Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Проблемы экономического развития освободившихся стран 




Завоевание политической самостоятельности, создание собственного национального государства имеет огромное значение для народов, находившихся ранее под владычеством империализма. Однако одним лишь приобретением государственного суверенитета дело не может ограничиться. Вслед за этим в порядок дня для освободившихся стран встает решение ряда насущных экономических проблем.

 

Проблема ликвидации экономической отсталости и обеспечения экономической независимости. В результате длительного господства империализма колониальные страны находились на очень низком уровне экономического развития. Экономическая отсталость как наследие колониализма характерна и для развивающихся стран, уже не находящихся под властью империализма. Правда, темпы роста производства в развивающихся странах выше, чем в странах развитого капитализма; так, с 1950 по 1960 год валовой национальный продукт увеличился в развивающихся странах на 54%, а в развитых капиталистических странах — на 48%. Однако в развивающихся странах и численность населения растет значительно быстрее, чем в странах развитого капитализма; в связи с этим по производству продукции на душу населения, которое может служить показателем уровня экономического развития страны, разрыв между развивающимися странами и странами развитого капитализма не только не уменьшился, но даже увеличился. В 1950 году в развивающихся странах в среднем было произведено на душу населения 105 долл., а в развитых капиталистических странах — 1080 долл. (соотношение 1: 10, 3); в 1960 году соответствующие величины составили 130 и 1410 долл. (соотношение 1: 10, 8). Ряд развивающихся стран отстает от экономически развитых стран по уровню производства на душу населения в 20—40 раз.

Актуальнейшая для освободившихся стран проблема ликвидации экономической отсталости может быть успешно разрешена лишь при условии завоевания ими экономической независимости от империализма. Ведь именно засилье иностранного капитала душило экономическое развитие колониальных стран. Поэтому без освобождения от гнета иностранного капитала освободившиеся страны не могут преодолеть свою экономическую отсталость.

Формы борьбы освободившихся стран с засильем иностранного капитала многообразны. Наиболее эффективной из них являются национализация собственности иностранных монополий и ликвидация их деятельности. Это осуществлено в странах, вступивших на некапиталистический путь развития. В других странах иностранные компании продолжают существовать, но деятельность их в известной мере ограничивается. Например, в законодательном порядке устанавливается, что определенные, наиболее важные отрасли хозяйства не могут быть сферой приложения иностранных капиталов; ограничивается право перевода иностранными компаниями прибылей за границу; устанавливается правительственный контроль за деятельностью этих компаний; предоставляются льготы национальному капиталу.

Империализм яростно сопротивляется вытеснению иностранного капитала из экономики освободившихся стран. Например, когда Египет национализировал компанию Суэцкого канала, то Англия и Франция организовали против него вооруженную интервенцию; когда Цейлон отказался удовлетворить непомерные требования подвергнутых национализации иностранных нефтяных компаний о выплате им компенсации, то США прекратили предоставление Цейлону «помощи».

Чем решительнее освободившиеся страны будут бороться против гнета иностранного капитала, за свою экономическую независимость, тем скорее они смогут преодолеть свою экономическую отсталость.

 

Аграрная проблема.  По структуре своей экономики освободившиеся и развивающиеся страны все еще остаются аграрными странами. В начале 60-х годов 55% всего самодеятельного населения Латинской Америки, 73% — в Азии и 75% — в Африке было занято в сельском хозяйстве. При этом само сельское хозяйство этих стран является весьма отсталым, оно ведется в основном на базе примитивной ручной техники.

Развитие сельского хозяйства в освободившихся странах тормозится наличием сильных пережитков феодальных отношений. Большая часть земель сосредоточена в руках крупных помещиков, которые полуфеодальными методами эксплуатируют безземельных крестьян. Так, в Латинской Америке в 1950 году около 65% всей сельскохозяйственной площади принадлежало собственникам латифундий (земельных владений размером свыше 1 тыс. га ), а на долю мелких крестьянских хозяйств, составлявших около 73% общего числа хозяйств, приходилось менее 4% площади.

Для решения аграрной проблемы необходимы радикальные аграрные реформы, ликвидирующие помещичье землевладение и передающие землю крестьянам. В некоторых из освободившихся стран такие реформы проводятся. Например, в ОАР по закону 1952 года об аграрной реформе максимальный размер землевладения был установлен в 84 га, в 1961 году он был снижен до 42 га на человека, а в 1962 году — до 42 га на семью. Излишки земли изымаются у землевладельцев (изъятие их должно быть закончено к 1970 г. ) и переходят к крестьянам. Первоначально предусматривалась выплата помещикам компенсации на землю, но потом компенсация была отменена.

