Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ПРЕДИСЛОВИЕ Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы — доктор педагогических наук, профессор Ю.Д.Железняк Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зам. директора ВНИИФК В.Г.Никшпушкин; доктор педагогических наук, профессор, зам. директора Института информации образования РАО И.В.Роберт Железняк Ю. Д., Петров П. К. Ж 51 Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с. ISBN 5-7695-0571-0 В учебном пособии рассматриваются вопросы выбора темы и планирования научного исследования в области физической культуры и спорта, виды научных и методических работ, оценка их результатов и возможности внедрения в практику. Особое внимание уделено современным информационным технологиям в обеспечении научно-методической деятельности, математико-статистической обработке материалов, а также оформлению работы. Книга может быть полезна также преподавателям факультетов физической культуры вузов и колледжей, учителям физкультуры. УДК 7А(075.8) ББК75.1я73 © Железняк Ю.Д., Петров П.К., 2001 Наука в современных условиях является важным фактором, обусловливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании. Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профессиональной готовности выпускников вузов — будущих специалистов [22]. В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. В требованиях к уровню подготовки выпускника по специальности «Физическая культура» отмечено, что он должен иметь представление об интеграционных процессах «наука — производство», «наука — образование»; знать методы организации и проведения научно-исследовательской работы, основы методической деятельности в сфере физической культуры и спорта; уметь организовывать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки, применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий; подготовить и защитить научную по характеру выпускную квалификационную работу [4—7].
Включение учебной дисциплины «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» в образовательные стандарты и учебные планы направлено на совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов посредством соединения учебного процесса с научно-методической подготовкой, особенно в системе университетского образования, в подготовке бакалавров и магистров. Курс основ научно-методической деятельности связан с курсом теории и методики физического воспитания и спорта, другими дисциплинами предметной подготовки, а также с учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой студентов, с проблематикой научных исследований на кафедрах, с подготовкой выпускных квалификационных работ. Изучение основ научно-методической деятельности способствует усилению акцентов на теоретико-методической подготовке студентов при сохранении оптимальной двигательно-практическои
М1Х2нмл)ояшшаг подготовки их для достижения в перспективе высокого уровня профессионализма в сфере физической культуры и спорта. В учебном пособии достаточно широко представлено содержание научно-методической деятельности: проблематика научных исследований и тематика методических работ в области физической культуры и спорта. Раскрываются вопросы планирования исследования, выбора темы, постановки задач и определения методов исследования, сбора и обработки данных исследования. Дается характеристика видов научных и методических работ: выпускных квалификационных, диссертаций (магистерских, кандидатских, докторских), монографий, учебников и др., приводятся сведения о подготовке рукописей научной и методической работ, об их оформлении. Особый интерес представляет глава о современных информационных технологиях процесса поиска, обработки и представления научных и методических работ. Подобраны также справочные материалы. Организационной базой для формирования знаний и навыков научно-методической деятельности служат учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) и научно-исследовательская работа студентов (НИРС). УИРС осуществляется в процессе освоения всех дисциплин учебного плана и всех видов занятий на их предметной основе, с научным объяснением (обоснованием) содержания и проблем, которые возникают в науке применительно Тс тем или иным разделам и темам, с выполнением студентами заданий методического характера, ознакомлением с методическими и исследовательскими работами, методами исследования. НИРС предполагает освоение методов научного исследования в области физической культуры, спорта и физического воспитания, выполнение самостоятельно и в коллективе научно-исследовательских работ, выступление на конференциях и т. п. В итоге студенты приобретают умение применять различные методы для решения задач в области физической культуры и спорта. ГЛАВА 1 НАУЧНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|