Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и виды формы государственного управления




Применительно к деятельности органов исполнительной власти форма является способом выражения ее государственно-правового содержания. То есть, юридических качеств, ха-рактеризующие ее как самостоятельную ветвь государственной власти. Бахрах различает организационную форму в деятельности исполнительной власти (аппарат) и юридическую форму – административное право, но право именно как отрасль. Козлов под формой государственного управления предлагает понимать внешне выраженное действие органа исполнительной власти, соответствующего должностного лица, которое осуществляется в рамках их компетенции и влечет определенные юридические последствия.

Характерными чертами форм государственного управления являются государственно-властный, исполнительно-распорядительный и подзаконный характер. Все используемые формы подчинены целям исполнительной распорядительной деятельности. Все формы, которые используются в системе государственного управления, регламентированы адми-нистративно-правовыми нормами.

Выбор конкретной формы подчинен определенным правилам:

1. Она должна соответствовать компетенции субъекта.

2. Должна соответствовать назначению и функциям управленческой деятельности.

3. Она должна соответствовать содержанию и характеру разрешаемых вопросов.

4. Она должна соответствовать целям управляющего воздействия.

5. Она должна соответствовать особенностям объекта управления.

Классификация форм проводится по различным основаниям.

Классической классификацией является выделение:

• Правовых форм – влекут за собой наступление юридических последствий в виде воз-никновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений. В свою очередь правовые формы предлагается подразделять.

По содержанию:

o Правотворческая.

o Правоприменительная.

o Правоохранительная.

По целенаправленности:

o Внутренние (с точки зрения воздействия во внутрь субъекта).

o Внешние.

По способу выражения:

o Письменные.

o Устные.

o (Конклюдентные).

Видами правовых форм государственного управления являются:

1. Издание нормативных актов управления.

2. Издание индивидуальных актов управления.

3. Осуществление иных юридически значимых действий.

4. Заключение административных договоров (договоры о разграничении компетен-ции, контракты со служащими, договоры о сотрудничестве и т. д.).

• Неправовых форм – не влекут юридических последствий. Виды:

o Проведение организационных мероприятий (организационные формы управлен-ческой деятельности, например, сбор сотрудников и их инструктирование, сове-щание, оказание помощи, проведение проверок, изучение общественного мнения и использование полученных результатов).

o Осуществление материально-технических операций – носит вспомогательный ха-рактер применительно к иным формам управленческой деятельности (делопроиз-водство, оформление документов). Посредством осуществления технических опе-раций обслуживается процесс управления.

Непосредственно административно-правовые формы также могут быть классифицирова-ны и по иным критериям.

 

Виды актов управления

Правовой акт представляет собой основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление уполномоченного на его издание субъекта, относящегося к ис-полнительной власти. Правовые акты представляют собой правила должного поведения и могут иметь в основном письменную, устную и конклюдентную (не бесспорное утвер-ждение; это, например, дорожные знаки) форму. Характерными чертами являются:

• Подзаконность

• Правовой характер.

• Императивность.

• Авторитарность.

• Носят официальный характер.

• Могут выступать в качестве юридических фактов.

• Могут быть основанием издания других актов управления.

• Могут устанавливать права и обязанности субъектов.

По юридическим свойствам правовые акты подразделяются на:

• Нормативные.

• Индивидуальные.

• Смешанные.

По срокам действия:

• Бессрочные.

• Срочные.

• Временные.

По территории:

• Федеральные.

• Региональные.

• Местные.

По органам, которые их издали:

• Указы.

• Постановления.

• Распоряжения.

• Инструкции.

• Приказы.

• Уставы.

• И другие.

По предмету ведения:

• Сельскохозяйственные.

• Информационные.

• Военные.

• Политические.

• И другие.

По характеру компетенции:

• Общие.

• Межотраслевые (например, Федеральная Налоговая Служба).

• Отраслевые.

• Специальные.

