Библиографическое описание
Важной составной частью научной и методической работы является библиографическое описание — сведения о произведении печати или другом документе, которые дают возможность получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме и т. п. Библиографический аппарат отражает культуру научного труда автора. Большое значение имеет унификация методов и правил составления библиографического описания. Существует международная система библиографического учета мировой печатной продукции. На основании международных правил составления библиографического описания в нашей стране существуют ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» [17]. Эти правила обязательны для всех авторов, издательств и пр. Для научных и методических работ основными видами библиографического описания считаются прикнижные (пристатей-ные) библиографические списки, внутритекстовые и подстрочные библиографические ссылки. Библиографические описания составляют непосредственно по рассматриваемому изданию и полностью, чтобы не делать повторных проверок. Если библиографическое описание заимствовано из других изданий, в примечании следует указать источник (издание), из которого заимствовано описание: «Приводится по:». Для разграничения областей и элементов библиографического описания применяют обязательную систему условных разделительных знаков, шрифтовые выделения и сокращения слов (в соответствии с существующим ГОСТом, приложение 20, п. 8). Выделяют два способа библиографического описания. В заголовке (заглавии) или под ним приводят имена индивидуальных авторов (одного, двух или трех): фамилию, затем инициалы. Под заглавием указываются фамилии и инициалы четырех и более авторов. Под заглавием также составляют библиографическое опи-
сание официальных материалов. В библиографическое описание входят также сведения об авторстве и выходные данные (место издания, наименование издательства или издательской организации, год издания). Указывается также количество страниц, сведения об иллюстрациях и др. [5, 6, 16, 17]. Библиографический список содержит библиографическое описание использованных и (или) рекомендованных источников и помещается в работе после заключения. Этот список выполняет две функции: справочно-поисковую и информационно-рекомендательную. В диссертационных работах в библиографический список включаются только те источники, на которые имеются ссылки в основном тексте. Библиографический список составляется по основным признакам: алфавитному, тематическому, хронологическому, по сочетанию различных признаков. В зависимости от характера издания основные источники могут быть отделены от дополнительных (например, в учебнике, учебном пособии). Обычно применяется типовое название «Библиографический список», в качестве заглавия библиографического списка не рекомендуется применять слова «Библиография», «Литература». Составление библиографического списка по алфавитному признаку. Этот способ — один из самых распространенных, записи располагают строго в алфавитном порядке по фамилии первого автора или первого слова заглавия произведения; фамилии соавторов не учитываются, авторов-однофамильцев располагают по алфавиту их инициалов. Иностранные источники размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке издания (диссертации, книги). При алфавитном расположении записей список не нумеруется, связь с основным текстом работы осуществляется включением в него фамилии автора и года издания (при необходимости указания на цитируемую страницу). Если алфавитный список пронумерован, то указывается только номер записи (и страница при цитировании).
Составление библиографического списка по тематическому признаку. Этот способ применяется при наличии списка большого объема, а также в тех случаях, когда записи целесообразно сгруппировать в соответствии со структурой книги (по разделам, главам и т.д.). Это облегчает поиск публикации по одной из тем, затруднительный при алфавитном построении. Внутри каждой рубрики обычно применяют алфавитное расположение записей, каждой записи присваивается порядковый номер для связи с основным текстом и между отдельными рубриками. Хронологический способ расположения записей применяется в основном в юбилейных списках трудов учреждений или отдельных ученых и т. п.; в пределах одного года издания применяется алфавитное расположение записей, каждой записи присваивается порядковый номер. Применяются различные способы сочетания видов построения библиографических списков, в зависимости от целевых установок и назначения того или иного издания. Ниже приводятся примеры библиографического описания различных видов изданий с соблюдением правил записи. Книги. Книги могут быть одного, двух, трех, четырех и более авторов.. Книги одного, двух, трех авторов. Башкиров В. Ф. Профилактика травм у спортсменов. — М., 1987. — 177 с. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. — М., 1983. — 176 с. Зеличенок В. Б., Никитушкин В. Г., Губа В. П. Легкая атлетика: критерии отбора. — М., 2000. — 238 с. Книги четырех авторов. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Ху-дадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер. — М., 1985. — 177 с. Книги более четырех авторов. Тренажеры в оздоровительной физической тренировке / Л. С. Глузман, И. П. Чабан, Ю. Л. Клименко, С. И. Козлова, В. И.Вукста, Л. Н. Новак, Н. Д. Попов, С. И. Пронько. - Киев, 1990. — 158 с. Депонированная рукопись. Железняк Ю.Д., Рекутина Н. В. Концепция игрового и соревновательного методов в физическом воспитании школьников: Рукопись деп. в Отраслевом ДНИ «Школа и педагогика» 29.08.88. № 243-88. Реферат опубликован в реф. сб. «Коммунистическое воспитание детей и подростков». 1988. Вып. 6. Автореферат диссертации. Иванов В. В. Педагогические и метрологические основы теории и методики измерений в спорте: Автореф. дис... докт. пед. наук. — М., 2000. — 58 с. Чернов С. В. Организационно-методические аспекты подготовки управления олимпийской подготовкой женской сборной команды Российской Федерации по баскетболу: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 2000. — 27 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|