Гарантии прав и свобод человека. Билль о правах
Уровень демократизма любой конституции определяется, прежде всего, объемом закрепленных в ней прав и свобод, их гарантированностью и некоторыми другими элементами. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан, в то время права и свободы содержались в конституциях штатов, и отказ закрепить их в Основной законе страны диктовался стремлением ограничить возможности их требований на национальном уровне. Идеи неотъемлемых прав личности, построенные на признании достоинства и ценности человека как такового, нашли правовое закрепление в Билле о правах. Возможно, самым непопулярным решением, принятым основателями американской Конституции, было решение не включать Билль о правах в окончательный текст. Им пришлось долго уверять ратификаторов в том, что такое перечисление прав, как в Билле, будет достигнуто принятием поправки сразу же после ратификации Конституции. Ее защитники полагали, что особой необходимости во включении Билля о правах нет - правительство остается правительством ограниченных полномочий, и гражданам не будет отказано в их традиционных правах. Александр Гамильтон утверждал, что "Конституция сама является Биллем о правах". Однако народ требовал гарантий, и он их получил в лице первых 10 поправок к основному тексту Конституции, обобщенных под единым названием "Bill of Rights", или "Билль о правах". Это сравнительно короткий документ. Всего он состоит из 29 прав. Первая поправка содержит перечень основных свобод: вероисповедания, слова, печати, собраний, обращений с петициями к правительству. Поскольку эти права и свободы рассматривались как естественные, то есть не нуждавшиеся в правовом закреплении поправка по форме представляет собой запрет на принятие Конгрессом США каких-либо законов, ограничивающих эти права и свободы. Политические права и свободы не считаются абсолютными, злоупотребления ими и ненадлежащее использование влекут уголовное преследование.
Вторая поправка закрепляет право народа хранить и носить оружие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов. Третья поправка запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища. Четвертая поправка гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Соответствующий ордер может быть выдан только при достаточных основаниях. Пятая поправка декларирует основные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы. Требование "надлежащей судебной процедуры" стало важнейшим принципом всей правовой системы США. Шестая поправка содержит общие принципы судопроизводства, которые легли в основу уголовного процесса. Седьмая поправка распространяет право на суд присяжных также на производство по гражданским делам. Восьмая поправка запрещает чрезмерные налоги, жестокие и необычные наказания, но не означает отмены смертной казни. Девятая поправка устанавливает, что перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Десятая поправка закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенными Штатами Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом.
Несмотря на поправки, касающиеся прав и свобод человека, в целом Конституция США не полностью соответствует современным международным стандартам. Эти недостатки по большей степени восполняются конституциями отдельных штатов, федеральными законами, судебными прецедентами. После террористического акта 2001 года в США приняты законы (Патриотический акт и др.), ограничивающие в целях борьбы с терроризмом права граждан, и созданы федеральные органы (Управление безопасности отечества), которые, наряду с ФБР, наделены правом прослушивать телефонные разговоры, ограничивать свободу слова и др. Они вправе арестовывать подозрительных иностранцев без предъявления ордера, обыскивать жилища граждан в их отсутствие, проверять личные данные служащих и т.д. Таким образом, концепция прав человека в США проистекает из содержания Конституции и основополагающих документов, утверждающих очевидный приоритет личных прав, прав индивида. Гарантиями этих прав выступают государственная политика, судебная власть. Права собственника и равенство всех перед законом (рассматриваемое как "как равенство возможностей", то есть только формально-юридическое равенство). Однако для оценки реальных прав человека конституционная практика не менее важна, чем теория. Новый этап развития американского общества в 20 веке привел к "революции прав", поскольку американское общество осознало пределы конституционной концепции. Две высших точки этой революции в 30-х и 60-х годах 20 века сопровождались активными действиями в виде конституционно-применительных актов (федеральных законов, законов штатов, постановлений исполнительной власти, решений судов). К примеру, штаты вынуждены были отменить часть своих законодательных решений, содержащих положения о дискриминации, в связи с несоответствием федеральным законам и решениям исполнительной и судебной власти. Следует отметить, что перемещение центра тяжести на государственные гарантии, с точки зрения консерваторов, привело к ограничению прав граждан, прежде всего белых собственников. На самом деле их тезис о "равенстве результатов" как нарушении прав и свобод не соответствовал содержанию социального законодательства. Необходимо подчеркнуть: новая правовая концепция соответствовала процессу реализации провозглашенных прав в этой стране для большинства граждан. "Чтобы пользоваться правами, необходимо иметь их не только по закону, но и фактически обладать ими". Механизм реализации прав граждан в этой стране сложился как межотраслевой правовой институт и функционирует с участием всех ветвей власти и уровней правления.
Разумеется, взаимодействия государственных институтов, штатов, органов самоуправления, общественных организаций и коллективов недостаточно для решения проблемы. Огромную роль сыграли суды всех уровней и, прежде всего, Верховный Суд США с его полномочиями по толкованию Конституции. Этот орган оказался достаточно гибким для понимания необходимости для личности добиваться осуществления своих интересов и прав не только через институт собственности, но и через государство. Реальная правотворческая роль судов, вытекающая из прецедентного права, способствовала преодолению весьма сложного и взрывоопасного периода несоответствия конституционных норм реальному положению с правами человека в законодательной, правоприменительной и социальной сфере. Подобная задача стоит в настоящее время и перед Россией. Следует, однако, иметь в виду, что простое перенесение американского опыта не даст результата. Различные социальные условия, правотворческая и правоприменительная практика диктуют необходимость идти своим путем. Федерализм и суверенитет
Авторы Конституции США создали систему дуалистического федерализма, основанную на жестком разграничении предметов ведения между союзом и штатами. Конституционной линией, разделившей их, служит перечень вопросов, переданных в исключительное ведение союза. К их числу авторы Конституции отнесли: регулирование междуштатной и внешней торговли, чеканку монеты и определение ее стоимости, установление мер и весов, учреждение федеральных органов власти, набор и содержание армии и военно-морского флота, осуществление внешних сношений, организацию почтовых служб, регламентацию авторского права и вопросов натурализации, управление территориальными владениями США.