Однако в большинстве развивающихся стран не осуществлено радикальных аграрных преобразований; проводятся лишь половинчатые аграрные реформы, несколько ограничивающие помещичье землевладение, но не ликвидирующие его. При этом излишки земель выкупаются у помещиков за крупное вознаграждение (так, например, обстоит дело в Индии), а приобретение земель на таких условиях доступно лишь зажиточным и богатым крестьянам.

В зависимости от характера аграрных преобразований они могут послужить исходным пунктом либо для некапиталистического развития сельского хозяйства, либо же, напротив, для ускоренного развития капитализма в сельском хозяйстве. Формой некапиталистического развития сельского хозяйства при определенных условиях является массовое кооперирование крестьян. В Алжире после изгнания и бегства оттуда французских колонизаторов их фермы были заняты сельскохозяйственными рабочими, причем не были разделены и превращены в частную собственность, а перешли в коллективное владение и управление. Так называемый «самоуправляемый сектор сельского хозяйства» в Алжире включает в себя 150 тыс. сельскохозяйственных рабочих (вместе с членами семей это составляет около миллиона человек), коллективно обрабатывающих 40% пахотных земель. В ноябре 1965 года Революционный совет Алжирской республики принял решение об укреплении и всемерном содействии развитию самоуправляемого сектора сельского хозяйства. Но аграрные преобразования в стране далеко еще не закончены, поскольку пока сохраняются крупные земельные владения у местных помещиков и кулаков.

 

Проблема индустриализации.  Перед освободившимися странами стоит задача ломки унаследованной от прошлого колониальной структуры хозяйства. В экономике этих стран львиная доля принадлежит сельскому хозяйству, а промышленность имеет незначительный удельный вес. Важнейшим средством ломки колониальной структуры экономики, обеспечения экономической независимости освободившихся стран и преодоления их экономической отсталости служит индустриализация.

Империалистические державы противодействуют индустриализации освободившихся стран, стремясь консервировать их на положении аграрно-сырьевых придатков к странам развитого капитализма. В соответствии с этим буржуазные идеологи пытаются убедить народы и правительства освободившихся стран в том, что им якобы необходимо ограничиваться развитием только некоторых отраслей промышленности, по преимуществу добывающей промышленности и таких отраслей обрабатывающей промышленности, которые производят потребительские товары. Например, С. Кузнец призывает освободившиеся страны отложить индустриализацию на более или менее отдаленное будущее, а Ж. Эрар называет индустриализацию стран Азии и Африки «мистической идеей», утверждая, будто в развивающихся странах целесообразно создавать лишь такие отрасли промышленности, как текстильная, обувная, сахарная и т. п.

В противоположность идеологам империализма, руководители ряда освободившихся стран энергично выступают за индустриализацию, причем подчеркивают необходимость развития не только легкой, но и тяжелой индустрии. На вопрос, как может страна быстро и неуклонно развиваться, премьер-министр Индии Дж. Неру отвечал: «Единственное спасение в создании тяжелой промышленности. Производство машин и машинного оборудования должно приобрести бесспорный приоритет, так как это единственное, что может двинуть нашу страну вперед по пути прогресса и процветания»[277].

За индустриализацию неоднократно высказывались конференции народов освободившихся стран. В частности, в генеральной декларации Гаванской конференции стран Азии, Африки и Латинской Америки (1965 г. ) отмечена необходимость «в полной мере обеспечить развитие природных ресурсов и индустриализацию своих стран в соответствии с условиями, существующими в каждой стране».

Разумеется, при большом многообразии экономических условий, существующих в различных освободившихся странах, индустриализация их не допускает никакого шаблона. В зависимости от уже достигнутой ступени экономического развития и от наличных природных ресурсов в одних странах в первую очередь развиваются одни отрасли промышленности, в других — другие. Но везде индустриализация требует создания крупных промышленных предприятий — фабрик, заводов, электростанций и т. д., основанных на современной машинной технике.

