Критерии эффективности и оценки работы.
С 1959 г. в международной практике корпоративного тренинга используют модель Дональда Киркпатрика (Kirkpatrick), названную по имени ее автора. Модель описывает четыре шага (и соответственно уровня) оценки результатов тренинга. 1. Реакция: насколько обучение понравилось участникам. 2. Усвоение: какие факты, приемы, техники работы были усвоены в результате обучения. 3. Поведение: как в результате обучения изменилось поведение, действия участников в рабочей обстановке. 4. Результат: каковы осязаемые результаты обучения для организации, измеренные через сокращение затрат, сроков, улучшение качества и т.д[18]. Также в литературе выделяются такие критерии: 1.Успешная реализация, отсутствие “срывов” в программах обучения и развития сотрудников, повышение профессионального и общеобразовательного уровня сотрудников фирмы. 2.Четкое, полное и своевременное предоставление запрашиваемой по направлению деятельности информации из других отделов. 3.Реализация функций менеджера по обучению и развитию персонала, обозначенных выше[19]. Опрошенные добавляют к этому списку[20]: ü Показатели оценки персонала, уровень достижения целей обучения. ü Обратная связь обучаемых. ü Повторный запрос на обучение, увеличение инвестиций. ü Отзывы о сотрудниках. ü Выполнение работы в срок. ü Самооценка тренера. 3.1.7 Трудности в работе специалиста T&D. · Сложность доказательства влияния обучения на конкретные показатели деятельности организации. · Нехватка времени для проведения длительных процедур оценки результатов. · Нехватка в организации знаний и навыков, для проведения оценки результатов обучения. · Основные заинтересованные стороны не считают нужным тратить время на оценку результатов.
· Нехватка экспериментальных данных, подтверждающих ценность обучения[21]. Участники опроса также отмечают недостаточное материальное и техническое обеспечение процесса обучения, и личные недоработки и недостатки тренера: эмоциональное выгорание, отсутствие авторитета для сотрудников, слабая энергетика[22].
Барьеры при создании стратегии обучения и развития персонала: . Несогласованность стратегии СКО с общекорпоративной стратегией. Сейчас все спорят: а нужна ли долгосрочная стратегия обучения и развития, ведь бизнес цикл стремительно сокращается, а традиционное планирование на 5 лет уже неактуально. Стратегия в области обучение и развития должна обеспечивать исполнение корпоративной стратегии. То есть, если стратегия компании составляется на два года, то и стратегия обучения так же должна быть сроком на 2 года. Если вы заложили в свою стратегию СКО механизм корректировки, угроза несогласованности будет устранена. · Нет времени на создание стратегии. Классический барьер — недостаток времени. Но если не уделить внимание созданию стратегии обучения, можно всем остальным и не заниматься, так как хаотичная деятельность ценности компании не принесет. Основной вопрос, которым задается топ-менеджмент: а каков возврат на инвестиции компании в обучение? Как было показано выше, грамотно разработанная стратегия обучения и развития персонала отвечает на поставленный вопрос. · Стратегию обучения создать нельзя, ведь компания состоит из множества людей со своими интересами и потребностями. Совершенно верно, искусство создания стратегии СКО в том, чтобы создать ее сфокусированной на бизнесе и его потребностях, учтя индивидуальные потребности различных сегментов персонала компании. Подход «все для всех» давно устарел. Добиться индивидуального подхода к обучению и развитию, сохраняя бизнес фокус — основная задача современной системы обучения и развития персонала.