Этот перечень дополняется принципом "подразумеваемых" полномочий. Установленный в последнем пункте разд.8 ст.2, он наделяет Конгресс США правом "издавать все законы, которые необходимы и уместны для осуществления вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, представленных настоящей Конституцией правительству Соединенных Штатов, или какому-либо его департаменту, или должностному лицу". В процессе развития федеративных отношений данная норма сыграла весомую роль в расширении прав федерации. Свободное толкование ее Верховным судом США утвердило исключительные права федеральных властей в области финансового и авторского права, позволило установить уголовно-правовые санкции, обеспечивающие соблюдение федерального права. Но наиболее широкому толкованию подверглась норма о регулировании междуштатной торговли, создавшая предпосылку для формирования массивного свода законодательства в области гражданского, торгового и трудового права, охраны окружающей среды. Принцип "подразумеваемых" полномочий позволил закрепить верховенство федерации во многих сферах социально-экономической и политической жизни. Но, судя по всему, нет каких-либо препятствий к тому, чтобы действие ее было распространено и на вопросы внутренней политики федерации. Конституция США не ограничивается определением предметов исключительного ведения федерации. Данная схема дополняется рядом других положений. Во-первых, устанавливается сфера "совпадающих" полномочий органов федерации и штатов. К их числу относятся законотворчество и правоприменение в области налогообложения, регламентации форм деятельности корпораций, обеспечения "всеобщего благоденствия". Указанные вопросы отнесены к ведению союза и штатов. Но из этого не следует делать вывод о их паритетном участии в решении данных проблем. Правовая регламентация этой сферы отношений корректируется применением доктрины "преимущественных прав" Конгресса, в соответствии с которой действующим признается федеральное законодательство, а не вступившее в противоречие или совпадающее с ним законодательство штатов. И федерации, и штатам запрещается облагать налогом экспорт, нарушать соответствующие требования Билля о правах. Кроме того, федерация не вправе устанавливать дискриминационные косвенные налоги, предоставлять торговые привилегии, изменять границы штатов без их согласия.
Штаты, в свою очередь, не имеют права заключать международные договоры и соглашения с другими штатами без согласия Конгресса; чеканить монету; содержать войска в мирное время; принимать законы, которые нарушают обязательства по договорам либо противоречат федеральной Конституции, законам и договорам США. В тексте Конституции США предметы ведения штатов не закрепляются. За ними сохраняется "остаточная" компетенция, то есть те вопросы, которые не отнесены Основным законом и практикой его толкования к ведению федерации и не включены в число специальных изъятий и запрещений (10 поправка к Конституции). Власть федерации растет, но по-прежнему остается весомой и роль штатов. Они сохраняют за собой право на регулирование вопросов собственности и обязательственного права, брака и развода, здравоохранения и социального обеспечения, профессиональной деятельности. В сферу права штатов подпадают вопросы организации и деятельности центральных и местных органов власти. Проведения общественно необходимых работ, налогообложения, введения санкций за преступления и правонарушения. Достаточно сказать, что порядка 95 % все дел рассматриваются судам и отдельных штатов. В большинстве случаев они руководствуются нормами права своих штатов. Последние применяются и в федеральных судах, если истец и ответчик - жители разных штатов. Остаются в силе и конституционные гарантии прав штатов. Наиболее эффективным средством защиты в этой сфере остается четкое проведение принципа равенства. В своей политике федерация не вправе осуществлять дискриминационные меры, отдавая предпочтение "сильным" штатам перед "слабыми" или штатами одного региона перед другими. К числу гарантий относятся нормы о территориальной целостности штатов. По Конституции США не допускается раздел их территории или слиянии двух штатов без согласия их легистратур и Конгресса. Наконец, еще одной гарантией служит порядок формирования Сената США, где штаты вне зависимости от численности населения имеют по два представителя. В отличие от других конституций Конституция США не содержит каких-либо развернутых разделов и формул, регламентирующих вопросы экономической и политической организации субъектов федерации, что дает им возможность самостоятельно проводить политику во многих сферах общественной жизни. В этой связи следует подчеркнуть, что правовые и политические системы штатов являются самостоятельными структурными образованиями в политико-правовой надстройке США. Если нет нарушений федерального права, общесоюзные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю политику штата. Исключения допускаются только при отказе от республиканской формы правления, восстании, мятеже или оккупации штата. Анализ современного развития американского федерализма свидетельствует о неуклонном росте мощи федерации и падении роли штатов. Определенным итогом их стало появление доктрины "конкурирующего федерализма", которая с начала 1990-х годов играет все более значительную роль в политической жизни. Новая концепция уделяет главное внимание вопросам конкуренции между уровнями власти и тем механизмам, которые могут быть применены для предотвращения монополизации власти. В обобщенном виде "конкурирующий федерализм" сводиться к следующему: предотвращение монополизации власти со стороны какой-либо одной партии или группировки на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов; предотвращение монополизации власти со стороны какой-либо ветви власти на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов; создание механизма "сдержек и противовесов", позволяющего различным уровням власти контролировать действия друг друга; предоставления гражданам права выбора средств защиты своих интересов путем обращения к федеральному праву или к праву отдельных штатов; обеспечение единства федерации при сохранении ее многообразия; усиление органов государственной власти федерации и отдельных штатов. Таковы общие конституционные контуры американского федерализма, послужившие образцом для многих федераций современного мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|