Модель образовательной системы Яна Амоса Коменского.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Экспертизу "классических" образовательных систем начнем с анализа педагогической системы выдающегося ученого-гуманиста Яна Амоса Коменского. Коменский создал педагогику, освященную стремлением сделать процесс образования "приятным" дляучеников, "чтобы можно было довести их до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя". Он пытался спроектировать образовательную среду, которая была бы способна "пробуждать и поддерживать в детях стремление к учению". Коменским создана педагогика, предопределившая на столетия магистраль развития европейского образования. И все-таки Коменский создал педагогику, в основе своей препятствующую развитию свободной и активной личности. Спроектированная им образовательная среда оказалась слепком со средневековой среды обитания, возможно, слепком самого лучшего, самого передового, что было в этой среде, но, бесспорно, пронизанного догмати- ческим духом. Педагогическая система Коменского наиболее полно представлена в таких его трудах, как "Великая дидактика..." (1657) и "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих..." (1664). В начале своего труда автор не жалеет черной краски для описания реалий образования современной ему эпохи: "При образовании юношества большей частью применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов... Ибо обычно оставалось в пренебрежении то, что преимущественно должно было внедрять в умы, именно — благочестие и нравственность. Об этом во всех школах (даже в академиях, которым, однако, следовало бы быть на вершине человеческой культуры) заботились очень мало. И большей частью оттуда выходили вместо кротких агнцев дикие ослы и неукротимые мулы; вместо характера, склонного к добродетели, выносили оттуда только поверхностную обходительность в обращении, какое-то пышное иноземное одеяние, дрессированные для светской пустоты глаза, руки и ноги. В самом деле, многим ли из этих жалких людишек, которым изучение языков и искусств так долго давали внешний лоск, приходило в голову быть для остальных смертных примером умеренности, целомудрия, смирения, гуманности, серьезности, терпения, воздержания и пр.?" (1989, с. 32).
Этот живописный отрывок представляется нам весьма ценным с точки зрения анализа педагогической системы самого Коменского. Здесь наряду со столь эмоциональным бичеванием средневекового образования он провозглашает важнейшие характеристики "нового человека", которого собирается формировать: смиренного, терпеливого и кроткого "агнца", т. е. пассивную и зависимую личность. Образ такого человека совершенно согласуется и с главной целью образования — подготовкой к загробному служению Богу: "Но уход из этой жизни неподготовленным — дело настолько серьезное, что его нельзя исправить... Пока мы живем, душа образуется для познания Бога и союза с ним, и для этого не будет уже ни места, ни времени. Ввиду того, что здесь идет дело о приеме такой великой важности, нужно очень спешить, чтобы кто-нибудь не был застигнут врасплох" (с. 20). По мнению Коменского, всех нужно "вести" к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей. Второй целью образования Коменский считал нравственную и профессиональную подготовку человека к служению обществу: "... ни в коем случае нельзя допустить, чтобы молодежь в школах занималась делами, которые ей потом не нужны: она должна заниматься только такими, которые прямо введут ее в круг жизненных обязанностей... В интересах общества надо настаивать, чтобы молодежь в общественных школах приучалась к добрым нравам" (с. 11 7). Коменский подчеркивал, что мудрым и полезным человек становится только в том случае, когда основная цель его жизни связывается с "благополучием человеческого рода".
