Первая династия египетских царей-богов
Прежде, чем начать изучение древней истории Египта, нам нужно вспомнить историю о Нине, пересказанную Диодором. Мы уже установили, что легендарный полководец Нин был ни кем иным, но Нимродом, о котором говорит Библия, а также шумерским царём Энмеркаром, строившим Вавилонскую башню, и Ассуром, построившим Ниневию.
Диодор говорил, что Нин-Энмеркар завоевал Египет после того, как им были завоёваны шумерские земли до Вавилона1, т.е. в Египет Нин пришёл после остановки строительства Вавилонской башни (после 2289 г. до н.э.), когда все жители завоёванной им территории были согнаны им с востока к Вавилону (Бытие 11:2,3). Кем же из царей был Нимрод в Египте?
1 перевод на англ. работы Диодора - ссылка.
Менес-Хор-Аха
Среди египтологов не существует единого мнения, кто был первым царём (фараоном) первой династии Египта. Одни называют Нармера (т.е. Тота), другие - Хор-Аха, третьи - Менеса (или Мени). Одни говорят, что Нармер и Менес - одна личность, другие - что Хор-Аха и Менес - одна личность. В недавно найденных в гробницах фараонов Дена и Каа списках царей основателем первой династии указан Нармер (Тот). После него следует Хор-Аха, а Менес не указан совсем. Согласно Манефону, первым царём-ЧЕЛОВЕКОМ, объединившим Египет, был Менес. Согласно Палермскому камню, первым царём-человеком был Хор-Аха. В списке царей Абидоса указан Менес и после него Хор-Аха. Тогда может быть Хор-Аха и Менес - два имени, принадлежащие одной персоне в разные периоды её правления?
Наше предположение не беспочвенно. В гробнице царицы Нейтхотеп в Накаде был найден небольшой артефакт из слоновой кости, где на одной и той же стороне, бок о бок, были начертаны два имени:
1) имя Гора - Хор-Аха, и 2) имя по "небти", как объединителя Верхнего и Нижнего Египта - Менес, т.е. оба имени, могли принадлежать одной персоне.
Так кто же тот ЧЕЛОВЕК, который стал править после Нармера-Тота? Этим человеком мог быть только Нимрод, который сначала правил как бог Анджети и царь Менес под руководством Тота-Нармера (отсюда путаница между Нармером и Менесом), а потом, после женитьбы на Семирамиде-Исиде, как бог Осирис и царь Хор-Аха (отсюда путаница между Менесом и Хор-Аха).
Итак, что мы знаем о Хор-Аха и Менесе? Согласно разным вариантам переводов Манефона, Менес правил 62 года (по Флавию) или 30 лет (по Евсевию, см. - ссылка). Почему такая разница? Потому что сначала Нимрод правил как Менес 32 года, и потом 30 лет как муж Исиды - Осирис-Хор-Аха.
Однако, согласно мифу, изложенному Плутархом, Осирис правил 28 лет(ссылка), а не 30. Ошибка?
Не следует забывать, что, хотя Манефон использовал правильные даты, все налагающиеся друг на друга даты он всегда выстраивал в один ряд, для того чтобы создать видимость долгой истории Египта. Потому наложения в хронологии Манефона очень частые. Мифы говорили, что не сразу после свадьбы Исида добилась у Ра, чтобы её муж Анжджети-Нимрод получил корону и имя Гора (Хора), т.е. стал Хор-Аха (Осирисом). Манефон мог подсчитать правление Менеса 30 лет + 2 года после женитьбы на Исиде, но ещё не став фараоном. А потом представить правление Хор-Аха (30 лет) сразу после женитьбы, хотя время его правления под этим именем будет на 2 года меньше (потому что он стал фараоном через 2 года после женитьбы), т.е. время правления Хор-Аха будет 28 лет. Следовательно, как Менес Нимрод правил 32 года и как Хор-Аха - 28 лет, и всего - 60 лет.
Таким образом, получается, что после прекращения строительства Вавилонской башни (в 2289 г. до н.э.) и смешения языков все разошлись со своими семьями в разные стороны света. Нимрод принадлежал к семье Куша, которая поселилась в Южном Египте. С ними он и ушёл туда. 8 лет ушло у него на подчинение им всего Египта, на создание штата переводчиков. Затем он вышел из Египта, заключил союз с арабами и пошёл завоёвывать другие земли.
Как Нин он за 17 лет (опять же, по словам Диодора) покорил все остальные страны. Затем за 5 лет он построил Ниневию, завоевал Бактрию, женился на Семирамиде, и вернулся в Египет, где он был известен ещё 2 года как Менес-Анджети и 28 лет - как Хор-Аха-Осирис. Как вы помните, Осирис (или Хор-Аха) был убит по возвращению его в Египет после долгого путешествия. Это был его последний поход под именем Нина. Таким образом, как Нин он правил 52 года и как Менес-Хор-Аха - 60 лет, т.е. правил он с 2289 до 2229 г. до н.э.