В ряде освободившихся стран сооружены крупные промышленные и другие объекты, в значительной мере с помощью СССР. К числу таких объектов относятся высотная Асуанская плотина в ОАР, которая позволит увеличить посевную площадь в стране в полтора раза и довести производство электроэнергии до уровня европейских стран, Бхилайский металлургический завод в Индии и многие другие. Мощные и технически высоко оснащенные промышленные предприятия создаются в таких странах, которые прежде не имели крупной промышленности.

 

Проблема государственного руководства экономикой. Осуществление грандиозных экономических преобразований, в частности индустриализации, не под силу частному капиталу. Для создания новых промышленных комплексов необходимы крупные средства, которыми обычно не располагает буржуазия развивающихся стран. Кроме того, строительство крупных предприятий и сооружений часто требует более или менее длительных сроков, а частный капитал направляется по преимуществу туда, где оборот капитала происходит быстро и где сразу же получаются высокие прибыли. Таким образом, интересы экономического развития освободившихся стран не совпадают с интересами частного капитала; они требуют государственного руководства развитием народного хозяйства.

Экономическая роль государства в освободившихся странах весьма значительна. Во всех этих странах создан государственный сектор экономики, в который входят принадлежащие государству промышленные предприятия, банки и т. д.

Природа государственного сектора неодинакова в странах, развивающихся по капиталистическому пути, и в странах, вступивших на некапиталистический путь развития. В первых (примером их может служить Индия) государственный сектор представляет собой государственный капитализм; во-вторых же государственный сектор, напротив, содействует развитию страны в направлении к социализму.

Наиболее высок удельный вес государственного сектора в ОАР. Здесь осуществлена национализация крупной и средней промышленности, внешней торговли, банков и страховых компаний. В 1963 году государственный сектор в ОАР охватывал около 80% всей экономики без сельского хозяйства. Преобладающее значение имеет государственный сектор в промышленности Алжира и некоторых других стран. С другой стороны, в Индии 2/3 всего основного капитала принадлежит частным капиталистам, а государственный сектор развивается не путем национализации частных предприятий, а параллельно с ними.

Политика империалистических держав по отношению к освободившимся странам стремится содействовать частному капиталу и противодействовать развитию государственного сектора, в котором империалисты видят угрозу для своего влияния на развивающиеся страны.

Государственное воздействие на экономическое развитие освободившихся стран выступает в форме разработки и осуществления экономических программ и планов. В 1965 году программы экономического развития действовали или разрабатывались почти в 50 странах Азин, Африки и Латинской Америки.  

Экономические программы и планы имеют неодинаковое значение в различных странах. В тех освободившихся странах, которые вступили на путь некапиталистического развития и в которых государству принадлежат командные хозяйственные позиции, начинает осуществляться плановое руководство народным хозяйством. В тех же странах, где важнейшие средства производства остаются в частной собственности и развитие идет по капиталистическому пути, экономическое развитие общества в целом не подчинено планам, а происходит стихийно, хотя государственные планы оказывают существенное воздействие на это развитие.

 

Проблема накопления. Создание и рост государственного сектора народного хозяйства, индустриализация развивающихся стран и развитие их сельского хозяйства требуют затраты крупных средств. В связи с этим одной из самых актуальных экономических проблем для освободившихся стран является изыскание источников накопления и их рациональное использование. В этой области освободившиеся страны сталкиваются со значительными трудностями в связи с низким уровнем их национального дохода. В 1960 году национальный доход на душу населения составлял в странах Африки 89 долл., в странах Азии — только 72, тогда как в США он равнялся 1541, а в странах Западной Европы — 666 долл.

Важнейшее значение в решении проблемы накопления имеет осуществление антиимпериалистических и антифеодальных преобразований. Национализация собственности иностранных монополий дает молодым национальным государствам возможность использовать для вложений в народное хозяйство те прибыли, которые прежде уплывали в руки империалистической буржуазии. Например, ОАР получил от использования Суэцкого канала за восемь лет после его национализации прибыль в сумме 400 млн. египетских фунтов. Вместе с тем проведение радикальных аграрных реформ освобождает крестьянство от помещичьей эксплуатации и позволяет крестьянам вкладывать высвободившиеся средства в развитие сельского хозяйства.

По мере развития государственного сектора экономики прибыли входящих в него предприятий могут стать важным источником накопления. Однако в настоящее время эти прибыли еще недостаточны и не покрывают потребности в новых капиталовложениях в народное хозяйство. В связи с этим на государственные бюджеты развивающихся стран возлагается функция обеспечить мобилизацию крупных средств для капиталовложений.

Накопление должно в основном опираться на внутренние источники; но в известной мере оно может осуществляться и за счет внешних источников при условии, если приток средств из-за границы превышает платежи иностранным государствам.

 

Проблема международных экономических отношений. Наряду с внутренними проблемами перед освободившимися странами стоит и проблема рациональной организации своих международных экономических отношении.

До сих пор освободившиеся страны по линии внешнеэкономических отношений тесно связаны с капиталистической системой мирового хозяйства. Наибольшая часть их торгового оборота приходится на торговлю с капиталистическими странами.

Однобокое аграрно-сырьевое направление экономики колониальных стран, навязанное им империализмом, поставило их в большую зависимость от внешней торговли. И после своего освобождения развивающиеся страны больше зависят от экспорта и импорта товаров, чем страны развитого капитализма. Так, в 1950—1960 годы все развивающиеся страны, вместе взятые, экспортировали свыше 16% и импортировали около 18% своего валового продукта, тогда как у развитых капиталистических стран на долю экспорта и импорта приходилось только немного более 8% их валового продукта.

В области внешней торговли освободившиеся страны ведут борьбу против их эксплуатации империалистическими державами через механизм неэквивалентного обмена. А такой обмен продолжает иметь место: в результате возросших «ножниц цен» на готовые изделия и сырье освободившиеся страны в 1962 году на выручку от своего экспорта могли ввезти готовых промышленных изделий на 20—25% меньше, чем в 1952 году.

Принципиально иной характер, чем торговля с империалистическими державами, имеет торговля освободившихся стран с СССР и другими странами мировой социалистической системы. В этой торговле нет места эксплуатации. В целях содействия сбыту товаров развивающихся стран СССР отменил импортные пошлины на эти товары.

Освободившиеся страны еще продолжают подвергаться эксплуатации со стороны империалистической буржуазии и через вывоз капитала, как было показано выше (см. §2).

Грабительской империалистической «помощи» освободившимся странам противостоит бескорыстная помощь социалистических стран. СССР и другие страны социализма предоставляют освободившимся странам займы на льготных условиях (обычно — 2% годовых, погашение займов в национальной валюте или товарами освободившихся стран, поставки машин и оборудования в счет займов для оказания помощи индустриализации этих стран), оказывают им техническую помощь, помощь кадрами и т. д. Размеры финансовой (главным образом кредитной) помощи СССР экономически слаборазвитым странам, к 1965 году превысили 3, 5 млрд. рублей против нескольких миллионов рублей к началу 1955 года.

Пролетарский интернационализм советского народа ярко проявляется в том, что с помощью проектных организаций СССР, при участии советских специалистов-строителей в странах Азии и Африки строится около 600 промышленных, сельскохозяйственных и других объектов; советские геологоразведочные партии помогают освободившимся странам разведывать и ставить на службу национальной экономике богатства их недр. Экономическая помощь сочетается с культурной помощью: при содействии Советского Союза в молодых независимых государствах построено и строится свыше ста учебных и медицинских учреждений, научных центров; число студентов из стран Азии, Африки и Латинской Америки, обучающихся в советских вузах, возросло с 1961 по 1965 год почти вдвое; в 28 странах Азии и Африки в 1966 году работало в четыре раза больше советских преподавателей, врачей и других специалистов, чем пять лет тому назад. Активную помощь развивающимся странам оказывает не только Советский Союз, но и другие социалистические страны.

Упрочение связей с мировой социалистической системой — важный фактор экономического прогресса освободившихся стран.

Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 годы предусматривают дальнейшее усиление внешнеторговых связей и экономического сотрудничества с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Намечено расширить торговлю СССР с развивающимися странами прежде всего за счет увеличения экспорта машин и других видов промышленной продукции, которая требуется им для создания своей национальной экономики, а также за счет соответствующего роста импорта из этих стран сельскохозяйственных, промышленных товаров и сырья. Директивы предусматривают оказание технического содействия развивающимся странам в создании национальной промышленности, сельского хозяйства, научных и проектных организаций и т. д., а также в подготовке специалистов и квалифицированных рабочих. Тесное экономическое сотрудничество со странами мировой социалистической системы поможет освободившимся странам ликвидировать свою экономическую отсталость и осуществить прогрессивные социально-экономические преобразования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...