Понятие и виды формы государственного управления
Применительно к деятельности органов исполнительной власти форма является способом выражения ее государственно-правового содержания. То есть, юридических качеств, ха-рактеризующие ее как самостоятельную ветвь государственной власти. Бахрах различает организационную форму в деятельности исполнительной власти (аппарат) и юридическую форму – административное право, но право именно как отрасль. Козлов под формой государственного управления предлагает понимать внешне выраженное действие органа исполнительной власти, соответствующего должностного лица, которое осуществляется в рамках их компетенции и влечет определенные юридические последствия. Характерными чертами форм государственного управления являются государственно-властный, исполнительно-распорядительный и подзаконный характер. Все используемые формы подчинены целям исполнительной распорядительной деятельности. Все формы, которые используются в системе государственного управления, регламентированы адми-нистративно-правовыми нормами. Выбор конкретной формы подчинен определенным правилам: 1. Она должна соответствовать компетенции субъекта. 2. Должна соответствовать назначению и функциям управленческой деятельности. 3. Она должна соответствовать содержанию и характеру разрешаемых вопросов. 4. Она должна соответствовать целям управляющего воздействия. 5. Она должна соответствовать особенностям объекта управления. Классификация форм проводится по различным основаниям. Классической классификацией является выделение: • Правовых форм – влекут за собой наступление юридических последствий в виде воз-никновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений. В свою очередь правовые формы предлагается подразделять.
По содержанию: o Правотворческая. o Правоприменительная. o Правоохранительная. По целенаправленности: o Внутренние (с точки зрения воздействия во внутрь субъекта). o Внешние. По способу выражения: o Письменные. o Устные. o (Конклюдентные). Видами правовых форм государственного управления являются: 1. Издание нормативных актов управления. 2. Издание индивидуальных актов управления. 3. Осуществление иных юридически значимых действий. 4. Заключение административных договоров (договоры о разграничении компетен-ции, контракты со служащими, договоры о сотрудничестве и т. д.). • Неправовых форм – не влекут юридических последствий. Виды: o Проведение организационных мероприятий (организационные формы управлен-ческой деятельности, например, сбор сотрудников и их инструктирование, сове-щание, оказание помощи, проведение проверок, изучение общественного мнения и использование полученных результатов). o Осуществление материально-технических операций – носит вспомогательный ха-рактер применительно к иным формам управленческой деятельности (делопроиз-водство, оформление документов). Посредством осуществления технических опе-раций обслуживается процесс управления. Непосредственно административно-правовые формы также могут быть классифицирова-ны и по иным критериям.
Виды актов управления Правовой акт представляет собой основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление уполномоченного на его издание субъекта, относящегося к ис-полнительной власти. Правовые акты представляют собой правила должного поведения и могут иметь в основном письменную, устную и конклюдентную (не бесспорное утвер-ждение; это, например, дорожные знаки) форму. Характерными чертами являются: • Подзаконность
• Правовой характер. • Императивность. • Авторитарность. • Носят официальный характер. • Могут выступать в качестве юридических фактов. • Могут быть основанием издания других актов управления. • Могут устанавливать права и обязанности субъектов. По юридическим свойствам правовые акты подразделяются на: • Нормативные. • Индивидуальные. • Смешанные. По срокам действия: • Бессрочные. • Срочные. • Временные. По территории: • Федеральные. • Региональные. • Местные. По органам, которые их издали: • Указы. • Постановления. • Распоряжения. • Инструкции. • Приказы. • Уставы. • И другие. По предмету ведения: • Сельскохозяйственные. • Информационные. • Военные. • Политические. • И другие. По характеру компетенции: • Общие. • Межотраслевые (например, Федеральная Налоговая Служба). • Отраслевые. • Специальные. По методам принятия: • Принятые коллегиально. • Принятые единолично. Правовые акты необходимо отличать от служебных документов (протоколов, справок и пр.), которые не соответствуют их отличительным признакам. Основным критерием классификации правовых актов являются их юридические свойства. В соответствии с данным основанием правовые акты управления подразделяются на: • Нормативные – непосредственно выражают регулятивную функцию административ-ного права, в частности ими: o Обеспечивается реализация конституционного статуса граждан и их обществен-ных объединений. o Конкретизируются нормы высшей юридической силы, содержащиеся в законода-тельных актах. o Обеспечиваются типовые правила поведения в сфере государственного управле-ния. o Обеспечивается проведение различных социально-экономических программ. o Обеспечивается установление необходимых ограничений и запретов. o Обеспечивается формирование основных направлений взаимодействия различных участников управленческих отношений. o Обеспечивается определение порядка совершения определенных действий испол-нительно-распорядительного характера. o Обеспечивается охрана установленного в сфере государственного управления правопорядка. • Индивидуальные. Признаки: o Правоисполнительность. o Распорядительность.
o Выражают конкретное юридически властное волеизъявление органа исполни-тельной власти или должностного лица. o Обеспечивают решение индивидуальных управленческих дел. o Могут рассматривать как юридические факты, обеспечивающие возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений. o Могут использоваться для реализации норм иных отраслей права. Правовые акты могут классифицироваться по их наименованию: • Указы и распоряжения Президента. • Постановления и распоряжения Правительства. • Постановления, приказы и распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы, издающиеся федеральными органами исполнительной власти. • Указы, постановления и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ и т. д. Требования, предъявляемые к актам государственного управления: • Акты не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, в том числе образующим административное законодательство в узком смысле. • Должны издаваться уполномоченными органами. • Должны выражать цели, задачи, для решения которых они приняты, а также юридические последствия, вызываемые их изданием. • Не должны нарушать или ограничивать компетенцию, правовой статус и оперативную самостоятельность нижестоящих организаций, подразделений и т. д. • Должны издаваться в соответствии с регламентированными процедурами. • Должны быть рациональными и научно-обоснованными. Акты с административной санкцией издаются законодательными органами РФ (КоАП, например), действуют на всей территории РФ и имеют общеобязательный характер. Реги-ональное законодательство в этой части должно соответствовать требованиям статей 1.1, 1.3 КоАП. Существует презумпция законности актов государственного управления, кроме этого существует презумпция добросовестности и невиновности. Также необходимо учитывать презумпцию легальности действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Требования к актам управления относительно их содержания могут носить социально-политический, организационно-правовой, организационно-технический и иной характер. Дополнительные требования предъявляются к точности, ясности, грамотности формулировок и их согласованности с ранее принятыми актами.
Подписанный правовой акт должен обязательно иметь реквизиты: наименование органа, который его издал, наименование акта, дата его подписания утверждения, а также его но-мер, в предусмотренных случаях проставляется печать или штамп и указывается наимено-вание должности и фамилия лица, его подписавшего. Существуют наиболее типичные случаи приостановления действия и исполнения пра-вовых актов управления: 1. Президент вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ или ФЗ. 2. Правительство вносит предложения Президенту о приостановлении действия актов исполнительных органов субъектов РФ в случае их противоречия федеральному зако-нодательству, международным обязательствам РФ или нарушениям прав и свобод че-ловека и гражданина. 3. Принесение протеста прокурором на постановление о назначении административного наказания. Его принесение приостанавливает исполнение наказания. Также известные следующие типичные варианты оспаривания правовых актов управле-ния: 1. Опротестование. 2. Обжалование – Конституция РФ закрепляет право граждан обжаловать в судебном порядке решения исполнительных органов или должностных лиц. Существует и ад-министративный порядок их обжалования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|