Геродот говорит, что Менес был убит гиппопотамом. Манефон говорит, что Хор-Аха был убит гиппопотамом. Гиппопотам был животным Сета. Миф повествует, что Нимрод-Осирис погиб от руки Сета. На артефакте из Чикагского музея Востока (ниже) показан человек, молящийся статуе гиппопотама как Сету, о чём там и начертано.
Менес имел двух жён: Берениб и Нейтхотеп (другие имена - Мернейт, Хентап). От неё был рождён следующий фараон -Джер.
Одной из причин, почему некоторые египтологи полагают, что Нармер и Менес - одно лицо, является та, что, как рядом с надписями имени Хор-Аха, рядом с именем Нармера также появлялось имя Нейтхотер.
На ил.: на табличке Хор-Аха-Менеса имя Нейтхотеп записано иероглифом в виде перекрещенных копий.
Это приводило к недоразумению: чья это жена? Когда её имя было обнаружено и в гробнице Джера, тогда многими было решено, что она была женой Нармера-Хор-Аха и матерью Джера. А на самом деле Исида и Нимрод просто вначале были главными помощниками Нармера-Тота, и её имя, как и имя Хор-Аха-Нимрода, писалось рядом с именем Нармера. В том, что Нейтхотеп-Исида была матерью Джера (Сопду, Ахилла), египтологи оказались правы.
Кроме следующего фараона Джера, у Менеса от первой жены было 4 сына: Речит, Хет, Сэйсет и Имаиб 1 Они являлись сыновьями Нимрода - Диониса/Ареса и Нанайи - Ариадны/Демоники, которая, как известно, долгое время жила в Египте/Нубии. Сыновья Нимрода были убиты и получили новые имена: Имсети, Дуамутеф, Хапи, Квебехсенуф. Им стали поклоняться как охранникам усопших, и их именами стали называть сосуды для помещения внутренностей умерших во время мумификации.
После смерти Менеса-Хор-Аха-Нимрода на престол взошёл сын Нимрода и Исиды - Ниний-Сопду-Ахилл. Он стал фараоном Джером. Гробница2 Джера в Абидосе - самая большая среди гробниц фараонов первой династии.
1 Lexikon der дgyptologie, Volumen 1, Wolfgang Helck, Eberhard Otto, Wolfhart Westendorf, Otto Harrassowitz Verlag, 1975, р.56. Ссылка, ссылка.
2 То, что эти древние постройки, в которых были найдены иероглифы ранних фараонов, стали называться гробницами, не имеет никаких веских оснований. Останки людей были найдены только в прилегающих к "гробницам" помещениях, в самих "гробницах" не было ни гробов, ни мумий. Скорее всего, это были храмы, и такая точка зрения, хотя и не особо популярна среди египтологов, всё же имеет место. Для простоты изложения мы будем называть эти постройки, как они обычно называются: "усыпальницы", "гробницы" и т.п…
Джер
Вплоть до греческих времён к гробнице Джера совершались паломничества со всей страны. Почему? Потому что её почитали как гробницу Осириса. Ведь Сопду-Джер считался воскресшим Осирисом. Судя по числу малых захоронений вокруг его усыпальницы, более 300 человек возжелали с его помощью уйти в загробный мир. О том, что, начиная с Джера и до конца первой династии, проводились человеческие жертвоприношения, говорят не только захоронения, но и некоторые дошедшие до нас изображения.
Джера Манефон назвал Атотисом и сказал, что он правил 57 лет (в переводе Флавия) или 27 лет (по Евсевию). Разница - 30 лет. Как раз столько пробыл Нимрод в Египте после женитьбы на Исиде. Возможно, что, женившись на Семирамиде-Исиде и родив Ниния, они вместе вернулись в Египет, и какое-то время Ниний жил в Египте вместе с родителями. Так Флавий принял в рассчёт правление Джера-Сопду-Ниния с момента его появления в Египте (57 лет), а Евсевий указал только время его самостоятельного правления (27 лет).
По артефактам также известно, что Джер проводил военные действия в Нубии и Ливии. Это значит, что как нубийский бог Апедемак Джер проводил военные действия в Нубии и завоевал Нубию для богов, и как Ахилл он воевал с ливийцами во время Троянской войны.
Египтологический словарь отмечает: '... в гробнице фараона Джера были найдены... драгоценности из бирюзы, традиционно добываемой на Синае... Некоторые же египтологи сомневаются, что на ранних этапах Египет мог организовать столь дальние экспедиции'. (ссылка).