Таким образом, важнейшим элементом педагогической системы Коменского является догмат служения Богу, вокруг которого, собственно, и организуется вся образовательная среда: "Главное требование... чтобы никто, ведомый по этому пути, - не мог свернуть в сторону, не мог не прийти к цели. Это удается, если Бог, наше вечное высшее благо... будет представлен как вечная всепревосходящая высота" (с. 119). Не вызывает также сомнений, что в этой педагогической системе ценности и интересы общества являются приоритетными по отношению к ценностям и интересам личности. В трудах Коменского глагол "вести" наряду с такими, как "показывать", "открывать", "наставлять", "изгонять" и т.п., наиболее часто используется по отношению к функции учителя: "От тьмы крайнего невежества надежным путем привести человека к свету яснейшего познания... Веди его постепенно, чтобы общее познание предшествовало более дробному, цельное — частному... Итак, если возьмешь все чувственно постигаемое, весь мир и все умопостигаемое, весь круг идеи, все предметы веры, всю совокупность откровения и будешь идти (показывая ему) от первого к последнему, от высшего к низшему, от наибольшего к наименьшему, то придет ярчайший свет премудрости" (с. 124). Функция учителя заключается в том, чтобы "наставлять всех, всему и всесторонне". Учитель, ориентируясь на интересы общества, определяет учебный материал, способ и время его усвоения детьми, а затем по возможности гуманными методам и добиваетсяэтого усвоения. Знания, умения и навыки, которые ребенок сумел продемонстрировать по требованию учителя, считаются усвоенными. Характерны рассуждения Коменского о личности учителя: воспитание детей может быть доверено "только лицам устоявшегося возраста и проверенной нравственности", то есть по сути людям, наиболее склонным к авторитарному стилю отношений. Психолог Н. П. Аникеева называет такой тип "опытных педагогов предпенсионного возраста" — "патриархами", отмечая, что им свойственно постоянное стремление поучать молодых (в том числе и своих коллег), выступать на тему "Вот в наше время..." или "Мы в ваши годы...", непоколебимая уверенность в абсолютной эффективности своих педагогических приемов и т.п. Н.П. Аникеева подчеркивает, что "эта позиция нередко вызывает раздражение окружающих". Однако для модели образовательной среды Коменского действительно именно такой тип учителя представляется наиболее подходящим, наиболее точно отражающим ее дух. Далее мы увидим, что, например, у Руссо, проповедовавшего свободную образовательную среду, предпочтение возраста учителя носит противоположный характер: там наставник должен быть как можно более молод, чтобы он мог стать настоящим товарищем для своего воспитанника.
В педагогической системе Коменского образовательный процесс носит, безусловно, коллективный характер: "...более целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, так как больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит побуждением и примером для других" (с. 25). Коллективное воспитание заложено Коменским в качестве одного из основополагающих принципов организации образования: "Общественными школами я называю собрания, где молодежь всей деревни, города или всего края группами (agminatim) упражняется в науках и искусствах" (с. 117). Образовательная среда этих школ должна обеспечивать условия, при которых воспитанники "учились так идти путем единодушия, чтобы не могли расходиться друг с другом во вред себе ни на земных, ни на вечных путях и умели приводить к согласию других, разногласяших" (с. 108). В этой фразе со всей очевидностью проявляется догматическая нетерпимость к какому-либо инакомыслию. Коменский полагал, что образованные по единому шаблону, единообразно воспринимающие действительность и соответственно одинаково мыслящие люди смогут благодаря этому жить в христианском мире без распрей и конфликтов. Именно путем ментального единообразия он предполагал сделать людей счастливыми.
Догматическая сущность коллективного воспитания подробно раскрыта в докладе Карла Густава Юнга "Значение бессознательного для индивидуального воспитания", прочитанном на одном из научных конгрессов в 1925 году: "Под коллективным воспитанием я понимаю в первую очередь не воспитание в группе (например, в школе), но воспитание согласно нормативам, правилам и методам. Эти три принципа неизбежно имеют коллективную природу... возникает единообразие, соответствующее применяемому методу... Конечно, если не утерян здравый смысл такого воспитания, то оно, естественно, может дать хорошие результаты для адаптации воспитуемого к коллективу. Но даже идеальные коллективистские черты характера могут нанести тяжелейший вред индивидуальному своеобразию. Несомненно, действенное воспитание гражданина и полезного члена общества в высшей степени достойно того, чтобы к нему стремиться. Но если превышена некоторая предельная величина единообразия, т.е. некоторые коллективные ценности складываются за счет индивидуального своеобразия, то формируется индивид, который, вероятно, идеально отвечает нормативам, правилам и методам своего воспитания. В силу этого он будет приспособлен ко всем тем ситуациям и к решению тех проблем, которые встречаются в сфере предпосылок его воспитания, но зато он будет беспомощным во всех тех случаях, когда необходимо принять индивидуальное решение, так как знакомое правило отсутствует". Важно отметить, что Коменский отлично отдавал себе отчет в наличии больших индивидуальных различий между детьми: "...у одних способности острые, у других — тупые, у одних — гибкие и податливые, у других — твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой" (с. 40). Различные индивидуальные особенности рассматриваются Коменским как "уклонения" от некоего стандарта и подлежат педагогической нивелировке "одним и тем же искусством и методом": "... указанное различие способностей есть не что иное, как отступление от естественной гармонии или недостаток ее, точно так же, как болезни тела выражаются в излишках влажности или сухости, теплоты или холода... при недостатках человеческого духа наилучшим метолом будет лечение, при котором умеряются излишества и недостатки дарований и все приводится в гармонию и приятную согласованность. Вследствие этого наш метод приспособлен к средним способностям (которые всего чаше встречаются)" (с. 42).
