Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Библиографическое описание




Важной составной частью научной и методической работы яв­ляется библиографическое описание — сведения о произведении печати или другом документе, которые дают возможность полу­чить представление о его содержании, читательском назначении, объеме и т. п. Библиографический аппарат отражает культуру на­учного труда автора. Большое значение имеет унификация мето­дов и правил составления библиографического описания. Суще­ствует международная система библиографического учета миро­вой печатной продукции. На основании международных правил составления библиографического описания в нашей стране суще­ствуют ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» [17]. Эти правила обя­зательны для всех авторов, издательств и пр.

Для научных и методических работ основными видами биб­лиографического описания считаются прикнижные (пристатей-ные) библиографические списки, внутритекстовые и подстроч­ные библиографические ссылки. Библиографические описания составляют непосредственно по рассматриваемому изданию и пол­ностью, чтобы не делать повторных проверок. Если библиографи­ческое описание заимствовано из других изданий, в примечании следует указать источник (издание), из которого заимствовано описание: «Приводится по:». Для разграничения областей и эле­ментов библиографического описания применяют обязательную систему условных разделительных знаков, шрифтовые выделения и сокращения слов (в соответствии с существующим ГОСТом, приложение 20, п. 8).

Выделяют два способа библиографического описания. В заго­ловке (заглавии) или под ним приводят имена индивидуальных авторов (одного, двух или трех): фамилию, затем инициалы. Под заглавием указываются фамилии и инициалы четырех и более ав­торов. Под заглавием также составляют библиографическое опи-


 




сание официальных материалов. В библиографическое описание входят также сведения об авторстве и выходные данные (место из­дания, наименование издательства или издательской организа­ции, год издания). Указывается также количество страниц, сведе­ния об иллюстрациях и др. [5, 6, 16, 17].

Библиографический список содержит библиографическое описа­ние использованных и (или) рекомендованных источников и по­мещается в работе после заключения. Этот список выполняет две функции: справочно-поисковую и информационно-рекомендатель­ную. В диссертационных работах в библиографический список вклю­чаются только те источники, на которые имеются ссылки в ос­новном тексте. Библиографический список составляется по ос­новным признакам: алфавитному, тематическому, хронологиче­скому, по сочетанию различных признаков. В зависимости от ха­рактера издания основные источники могут быть отделены от до­полнительных (например, в учебнике, учебном пособии).

Обычно применяется типовое название «Библиографический список», в качестве заглавия библиографического списка не ре­комендуется применять слова «Библиография», «Литература».

Составление библиографического списка по алфавитному при­знаку. Этот способ — один из самых распространенных, записи располагают строго в алфавитном порядке по фамилии первого автора или первого слова заглавия произведения; фамилии соав­торов не учитываются, авторов-однофамильцев располагают по алфавиту их инициалов. Иностранные источники размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке издания (дис­сертации, книги). При алфавитном расположении записей список не нумеруется, связь с основным текстом работы осуществляется включением в него фамилии автора и года издания (при необхо­димости указания на цитируемую страницу). Если алфавитный список пронумерован, то указывается только номер записи (и страница при цитировании).

Составление библиографического списка по тематическому при­знаку. Этот способ применяется при наличии списка большого объема, а также в тех случаях, когда записи целесообразно сгруп­пировать в соответствии со структурой книги (по разделам, гла­вам и т.д.). Это облегчает поиск публикации по одной из тем, затруднительный при алфавитном построении. Внутри каждой руб­рики обычно применяют алфавитное расположение записей, каж­дой записи присваивается порядковый номер для связи с основ­ным текстом и между отдельными рубриками.

Хронологический способ расположения записей применяется в основном в юбилейных списках трудов учреждений или отдель­ных ученых и т. п.; в пределах одного года издания применяется алфавитное расположение записей, каждой записи присваивает­ся порядковый номер.


Применяются различные способы сочетания видов построе­ния библиографических списков, в зависимости от целевых уста­новок и назначения того или иного издания.

Ниже приводятся примеры библиографического описания раз­личных видов изданий с соблюдением правил записи.

Книги. Книги могут быть одного, двух, трех, четырех и более авторов.. Книги одного, двух, трех авторов.

Башкиров В. Ф. Профилактика травм у спортсменов. — М., 1987. — 177 с. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. — М., 1983. — 176 с.

Зеличенок В. Б., Никитушкин В. Г., Губа В. П. Легкая атлетика: крите­рии отбора. — М., 2000. — 238 с.

Книги четырех авторов.

Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Ху-дадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер. — М., 1985. — 177 с.

Книги более четырех авторов.

Тренажеры в оздоровительной физической тренировке / Л. С. Глузман, И. П. Чабан, Ю. Л. Клименко, С. И. Козлова, В. И.Вукста, Л. Н. Новак, Н. Д. Попов, С. И. Пронько. - Киев, 1990. — 158 с.

Депонированная рукопись.

Железняк Ю.Д., Рекутина Н. В. Концепция игрового и соревнователь­ного методов в физическом воспитании школьников: Рукопись деп. в Отраслевом ДНИ «Школа и педагогика» 29.08.88. № 243-88. Реферат опубликован в реф. сб. «Коммунистическое воспитание детей и подрост­ков». 1988. Вып. 6.

Автореферат диссертации.

Иванов В. В. Педагогические и метрологические основы теории и мето­дики измерений в спорте: Автореф. дис... докт. пед. наук. — М., 2000. — 58 с.

Чернов С. В. Организационно-методические аспекты подготовки уп­равления олимпийской подготовкой женской сборной команды Российс­кой Федерации по баскетболу: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 2000. — 27 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...