Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта




ПРЕДИСЛОВИЕ


Издательская программа «Физическая культура и спорт»

Руководитель программы — доктор педагогических наук,

профессор Ю.Д.Железняк

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор,

зам. директора ВНИИФК В.Г.Никшпушкин;

доктор педагогических наук, профессор, зам. директора

Института информации образования РАО И.В.Роберт

Железняк Ю. Д., Петров П. К.

Ж 51 Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве­дений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с. ISBN 5-7695-0571-0

В учебном пособии рассматриваются вопросы выбора темы и плани­рования научного исследования в области физической культуры и спорта, виды научных и методических работ, оценка их результатов и возможно­сти внедрения в практику. Особое внимание уделено современным ин­формационным технологиям в обеспечении научно-методической дея­тельности, математико-статистической обработке материалов, а также оформлению работы.

Книга может быть полезна также преподавателям факультетов физи­ческой культуры вузов и колледжей, учителям физкультуры.

УДК 7А(075.8) ББК75.1я73

© Железняк Ю.Д., Петров П.К., 2001
ISBN 5-7695-0571-0 © Издательский центр «Академия», 2001


Наука в современных условиях является важным фактором, обусловливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе в образовании, физической культу­ре, спорте, физическом воспитании. Научно-методическая под­готовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профес­сиональной готовности выпускников вузов — будущих специа­листов [22].

В государственных образовательных стандартах высшего про­фессионального образования в сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. В требованиях к уровню подготовки выпускника по спе­циальности «Физическая культура» отмечено, что он должен иметь представление об интеграционных процессах «наука — производ­ство», «наука — образование»; знать методы организации и про­ведения научно-исследовательской работы, основы методической деятельности в сфере физической культуры и спорта; уметь орга­низовывать и проводить научно-исследовательскую и методичес­кую работу по проблемам физического воспитания, оздоровитель­ной физической культуры и спортивной тренировки, применять навыки научно-методической деятельности для решения конкрет­ных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий; подготовить и защитить научную по харак­теру выпускную квалификационную работу [4—7].

Включение учебной дисциплины «Основы научно-методичес­кой деятельности в физической культуре и спорте» в образова­тельные стандарты и учебные планы направлено на совершен­ствование процесса профессиональной подготовки студентов по­средством соединения учебного процесса с научно-методической подготовкой, особенно в системе университетского образования, в подготовке бакалавров и магистров.

Курс основ научно-методической деятельности связан с курсом теории и методики физического воспитания и спорта, другими дис­циплинами предметной подготовки, а также с учебно-исследова­тельской и научно-исследовательской работой студентов, с про­блематикой научных исследований на кафедрах, с подготовкой выпускных квалификационных работ.

Изучение основ научно-методической деятельности способству­ет усилению акцентов на теоретико-методической подготовке сту­дентов при сохранении оптимальной двигательно-практическои



М1Х2нмл)ояшшаг


подготовки их для достижения в перспективе высокого уровня профессионализма в сфере физической культуры и спорта.

В учебном пособии достаточно широко представлено содержа­ние научно-методической деятельности: проблематика научных ис­следований и тематика методических работ в области физической культуры и спорта. Раскрываются вопросы планирования иссле­дования, выбора темы, постановки задач и определения методов исследования, сбора и обработки данных исследования. Дается ха­рактеристика видов научных и методических работ: выпускных ква­лификационных, диссертаций (магистерских, кандидатских, док­торских), монографий, учебников и др., приводятся сведения о подготовке рукописей научной и методической работ, об их офор­млении. Особый интерес представляет глава о современных ин­формационных технологиях процесса поиска, обработки и пред­ставления научных и методических работ. Подобраны также спра­вочные материалы.

Организационной базой для формирования знаний и навыков научно-методической деятельности служат учебно-исследователь­ская работа студентов (УИРС) и научно-исследовательская рабо­та студентов (НИРС). УИРС осуществляется в процессе освоения всех дисциплин учебного плана и всех видов занятий на их пред­метной основе, с научным объяснением (обоснованием) содер­жания и проблем, которые возникают в науке применительно Тс тем или иным разделам и темам, с выполнением студентами за­даний методического характера, ознакомлением с методическими и исследовательскими работами, методами исследования. НИРС предполагает освоение методов научного исследования в области физической культуры, спорта и физического воспитания, выпол­нение самостоятельно и в коллективе научно-исследовательских работ, выступление на конференциях и т. п. В итоге студенты при­обретают умение применять различные методы для решения задач в области физической культуры и спорта.


ГЛАВА 1

НАУЧНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...