Гражданин как субъект АП. Единство прав и обязанностей граждан в сфере гос. управления
Одним из видов субъектов АП являются граждане, участие которых административно-правовых отношениях обеспечивает административная правосубъектность. В административно-правовое положение граждан включается административная правосубъектность, система их прав, свобод и обязанностей, предусмотренных административно-правовых нормами, а также сюда включаются различные гарантии. В административно-правовой литературе приводятся различные классификации прав и обязанностей, являющихся элементом административно-правового положения граждан. Например, Алехин выделяет статутные и адекватные права. К первым он относит те права, которые указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Ко вторым он относит социально-экономические права, частная собственность, свобода предпринимательской деятельности, свобода социально-художественная и политические права. В зависимости от механизма реализации выделяются абсолютные (безусловные) права, которые реализуются гражданином по своему усмотрению. В этом случае органы управления создают условия для их реализации и защиты. Относительные, для реализации которых требуется акт компетентного гос. органа. По кругу лиц и основаниям возникновения выделяют общие для всех и специальные (переселенцы, беженцы и др.). При взаимодействии с органами исп. власти граждане реализуют следующие основные права: • На участие в управлении. • На объединение для защиты своих законных интересов. • Проводить публичные мероприятия (митинги, собрания, демонстрации, шествия, пикетирования). Публичное мероприятие – это открытое мирное доступное каждому проводимое в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, общественных и религиозных объединений. Цель – привлечение внимания.
• Право на свободу и личную неприкосновенность – под ним понимается гарантия со стороны государства личной безопасности и свободы человека, состоящая в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на физическую, нравственную, психическую неприкосновенность и личную безопасность. Данное право может быть ограничено в отношении лиц, например, совершивших правонарушение. КоАП в качестве одной из мер обеспечения производства по делам об адм. право-нарушениях предусматривает адм. задержание лица, совершившего адм. проступок. • Неприкосновенность жилища – регламентировано КРФ, т.е. никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц помимо случаев, предусмотренных фз или на основании судебного решения. • Право на возмещение государством вреда (общие положения сформулированы в гражданском законодательстве – статьи 15-16 ГК РФ). • Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные, коллективные обращения в гос. и муниципальные органы. Конституционные положения в этой части основываются на реализации положений ФЗ, который называется «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», т.е. каждый гражданин имеет право свободно и добровольно обращаться лично или в составе коллектива в гос. или муниципальные органы и к должностным лицам. Обращения допускаются на безвозмездной основе, их формами являются предложение, заявление или жалоба. Под предложением понимаются рекомендации гражданина по совершенствованию нормативно-правовых актов, деятельности гос. органов и муниципальных образований, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление содержит просьбу гражданина о содействии в реализации его или иных лиц, конституционных прав, либо сообщения о нарушении законов, иных нормативных актов, недостатков в работе гос. или мун. органов или должностных лиц. Жалоба – содержит просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, а также иных лиц. При рассмотрении обращений независимо от их формы не допускается разглашение сведений, содержащихся в них или касающихся частной жизни гражданина без его согласия. Ст. 46 КРФ предусматривает право граждан в сфере осуществления гос. управления на обжалование в суд решений и действий (бездействий) исполнительных органов и должностных лиц. В данном случае применяются положения специального ФЗ и главы 25 ГПК, которые противоречат друг другу. В этой связи применению подлежат нормы специального ФЗ в части, не противоречащей ГПК. Гражданин (организация) вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органов гос. власти или местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права или свободы. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда. К решениям, действиям (бездействиям) указанных субъектов, которые оспариваются в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные или единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых:
o Нарушены права и свободы гражданина o Созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. o На гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Срок обращения гражданина в суд – 3 месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. • Право на передвижение – нормативную основу для реализации данного права составляет закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ». Ограничение указанного права допускается только на основании закона. Место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, больница, иные подобные учреждения, а также жилое помещение, не являющиеся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дома маневренного фонда (для погорельцев и т. д.), дома престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и т. д.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору найма, аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими субъектами осуществляется регистрационный учет граждан РФ, как по месту пребывания, так и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация гражданина по месту пребывания проводится без снятия его с регистрационного учета его по месту жительства. Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее 7-ми дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу ответственному за регистрацию с заявлением по установленной форме. Заявление, а также иные документы могут быть представлены в форме электронных документов. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3-ех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. Снятие граждан с учета осуществляется в следующих случаях:
o Изменение места жительства. o Призыв на военную службу. o Осуждение к лишению свободы. o Признание безвестно отсутствующим. o Смерть или решение суда об объявлении умершим. o Выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением. o Обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации. Право граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания в соответствии с законам РФ может быть ограничено: o В пограничной полосе. o В закрытых военных городках. o В закрытых административно-территориальных образованиях. o В зонах экологического бедствия.
o На отдельных территориях и в населенных пунктах, где существует опасность распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, при введении особых условий, режимов проживания и осуществления хозяйственной деятельности. o На территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. • Право свободно использовать и распространять информацию – ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Доступ к информации о деятельности государственных органов может обеспечиваться следующими способами: o Обнародование гос. органами информации о своей деятельности в СМИ. o Размещение гос. органами информации о свой деятельности в сети Интернет. o Размещение указанными субъектами информации о деятельности в помещениях, которые они занимают, и иных отведенных для этих целей местах. o Ознакомление гос. органами со своей деятельностью через библиотечные и архивные фонды. Присутствие граждан, в том числе представителей общественных организаций, на заседаниях коллегиальных гос. органов, в том числе органов местного самоуправления. o Предоставление пользователям информации по их запросу о деятельности гос. органов. o Другими способами, предусмотренными правовыми актами в том числе, регионального и местного уровней. Обязанности так же могут быть подразделены на общие и специальные, которые касаются, например, управленческих правоотношений определенной отрасли. Обязанности подразделяются на абсолютные, например, правила поведения в общественных местах, и на относительные, например, соблюдать правила сформулированные в конкретной лицензии. К обязанностям граждан в сфере гос. управления можно отнести соблюдение соответствующих законов и иных нормативных актов, соблюдение гос. и служебной дисциплины, исполнение воинской обязанности, получение разрешений и лицензий и т. д..
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|