Был ли Джер-Ахилл-Сопду в Синае? Вне сомнений. В недавно найденном храме, расположенном среди бирюзовых шахт около г. Серабит-эл-Хадим1, в Синае, были обнаружены два холла. Один из них был посвящен служению Хатор как богине, доставляющей бирюзу. Другой же был посвящен Сопду как защитнику шахт от врагов. Поэтому египтологам сомневаться не следует: Сопду-Джер действительно был в Синае, где добывали бирюзу.
1 Complete Temples of Ancient Egypt, Wilkinson, Richard H. 2000 Thames and Hudson, Ltd; Dictionary of Ancient Egypt, Shaw, Ian; Nicholson, Paul1995 Harry N. Abrams, Inc., Publishers; History of Ancient Egypt, Grimal, Nicolas1988 Blackwell; Oxford History of Ancient Egypt Shaw, Ian2000 Oxford University Press. Ссылка.
В правление Джера появляется другая мистическая женщина - Сехемка, или Сешеметка (Sekhem-kha, Seshemetka - ссылка). Мистическая - потому что её имя также появляется в гробницах нескольких фараонов, а именно: Дена и Анеджиба, и египтологи бросаются в предположения: чья она жена, чья дочь, сестра и пр.; другие даже считают, что Сешеметкой был мужчина. А если следовать мифологии, то Ден будет Гором, сыном Исиды, Анеджиб - Мандулисом, а Сешеметка - Нефтидой, которая в то время почти постоянно находилась при их матери Исиде.
Согласно Диодору (ссылка р. 418), Семирамида стала женой Нимрода в 20 лет и правила в Месопотамии всего 42 года. Эти 42 года включали года их женитьбы (30 лет она правила с Нимродом) и года её правления после смерти Нимрода (12 лет).
По окончании 42 лет правления, как повествует миф, Семирамида превратилась в голубицу и улетела. Мы помним, что "улетела" она со своим сыном Нинием в Египет, где он стал Сопду - воскрешённым Осирисом. Получается, что править в Египте Ниний-Сопду-Джер стал через 12 лет после смерти Нимрода (т.е. с 2217 г. до н.э.). Почему появился такой перерыв?
В это время, как вы помните, Исида-Семирамида была занята постройкой Вавилона, возведением первого обелиска в честь своего погибшего мужа- Нимрода, строительством различных храмов, а также завоеваниями многих народов. В Египте тогда думали, что Исида "многие годы ищет тело своего мужа Осириса". Видимо в этот период либо кто-то из окружения Исиды замещал её, либо правил Сет.
Таким образом, Джер-Сопду правил 27 лет с 2217 по 2190 г.г. до н.э. После Джера-Сопду правил Джет, который, согласно мифам, был Сетом.
Джет
О фараоне Джете почти ничего неизвестно. Его гробница, как ещё некоторые гробницы первой династии, была сожжена, а потом реконструирована. Около его гробницы - 174 захоронения.
На фото ниже - гребень с серекхом Джета, внутри которого иероглиф в виде змея.
По бокам вы видите два скипетра Сета (уас) по образу его священного животного. Это - самый ранний известный артефакт с изображением такого скипетра. Осирис-Нимрод не имел такого скипетра возможно потому, что Сет получил реальную власть только после его смерти. Как будет понятно позже, Сетом стал тогда Адад 2-ой (греч. Приам). Это он потребовал единовластия. Легенды говорят, что все боги согласились принять его верховенство. Именно его скипетр стал необходимым атрибутом для каждого бога Египта.
Вверху, над соколом - символом гора, изображёнкрылатый солнечный диск (об этом оружии будет сказано позже в отдельной главе). Над диском - солнечный корабль Ра, на котором можно видеть самого гора Сета. Сет 1-ый (Адад), как вы помните, долгое время сопровождал Ра в его поездках через "мир теней". Имея МЕ Адада, Сет 2-ой присвоил достижения предыдущего обладателя данного МЕ себе. Так делали все боги.
На рельефе храма Амона в оазисе Харга изображён Сет, побеждающий Апопа (о чём говорится в надписи у изображения). Сет здесь - в образе Гора с двойной короной и крыльями. т.е. это уже Сет 2-ой (греч. Приам с крылатым солнечным диском за спиной).
Долгое время считалось, что Джет-Сет имел гробницу в Саккаре, но позднее было определено, что гробница принадлежала Сешеметке, которая якобы была знатной особой при дворе Джета (ссылка). Вот только гробница Сешеметки почему-то оказалась намного больше гробницы самого Джета. Странно, неправда ли?