Создать стратегию обучения и развития персонала нелегко, еще тяжелее ее воплощать в жизнь, но многие великие компании, например Toyota, добились невероятного успеха благодаря тому, что их стратегия управления персоналом и обучения и развития персонала были интегрированы со стратегией компании[23]. 3.2 Модель компетенций для специалиста T&D. Американское сообщество по обучению и развитию (ASTD) на основе проведенных исследований, представило модель уровней компетенций специалиста по обучению и развитию[24]. На основе этой модели выделяется три уровня компетенций для специалиста T&D[25]: 1.Базовые компетенции (соответствующие поведенческие характеристики, требующиеся для всех специалистов T&D). - Личные (навыки самопрезентации, навыки моделирования развития другого человека); - Межличностные (построение доверия, межличностная коммуникация, влияние на клиентов, акционеров, простраивание партнерских отношений); - Управленческие (анализ решения проблем, бизнес-партнерство, результативность, планирование бюджета, стратегическое мышление); 2.Области экспертности (специализированные знания/навыки, требующиеся в дополнение к базовым компетенциям, специалисту может требоваться экспертность в одной или более областей). - Планирование обучения; - Улучшение результативности; - Проведение тренингов; - Измерение и оценка; - Фассилитирование орг. изменений; - Администрирование работы T&D; - Коучинг; - Управление орг. знаниями; - Планирование карьеры и развитие «талантов»; 3.Роли (не названия должностей, а группы ключевых компетенций, специалист может выполнять одну или несколько ролей, в зависимости от задач) – это успешное применение всего вышеперечисленного на практике. 3.3 Квалификационные требования к специалисту T&D. Менеджер по обучению и развитию персонала должен знать: Ø приказы, указания, распоряжения, инструкции и другие нормативно-распорядительные документы, регламентирующие работу менеджера по обучению и развитию персонала; Ø законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом, трудовое законодательство, законодательство о защите прав потребителей, о рекламе;
Ø основы психологии, социологии, педагогики и организации труда; Ø структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития; Ø кадровую политику и стратегию предприятия; Ø основы маркетинга; Ø современные концепции управления персоналом; Ø основы трудовой мотивации и системы оценки персонала; Ø конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг; Ø психологические механизмы межличностного и группового общения; Ø передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления персоналом; Ø порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; Ø порядок составления планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ, другой учебно-методической документации; Ø организацию процесса непрерывного обучения персонала; Ø прогрессивные формы, методы и средства обучения; Ø порядок финансирования затрат на обучение; Ø методы анализа эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала; Ø порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров; Ø средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; Ø культуру труда и этику делового общения; Ø основы экономики и управления; Ø основы трудового законодательства и законодательства об охране труда Российской Федерации; Ø устав предприятия, его штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка; Ø правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты[26]; 3.4 Образование специалиста T&D. Эффективный специалист в области обучения и развития персонала должен иметь высшее образование по направлениям Психология, Управление персоналом, Менеджмент, Социология[27]. Такое образование можно получить во многих ВУЗ страны, в том числе:
· Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Институт экономики, управления и права (факультет управления, кафедра управления) · Государственный университет управления (ГУУ), Институт социологии и управления персоналом · Российский государственный социальный университет (РГСУ), управление персоналом · Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (МГУ), факультет психологии (кафедра социальной психологии, кафедра психологии труда и инженерной психологии) · Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ), факультет управления · Московский гуманитарный университет (МосГУ), факультет экономики и управления · Всероссийская государственная налоговая академия (ВГНА) · Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Институт менеджмента (управление персоналом), Институт права и гуманитарного образования (организационная психология) Вступительные экзамены (ЕГЭ): Специальность «Управление персоналом» 080505: русский язык, математика, обществознание. Специальность «Психология» 030300, 030301: русский язык, математика, биология. Специальность «Менеджмент» 080501: русский язык, математика, обществознание. Специальность «Социология» 040201: русский язык, математика, обществознание[28]. Большинство опрошенных (36%) считают, что образование специалиста по обучению и развитию персонала должно быть психологическим. Самая малая часть респондентов (3%) отмечают, что образование должно быть экономическим или просто гуманитарного направления[29]. Из дисциплин, которые специалисту T&D необходимо знать, участники анкетирования выделили: психология труда, организационная психология, обучение и развитие персонала, оценка персонала, мотивация персонала, психология личности, психология масс, социальная психология, педагогика, управление персоналом, менеджмент, экономика, построение бизнес-процессов, инвестирование, экономический анализ, математика, право. Курсы, которые необходимо пройти успешному специалисту по обучению и развитию персонала: курс «Основы T&D», тренинги для тренеров, «коучинг персонала», курсы «управление проектами», курсы повышения квалификации в области управления персоналом, курсы по оратории и актерскому мастерству, работа с сопротивлением клиента, тайм-менеджмент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|