Таким образом, анализ образовательной среды, спроектированной Коменским, по оси "свобода — зависимость" не оставляет сомнений в ориентации моделирующего вектора в сторону "зависимости": ответы на три соответствующих диагностических вопроса позволяют отметить три балла именно по этой шкале. Проблема дисциплины и наказаний раскрывается Коменским достаточно подробно. В целом его педагогическая позиция по этой проблеме заключается в следующем: "Если деревья не подрезаются, то они дичают и дают бесплодные побеги. Но из этого не следует, что школа должна оглашаться криками, ударами, побоями; в ней должны господствовать бодрость и внимание как у учащих, так и у учащихся. Ведь что такое дисциплина, если не тот метод, благодаря которому ученики становятся действительно учениками... Применять дисциплину нужно без возбуждения, без гнева, без ненависти, но с такой простотой и искренностью, чтобы сам подвергшийся наказанию понимал, что наказание назначается ему для его собственного блага и вытекает из отеческого участия к нему со стороны руководителей. Поэтому он должен относиться к наказанию только как к прописанному лектором горькому питью" (с. 83). Итак, Коменский подчеркивает, что наказание не должно носить характера спонтанной эмоциональной реакции педагога на проступок воспитанника — из личностного плана взаимодействия оно перемешается в ролевой. Наказание становится собственно педагогическим методом, который сознательно применяется учителем для формирования определенного типа личности учащихся. То, что объектом педагогического воздействия прежде всего становится именно личность, очевидно из замечания Коменского о том, что " за поведение нужно наказывать строже, чем за учение", особенно "если кто с пренебрежением относится к распоряжению учителя или кого-либо другого из начальствующих лиц, сознательно и умышленно не делает того, что нужно делать; за высокомерие и тщеславие". Наказания могут использоваться и в контексте коллективного воспитания: "...сильное наказание будет полезно если не самому наказанному, то по крайней мере другим, наводя на них страх" (с. 85). Последнее положение абсолютно созвучно с идеями "педагогики параллельного действия" А. С. Макаренко, о которой речь пойдет в дальнейшем. Вообще понятие "страх" не оказывается случайным в системе Коменского, который, апеллируя к библейским текстам, считает, что ученики должны "совершать свое спасение со страхом и трепетом" для того, чтобы "ученики могли и умели всегда любить и уважать своих воспитателей и не только охотно позволяли бы себя вести, куда подобает, но и сами, сверх того, настойчиво бы к тому же стремились" (с. 86). Проявление детьми инициативности и творчества в процессе образования в системе Коменского не находит соответствующей педагогической поддержки. Хотя им и критикуется ситуация, когда "школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом", его собственные педагогические рекомендации остаются в русле учительского диктата и "укрощения учеников с острым умом и стремящихся к знанию, но необузданных и упрямых". В отношении таких детей Коменский полагает, что "прекрасным средством будет приучение их выполнять лучше чужую волю, чем свою собственную, повинуясь, конечно, старшим чрезвычайно быстро во всем. Кто правильно тренирует коней, говорит Лактанций (римский ритор, наставник императора Константина I. — В. Я.), тот прежде всего учит их слушаться узды, а кто хочет воспитывать детей, тот прежде всего пусть приучает их слушаться приказаний" (с. 79). Характерно, что в трудах Коменского неоднократно подчеркивается необходимость ограничения круга чтения учеников, которые должны получать только избранную для них учителем литературу: "... это нужно делать с такой предосторожностью, чтобы девушкам, как и юношеству другого пола, не была доступна первая попавшаяся книга (нужно сожалеть о том, что этого не избегали до сих пор с большей осмотрительностью)" (с. 28). "Итак, нужно заботиться о том, чтобы учащиеся не получали никаких других книг, кроме тех, которые приняты в соответствующее классе" (с. 58). Заметим также, что наш специальный анализ произведений Коменского на предмет его позиции по отношению к развитию детского творчества не позволил констатировать какие-либо соответствующие педагогические положения и рекомендации. Более того, весьма показательным представляется следующее рассуждение: "Но в нашей власти не позволять этим нашим зеркалам (по контексту — природным дароваиям. — В. Я.) покрываться пылью и помрачать свой блеск. А пылью этой являются излишние, бесполезные, пустые умственные занятия. Ведь наша душа находится в постоянном движении, наподобие вертящегося мельничного жернова: постоянные ее помощники — внешние чувства — непрерывно доставляют ей захваченный материал, и большей частью (если за этим тщательно не следит высший наблюдатель — разум) пустой, именно: вместо зерна и муки, солому, песок, опилки и что попало. И тогда происходит то же самое, что и на мельнице: все углы наполняются пылью. Итак, предохранить от прикрытия пылью этот внутренний жернов — ум (который является зеркалом) — это и значит разумно приучать юношей к делам почтенным и полезным, отвлекая их от пустых занятий" (с. 70-71). Отметим, что пустыми занятиями Коменский считал, в частности, игры и "беготню". Таким образом, рассмотрение образовательной среды, предлагаемой Коменским, по оси "активность — пассивность" показывает ориентацию моделирующего вектора в сторону "пассивности": ответы на три соответствующих диагностических вопроса позволяют отметить три балла именно на этой шкале (рис. 1). Если к "догматическому" вектору образовательной среды, спроектированной Коменским, достроить вектор "общественного ветра" (среды обитания), то мы получим вектор, характеризующий личность, которая формируется в этих условиях. В данном случае наблюдается полное совпадение направления векторов догматической образовательной среды и "общественного ветра", происходит своеобразный "резонанс" этих сил влияния на личность. В итоге такая "догматическая" личность характеризуется абсолютной зависимостью и абсолютной пассивностью. Данные ассоциативного эксперимента, проводимого среди студентов и учителей, участвующих в наших семинарах, показывают, что образовательная система Коменского ассоциируется преимущественно с серым цветом (а также, значительно реже, с желтым); гнилостным, затхлым запахом; а также с сырым подвалом; длинным темным коридором, в конце которого брезжит слабый свет; стадом баранов, гонимых пастухом; подземельем средневекового замка и т.п. При этом почти все учителя отмечают, что в школах, в которых они работают, господствует именно этот малопривлекательный тип образовательной среды. Сегодня, на пороге XXI века, становится очевидным, что общественный заказ на тип личности, формируемый массовой школой, вступает "в разительное противоречие с постсредневековой концепцией образования как процесса трансляции знаний, образования как процесса трансляции каких-то истин. Основные принципы новоевропейской школы — это принципы, родившиеся в недрах средневековой школы. И великие педагогические реформаторы Нового времени — Коменский, Песталоцци и другие — так и не сумели выйти за границы средневековой образовательной парадигмы как парадигмы трансляции истин от учителя к ученику. И это стало основой культурно-образовательного кризиса современной цивилизации" (А. М. Лобок). Образовательная среда, формирующая зависимую и пассивную личность, становилась объектом критики еще современников Коменского. Далее нами будут рассмотрены некоторые пути ее реформирования, предлагавшиеся выдающимися педагогами как далекого, так и сравнительно недавнего прошлого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|