А ничего странного нет. Сешеметка - Нефтида 1-ая (Нисаба), была женой Сета, потому ей и Сету поклонялись в одном храме. То, что поклонялись больше ей, чем Сету, вполне объяснимо, потому что популярность Сета уменьшалась, а популярность Нефтиды как спутницы Исиды, наоборот, усиливалась.
Время правления Джета: по Флавию - 31 год, по Евсевию - 39.
В мифе говорится, что Сет-Джет стал править сразу после рождения Гора, и когда Гор потребовал от Сета корону отца, боги посчитали его слишком молодым. Тогда, вероятно, Сет правил не 39 лет, а всего 31 год, и Гору ко времени спора о власти было всего только 31. Почему 8-летняя разница в датах - неясно. Может те 8 лет Сет правил во время отсутствия Исиды, а может он уже стал править где-то в Египте, когда официальным правителем был ещё Сопду. Возможно, что именно это обстоятельство послужило тому, что Исида убежала в Дельту, подальше от Сета, сразу, как только Сопду удалился в Ассирию. Так предположим, что Джет-Сет правил 31 год до 2159 г. до н.э.
Уэнефес
Следующий фараон у Манефона - Уэнефес (Uenephes). Обычно после Джета указывается правление Мернейт, но, поскольку историки привыкли, что имена правителей-женщин в исторических документах не указываются, некоторые считают, что под именем Уэнефес Манефон указал следующего фараона: - Дена. При этом не учитывается тот фактор, что Манефон изо всех сил старался "удлинить" историю Египта, вписывая последовательно правителей, которые правили в одно и то же время, добавляя даже правления официальных лиц. Исключать правление Мернейт было совсем не в его интересах. Потому Уэнефес, по всей вероятности, была Исида.
Мернейт (имя означает: "возлюбленная Нейт") была женой Хор-Аха (Нимрода) - Нейтхотеп ("Нейт удовлетворена"), или Исидой. Диодор (I,21:3), Манефон и другие писали о том, что Исида стала королевой Египта после убийства Сета (кем был Джет). По всей вероятности, ко времени своего правления Семирамида-Исида стала также самой богиней Нейт.
Итак, правление Мернейт-Уэнефес продолжалось по Флавию - 23 года, по Евсевию - 42. Чтобы понять эту разницу, нужно заглянуть в правление следующего фараона. Продолжительность правления следующего фараона - Дена-Гора (Манефон назвал его Усефай, Удиму), и у Флавия, и у Ефсевия указана одна и та же - 20 лет. Практически всеми египтологами признаётся, что Мернейт была матерью Дена, и что сначала она правила как его регент. Это значит, что она была у власти в общей сложности 42 года, из них 22-23 года они правили вместе, а 20 последних лет правил только сын. Значит, правление Уэнефеса-Исиды вместе с сыном Гором продолжалось около 23 лет, или 22 полных года (с 2159 по 2137 гг. до н.э.).
Мифы говорят, что в то время велась борьба между силами Гора и силами Сета, поэтому корона не могла полностью принадлежать Гору, и у Сета боги отняли власть. Получилось так, что всем стала править Исида-Мернейт, хотя короны на неё возложено не было.
На рельефе храма Хнума в Асуане: молодой Гор и Исида на троне.
В списке фараонов, помещённом в гробнице Дена, все фараоны отмечены серехом, или именем Гора, а около имени Мернейт просто значится: " мать царя ".
Гробницы Мернейт есть в Абидосе и в Саккаре. Вместе с ней было похоронено около 40 человек.
Ден
Следующий фараон - Ден-Гор, сын Исиды, который стал править самостоятельно.
Считается, что при правлении Дена экономика страны находились в расцвете. Он первым получил титул "Царь Верхнего и Нижнего Египта", и поэтому носил двойную корону.
Илл.: на печати Дена он в двойной короне.
Мифы говорят, что, после долгой войны Гора с Сетом, которая продолжалась 80 лет, Сет был полностью отстранён от правления, и Гор получил не только корону отца, но и корону Сета, т.е. стал законным правителем двух земель и остановил войну. После смерти Хор-Аха-Осириса до времени получения двух корон Деном-Гором, согласно Манефону, прошло всего: 27 лет (Джер-Сопду) + 31 (Джет-Сет) + 22 (Мернейт-Исида) = 80 лет, т.е. в точности столько, сколько сказано в мифах.
Продолжительность правления Дена, согласно Манефону - 20 лет (до 2117 г. до н.э.). Как умер Ден неизвестно. Известно только, что умер он насильственной смертью в молодом возрасте (та же история о сыне Ахилла (Джера)- Неоптолеме (Горе)).
Мастаба Дена в Абидосе - самая большая после мастабы Джера (Сопду). Вокруг гробницы 136 захоронений мужчин и женщин, которые были похоронены в одно время.
