манере поведения и жизненном опыте 6. 6. Неудовлетворительные коммуникации
|
| Последствия конфликта
| 1. Позитивные 2. Негативные
|
Навыки неконфликтного поведения
| Стратегии поведения в конфликте
| 1. Выбор стратегии поведения в конфликте с учетом ваших интересов. 2. Выбор стратегии поведения в конфликте с учетом интересов оппонента 3. Выбор стратегии поведения в конфликте с учетом интересов обеих сторон
|
| Уклонение от конфликтной ситуации
| 1. Вы не можете решить проблему 2. Вам нужна поддержка со стороны 3. Вы ощущаете необходимость ослабить накал
|
| Сотрудничество в решении проблемы
| 1. Другая сторона является постоянным клиентом банка 2. Предмет конфликта очень важен для Вас 3. Вы ориентированы на равных искать решение проблемы
|
| Компромисс
| 1. Вы пользуетесь кратковременной выгодой 2. Вы предпочитаете получить хоть что-то, чем потерять все 3. Вы не можете решить проблему иначе
|
| Уступки в конфликте
| 1. Предмет конфликта не важен для Вас 2. Вы стремитесь к сохранению отношений с клиентом 3. Вы не можете решить проблему по-другому
|
Формы управления конфликтом
| Предупреждение инцидента конфликта
| 1. Разработка определенного варианта урегулирования и решения конфликта 2. Изменение реальности конфликта под ожидание клиента 3. Изменение отношение клиента к проблеме
|
| Регулирование конфликтной ситуации
| 1. Ослабление и ограничение конфликта, посредством введения регуляторов: общепризнанных норм, правил поведения и др. 2. Признать конфликт негативным явлением 3. Прибегнуть к помощи посторонних лиц, третьей стороны
|
| Решение конфликта
| 1. Прекращение противодействия путем нахождения определенного варианта завершения конфликта 2. Свести деятельность к полному устранению конфликта 3. Устранить некоторые элементы конфликта (участников, предмет и т.п.)
|
Предотвращение конфликта
| Умение находить общие точки зрения, решения
| 1. Знаю 2. Что-то слышал (а) 3. Не знаю
|
| Воздействие на конфликт на латентных стадиях его развития
| 1. Знаю 2. Что-то слышал (а) 3. Не знаю
|
| Преодоление основного противоречия в интересах сторон
| 1. Знаю 2. Что-то слышал (а) 3. Не знаю
|
| Устранение конфликта на уровне его причин
| 1. Знаю 2. Что-то слышал (а) 3. Не знаю
|
Профилактика конфликта
| Создание условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию пред конфликтных ситуаций
| 1. Знаю 2. Что-то слышал (а) 3. Не знаю
|
| Устранение социально-психологических причин конфликтов
| 1. Знаю 2. Что-то слышал (а) 3. Не знаю
|
| Блокирование личностных причин возникновения конфликтов
| 1. Знаю 2. Что-то слышал (а) 3. Не знаю
|
Практическое разрешение конфликта
| Переговоры
| 1. Совместное обсуждение спорных вопросов с целью достижения согласия 2. Выдвижение противоположных позиций 3. Возможность высказывания критики личных качеств участников переговоров
|
| Интеграция интересов сторон
| 1. Учет взаимных интересов сторон, достижение взаимовыгодного соглашения, в результате которого ни одна из сторон не проигрывает 2. Стремление найти выгоду там, где только возможно, найти общие интересы 3. Удовлетворение позиций сторон, стремиться выиграть любой ценой
|
| Разъединение сторон конфликта
| 1. Разрушение социальной системы, распад общего дела, организации, элементами которой являются конфликтеры 2. Разрешить конфликт с наибольшей потере одной из сторон 3. Прекращения взаимодействия, между конфликтующими сторонами, изоляция их друг от друга (например: перевод одного или обоих оппонентов на другое место работы или увольнение)
|
Оценочная позиция относительно конфликта в целом
| Отношение к конфликтам
| 1. Положительно 2. Отрицательно 3. Нейтрально
|
Анкета включает 27 вопросов открытого и закрытого типов. Вопросы открытого типа касаются социально-демографических характеристик, профилей образования и занимаемых должностей. Вопросы закрытого типа направлены на выявление знаний природе конфликте, формах управления конфликтом, предотвращения, профилактики практического разрешения конфликта и оценочная позиция относительно конфликта в целом.
Данные информированности сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ» об определении понятия конфликт
Ответы респондентов
| Частота
| Процент
|
1. Способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.
| 8
| 22
|
2. Проявление противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.
| 8
| 22
|
3. Столкновение противоположных, несовместимых друг с другом интересов в сознании отдельного человека, в межличностных отношениях или группах людей, связанное с острыми переживаниями.
| 11
| 30
|
4. Противоречие, возникающее в следствии несовпадения целей и интересов сторон.
| 10
| 26
|
ИТОГО
| 37
| 100
|
Согласно данным таблицы, на вопрос «Дайте определение понятию «конфликт» 30% сотрудников банка выбрали вариант номер 3. Столкновение противоположных, несовместимых друг с другом интересов в сознании отдельного человека, в межличностных отношениях или группах людей, связанное с острыми переживаниями; 26% сотрудников выбрали вариант номер 4. Противоречие, возникающее в следствии несовпадения целей и интересов сторон; по 22% на 1. Способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон, и 2. Проявление противоречий, выражающееся в противоборстве сторон, варианты ответов.
