Понятие, система и структура органов ФСБ России
Органы ФСБ России предназначены для осуществления функции обеспечения внешней и внутренней безопасности государства в различных сферах. 19.12.1991 образовано Министерство безопасности и внутренних дел РСФСР на базе упраздняемых: - Министерства внутренних дел СССР; - Министерства внутренних дел РСФСР; - Межреспубликанской службы безопасности; - Агентства федеральной безопасности РСФСР. 24.01.1992 образовано Министерство безопасности Российской Федерации (МБ РФ). 21.12.1993 упразднено Министерство безопасности Российской Федерации (МБ РФ). Создана Федеральная служба контрразведки Российской Федерации (ФСК России). с 12.04.1995 Федеральная служба контрразведки Российской Федерации (ФСК России) переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) — федеральный орган исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, борьбы с терроризмом, защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающий информационную безопасность России и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующий контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление (п. 1 Положения о ФСБ России). Федеральная служба безопасности РФ — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (ст. 1 Закона о ФСБ).
Система органов ФСБ России: Директор ФСБ России Первый заместитель, заместители директора ФСБ России Коллегия ФСБ России Департаменты • контрразведки • по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом • экономической безопасности • анализа, прогноза и стратегического планирования • организационно-кадровой работы • обеспечения деятельности • иные. Управления • военной контрразведки • инспекторское • следственное • собственной безопасности • делами • договорно-правовое • иные. Отделы и иные подразделения • военно-мобилизационный отдел • центр общественных связей • иные подразделения. Территориальные органы безопасности управления (отделы) ФСБ России по субъектам (регионам) РФ. Органы безопасности в войсках управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Пограничные органы: управления (отделы, службы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). Другие органы безопасности: авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации (далее - военно-медицинские организации), военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности. Таким образом, система органов ФСБ России состоит из взаимосвязанных структурных подразделений, разделенных по функциональному или территориальному признаку. Это обеспечивает строгое соподчинение органов ФСБ России по вертикали, т.е. подчинение нижестоящих органов вышестоящим и всех их — непосредственно Президенту РФ, позволяет решать поставленные перед ними задачи независимо от каких бы то ни было государственных органов и должностных лиц.
Президент РФ осуществляет общее руководство деятельностью ФСБ России. Это выражается в организационно-штатных и административных функциях по отношению к федеральной службе безопасности, в том числе утверждает Положение о ФСБ России, структуру Службы, устанавливает ее штатную численность и др. На Правительство РФ возложена координация деятельности ФСБ России в процессе взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти. Непосредственное руководство ФСБ России осуществляет Директор, который, как и его заместители, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Организационное построение органов безопасности обусловлено возложенными на них задачами, выполняемыми функциями и административно-территориальным делением Российской Федерации. С учетом этого в их составе условно выделяют подразделения: —исполняющие управленческие функции (центральный аппарат); —непосредственно реализующие направления деятельности, возложенные на органы федеральной службы безопасности. Центральный аппарат управления ФСБ России состоит из: — руководства ФСБ России; — служб ФСБ России; — департаментов и управлений. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (с измен. и дополнен.) разрешено иметь в Федеральной службе безопасности Российской Федерации одного первого заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одного первого заместителя директора - руководителя Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и четырех заместителей директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в том числе одного статс-секретаря - заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации и одного заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации - руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета (п. 2 Указа Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960).
В составе ФСБ России функционируют следующие: — службы: пограничная; контрразведки; по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; экономической безопасности; другие службы; — департаменты: военной контрразведки; оперативной информации; контрразведывательных операций; иные департаменты; — управления: по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом; оперативно-розыскное управление; по борьбе с контрабандой, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков; международного сотрудничества; радиоконтрразведки; другие управления. В структуру центрального аппарата ФСБ России включены также подразделения центрального подчинения, среди которых функционируют, например: следственное управление; управление регистрации и архивных фондов; управление авиации; Академия ФСБ России и др. Помимо этого при ФСБ России действует Академия криптографии РФ (органом ФСБ непосредственно не является, однако подотчетна этой службе). В ФСБ России образуется коллегия (в составе директора службы (председатель коллегии), его заместителей, руководящих работников органов и войск), которая на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов и войск и принимает по ним большинством голосов решения, оформляемые приказами ФСБ России. В случае разногласий между коллегией и директором ФСБ России директор реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту РФ. Территориальные органы безопасности. Их создание осуществляется по региональному принципу, т.е. в пределах границ одного региона или субъекта РФ (например, управление ФСБ по Красноярскому краю, Иркутской области, Чеченской Республике). Исключение составляют управление ФСБ России по г. Москве и Московской области и управление ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю, которые осуществляет свою деятельность на территории одновременно двух субъектов РФ.