Анеджиб
Следующий фараон - Анеджиб (Аджиб) - Мандулис. Так же, как Ден-Гор, он изображался в двойной короне Нижнего и Верхнего Египта, что соответствует мифу о Горе Бехдетском (Мандулисе), который как и Гор - сын Исиды, был коронован двойной короной.
Илл.: Серех Анеджиба (источник)
Об Анеджибе-Мандулисе известно совсем мало. Манефон даёт ему 26 лет правления, Палермский камень - 10, а современные историки соглашаются с записью на Палермском камне. Его гробница - самая маленькая (16х9 м.) в Абидосе, и вся была построена из дерева вместо камня. Вокруг гробницы всего 64 захоронения. Разве это не странно, что правитель двух земель имел такую убогую гробницу и почти отсутствие каких-либо артефактов?
Однако всё сходится с информацией в мифах. После победы над Сетом Мандулис с Исидой удалились в Нубию. Туда за Исидой приехал Анхур-Мелькарт. Так, Мандулис мог править всем Египтом лет 10, а остальные 16 лет он мог править в Южном Египте и Нубии, когда Анхур правил на севере Египта.
На этой иллюстрации (ссылка)
Анеджиб-Мандулис - только в короне Юга.
Тем и объясняется убогость его "гробницы", т.е. храма, в Абидосе. Его настоящая "гробница" - храм была в Нубии.
Согласно известному египтологу Брусу Уильямсу (Bruce Beyer Williams – ссылка – 1; ссылка - 2; ссылка - 3) существуют многочисленные доказательства того, что первые фараоны Египта жили в Нубии. Когда в 1962 г. было объявлено о запуске Асуанской плотины, группа из университета Чикаго под руководством профессора Keith Seele выехала на место под названием Qustul для исследования местности до того, как оно будет затоплено. Поиски увенчались успехом. Там был найден комплекс королевских гробниц (группа А). Всего 33 гробницы, 12 из которых, наиболее крупные и богатые, были датированы додинастическим периодом Египта. Поскольку вода начинала прибывать, раскопки приходилось делать поспешно. Недостаток средств и времени не позволили по-настоящему исследовать то место, но кое-что всё же удалось найти. В гробнице L-24 был найден сосуд для возжигания курений, сделанный из нубийского камня, на котором был изображён фараон Египта в Южной короне и соколом-знаком Гора на серехе над ним (на рис. фигуры прокрашены).
В Египте серех использовался только первыми тремя династиями, потом использовался картуш. Это значит, что сосуд мог относиться ко времени первых трёх династий.
На илл.: 1. Сосуд из Qustul в Восточном музее Чикаго;
2. Зарисовка из книги B.Williams, The A-Group Royal Cemetery at Qustul, Cemetery L, 1986,34.
Некоторые даже стали предполагать, что цивилизация в Нубии началась раньше, чем в Египте, что как - то совсем не укладывается со всей остальной информацией, которую мы знаем о Египте. Но если опираться на мифы и мифические изображения на Нубийских храмах более поздней эпохи, тогда получается, что в Нубии, вполне вероятно, могли упокоиться и Маахес, и Мандулис, их жёны и дети, и, возможно, другие смертные боги Египта, Шумер и Греции.
Нубия раньше называлась землёй Куша, сына Хама (о чём в Библии - Быт. 10:6). Сыны Хама - гибридная линия крови, не протестовали против богов, потому боги чувствовали себя там особенно комфортно. Как знать, может решение затопить именно ту местность было принято не без их помощи. Могилы Исиды и Осириса, как считалось многими, находились на острове Biga в Южном Египте (Диодор. Историческая библиотека кн. 1, 20), который тоже был затоплен в результате строительства Асуанской плотины. (ссылка).
Ведь, как говорят: "все концы - в воду", и пусть все думают, что боги улетели в небеса, когда их бренные тела благополучно покоились в сухой земле Нубии.
Вернёмся к фараонам. Анеджиб-Мандулис правил недолго по причине, указанной в греческих мифах. Как сын Зевса (Мелькарта) и Ио (Исиды) Эпаф, который стал царём Египта, он был убит на охоте1.
1 Геродот. История II 153; Гигин. Мифы 150
Семерхет
После Анеджиба правил Семерхет (Анхур). О нём мы уже упомянули немного выше. Манефон писал, что правление Семерхета было ознаменовано различными волнениями, и что это было вызвано скорее всего тем, что Семерхет-Анхур был узурпатором и незаконно присвоил себе власть. Анхур получил правление над северным Египтом во время правления фараона двух земель Анеджиба-Мандулиса. Это вполне могло вызвать чьё-то недовольство.