Данные информированности сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ» о навыках неконфликтного поведения
Понятие
| Частота
| Процент
|
1. Уклонение от конфликтной ситуации
| 22
| 59
|
2. Сотрудничество в решении проблемы
| 19
| 51
|
3. Компромисс
| 22
| 59
|
4. Уступки в конфликте
| 18
| 48
|
ИТОГО
| 37
| 100
|
Судя по результатам данной таблицы, сотрудники банка примерно в одинаковом соотношении информированы о стратегиях поведения в конфликте:
по 59% сотрудников знают стратегии поведения в конфликте - уклонение от конфликтной ситуации и компромисс;
51% - сотрудничество в решении проблемы;
48% - уступки в конфликте.
Данные информированности сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ» о формах управления конфликтом
Понятие
| Частота
| Процент
|
1. Предупреждение инцидента конфликта
| 16
| 43
|
2. Регулирование конфликтной ситуации
| 19
| 51
|
3. Решение конфликта
| 27
| 72
|
ИТОГО
| 37
| 100
|
О формах управления конфликтом, таких как, предупреждение инцидента конфликта проинформированы 43% опрошенных сотрудников, регулирование конфликтной ситуации - 51%, решение конфликта - 72%.
Данные информированности сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ» о правилах предотвращения конфликта
Понятие
| Ответы респондентов
| Частота
| Процент
|
1. Умение находить общие точки зрения, решения
| Знаю
| 28
| 75
|
| Что-то слышал (а)
| 9
| 25
|
| Не знаю
| 0
| 0
|
2. Воздействие на конфликт на латентных стадиях
| Знаю
| 11
| 29
|
| Что-то слышал (а)
| 10
| 26
|
| Не знаю
| 16
| 45
|
3. Преодоление основного противоречия в интересах сторон
| Знаю
| 25
| 67
|
| Что-то слышал (а)
| 7
| 18
|
| Не знаю
| 5
| 15
|
4. Устранение конфликта на уровне его причин
| Знаю
| 28
| 75
|
| Что-то слышал (а)
| 9
| 25
|
| Не знаю
| 0
| 0
|
ИТОГО
|
| 37
| 100
|
Согласно приведенным в таблице данным, о информированности сотрудников о правилах предотвращения конфликта, а именно: умение находить общие точки зрения и устранение конфликта на уровне его причин знают 75% сотрудников, преодоление основного противоречия в интересах сторон - 67%, воздействие на конфликт на латентных стадиях - 29%.
Данные информированности сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ» о рекомендациях по профилактике конфликта
ПонятиеОтветы респондентовЧастотаПроцент
|
|
|
|
1. Создание условий, препятствующих их возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций
| Знаю
| 7
| 18
|
| Что-то слышал (а)
| 13
| 35
|
| Не знаю
| 17
| 47
|
2. Устранение социально-психологических причин конфликтов
| Знаю
| 7
| 18
|
| Что-то слышал (а)
| 9
| 25
|
| Не знаю
| 21
| 57
|
3. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов
| Знаю
| 8
| 21
|
| Что-то слышал (а)
| 12
| 32
|
| Не знаю
| 17
| 47
|
ИТОГО
|
| 37
| 100
|
Согласно приведенным в таблице данным, о информированности сотрудников о рекомендациях по профилактике конфликта, а именно: блокирование личностных причин возникновения конфликтов знают 21% сотрудников; создание условий, препятствующих их возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций и устранение социально-психологических причин конфликтов знают 18% опрошенных сотрудников банка.
Данные информированности сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ» о практическом разрешении конфликта
Понятие
| Частота
| Процент
|
1. Переговоры
| 32
| 86
|
2. Интеграция интересов сторон
| 17
| 45
|
3. Разъединение сторон конфликта
| 22
| 59
|
ИТОГО
| 37
| 100
|
О методах разрешения конфликта, таких как, переговоры знают 86% сотрудников банка, разъединение сторон конфликта - 59%, интеграция интересов сторон - 45%.
Данные отношения сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ» к конфликтам
Ответы респондентовЧастотаПроцент
|
|
|
1. Положительное
| 8
| 22
|
2. Отрицательное
| 29
| 78
|
3. Нейтральное
| 0
| 0
|
ИТОГО
| 37
| 100
|
Анализируя данные Таб.7, можно увидеть, что отношение к конфликтам положительно оценивают 22% сотрудников, о отрицательно отношение отметили 78% сотрудников.
Вывод: Уровень подготовки персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» менее 60%. Этого не достаточно чтобы утверждать о том, что конфликтологическая подготовка осуществлялась на должном уровне, соответственно можно утверждать, что и конфликтологическое содержание программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» не безупречно. Гипотеза о том, что подготовка персонала показывает недостаточное конфликтологическое содержание программ обучения персонала, подтвердилась.
Воспользуйтесь поиском по сайту: