Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы государственного управления




Понятие и классификация методов государственного управления

Одной из категорий наряду с формами, которая характеризует государственное управление, являются методы реализации исполнительной власти. Данная категория от-ражает способы и основные приемы, при помощи которых осуществляется государствен-ное управление. В них проявляется содержание государственной деятельности по управ-лению экономической, социально-культурной и административно-политической сферами. Определение методов государственного управление в административно-правовой литературе не имеет однообразного решения. Например, Дмитриев метод государственного управления определяет как определенный прием властного воздействия субъекта на объект управления, посредством чего собственно и реализуется управление на государственном уровне. Алехин полагает, что метод обеспечивает достижение целей государственного управления в процессе реализации исполнительными органами своих задач и функций. Методы государственного управления необходимо рассматривать безусловно через совокупность способов и приемов, при помощи которых осуществляется управляющее воздействие на соответствующий объект.

Специфические признаки методов государственного управления:

• Применяются органами исполнительной власти.

• Порядок их применения нормативно определен.

• Используются в пределах осуществления управленческой деятельности.

• Зависят от субъективных факторов, хотя носят объективный характер.

• Выбор конкретного метода обусловлен особенностями объекта управления.

• Выражают публичный интерес.

• Отражают характер юридической связи между субъектом и объектом управле-ния.

Необходимо различать методы государственного управления и метод администра-тивного права. Метод правового регулирования по существу содержит набор правовых средств, обеспечивающих воздействие на общественные отношения. Метод управления раскрывается через совокупность инструментов, среди которых выделяются не только предписания, запреты и дозволения, но и стимулирование, поощрение и правовые ограничения.

Методы государственного управления могут быть классифицированы по различным основаниям.

По характеру воздействия на объекты управления:

• Принуждение.

• Убеждение.

Они являются базовыми, основными.

По форме выражения:

• Правовые (принуждение, убеждение).

• Организационные (дополнительные).

По степени управляющего воздействия:

• Императивные.

• Уполномочивающие.

• Поощрительно-рекомендательные и прочие.

С учетом административно-правовых признаков:

• Нормативные.

• Индивидуальные.

В зависимости от способа принятия решения:

• Коллегиальные.

• Единоличные.

В зависимости от круга субъектов:

• Общие.

• Специальные.

Методы государственного управления также предлагается подразделять на группы идеологического, психологического, экономического и организационно-властного воздействия (Конин).

В качестве основных необходимо рассматривать методы убеждения и принуждения, на которых основываются иные выделяемые методы государственного управления. Вто-ростепенную роль в воздействии субъектов государственного управления на управляемые объекты играют экономические методы (материальное поощрение, предоставление имущественных и иных льгот и т д.), которые в меньшей степени связаны с принуждением. По форме они являются правовыми, поскольку имеют свое закрепление на уровне норм, но в большинстве случаев их самостоятельное существование невозможно.

Убеждение и принуждение как методы управления

Данные методы тесно взаимосвязаны, поскольку убеждение включает в себя опреде-ленный аспект принуждения. Методы принуждения в свою очередь содержат правовые ограничения как сдерживающие, так и стимулирующие. Причем угроза применения ад-министративного наказания в определенной степени побуждает, стимулирует к правомерному поведению и положительным поступкам. Социальное назначение и эффективность этих методов определяется тем, что они:

• Обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества.

• Должны находиться в органическом единстве.

• Должны зависеть от потребностей общества на определенном этапе.

• Основаны на соотношении элементов убеждения и принуждения и обусловлены, в том числе формой и сущностью государства.

Цель убеждения сводится к тому, что обеспечить добровольное, сознательное, сво-бодное от внешнего воздействия соблюдение законности и правопорядка. Принятие ре-шения субъекта, его поведение, сформированное в рамках воздействия этого метода должно согласовываться с его внутренними убеждениями. Подобный эффект может быть обеспечен посредством применения таких конкретных мер как стимулирование, воспита-ние и разъяснение.

Стимулирующие в свою очередь подразделяются на:

• Экономические, применяемые в основном в отношении хозяйствующих субъек-тов (налоговые льготы, кредитование).

• Организационные – установление упрощенных процедур.

• Социальные – предоставление льгот социально нуждающимся гражданам.

• Поощрения - могут быть моральными, материальными и смешанными.

• Воспитательные меры призваны обеспечить воздействие на сознание, взгляды и чувства физических лиц.

• Разъяснительные меры – выражаются в проведении публичных мероприятий, касающихся инструктажа, выступлений, выпуска листовок, интервью с долж-ностными лицами и т. д. Алехин считает, что данные меры – это формы реали-зации метода убеждения.

Государство, обеспечивая защиту прав и свобод отдельных граждан и интересов об-щества в целом, принуждает лиц, не поддающихся убеждению к соблюдению правопо-рядка. Для этого предусмотрены и установлены различные виды ответственности за со-вершение правонарушений. Установлены различные виды ответственности. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия. Возника-ет необходимость применения принуждения. Принуждение подразделяется на физическое и психическое: угроза, страх наступления неблагоприятных последствий. Его цель заста-вить конкретных субъектов права соблюдать предписания или воздержаться от опреде-ленных действий. Принуждение обеспечивает формирование подчиненности и представ-ляет собой властной веление или прямое действие. Зачастую достижение желаемого ре-зультата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта при его внутреннем и нередко внешнем сопротивлении. Принуждение выражается в кон-кретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными орга-нами. К ним относятся меры юридической ответственности, меры пресечения и меры ад-министративно-предупредительного характера (карантин, досмотр и др.).

Выделяются следующие признаки принуждения: правовой характер, основанный на правовых принципах, их применение нормативно определено, носят предупредительный или пресекательный характер. По мнению Дмитриева принуждение эффективно в тех случаях, когда оно применяется к меньшинству, поскольку является крайним случаем в достижении цели управления. Оно должно быть исключительно нормативно-определенным, исключая произвол государства и его органов. Принуждение состоит в восстановлении социальной справедливости и предупреждении новых правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает назначение наказания. В этом случае в принуждении проявляются такие элементы как устрашение и карание, воспитание и исправление лиц, совершивших правонарушение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...