Нет никаких сведений, что Семерхет имел двойную корону. Но на этой печати Семерхета (ниже) в верхнем правом углу изображён такой же символ северного нома, как на палетке и булаве фараона севера Нармера, а также на изображении Дена (выше), где он покоряет северного неприятеля.
Это может быть одним из доказательств того, что Семерхет - Анхур был фараоном Северного Египта.
Продолжительность его правления по Манефону - 18 лет. Возможно, что на 11-ом году правления Мандулиса Анхур установил своё правление на севере, т.е. 10 лет правил один Мандулис-Анеджиб (с 2117 г. до н.э. до 2107 до н.э.), и 16 лет они правили вместе: Анхур - на севере, Мандулис - на юге (с 2107 по 2091 гг.до н.э.). Потом вместо Мандулиса стал править сын Гора, а Анхур правил ещё 2 года (до 2089 г. до н.э.).
На одном из фрагментов Палермского камня говорится, что матерью его была особа по имени Бетрест (Betrest или Batirytes)1. Любопытно, что многие считают, что имя, выгравированное на недавно найденной в Абидосе стеле, принадлежит именно ей. Имя состоит из иероглифа овцы, который читается как "Ба", и знаков "с" и "т". Египтологи считают, что это имя принадлежит королеве Бетрест, потому что рядом сохранился знак Гора, который был частью титула королевы2. А почему бы не читать имя так, как оно написано, т.е. "Баст"? Баст, как известно, была богиней-кошкой, которая являлась одной из ипостасей Инанны. А Анхур (Семеркхет - Мелькарт) был сыном Астарты-Инанны-Баст.
1 J.H. Breasted, Records of Ancient Egypt, VOL 1.
2 G.T.Martin: An Early Dynastic Stela from Abydos: private or royal?, In: S. Quirke: Discovering Egypt from the Neva, The Egyptological Legacy of Oleg D Berlev, Berlin 2003, 79-84; ссылка.
Каа
Последний фараон первой династии -Каа. Это - бог Сокар, который был приёмным сыном Мандулиса.
На этой стеле изображён фараон в короне Южного Египта и Гор. Вверху - серекх фараона Каа. Очевидно, что здесь изображён сам Каа-Сокар и Анеджиб-Мандулис в облике Гора.
Гробница Каа в Абидосе имеет 26 захоронений вокруг. Он - последний фараон, кто использовал этот обычай жертвоприношений людей. В гробнице был найден список царей до его правления, очевидно сделанный после его смерти. В нём числились: Нармер (Тот), Хор-Аха (Осирис), Джер (Сопду), Джет (Сет), Ден (Гор), Анеджиб (Мандулис), Семерхет (Анхур) и Каа (Сокар). Царица Мернейт (Исида) по какой-то причине не была включена в список.
Египтологи предполагают, что Каа стёр серех Семеркхета-Анхура с различных артефактов, оставив серех Анеджиба-Мандулиса. Очевидно, что Сокар не мог простить Анхуру разделение Египта.
Согласно Манефону, Каа - Сокар правил 26 лет. Это значит, что после смерти Анеджиба (Мандулиса) он 2 года правил с Семерхетом (Анхуром). Когда Семерхет погиб, на севере вместо него стал править Хотепсехемуи, а на юге Каа продолжил править ещё 24 года, т.е. всего он правил 26 лет с 2091 г по 2065 г. до н.э.
Вторая династия
Хотепсехемуи
Первым фараоном второй династии был Хотепсехемуи (Туту). Манефон назвал его Боэтосом и определил продолжительность его правления в 38 лет. Считается, что три первых фараона второй династии правили из Мемфиса (на севере Египта). Однако найденная печать с серекхом Хотепсехемуи в гробнице Каа (на юге) даёт право египтологам предположить, что Хотепсехемуи был родственником Каа и занял его трон мирным путём. Всё верно, Каа (Сокар) и Хотепсехемуи (Туту) были братьями и правили в одно время.
Сначала Хотепсехемуи 24 года правил только на севере, и Каа (Сокар) правил в то время на юге (до 2065 г до н.э.). После смерти Каа Хотепсехемуи правил ещё в течение 14 лет (до 2051 г. до н.э).
Гор в двух коронах на серехе Хотепсехемуи. Источник.
Известно, что Хотепсехемуи построил храм богу Гор-Ахти недалеко от г. Буто. Бог Гор-Ахти, или Хоракти, это - Ра-Хоракти. Заняв трон после Мелькарта, который после Троянской войны стал Ра-Хоракти (Зевсом 3-им), Туту стал следующим Ра-Хоракти и построил храм себе самому. К тому времени МЕ Атума (Уту) и Хепри (сына Уту) также оказались уже у Туту, поэтому во сне Тутмосу он явился как Хореммакхет-Хепри-Ра-Атум.
