Язык и стиль научной и методической работы
«Язык — система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления» [14. — С. 436]. Учитывая назначение научной и методической работ, язык и стиль, например диссертации и учебника, будут отличаться, и чем больше они будут соответствовать своему назначению, тем выше будет их эффективность. Это касается всех видов научных и методических работ. Язык этих работ должен быть доступен потребителю, пользователю информации (ученого, пре- подавателя вуза, учителя, тренера и других практических работников). Языку и стилю следует уделять серьезное внимание, так как языково-стилистическая культура научной или методической работы отражает уровень общей культуры ее автора [12, 17, 21], (приложение 20, п. 8). Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность, здесь доминируют рассуждения, цель которых — доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. В научный текст включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты [5, 6]. Это требует точного словесного выражения с использованием специальной терминологии, принятой в теории и методике физического воспитания, спорта, оздоровительной и адаптивной физической культуры. К отбору и использованию терминов следует подходить с большой ответственностью, нельзя применять профессионализмы — условные наименования, своего рода жаргон, используемые в сфере узких специалистов и понятные только им (часто термин «тренировка» применяют вместо термина «тренировочное занятие», что далеко не одно и то же). В научной работе речь чаще всего ведется от третьего лица («автор полагает»), редко употребляется форма первого и совсем не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Автор диссертации выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», стремясь отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы, научного направления. Однако не следует слишком часто употреблять «мы», авторы используют различные конструкции, например «по нашему мнению», «тестирование проводилось» [6].
Важное качество для автора научного текста — ясность, умение писать доступно и доходчиво. Не следует излишне стремиться придать своей работе видимость научности, что приводит к ненужному наукообразию, когда простым вещам дают усложненные названия. Однако при написании диссертации неправильно переходить и на стиль научно-популярной литературы. Еще одно необходимое требование к написанию научной работы — краткость, умение избегать повторов, излишней детализации, словесной шелухи, употребления лишних слов, без надобности — иностранных слов [5, 12, 15]. Не всегда верно используется слово «апробация» (от лат. aprobatio) — одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании. Первичным здесь является проверка, испытание, а по результату проверки выносят решение: одобрить, утвердить или не одобрить, не утвердить. Нельзя смешивать апробацию и испытание, проверку. Апробировать (от лат. aprobare) — утверждать, одобрять, давать апробацию, проводить апробацию. Когда на кафедре обсуждается диссертация,
это «проводится апробация», а после подведения итогов голосования можно сказать, что диссертант «прошел апробацию» при положительном голосовании и «не прошел апробации» — при отрицательном голосовании. Сказать «автор апробировал в педагогическом эксперименте комплекс разработанных им тренировочных заданий» — неправильно, так как можно говорить о том, что автор «проверил, опробовал комплекс», а каков результат этого — еще неясно, для этого надо «провести апробацию».
Определенную помощь в языково-стилистическом оформлении диссертации и других работ для упорядочения накопленной научной информации в рукописи могут оказать рекомендации, приведенные в книге Ф. А. Кузина [6. — С. 89 — 92]. Причина и следствие, условие и следствие: (и) поэтому, потому, так как; поскольку; отсюда (откуда) следует; вследствие; в результате; в силу (ввиду) этого; в зависимости от; в связи с этим, согласно этому; в таком (в этом) случае; в этих (при таких) условиях; (а) если (же).., то...; что свидетельствует (указывает, говорит, соответствует, дает возможность, позволяет, способствует, имеет значение и т.д.). Временная соотнесенность и порядок изложения: сначала, прежде всего, в первую очередь; первым (последующим, предшествующим) шагом; одновременно, в то же время, здесь же; наряду с этим; предварительно, ранее, выше; еще раз, вновь, снова; затем, далее, потом, ниже; в дальнейшем, в последующем, впоследствии; во-первых, во-вторых и т.д.; в настоящее время, до настоящего времени; в последние годы, за последние годы; наконец, в заключение. Сопоставление и противопоставление: однако, но, а, же; как..., так и..., так же, как и...; не только, но и...; по сравнению; если..., то...; в отличие, в противоположность, наоборот; аналогично, также, таким же образом; с одной стороны, с другой стороны; в то время как, между тем, вместе с тем; тем не менее. Дополнение или уточнение: также и, причем, при этом, вместе с тем; кроме (сверх, более) того; главным образом, особенно. Ссылка на предыдущее или последующее высказывание: тем более, что; в том случае, в случае, то есть, а именно; как было сказано (показано, упомянуто, отмечено, установлено, получено, обнаружено, найдено); как говорилось (указывалось, отмечалось, подчеркивалось) выше; согласно (сообразно, соответственно) этому; в соответствии с этим, в связи с этим; в связи с вышеизложенным; данный, названный, рассматриваемый и т.д.; такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, подобного типа; следующий, последующий, некоторый; многие из них, один из них, некоторые из них; большая часть, большинство.
Обобщение, вывод: таким образом, итак, следовательно; в результате, в итоге, в конечном счете; отсюда (из этого) следует (вытекает, понятно, ясно); это позволяет сделать вывод (сводится к следующему, свидетельствует); наконец, в заключение. Иллюстрация сказанного: например, так, в качестве примера; примером может служить; такой, как (например); в случае, для случая; о чем можно судить, что очевидно. Введение новой информации: Рассмотрим следующие случаи; Остановимся подробно на; Приведем несколько примеров; Основные преимущества этого метода; Некоторые дополнительные замечания; Несколько слов о перспективах исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|