По методам принятия:

• Принятые коллегиально.

• Принятые единолично.

Правовые акты необходимо отличать от служебных документов (протоколов, справок и пр.), которые не соответствуют их отличительным признакам.

Основным критерием классификации правовых актов являются их юридические свойства. В соответствии с данным основанием правовые акты управления подразделяются на:

• Нормативные – непосредственно выражают регулятивную функцию административ-ного права, в частности ими:

o Обеспечивается реализация конституционного статуса граждан и их обществен-ных объединений.

o Конкретизируются нормы высшей юридической силы, содержащиеся в законода-тельных актах.

o Обеспечиваются типовые правила поведения в сфере государственного управле-ния.

o Обеспечивается проведение различных социально-экономических программ.

o Обеспечивается установление необходимых ограничений и запретов.

o Обеспечивается формирование основных направлений взаимодействия различных участников управленческих отношений.

o Обеспечивается определение порядка совершения определенных действий испол-нительно-распорядительного характера.

o Обеспечивается охрана установленного в сфере государственного управления правопорядка.

• Индивидуальные. Признаки:

o Правоисполнительность.

o Распорядительность.

o Выражают конкретное юридически властное волеизъявление органа исполни-тельной власти или должностного лица.

o Обеспечивают решение индивидуальных управленческих дел.

o Могут рассматривать как юридические факты, обеспечивающие возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений.

o Могут использоваться для реализации норм иных отраслей права.

Правовые акты могут классифицироваться по их наименованию:

• Указы и распоряжения Президента.

• Постановления и распоряжения Правительства.

• Постановления, приказы и распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы, издающиеся федеральными органами исполнительной власти.

• Указы, постановления и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ и т. д.

Требования, предъявляемые к актам государственного управления:

• Акты не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, в том числе образующим административное законодательство в узком смысле.

• Должны издаваться уполномоченными органами.

• Должны выражать цели, задачи, для решения которых они приняты, а также юридические последствия, вызываемые их изданием.

• Не должны нарушать или ограничивать компетенцию, правовой статус и оперативную самостоятельность нижестоящих организаций, подразделений и т. д.

• Должны издаваться в соответствии с регламентированными процедурами.

• Должны быть рациональными и научно-обоснованными.

Акты с административной санкцией издаются законодательными органами РФ (КоАП, например), действуют на всей территории РФ и имеют общеобязательный характер. Реги-ональное законодательство в этой части должно соответствовать требованиям статей 1.1, 1.3 КоАП. Существует презумпция законности актов государственного управления, кроме этого существует презумпция добросовестности и невиновности. Также необходимо учитывать презумпцию легальности действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Требования к актам управления относительно их содержания могут носить социально-политический, организационно-правовой, организационно-технический и иной характер. Дополнительные требования предъявляются к точности, ясности, грамотности формулировок и их согласованности с ранее принятыми актами.

Подписанный правовой акт должен обязательно иметь реквизиты: наименование органа, который его издал, наименование акта, дата его подписания утверждения, а также его но-мер, в предусмотренных случаях проставляется печать или штамп и указывается наимено-вание должности и фамилия лица, его подписавшего.

Существуют наиболее типичные случаи приостановления действия и исполнения пра-вовых актов управления:

1. Президент вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ или ФЗ.

2. Правительство вносит предложения Президенту о приостановлении действия актов исполнительных органов субъектов РФ в случае их противоречия федеральному зако-нодательству, международным обязательствам РФ или нарушениям прав и свобод че-ловека и гражданина.

3. Принесение протеста прокурором на постановление о назначении административного наказания. Его принесение приостанавливает исполнение наказания.

Также известные следующие типичные варианты оспаривания правовых актов управле-ния:

1. Опротестование.

2. Обжалование – Конституция РФ закрепляет право граждан обжаловать в судебном порядке решения исполнительных органов или должностных лиц. Существует и ад-министративный порядок их обжалования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...