Гробница Хотепсехемуи находится в Саккаре, в нескольких километрах от Гизы, где был построен великий сфинкс, который, вероятно, и был его символическим образом.
Ранеб
Следующий фараон - Ранеб1, или Небра (у Манефона он назван Каихосом, который правил 39 лет), приходился родственником Хотепсехемуи. Серехи их обоих очень часто были записаны вместе и рядом с фигурой богини Бубастиса - Баст (кем стала Исида после Инанны). Ранеб был богом Аписом-Сераписом, сыном Мандулиса и Исиды. Он воспитывался вместе с Хотепсехемуи-Туту (внуком Исиды).
На печати: оба фараона имеют короны 2-х земель, рядом с ними - богиня Баст.
То, что они изображались рядом в двойных коронах, вероятно, говорит о том, что они также правили в одно время, т.е. до конца своего правления (до 2051 г. до н.э.) Хотепсехемуи правил вместе с Ранебом.
Манефон говорит, что Ранеб установил культ священного быка Аписа. В царском списке из Абидоса, относящемся к Новому царству, он отождествляется с фараоном по имени Какау, картуш которого может быть переведён как "бык Аписа".
Плутарх поясняет, что Апис был сыном быка Мневиса2-Эпафа. Эпафом, рождённым от Ио (Исиды) и Зевса (Мелькарта - Гора старшего), был Мандулис. И Ранеб-Апис был его сыном.
Многие учёные однако, основание культа Аписа приписывают фараону Дену (Гору). И это вполне оправданно, ведь Гор был первым сыном коровы Ио (Исиды). Можно предположить, что культы Аписа и Мневиса начались одновременно в правление Гора. Аписом стал Гор, а Мневисом - Мандулис. Гор умер слишком рано, и поклонение ему как Апису заглохло. Тогда Аписом стал сын Мандулиса и Исиды - Ранеб.
1 Ранеб, возможно, был также фараоном Нубнефером, согласно египтологам Battiscombe. Gunn и Iorwerth Eiddon Stephen Edwards.
2 Плутарх. Об Исиде и Осирисе 33.
После смерти Хотепсехемуи Ранеб правил Северным и Южным Египтом ещё 25 лет, до 2026 г. до н.э.. Помимо многочисленных находок с его серехом в северном Египте, гранитная стела с его именем также была найдена на юге Египта, в Абидосе (ссылка). Так же на юге, на востоке от Гермонтиса, его серех был найден выгравированным на камне (ссылка).
С окончанием правления Ранеба завершился и золотой век богов Египта. В его руках сосредоточились МЕ многих богов. Как Серапис он стал главным богом Египта, его влияние простиралось даже на близлежащие страны. Согласно Библейской хронологии, в правление Ранеба (в 2039 г. до н.э.) в Северный Египет вошёл Авраам с Сарой. Фараон возжелал Сару, и за это Бог наказал его. Никакой исторической информации, о том, что произошло в то время, до нас не дошло.
Установить в точности, какими богами были фараоны следующих династий, уже не представляется возможным. Однако мы продолжим изучение их деяний до 3-ей династии, чтобы воочию убедиться, что событие, произошедшее во время третьей династии, произошло именно в то время, какое было указано в Библии, и именно так, как оно было описано в Библии.
Нинечер
Ранеба сменил фараон Нинечер (у Манефона он - Бинофрис), который правил 47 лет до 1979 г. до н.э.. Нинечер, возможно, был сыном Ранеба. Гранитная статуэтка жреца по имени Хетепдиеф на правом плече имеет надписи имён Хотепсехемуи, Ранеба и Нинечера. Вероятно, жрец обслуживал усыпальницы троих фараонов. Это даёт повод считать, что передача власти между ними произошла мирным путём.
Имя Нинечера было найдено на надписях в различных мастабах в Саккаре, Гизе (Северный Египет) и Абидосе (Южный Египет).
Правление Нинечера ознаменовалось экономической или политической нестабильностью (ссылка).
Некоторые египтологи убеждены, что из-за неспокойствия в стране Нинечер вынужден был разделить Египет между двумя его наследниками в надежде, что в двух отдельных царствах легче будет навести порядок1.
1 Nicolas Grimal: A History of Ancient Egypt. Wiley-Blackwell, Weinheim 1994, page 55.
Francesco Tiradritti & Anna Maria Donadoni Roveri: Kemet: Alle Sorgenti Del Tempo. Electa, Milano 1998, page 80-85.
Сенед
После Нинечера на юге стал править его сын, которого Манефон назвал Сетенесом. Он правил там 41 год (до 1938г. до н.э.). Сетенес, скорее всего, был Сенедом.
