Задачи, принципы организации и основные направления деятельности органов ФСБ России
Организационное построение и деятельность органов ФСБ России основываются на следующих принципах: — законности; — единства системы органов федеральной службы безопасности; — централизации управления органами и пограничными войсками ФСБ России; — уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; — гуманизма; — уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ; — мирного разрешения пограничных споров; — взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств; — конспирации; — сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности. Указанные принципы в сочетании с целями и задачами федеральной службы безопасности формируют основу и тактику их деятельности, определяют допустимость проведения отдельных мероприятий, законность полученных материалов и возможность их реализации на практике. На органы ФСБ России в пределах предоставленных полномочий возложена реализация следующих основных задач: — управление органами безопасности, а также организация их деятельности; — информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, а также по их поручениям — федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности России; — организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России; — координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;
— организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов безопасности; — организация в пределах своих полномочий во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя России, насильственный захват или насильственное удержание власти; — организация и осуществление борьбы с терроризмом, и обеспечение борьбы с диверсионной деятельностью; — осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности; — организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ добывания и обработки разведывательной информации; — организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны Государственной границы; — обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействии иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку; — обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено КоАП РФ к ведению органов безопасности;
— организация оказания содействия федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов РФ в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности России, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала; — формирование и реализация в пределах своих полномочии государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности; — организация в пределах своих полномочий обеспечении криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом (п. 8 Положения о ФСБ). В целях выполнения названных задач органы ФСБ России реализуют свои функции по следующим основным направлениям — контрразведывательная деятельность; — борьба с терроризмом; — борьба с преступностью; — разведывательная деятельность; — пограничная деятельность; — обеспечение информационной безопасности; — иные направления деятельности, установленные федеральным законодательством Российской Федерации (ст. 8 Закона о ФСБ). Указанные направления деятельности органов ФСБ России по своему содержанию состоят в следующем. Контрразведывательная деятельность — деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России (п. 9 Закона о ФСБ). Контрразведывательная деятельность осуществляется в форме проведения гласных и негласных контрразведывательных мероприятий органов ФСБ России. Гласность контрразведывательной деятельности состоит и открытости ее проведения, как в отношении объекта оперативной заинтересованности, так и для третьих лиц. Негласная (конфиденциальная) форма этой работы предусматривает скрытность деятельности и используемых при этом сил, средств и методов проведения соответствующих мероприятий. Поэтому сведения об используемых (использованных) негласных контрразведывательных мероприятиях, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения контрразведывательных мероприятий (оставляют государственную тайну.
Для проведения контрразведывательных мероприятий необходимы определенные основания, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 9 Закона о ФСБ: — наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России; — необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности России; — необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну; — необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе; — необходимость обеспечения собственной безопасности; — запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами России. Этот перечень оснований контрразведывательных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Отдельные контрразведывательные мероприятия проводятся при наличии определенных условий. Так, мероприятия, ограничивающие права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, реализуются только на основании судебного решения и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. А мероприятия, затрагивающие права граждан на неприкосновенность личной жизни и жилища, проводятся только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании постановления судьи.
В соответствии с законами о ФСБ, об оперативно-розыскной деятельности, УК и УПК РФ органы ФСБ России осуществляют борьбу с терроризмом, а также другими видами преступности. Борьба с терроризмом — деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органом и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий. Основаниями для проведения этих мероприятий являются необходимость: — пресечения террористического акта; — выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта; — добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма (ст. 9.1 Закона о ФСБ). Борьба с иными преступлениями, отнесенными законом к ведению органов ФСБ России, осуществляется при проведении: — оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию противоправных деяний; — предварительного расследования (в форме дознании и предварительного следствия). Органы ФСБ России реализуют широкие правомочия, которые могут ограничивать права и свободы граждан и организаций (ст.13 Закона о ФСБ). Из этого числа - когда они могут проверять у лиц документы, удостоверяющие их личность, осуществлять их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении административных правонарушений или преступлений, производство либо дознание или предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также досмотр транспортных средств и находящихся в них грузов при подозрении, что они используются в целях совершения указанных административных правонарушений или преступлений, разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять боевую технику, оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и др. Борьба с преступностью. Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружии и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации (ст. 10 Закона о ФСБ).
Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Законом о внешней разведке (ст. 11 Закона о ФСБ). Разведывательная деятельность — комплекс мероприятий, проводимых для: оценки реальных и потенциальных возможностей (действий, планов и намерений) спецслужб иностранных государств,организаций и лиц на причинение вреда интересам России; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности России. Целями разведывательной деятельности являются: — обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; — обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики России в сфере безопасности; — содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности России. Разведывательная деятельность осуществляется в сферах: — политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и некоторых иных — СВР России и ФСБ России; — военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и др. — органом внешней разведки Минобороны России. Поскольку ФСБ России является одним из субъектов осуществления разведывательной деятельности, в ее составе создаются специальные подразделения, которые при реализации своих функций руководствуются положениями Закона о внешней разведке, а также соглашениями, совместным нормативным правовым актам, заключаемым между СВР России и другими органами внешней разведки. Раскрывая методы и средства разведывательной деятельности, форму ее организации и конкретные цели, и интересы, эти соглашения относятся к сведениям, составляющим государственную тайну. Применение органами безопасности соответствующих методов и средств связано со следующими ограничениями: — таковые не должны причинять вред жизни и здоровью людей, наносить ущерб окружающей среде; — их применение в отношении граждан России на ее территории не допускается. Пограничная деятельность. Направлениями пограничной деятельности являются: — защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; — защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации (ст. 11.1 Закона о ФСБ). Мероприятия по защите Государственной границы РФ обеспечивают жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе РФ и осуществляются пограничными органами ФСБ России, иными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями. Охрана Государственной границы РФ как составная часть её защиты осуществляется пограничными органами ФСБ России во взаимодействии с Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде, другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации. Пограничные органы ФСБ России в целях реализации своих функций, в частности, уполномочены: — возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникации, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участках; — находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов в пограничной зоне выделения мест для передвижения пограничных нарядов; сопровождать российские и иностранные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов; — осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основании подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|