Территориальные органы федеральной службы безопасности являются государственными органами, находящимися в ее подчинении, и составляют основу всей системы ФСБ России Организационно территориальные органы федеральной службы безопасности строятся по образу центрального аппарата службы. В составе управлений имеются: разведывательный отдел; отдел контрразведывательных операций; отдел по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; отдел экономической безопасности; следственный и другие отделы. Отделы (отделения) в городах и районах субъектов РФ органами федеральной службы безопасности не являются и представляют собой структурные подразделения названных территориальных органов безопасности. Органы безопасности в войсках. Их структура, полномочия и деятельность регламентированы Положением об управлениях (отделах) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках), утвержденным Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 318. Исполняя свои функции в Вооруженных Силах РФ, пограничных войсках, внутренних войсках МВД России, СВР России, федеральных органах государственной охраны и др., органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий, в частности: — устанавливают на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие, в интересах обеспечения безопасности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также для решения иных задач, предусмотренных федеральным законодательством; — осуществляют оперативно-розыскные, контрразведывательные и разведывательные мероприятия на объектах оперативного обеспечения и в их окружении в целях решения задач, возложенных на органы безопасности в войсках; — осуществляют хранение и использование оперативных и других материалов, необходимых для обеспечения деятельности органов безопасности в войсках, создают в этих целях информационные системы и т.д. С 01.01.2015 функции упраздненной Рособоронпоставки переданы ФСБ России в области размещения заказов, заключения, оплаты, контроля и учета выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств; Трехзвенную систему органов безопасности в войсках составляют: — управление военной контрразведки (3 Управление) ФСБ России;
— управления и отделы ФСБ России по военным округам и флотам (например, управления ФСБ по Центральному военному округу. Ракетным войскам стратегического назначения. Северному флоту), внутренним войскам МВД России, региональным управлениям Пограничной службы, группам войск, объединениям центрального подчинения; — отделы ФСБ России по объединениям, соединениям, воинским частям, гарнизонам, военным образовательным учреждениям профессионального образования и организациям. Структура и штаты органов безопасности в войсках устанавливаются и изменяются директором ФСБ России по представлению начальника 3 Управления. В системе органов безопасности в войсках образуется коллегия (в ее состав входят начальник 3 Управления (председатель коллегии), его первый заместитель и заместители, а также другие руководящие сотрудники данного управления и органов безопасности в войсках). Пограничные органы. Их систему образует Пограничная служба ФСБ России: — региональные пограничные управления по федеральным округам (Региональное пограничное управление по Центральному федеральному округу; Региональное пограничное управление по Южному федеральному округу; Региональное пограничное управление по Уральскому федеральному округу; Региональное пограничное управление по Приволжскому федеральному округу; Региональное пограничное управление по Сибирскому федеральному округу; Северо-Западное Региональное пограничное управление; Арктическое Региональное пограничное управление; Региональное пограничное управление по Дальневосточному федеральному округу; — пограничные управления по 41 субъектам РФ (например, Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым); — отряды (отделы) ФСБ России по пограничной службе. Пограничную службу ФСБ России возглавляет первый заместитель директора ФСБ России — руководитель Пограничной службы. Деятельность пограничных органов направлена на охрану Государственной границы РФ, а также осуществление пропускного режима через нее. Это обеспечивается проведением следующих мероприятий: — воспрепятствование противоправному прохождению Государственной границы на местности; — осуществление контроля за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу: проведение войсковой, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной, режимно-пропускной и военно-технической деятельности; — осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению пограничных органов, которые в пределах компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним; — проведение дознания по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению; — осуществление профилактики правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов; — участие в деятельности пограничных представителей Российской Федерации; — проведение пограничных поисков и операций; — осуществление контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (следующих транзитом по территории Российском Федерации), их идентификации с документами, удостоверяющими личность, а также учетом в пунктах пропуска через Государственную границу (ст. 30 Закона о Государственной границе РФ). Другие органы безопасности. В составе органов федеральной службы безопасности имеются отдельные подразделения центрального подчинения, деятельность которых носит вспомогательный характер, поскольку направлена на обеспечение решения задач, поставленных как перед центральными, так и территориальными органами федеральной службы безопасности. К ним относятся авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ России. Указанные органы безопасности выполняют следующие задачи авиационное сопровождение деятельности органов безопасности, обеспечение проведения разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных и иных мероприятий; проведение научных исследований; осуществление кадровой работы; медицинское обслуживание сотрудников; проведение экспертных исследовании изготовление и ремонт специальной техники и оборудования и т.п. Контроль за деятельностью органов ФСБ России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Надзор за исполнением законов органами ФСБ России осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|