Надпись имени Сенеда была обнаружена на бронзовой статуетке более позднего периода, представляющей коленопреклонённого фараона в белой короне Южного Египта.
На илл.: статуэтка Сенеда; фото из Dietrich.
Wildung: Die Rolle дgyptischer Kцnige im Bewusstsein ihrer Nachwelt. Part I (MЭnchener дgytologische Studien 17). Deutscher Kunstverlag, MЭnchen/Berlin 1969, page 45).
В то время, как Сетенес-Сенед правил на юге, на севере 17 лет правил его брат Тлас, кем, вероятно, был фараон северного Египта Венег.
(жёлтым отмечено правление фараона на юге и севере одновременно)
После Тласа-Венега 17 лет правил Хаирес. Им, возможно, был Неферкаре, который тоже оставил память о себе только в Северном Египте. После Неферкаре правил Неферхерес, кем, согласно Саккарскому царскому списку, был Неферкасокар. Он правил 25 лет на севере, и пережил Сенеда на 18 лет. На юге после смерти Сенеда его сменил Сет-Перибсен. Его Манефон назвал Сесотрисом и определил для него правление в 48 лет.
На серехе, где было вписано царское имя Сета-Перибсена, вместо обычного символа Гора (сокола) - символичное животное Сета. Возможно, что он был родственником Сета второго (Приама).
18 лет Сет-Перибсен правил на юге, пока на севере правил Неферкасокар (Неферхерес). После ухода от власти Неферкасокара Сет-Перибсен (Сесотрис) сменил своё имя на Секхемиб-Перенмаат и правил ещё 30 лет.
Большинство историков считает, что Сет-Перибсен правил только на юге, потому надпись в его гробнице в Абидосе ставит многих в тупик. Там сказано: "золотой (Сет) объединил два королевства для своего сына, царя Нижнего и Верхнего Египта, Перибсена"1.
Гробница Секхемиб-Перенмаата не была найдена. Надписи с именем Секхемиб-Перенмаата были найдены как в Абидосе (на юге), так и в Саккаре (на севере). Потому многие сходятся во мнении, что имена: Сет-Перибсен и Секхемиб-Перенмаат, принадлежали одной персоне.
Последние исследования показывают, что именно Секхемиб был прямым предшественником последнего фараона второй династии – Хасехемуи (ссылка).
1 Francesco Tiradritti & Anna Maria Donadoni Roveri: Kemet: Alle Sorgenti Del Tempo. Electa, Milano 1998, ISBN 8843560425, page 84-85.
Peter Kaplony: Die Rollsiegel des Alten Reichs II: Katalog der Rollsiegel, Part II. Fondation Иgyptologique Reine Elisabeth, BrЭssel 1981, page 13; tav. 1).
Хасехемуи
Хасехемуи был фараоном двух земель (севера и юга). Манефон назвал его Хенерисом и отвёл на его правление 30 лет (до до 1860 г.до н.э.). Согласно надписям на Палермском камне (ссылка), Хасехемуи был сыном Нинечера, родившимся на 15-ом году его правления (т.е. в 2011 г. до н.э.).
На илл. - на статуетке, найденной около Нехена, Хасехемуи в преклонном возрасте.
Это значит, что Хасехемуи умер в возрасте 151 года, что вполне сходится с данными Библии. Приблизительно в тот же год, когда родился Хасехемуи, у Авраама родился Исаак. Исаака Бог благославил долголетием, и он прожил 180 лет (Быт.35:28). Измаил, рождённый около 15 лет ранее Исаака и Хасехемуи, жил до 137 лет. Поэтому Хасехемуи мог дожить до 151 года, а время правлений фараонов от Нинечера до Хасехемуи не могло быть намного дольше того, к которому мы пришли.
Предполагается, что Хасехемуи и его жена, царица Нимаатхеп, были родителями основоположников III династии Санахта и Джосера.
Третья династия
Первым фараоном 3-ей династии Манефон назвал Нечерофеса и определил ему 28 лет правления. Поскольку ни одному из возможных правителей начала 3-ей династии историки не дают столь долгого правления, можно предположить, что он правил под несколькими именами и в последние годы правления его очень старого отца Хасехемуи он правил вместе с ним. Возможно, что как соправитель он именовался как фараон Небка. После смерти отца он стал фараоном Санахтом (сегодня признаётся, что эти два имени могли принадлежать одному правителю). Ему приписывают 19 лет правления, т.е. как Небка он мог править 9 лет, и как Санахт - 19 (до 1841 г. до н.э.). Пока оставим вычисления и обратимся к следующему фараону.
После Нечерофеса начинает править фараон Джосер (по Манефону - Тосорфрос, 29 лет правления), и теперь начинается что-то необычайно интересное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: